Search

Дело о безместном иерее Г.С. Петрове

К истории обновленчества. Дело о безместном иерее Г.С. Петрове за № 82 от 1906 г.

К истории обновленчества. Дело о безместном иерее Г.С. Петрове за № 82 от 1906 г.

Доклад митр. Владимиру Московскому и Коломенскому Всенародного Русского Союза

Ваше Высокопреосвященство, милостивейший Архипастырь.

Дело о безместном иерее Г.С. Петрове: Петров, уже снявший с себя сан. 1908 г.
Петров, уже снявший с себя сан. 1908 г.

В настоящее смутное время, когда не только Русской Церкви, но и самой вере грозит величайшая опасность от римского папизма, франкмасонства и еврейства, направивших на них свои вражеские стрелы, Всенародный русский союз, имеющий на знамени своем Православие, Самодержавие, русская народность и нераздельность России, обращается, Владыко, к Вам, как к преемнику великих и приснопамятных первосвятителей, непоколебимых хранителей апостольских преданий, светильников, стоявших на страже Московской и Всероссийской Церкви, с следующею сыновнею просьбою:

Союз глубоко опечален, что некоторая часть вверенных Вам пастырей, состоящая преимущественно из молодых иереев-законоучителей, разномыслящих с своею паствою, презрев священные каноны, восстала против своего Архипастыря, возмутила мир церковный и обратила Епархиальный Дом в самочинное сборище священно-церковнослужителей. Проповедывая в сем Доме противохристианский социализм, эти клирики дерзнули не только высказать порицание своему Архипастырю, напечатав оное в революционной газете, но и дерзнули потребовать, чтобы отцы благочинные сложили свои полномочия, чтобы священный клир выразил порицание совершению общественных молебствий и крестных ходов, как бы действам, не имеющим ничего общего с христианскою молитвою, и на призыв некоторых протоиереев и иереев покаяться и просить прощения у Архипастыря, они ответили упорным нежеланием.

Твердо уповая, что усердное всенародное покаяние, пост и молитва могут успокоить народные страсти, положить конец междоусобным распрям, возвратить народу разум, мир и благоденствие, Союз не может пройти молчанием вышесказанные действия свяшеннослужителей, направленные к сеянию смуты церковной и гражданской.

Следуя примеру пастырей, и церковнослужители вверенной Вашему Высокопреосвященству епархии образовали свой союз, имеющий свои сборища в помещении театра “Аквариум”, заведомо предназначенного для целей, ничего общего с церковными нуждами не имеющих, где они, между прочим, решили домогаться уравнения прав своих со священниками и отвергнуть обязательность целования руки при преподании им пастырского благословения.

Союз не может также не обратить внимание Вашего Высокопреосвященства на деятельность Общества любителей духовного просвещения, не согласную ни с его уставом, ни с целью, с которою основал это общество приснопамятный Митрополит Филарет.

В особенности заслуживает внимания деятельность редактора газеты, кощунственно названной им “Правдой Божией”, безместного иерея, облекшегося в светскую одежду, Петрова.

В видах скорейшего прекращения церковной смуты, Всенародный Русский Союз почтительнейше просит Ваше Высокопреосвященство:

1) подвергнуть каноническому взысканию иереев, подписавших вышесказанное порицание Вашему Высокопреосвященству;

2) воспретить Обществу любителей духовного просвещения деятельность, несогласную ни с его целью, ни с уставом;

3) принять меры к тому, чтобы печать светская и наипаче духовная не глумилась над православным вероучением, церковными обрядами и священным клиром;

4) обратить внимание на деятельность иерея Петербургской епархии Григория Петрова, действующего в Москве без разрешения местной епархиальной власти, иначе Верховный град Москва обратится в рассадник церковной смуты и духовного разврата всего православного русского народа.

(подлинное подписали):

Союза русских людей: Князь Александр Щербатов.

Члены Совета: Иннокентий Дараген, Леонид Бобров.

Монархическая партия: В. Грингмут, Ал. Шмаков, А. Геникс, А. Елишев; Союз землевладельцев: Н. Жедринский, С. Кологривов; Московская добровольная охрана: И.Н. Ануфриев; Союз русского народа: Н. Ознобишин; Общество русских патриотов: Н. Капканщиков, Н.Н. Сучков, А. Балашев; уполномоченные Одесского отдела русского собрания: М. Богоявленский; Союза русского народа в Петербурге: Шарапов; Кружок дворян: товарищ председателя Ф. Степанов.

Доклад митр. Владимиру Московскому и Коломенскому викариев Московской епархии

Святейшего Правительствующего Синода члену, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкие Сергиевы лавры свяшенно-архимандриту

Преосвященных викариев: Трифона, Епископа Дмитровского, Никона, Епископа Серпуховского и Серафима, Епископа Можайского

Доклад

7-го февраля в московском Епархиальном ломе было в присутствии нас, трех викариев Вашего Высокопреосвященства, первое “пастырское собрание” приходских священников г. Москвы. При осуждении вопроса о благоустройстве церковно-приходской жизни один из священников, Н.В. Арсеньев, обратил внимание собрания на тот вред, какой приносит петербургский заштатный священник Григорий Петров своею публицистическою деятельностию, посевая в среде православной паствы, под видом христианского учения, не только смуту в умах, но и явно противохристианские социалистические понятия. Его газета, кощунственно именуемая “Правдой Божьей”, вносит великий соблазн в душу простого народа, возбуждает в массах недовольство существующими порядками и политическое брожение, медленно отравляя их ядом социализма и презрения к Св. Православной Церкви. И это отравление, это духовно-нравственное, религиозное и политическое развращение народных масс тем опаснее, что идет от лица, облеченного священным саном. Кроме публицистической, чрез свою “Правду Божию” и чрез газету “Русское Слово”, вредной деятельности, священник Петров ведет пропаганду и лично как в некоторых средних слоях общества, так и в среде самого духовенства. Последние смуты в Обществе любителей духовного просвещения во многом обязаны его влиянию на молодых священников, особенно законоучителей светских учебных заведений, хотя сам он личного участия в самочинных “пастырских собраниях” сего Общества и не принимает. К заявлению о. Арсеньева присоединилось почти все пастырское собрание, при чем большинство просило нас, викариев Вашего Высокопреосвященства, повергнуть пред Вами свою глубокую скорбь по поводу соблазна, вносимого Григорием Петровым в среду их паствы и ходатайствовать пред Вами: не признаете ли возможным принять с своей стороны меры к прекращению сего соблазна и для сего: просить, где следует, если не о совершенном прекращении издания “Правды Божией”, то, по крайней мере, о немедленном изменении названия сего кощунственного издания; б) о воспрещении священнику Петрову дальнейшего пребывания в Москве и ее окрестностях; в) просить Святейший Правительствующий Синод войти в рассмотрение: не благовременно ли привлечь сего священника к ответственности пред Церковью за искажение православного учения и распространение ложных противообщественнных и противохристианских учений?

Вашею Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайшие послушники: (подлинное подписали) Трифон, Епископ Дмитровский, Никон, Епископ Серпуховский, Серафим, Епископ Можайский

№ 482. Февраля 15 дня 1906 года,

Представление митр. Владимира Святейшему Синоду

Святейшему Правительствующему Синоду

Владимира, Митрополита Московского,

Представление

Долгом поставляю благопочтительнейше при сем представить на благоволение и на распоряжение Св. Правительствующегo Синода поступившие на мое имя два доклада: 1) Преосвященных викариев вверенной мне Московской епархии от 15 февраля текущего 1906 года за № 482 и 2) Всенародного русского союза, в коих сказанные представители просят моего ходатайства пред Святейшим Синодом о том, между прочим, чтобы было обращено должное внимание на деятельность священника Санкт-Петербургской епархии Григория Петрова в г. Москве без разрешения местной епархиальной власти, в противном случае столичный город Москва обратится в рассадник церковной смуты духовного разврата всего православного русского народа.

Вашего Святительства

Митрополит Владимир, Московский и Коломенский

№ 71 23 февраля 1906 г.

По материалам книги

А.И. Введенский. Церковь и государство (Очерк взаимоотношений Церкви государства в России 1918-1922). М., 1923. СС. 25-29

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.