Search

Демоническая музыка как путь к лже-православию

Анализ брошюры игумена Сергия (Рыбко) "Современная культура: сатанизм или богоискательство?"

Анализ брошюры игумена Сергия (Рыбко) “Современная культура: сатанизм или богоискательство?”

Антон Тарасюков

о. Сергий (Рыбко), К. Кинчев (группа "Алиса") и неизвестный.
о. Сергий (Рыбко), К. Кинчев (группа “Алиса”) и неизвестный.

На тему рок-музыки, как в православной, так и в светской печати, написано вполне достаточно. Моей целью не является не столько критический анализ данного музыкального направления, что прекрасно сделано до меня (я сам бывший рокер, хорошо знающий это явление изнутри). Хотелось бы обратить внимание на совершенно другой взгляд, выражающийся в брошюре игумена Сергия (Рыбко) “Современная культура: сатанизм или богоискательство?”. В разделе “Антиподы ли православие и рок-культура?” о. Сергий отвечает на свой вопрос следующим образом: рок вполне приемлем для православного христианина, он способствует удовлетворению эстетических вкусов, либо просто является формой отдыха и, кроме того, иногда выражает богоискательство пишущих его личностей, следовательно, может быть полезен для неопределившихся в вере или неверующих людей. Попутно идёт критика антироковой (слово почему-то берётся в кавычки) литературы, сводящаяся к обвинениям в необъективности, профанации и клевете. Естественно, такие мысли меня поразили, потому считаю, что прежде чем соглашаться с вышесказанным, мы должны тщательно проанализировать все доводы в пользу подобного подхода. Особенно приглашаю к обсуждению тех, кто в поисках ответа на вопрос о соотношении рока и Христианства, столкнувшись с работой о. Сергия, приняли его вариант решения проблемы или впали в недоумение.

Признаюсь, что до работы над этой статьёй я знал о рок-музыке гораздо меньше, чем теперь, и моё представление о ней было не полным и не окончательно сформированным. Поэтому выражаю глубокую благодарность людям неравнодушным к данной проблеме за информацию, которую они выкладывали на форумах, в статьях… Она мне неоценимо помогла. Дай Бог, чтобы настоящая работа оказала кому-то помощь.

Проповедь Православия или апология рока?

Перед тем, как непосредственно приступить к разбору аргументов, нужно уяснить, к кому и с какой целью обращает о. Сергий. В слове об авторе говориться: “Книга адресована молодым людям, еще только находящимся в поисках пути к Святой Церкви, а также всем православным, интересующимся вопросами современной культуры”. Что подтверждается, надо сказать, довольно эмоциональным предисловием. Тут о. Сергий выражает серьёзные опасения, что “гонители рок-музыки” и современной культуры в своей невежественной, по его мнению, критике оттолкнут современную молодёжь от Православия.

“Давайте теперь посмотрим на последствия такого решения. Прежде всего, это неправда… По причине этой лжи Церковь теряет миллионы душ, в основном, молодых, которые могли бы стать подлинными ее членами, глубоко верующими людьми, могли бы проповедовать христианские убеждения своим сверстникам и тем самым ощутимо повлиять на современную молодежную среду”.

В таком случае целесообразнее назвать неправдой, что Церковь порицает разврат, наркотики, насилие, магию, призывает к бескомпромиссной борьбе со страстями, ставит на передний план духовные задачи, а не земные комфорт и благополучие, ведь это способствует отторжению уже сотен миллионов (если не миллиардов) людей. Царство Мое не от мира сего (Ин. 19, 36), – сказал Спаситель Пилату. Если миллионы рокеров, узнав, что в Православии не приемлется их музыкальный жанр, выбирают последний, то значит рок – религия, своеобразная альтернатива Истине, что должно нас тем более настораживать.

“Некоторые опасаются, что снятие запрета с современной культуры приведет Церковь к модернизму и искажению культуры православной. Вряд ли с этой стороны существует опасность. Сама по себе светская культура и музыка – ни добро, ни зло; они, по сути, душевны”.

Но нейтральность не присуща душевности. В “чистом”, согласно о. Сергию, виде искусства просто не существует! Однако вскоре идёт поправка.

Добром или злом делает их произволение людей, которые могут превращать культуру в орудие возбуждения страстей, а могут использовать для воспевания прекрасного Божиего творения. Православная культура существует веками, столько же, сколько существует Церковь… Культура духовная и культура душевная – две разные области. Они всегда существовали и будут существовать, не смешиваясь, но оказывая взаимное влияние.

Соответствует ли это заявление истине? Ведь Христианская культура и культура “душевная” затрагивают не различные аспекты бытия, а, напротив, дают совершенно разные ответы на одни и те же вопросы.

Светское искусство направлено к земле, в мир, но и оно отвечает на вопрос о смысле жизни. Оно говорит, что содержанием и целью жизни являются страсти, развлечения, исполнение собственных желаний и амбиций; в этом заключается счастье. Духовное же обращено в вечность. Оно понимает эфемерность всего предлагаемого миром и говорит, что временное земное существование – лишь подготовка к вечной жизни; задача в том, чтобы стать достойными вечной радости, вечного счастья, вечного покоя в вечном Богообщении. Искажение православной культуры через искажение или “модернизацию” сознания православных (чего и надо бояться в первую очередь) вполне возможно.

Невозможны концерты рок-музыки в православном храме, как это стало уже обычным на протестантском Западе. Однако проповедь православного священника на рок-концерте не неуместна, и рано или поздно она там прозвучит.

Я ни разу не слышал о проповедях в театрах или операх во время постановок, а здесь, образно говоря, хотят поместить батюшку на дискотеку, где в промежутке между треками он будет рассказывать о скромности, целомудрии и вреде спиртного, при том не мешая ходу вечеринки. Насколько сие действенно, судите сами. К глубокому сожалению, такая практика выступлений на рок-концертах сегодня наблюдается. Священнослужители-активисты в глазах аудитории создают устойчивое впечатление, что происходящее там непотребство вполне одобряется Церковью.

Прежние гонители рок-музыки – КГБ… В действительности же Церковь больше всех в нашей стране подвергалась длительным кровавым гонениям со стороны НКВД-КГБ. У нее гораздо больше точек соприкосновения с неформальной культурой, чем различий, потому что назначение того и другого – поиск Истины. Тех, кто последователен в этом поиске, неформальное искусство и рок-культура рано или поздно приводят в Церковь.

Как же так: “поиск Истины”? Церковь – это “столп и утверждение Истины”, в ней уже явлена Истина во всей полноте, поэтому считать её назначением поиск Истины – значит недопустимо принижать её достоинство. Цитируя текущий отрывок, я хотел также указать на одно противоречие. Душевное не может привести к Истине, даже если и выражает светлые глубокие переживания. Его образы и здесь останутся приземленными. К Истине приводит духовное, смотрящее выше суетных проблем. К чему тогда отнести рок? Увы, определенного отношения по данному вопросу на страницах брошюры мы так и не смогли отыскать.

Итак, задача автора ясна – проповедь Православия, направленная прежде к поклонникам рок-музыки. Однако нас ждёт удивление. Никаких слов о свете Христианства, преображающего душу и наполняющего смыслом жизнь, мы не услышим.

Если тема миссии затрагивается, то редко, и даётся лишь в общих чертах. Например, на вопрос, как реагировать церковным родителям, если их дети увлекаются роком, о. Сергий приводит пример проповеди апостола Павла в Афинах. Несколько отступив, замечу, что из афинян, услышав о воскресение мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак, Павел вышел из среды их (Деян. 17, 32-33). Апостол не стал соединять весть о Спасителе с язычеством в неком диалектическом синтезе для более успешного благовествования, говорить об идолопоклонстве как пути к Христианству и о допустимости участия христиан в демонических сборищах. Но вернёмся назад. Здесь непонятно: верующие дети или нет. Если да, то что нового они узнают о Православии посредством рока? Если нет, дальше следуют разъяснения. После рассказа о свт. Николае Японском, приехавшем в Японию в целях миссионерства, о. Сергий продолжает: “Сейчас та же ситуация в России. Нельзя все отрицать: все вы сатанисты, единоборства ваши – сатанизм, техника – сатанизм, искусство – сатанизм, наука – сатанизм, цивилизация – сатанизм, все – сатанизм”. Интересно, кто, по мнению батюшки, отождествляет всю деятельность человека с сатанизмом? “Встретившись с Богом, открыв для себя богатство и глубину Православия, человек сам оставит свои заблуждения и увлечения”. Но об этом даже не говорится! Всё время только реабилитируется рок.

В другом месте автор рассказывает случай, взятый из жизни св. Силуана Афонского, где преподобный объясняет архимандриту, проповедующему среди еретиков, что сплошными обвинениями в лжеучении нельзя ничего добиться, а указанием ошибок в их вероисповедании, сделанным в духе любви, можно принести несоизмеримую пользу, присоединив к Телу Христову некогда отпавших чад. Мы полностью согласны со словами святого, но рок ересью не является. Рокер может быть и мусульманином, и язычником-пантеистом, и протестантом, атеистом, в конце концов. Тогда в диалоге надо будет исходить из объекта его религиозного выбора, а не из увлечения, которое он ложно полагает увлечением и ничем более. И вообще: как можно начинать проповедь, основываясь на искусстве, которое, в сущности, душевно?

Может быть о. Сергий надеется, что прочитавший о “христианской” основе рока и его допустимости в Православии рок-любитель примет Христианство? Последнее маловероятно. Не думаю, что именно здесь причина отторжения рокеров от Церкви. И вообще некорректно рассматривать человека только как рокера в данной ситуации, игнорируя его религиозные, политические, социально-экономические взгляды и жизненные позиции. Исходя из вышесказанного, мы можем смело утверждать, что брошюра в основном предназначена для православных и “имеет целью опровергнуть сложившееся в некоторых кругах и выдаваемое за учение Церкви мнение о греховности и принципиальной неприемлемости современной культуры и одного из ее направлений – рок-музыки (выделено редакцией. – А.Т.)”. Посмотрим, как она справляется с задачей.

Музыкальный декаданс

Начинается разговор с небольшого экскурса в историю музыки. О. Сергий называет человека, впервые изобретшего музыкальные инструменты, при том не упоминая, что тот был потомком Каина. Дойдя до современности, автор спрашивает: “Грех ли играть на гитаре?” Мы естественно отвечаем: “Конечно, нет!” Ни на гитаре, ни на скрипке, ни на флейте. И нам кажется излишним доказательство негреховности инструментов примерами использования некоторых из них в ветхозаветном богослужении, досуге монахов и отдельных святых (маленькое замечание: органы используют католические церковные хоры). Но говорится всё это о. Сергием лишь для того, чтобы задать вопрос: “А на электрогитаре – грех играть или не грех?”. В действительности, вопрос ставится шире: “Грех ли играть рок-музыку?”. О. Сергий смотрит в суть, ему трудно отказать в последовательности. Если играть не грех, то почему грех – слушать (и наоборот)? Если играть – грех, то дальнейшее обсуждение темы бессмысленно. Ответить здесь непросто, но всё-таки необходимо.

Выясним для начала, что такое рок-музыка. Это – музыкальное направление, имеющее свои определённые рамки и довольно чёткую идеологию. В плане музыки, прежде всего, ритм, а именно барабан, и гитары: соло (ведущая) гитара и бас-гитара. Соло-гитара – инструмент, наверняка, знакомый каждому; его сольные вставки нередко используются в композициях, мало имеющих отношения к року. Порой игра на нём буквально разрезает слух. Бас-гитара отвечает за шумы, некие звуковые пульсации. Она и есть тот грохот, который раздаётся из наушников “металлистов” в общественном транспорте. С этим органично сочетается “вокал”, представляющий в лучшем случае пение в состоянии раздражения, гнева, на грани истерики, в худшем – злобное рычание, дикий необузданный крик, безумные вопли. Тяжёлый, грубый звук порождает соответствующую интонацию исполнения, содержащую скрытую, либо открытую форму агрессии, передаёт негативные эмоции и низменные чувства.

Наиболее это ощущается во время просмотра видеоклипов. В зрительных образах, которые внушает рок-музыка, в той или иной мере присутствуют мотивы насилия. Типичным сюжетом видеоклипов данного направления служат убийство, самоубийство, разрушение, погромы, разврат. Девушка, исполняющая вроде бы лирические вещи, в одном из клипов скейтбордом выбивает лобовое стекло автомобиля. Если разговор о любви, то, как правило, представлены ссоры, разлуки. Атмосфера в клипах мрачная, давящая, озлоблённая, вплоть до психических патологий. Немало видеороликов – особенно из среды тяжелых и экстремальных ответвлений рока – запрещено публично показывать из-за изощрённо-жестокого, порнографического или оккультно-сатанистского содержания. Не случайно именно рок-музыка используется в фильмах и видеоиграх экстремального и брутального характера, так как жёсткое ритмичное звучание как нельзя лучше подходит под кровавые сражения, перестрелки, взрывы и горящие здания. Замените здесь рок, скажем, на произведение Баха и вы сразу почувствуете несоответствие, верните его на место – картина смерти и разложения вновь обретёт цельность.

Всё это показывает тот спектр чувств, которые способна передавать и передаёт рок-музыка. Уместно будет привести высказывания архимандрита Рафаила (Карелина) по данной теме: “Что представляют собой звуки рок-музыки, о чем повествуют они людям, о ком идет рассказ, заключенный в дикой какофонии? – О демоне, которого Христос назвал “древним убийцей”. Рок музыка – это музыка смерти, разрушений, взрывов, горящих зданий, летящих на землю осколок, разрываемых на части человеческих тел; это картина диавольского апокалипсиса, это то – что хотел бы сделать Диавол с миром, если была бы дана ему власть. Что еще содержится в звуках рок-музыки? – Циничный секс, само дыхание мерзкой страсти, извращенный психизм, который хочет подавить дух и убить его, как вакханки – Орфея. В рок-музыке зафиксированы переживания всех видов разврата и, поэтому, концерты рока часто оканчиваются психическими эпидемиями, которые охватывают всю аудиторию, это те же вакханалии древних язычников, только в более уродливом виде”. Об этом свидетельствуют и сами рок-музыканты. Вот слова ныне покойного лидера группы “Гражданская оборона” Егора Летова: “В моем понимании рок – это движение античеловеческое, антигуманистическое, некая форма изживания из себя человека как психологически жизнеспособной системы”. Рок по духу разрушителен, откровенно демоничен. Старец Паисий Святогорец называл его сатанинской музыкой. Недаром рок-музыка является атрибутом сатанистов. Она отражает их агрессивно-депрессивное, оккультное мироощущение.

Для о. Сергия рок в эстетическом плане не ущербное, а вполне полноценное явление. Доказывая это, он утверждает: “Сейчас стали постоянными концерты известнейших высокопрофессиональных рок-групп… вместе с симфоническими оркестрами… Эта интеграция сама по себе говорит о многом. Рок-музыка органично сочетается с классической музыкой, а также с чисто народной, например, индийской”. Скажу, так же “органично” с инструментальной музыкой сочетаются хип-хоп, R’n’B, техно, попса. Исполнители расходуют огромные средства на приглашение симфонических оркестров с целью записи или выступлений. Дело здесь в коммерческом интересе, а не в особых достоинствах какого-либо жанра.

В идеологическом аспекте рок – это протест против запретов и ограничений. Платформа и предмет протеста могут быть разными, но суть одна: рокер – вечный борец, лишённый покоя и счастья. Он зачастую и сам ясно не понимает против чего идёт; выход из положения, если вообще предлагается, выглядит туманным, неопределённым. Мятеж приобретает разнообразные формы: от замкнутости в себе с накапливанием внутренней ярости до призывов к разнузданному разгулу, шоку, провокации, агрессии. В качестве типичного примера приведём песню группы “Pain” (“Боль”) с “интеллектуальным” названием “Shut your mouth” (“Заткнись”). В тексте помимо стандартных причитаний, что, мол, все навязывают собственное мнение и мешают двигаться своим путём, содержится строка: “Я сам для себя бог – я делаю так, как пожелаю”. Первый так заявил Люцифер. Вот отсюда идейные истоки рок-музыки. Вооружённый сатанинской гордыней, рокер противопоставляет себя всем и желает свободы делать всё что угодно. Данная свобода – не “веянье духовной свободы” (как пишется об этом в брошюре о. Сергия), а настоящее рабство греху.

Однако это не всё. Рок-музыка имеет ритуально-языческое происхождение. Дабы выяснить, сохранилась ли преемственность в духовном плане, предлагаю сравнить рок с учениями и практиками современных оккультных движений.

Объектом для сравнения выберем культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), организация которого действует и по смерти основателя. Гуру, чья известность выпала на вторую половину XX столетия, разработал собственное учение и прилагающиеся к нему практики, действующие в контексте оккультного движения “Нью-эйдж”. Сопоставим “практическую” сторону рока – концерты, с медитациями, разработанными Раджнишем (информация берётся из книги “Сектоведение Тоталитарные секты” Александра Дворкина).

1-я стадия: 10 минут глубокого, быстрого дыхания через нос (в сопровождении ударов барабана. – А.Т.). Пусть ваше тело будет настолько расслабленным, насколько возможно… Если тело хочет двигаться во время этого дыхания, позвольте ему… 2-я стадия: 10 минут катарсиса, полного содействия любой энергии, которую породило дыхание… Не подавляйте ничего. Если вам хочется плакать – плачьте, если хочется танцевать – танцуйте. Смейтесь, кричите, вопите, прыгайте, дергайтесь: все, что вам хочется делать, – делайте!

Начался рок-концерт. Толпа “завелась”, и контролировать себя уже не в силах, вытворяет всё, что взбредёт на ум, расслабившись заранее (выпив пива, например). Помню, однажды попал на живое рок-выступление в парке. Вокруг стоял невыразимый шум – к сцене подойти решительно невозможно, и присутствовало ощущение, как теряешь над телом контроль, чувствуя, что оно вот-вот ринется в пляс.

3-я стадия: 10 минут выкрикивания “Ху-ху-ху”. Поднимите руки над головой и подпрыгивайте вверх-вниз, продолжая выкрикивать: “Ху-ху-ху”. Прыгая, твёрдо приземляйтесь на ступни ног, чтобы звук глубоко проник в половой центр. Истощите себя совершенно.

Разгар рок-концерта. Скачет, “отрывается” аудитория. Рокеры повторяют за солистом слова песни, служащие для них почти гимном, пытаясь переорать гитарные рифы. Руки поднимаются вверх, пальцы сжимаются в “викториях” и “козах”, жестах, взятых из язычества, которые внесены в мир рок-н-ролла приверженцами оккультизма. Интуитивно осознавая, кто вдохновляет сие веселье (дьявол), пришедшие воздают ему честь, употребляя подобную жестикуляцию.

4-я стадия: 10 минут полной остановки, застывшего пребывания в той позе, в какой вы есть. Дыханием энергия была пробуждена, очищена катарсисом и поднята суфийской мантрой “Ху”. И теперь позвольте ей действовать глубоко внутри вас. Энергия – значит движение. Если вы больше не выбрасываете её вовне, она начинает работать внутри. 5-ая стадия: от 10 до 15 минут танца, празднования, благодарения за глубокое блаженство, которое вы испытали.

Массовый психоз – обычное окончание рок-концерта…

Кроме “динамической медитации”, Раджниш ввёл также разработанную им “медитацию кундалини”, во время которой сектанты сильно тряслись, с целью “разогнать зажимы тела”, и плясали, “чтобы проявилась вновь обретённая струящаяся жизненность”.

Чем не типичные рок-танцы? Как мы видим, здесь больше сходств, чем различий. И главное – суть одна. В обоих случаях участники желают получить сомнительные в нравственном и духовном отношении удовольствия. Для раджнишистов “медитация -состояние “не-ума”… чистого сознания без содержания”, метод активации “бессознательного”. Для рокеров рок-концерт – возможность удовлетворить страсти, совершенно дикие желания, предаться дионисийству (хотя не обязательно посещать рок-концерт, можно просто послушать рок-музыку, пережив подобные состояния только в меньшей мере). Отсюда первое и второе – две разновидности языческих вакханалий в настоящем времени. Неудивительно, что они одинаковы по последствиям. “Случалось, что сеансы медитаций в раджнишевских ашрамах заканчивались драками и поножовщиной. Многие потеряли здоровье, испытав на себе “терапию” Раджниша”. Куда более плачевных примеров, связанных с рок-концертами, больше чем предостаточно. Что касается идейной похожести, то учение гуру, сочетающее непрестанный протест, гедонизм и человекобожие, вообще тождественно философии рок-музыки. Слова Раджниша: “Мы делаем революцию… Я жгу старые писания, крушу традиции…”; “Я основатель единственной религии, другие религии – обман”, – готовые строки рок-песни.

о. Сергий (Рыбко) на рок-концерте
о. Сергий (Рыбко) на рок-концерте

Подытожив вышесказанное, ответим на вопрос “Грех ли играть рок-музыку?”. Итак, мы выяснили, что рок – разрушающий душу и тело, демонизирующий, обращённый к низменным порывам музыкальный феномен, снабжённый бунтарской идеологией, корнями уходящий в язычество и до сего дня сохраняющий с ним мистическую связь. Греховен ли он? Разумеется! И никакой речи о его прослушивании, не говоря уже об исполнении, быть не может.

В брошюре “Со временная культура: сатанизм или богоискательство?” предлагается идеализированное несогласованное с реальностью определение. “Возникло даже понимание термина “рок-культура” – любое серьезное, ищущее, глубокое, некоммерческое искусство”. Стержнем рок-культуры является рок-музыка, следовательно, любым искусством (живописью, скульптурой, прочим) она считаться не может. Рок – искусство некоммерческое? Это вам повторит любой рокер, однако в действительности всё обстоит иначе. Чисто коммерческих рок-групп пруд пруди, а тем, кто пытается внести что-нибудь своё, нередко приходится идти на уступки продюсерам и звукозаписывающим компаниям. Уже тот факт, что рок-музыканты фабрикуют видеоклипы, выпускают разнообразную продукцию со своими изображениями и логотипами, снимаются в рекламе, участвуют в телешоу, весьма убедительно говорит о приоритете финансовой стороны деятельности над остальными. По поводу оставшихся достоинств рассуждать не станем: “искательство” затронем потом; насчёт глубины и серьёзности замечу, что музыка, пригодная больше для безумной пляски (это в лучшем случае), нежели для лирических раздумий, ни серьезной, ни глубокой называться не может.

Из рока особенно выделяется так называемый русский рок, предстоя в ореоле славы: “Он родился как протест против советской бездуховности и пошлости советского искусства”. Рок появился на Западе как протест против традиционных устоев и ценностей (особенно, моральных) тогдашнего общества. Попав в Советский Союз, музыкальный бунт адаптировался к условиям тирании, так что хвастаться тут особо нечем. Да и агрессивный мятеж, переходящий в прямые призывы к революции, совсем не в Христианском духе.

С критической литературой разделываются одним махом. Вот как дискредитируются западные источники: “появившиеся в последнее время брошюры о рок-музыке повторяют, в основном, одни и те же обвинения, выдвинутые западными исследователями, которые, не надо об этом забывать, являются еретиками. А у еретиков извращенный взгляд на все. Как и везде, они и здесь ничем не брезгуют ради доказательства своих взглядов: прибегают к своим излюбленным приемам – подтасовкам и клевете”. Православные материалы о. Сергий тоже не жалует, основаны они в какой-то мере на еретических работах. Вообще, судя по категориям, на которые автор разбивает своих оппонентов-единоверцев, никто, кроме него самого и его сторонников, сколько-нибудь реальных представлений о рок-музыке иметь не может.

Объясняя наброски инославных исследователей на рок, о. Сергий представляет чуть ли не богоугодным делом движение, способствовавшее вспышкам суицида, наркомании, распространению разврата, крушению у молодёжи авторитета родителей, учителей, традиционных социальных институтов. “Неприятие рок-музыки так называемыми “христианскими” западными исследователями на самом деле отражает только конфликт поколений… Причины этого конфликта в том, что молодежь, в силу присущей ей категоричности, не приемлет рационалистические идеи западного прагматического общества, в том числе, в духовной области (далее нарушается логическая связь. – А.Т.), а в конечном итоге – не приемлет ересь, ее мораль и мировоззрение”.

Кое в чём мы всё-таки с автором согласимся. “Рок-музыканты – вовсе не примитивные и ограниченные люди, как считают некоторые”. Я знаю ребят, играющих в рок-ансамблях. Они действительно такие же люди как и все остальные, однако, с прискорбием вынужден констатировать, увлечение рок-музыкой характеризует их не лучшим образом. Приходилось наблюдать, как прослушивание рок-песен меняло их поведение в неадекватную сторону; не говоря об отпечатках на личности, остающихся после соприкосновения с демонической сущностью рока, присваивающего себе статус одной из жизненных доминант. Могу сказать нечто подобное и о себе самом. Таким людям необходима помощь, поддержка в тяжёлой борьбе с губительной страстью, а не компромисс. Они выразят благодарность, высвободившись от рок-плена, почувствовав облегчение и осознав с ужасом, какая метаморфоза им угрожала.

Метафизика рока

Философию рок-музыки, пронизанную мотивами неустройства и душевного разлада, о. Сергий видит в исключительно позитивных тонах, усматривает в том поиск Истины, которая есть Христос:

“В основном рок-исполнители поют о правде жизни. Вообще, рок-музыке свойственна глубокая правдивость. В ней боль и страдание, поиск истины молодым поколением, желание высшего и светлого. Рок-музыка по сути своей драматична и трагична. Это отнюдь не легкий жанр. Как никакое другое направление в искусстве, она отражает трагедию жизни, особенно острую для молодого поколения. В текстах много говорится о проблемах, волнующих современного молодого человека, в том числе о проблемах духовного свойства”.

Только непонятно, в чём заключается правдивость. Возможно, в том, что рокеры любят обвинять всех подряд во лживости (в своих текстах, по крайней мере). Причина этих обвинений не в личной праведности музыкантов, а в атмосфере протеста против всех и вся. Бунтарская душа, мечущаяся в своём противостоянии, вряд ли может кому-нибудь верить. Бывает, отрываясь от реальности, она создаёт собственный мир, порой граничащий с безумием, и яростно защищает ворота, вводящие в него. Рок не даёт покоя, он лишает его, требуя восстания против всевозможных ограничений и запретов. Рок не способствует нахождению Истины, он погружает в поиск неизвестно чего, какого-то романтического идеала, невыразимо далёкого, и даже недостижимого, а потому приводящего в глубочайшее отчаяние стремящихся к нему. “Правда жизни”, о которой сообщает о. Сергий, есть правда недоверчивого, агрессивного и замкнутого в себе подростка, смотрящего на жизнь со стороны своих страхов, обид и амбиций. Описанный душевный ад свойственен адептам рок-музыки. Таково в общих чертах “поколение рока”.

Приведём замечательные строки Константина Кинчева, где предельно ясно, прямо и, главное, честно говорится о результатах увлечения подобного рода занятиями.

"Ведь это:
Мое поколение молчит по углам.
Мое поколение не смеет петь.
Мое поколение чувствует боль,
Но снова ставит себя под плеть.
Мое поколение смотрит вниз.
Мое поколение боится дня.
Мое поколение пестует ночь.
А по утрам ест себя. Да!"
("Алиса" - "Моё поколение").

Только необходима небольшая поправка: под “моим поколением” следует понимать поколение не Кинчева, ибо он сам жертва данной идеологии. Кто духовно породил это поколение, видящее всё с исключительно дурной стороны, ожидающее худшего, потерявшее надежду? Кто, как не сатана, подлинный “автор” отчаяния и инициатор бесцельного вглядывания в ад, на дно греховной бездны? Апостол Павел увещевал быть сынами света, а “поколение рока” “боится дня” и предпочитает тьму с делами её, “пестует ночь”, по утрам же занимается самобичеванием, впадает в жесточайшую депрессию.

Типичный образец этого настроения – сочинения калифорнийской группы Linkin Park, играющей так называемый альтернативный рок (или ню-металл). “Боль и страдание”, смятение и хаос, тому подобное представлено здесь в полном объёме. Приведём слова вокалиста Честера Бенингтона, сказанные в защиту собственных текстов: “Нам сказали: “У вас много песен о депрессии, страхе и паранойе. Вы все это выдумали?” И я ответил, что нет”. Неужели описанная духовная катастрофа – нечто положительное и обязательно сопутствует поиску Бога?

Каким конкретно опытом делится Linkin Park? Песня Crawling (“Ползая”, “Ползающие”):

Есть что-то внутри меня, что тянет под поверхность, пожирая, смущая. Это отсутствие контроля, я боюсь, никогда не закончится. Контролируя. Я не могу представить, как найти себя снова. Мои стены смыкаются. (Без оснований для уверенности я убеждён, что приходится слишком много брать на себя). Я чувствовал это раньше так беззащитно. Ползая в моей коже, эти раны, они не исцелятся. Боюсь, я пал настолько, сомневаясь, что реально. Дискомфорт без конца берёт надо мной верх, отвлекая, реагируя. Против своей воли я стою возле собственного отражения. Это навязчиво, как я не могу представить.

Другая “жизнеутверждающая” песня Easier to run (“Легче убежать”) оканчивается словами: “Я возьму весь свой позор в могилу”. Коротко перечислим ситуации, затрагиваемые рокерами: нахождение на грани нервного срыва (One step closer – “На один шаг ближе”); разрыв отношений с близким человеком в ненависти (Don’t stay – “Не оставайся”); уподобление тому, кого боишься (Figure.09 – “Цифра.09”); недоверие к кому-либо, вызывающее злобный протест (From the inside – “Изнутри”), и так далее. Не будем обсуждать, насколько это противоречит христианской морали.

“Одна из причин того, почему она (рок-музыка. – А.Т.) так скоро находит путь к сердцам слушателей – то, что она обращена к жизненным проблемам простого человека”, – утверждает о. игумен. Здесь трудно не согласиться!

Остановимся на песне Papercut (“Клочок бумаги”), открывающей альбом Hybrid theory. Полагаю, для православного человека хватит припева, чтобы понять, о чём она:

Похоже, я в паранойе оглядываюсь назад. Похоже, вихрь в моей голове. Похоже, я не могу остановить то, что слышу голос внутри себя. Похоже, ЛИЦО (выделено мной. – Прим А.Т.) внутри меня прямо под моей кожей.

В куплетах повествуется о том, как “лицо” просыпается, стоит только исполнителю закрыть глаза, как наблюдает за тем, как он лжёт, и смеётся, когда он падает. Песню завершают строки: “Солнце садится. Я чувствую, свет выдаёт меня”. Музыкальное сопровождение соответствующее: паническая партия клавишных, гитарные рифы, нагнетающие обстановку, выражающие приступы страха. Вопрос о. Сергию: полезна ли текстуальная и музыкальная передача подобных состояний многомиллионной аудитории?

Автор уверяет, что рокеры, отвергая окружающие нормы (одновременно перенимая рокерские стандарты) и ища чего-нибудь взамен, зачастую приходят ко Христу. Но не чаще ли происходит обратное? Вернемся к Linkin Park: в их последнем альбоме Minutes to midnight (“Минуты к полуночи”) былого “поиска” нет. Зато появились политическая тематика, сквернословие, кощунство и откровенные призывы к самоубийству. В песне Bleed it out (“На последнем издыхании”) исполнитель осознано или неосознанно произносит пугающую истину: “Мама, помоги мне, меня прокляли: в каждой моей песне мелькает тень смерти”. Если уж деятели рока признают демонизм своих работ, то что сказать защитникам рока? Очевидно, рок-музыка тянет вниз, а не наверх, ибо “наверху ведь нет рок-н-ролла” (гитарист AC/DC Ангус Янг).

В вопросах духовности Linkin Park уклоняется в оккультизм. Назовём здесь полуоккультный бред High voltage (“Высокое напряжение”), System (“Система”), где описан вампир, и Karma killer (“Кармический убийца”).

Можно также вспомнить немецкую рок-группу Tokio Hotel, очень популярную среди подростков. Творчество, насыщенное болью, безысходной депрессией и юношеским максимализмом, увы, находит отклик в сердцах молодых людей. Солист Билл Каулитц, половую принадлежность которого трудно определить из-за женоподобного имиджа, вопит в микрофон о том, что отвергает родительский авторитет (“Выросли и не нуждаемся в присмотре” (Jung und Nicht Mehr Jugen) – одна из песен), признаёт жизнь пыткой, на мир смотрит с недоверием, жаждет странной свободы (“Свободен в свободном падении” (Frei In Freiem Fall), в качестве выхода создаёт собственный мир, уходя в него, и культивирует любовь из романтических рассказов. Идейная база соответствует картине, нарисованной о. Сергием, но хорошего здесь в помине не наблюдается. Родители должны в срочном порядке отгонять детей от таких “примеров для подражания”. И куда движется Tokio Hotel? К Богу? Наоборот. В песне Beichte (“Исповедь”) исполнитель “исповедуется” дьяволу и просит его сделать по возможности ангелом ада!

О. Сергий говорит, что “достаточно композиций, где насилие осуждается в принципе и проповедуется добро и любовь в христианском понимании”. Пацифистских песен, по его словам, значительно больше, чем “так называемых призывов к насилию”. Выходит, агрессией борются против агрессии. “Наркотики против наркотиков, блуд против блуда”. Схожие произведения, действительно, есть и звучат они крайне нелепо. Ибо когда под яростное гитарное сопровождение озлоблённо кричат, скажем: “А что нам надо? Да только свет в оконце. А что нам снится? Что кончилась война. Куда идём мы? Туда, где светит солнце”, не очень-то верится в искренность слов. Знаю “тяжёлую” песню, “где насилие осуждается в принципе”. Там продолжительное время под бьющую по голове какофонию певец рычит о своих садистских наклонностях, а в конце буквально несколько секунд под спокойную мелодичную музыку поётся, что он исправился.

“Да и те песни, которые пуританствующие поверхностные критики объявляют пропагандой наркотиков и зла, по сути являются сатирой и обличением зла”. Предлагаю проинформировать их сочинителей, что, выражая в своих текстах страсть к разрушениям, магии, употреблению наркотиков, они тем самым это обличают. Думаю, согласных наберётся…

“Например, песни российской группы “Ария”: “Ангельская пыль”, “Улица красных фонарей” и др”. “И другие” вставлено не предусмотрительно. Можно процитировать. Например, “Бесы”:

“Бесы,
Бесы все злей и злей.
Бесы,
Бесы в душе моей.
Бесы к себе зовут,
Дразнят в зеркале день и ночь.
Тащат в заросший пруд,
И не в силах никто помочь.
Сон превращают в быль,
Крутят “адское колесо”.
С ангелов сдули пыль,
Подновили Христу лицо!”.

Дальше идёт откровенно сатанистская установка, которую выразим словами Лермонтова “Я – или бог – или никто!”:

“Господи! Я не твой.
Ближних я не могу любить.
Трудно мне жить слугой,
А хозяином мне не быть.
Дай мне сойти с ума”.

“Обвинения в пропаганде разврата и насилия выглядят особенно абсурдно, если рассмотреть творчество российской группы ДДТ”. Она что олицетворяет всю рок-музыку? “Большинство их песен – это боль о России (“Родина”, “Революция”), пацифизм (“Не стреляй”), замечательная лирика (“Что такое осень?”), социальная сатира (“Мальчики-мажоры”)”. Песни, как “Предчувствие гражданской войны” и “Храм”, разумеется, не вспоминаются. Из первой:

“Когда слово “Вера” похоже на нож,
Когда плавятся книги да колокола,
Когда вместо ритма нервная дрожь,
Когда самоубийство честнее всего”.

Прошу извинить за цитирование второй:

“Царские врата пасть раззявили –
Зубы выбиты, аж кишки видны.
Иконы комьями кровавыми
Благословляют проклятья войны”.

Игумен развивает сказанную ранее мысль: “Вполне возможно, что многие мнимо-оккультные тексты западных групп есть в действительности обличение, а не пропаганда. Чтобы разобраться в этом, необходимо очень хорошее знание языка, различных употребляемых в нем фразеологизмов, непереводимых сочетаний и поэтических фигур”.

Поскольку не приведено хотя бы одной жертвы воинствующего невежества оппонентов, то данный тезис приходится считать абсолютно голословным и в рассуждение не принимать. Специально для автора оставляю текст и перевод песни “No fear” (“Нет страха”) финского коллектива The Rasmus из альбома с характерным названием Hide from the sun (“Прячься от солнца”). Возможно, о. Сергий поразмыслит над её сутью.

“Girl,
You lived your life like a sleeping swan
Your time has come
To go deeper
Girl,
The final journey has just begun
Your destiny
Сhose the reaper

No Fear
Destination Darkness

Girl
The rain falls down from the northern skies
Like poisoned knives
With no mercy
Girl
Close your eyes for the one last time
Sleepless nights
From here to eternity

No Fear
Destination Darkness”.

“Девочка,
Ты жила свою жизнь как спящий лебедь.
Пришло твоё время
Опускаться глубже.
Девочка,
Последнее путешествие только началось.
Твоя судьба
Выбрала смерть.

Нет страха
Место назначение – тьма.

Девочка,
Дождь падает вниз с северных небес,
Как отравленные ножи,
Без милосердия.
Девочка,
Закрой свои глаза в последний раз
Бессонными ночами
Отсюда в вечность.

Не страха
Место назначения – тьма”.

Рок-музыка как проповедь сатанизма

Опровержения обвинений в сатанизме рок-музыки в целом и рок-групп в частности даются в главе “Охота на ведьм”. То есть обвинители рока ассоциируются со средневековой инквизицией, а музыканты – с невинными жертвами тех, кто везде видит служение дьяволу.

“Должно признать, что некоторые рок- группы действительно легкомысленно относятся к сатанистской символике, а некоторые даже заявляют, что исповедуют культ диавола”.

В действительности таковых очень много, и невозможно всё объяснять легкомысленностью. Вот небольшой список групп, названия которых тесно связаны с демоничным. Если в качестве критерия отбора взять сатанинское оформление пластинок, то список получится необъятных размеров. Итак, Anathema (“Анафема”), Beliar (“Велиар”), Dark Angel (“Ангел тьмы”), Death (“Смерть”), Death Angel (“Ангел смерти”), Demon (“Демон”), Demonic (“Демонический”), Demonoid,  Demonlord (“Господь демон”), Demons & Wizards (“Демоны и колдуны”), Diabolos Rising (“Восстание Диавола”), Diabolik Masguerade (“Диавольский маскарад”), Gehenna (“Геенна”), Helloween, Hellhammer (“Адский молот”), Lord Belial (“Господь Велиар”), Infernum, Metal Church (“Металлическая церковь”), Necromania (“Некрофилия”), Pentagram (“Пентаграмма”), Raise Hell (“Восстающий ад”), Satan (“Сатана”), Sinner (“Грешник”), Tartaros (“Тартар”), Ungod (“Не-бог”), H.I.M. (“His Infernal Majesty” – “Его адское величество”). Перечисление можно продолжить.

Но не все, кто приклеил себе рога, непременно сатанисты… Большинство же просто по молодости не понимает, что делает, не воспринимает это всерьез… Мы же не обвиняем в сатанизме людей, которые по неразумию поминают нечистую силу в качестве ругательства, или мальчишку, который рога и хвост кому-нибудь подрисовал.

Неосознанное поминание лукавого и посвящение ему песен не одно и то же. Нарисовать рога по неразумию и поместить на обложку своего альбома перевёрнутый крест или пентаграмму – несопоставимые поступки.

Вот очень характерное высказывание руководителя группы AC/DC, помещенное в одной “антироковой” брошюре, которое как раз опровергает выдвигаемые там обвинения: “Чем мы занимаемся – это только шутка: Никакие сатанинские посланники не подталкивают нас, нам нужно только найти строку, по рифме подходящую к следующей”.

Кто же тогда их вдохновил на создание “шедевров”, вроде Highway to hell (“Автострада в ад”), Hell’s bells (“Адские колокола”) или Hell ain’t a bad place to be (“Ад – неплохое место”). Возможно, у меня плохо с юмором, но в прослушивании – тем более в напевании! – данных песен ничего смешного не нахожу.

Непонимание истин христианства, в частности, серьезности адских мучений – еще не есть сатанизм, а есть незнание, глупость.

Отсюда “логически” вытекает, что все вставшие на путь оккультизма и сатанизма прежде досконально изучили Христианство, что как-то резко расходиться с реальностью. Люди, заигрывающие с религией дьявола, не могут по определению обладать хотя бы поверхностным знанием учения Господа нашего Иисуса Христа.

О. Сергий идёт на отважный шаг, берясь реабилитировать Оззи Осборна.

Часто также обвиняют в сатанизме Оззи Осборна, в свое время вышедшего из группы Black sabbath (в переводе “Черный шабаш”) и выступающего самостоятельно. Однако, когда музыкант в 1988 году приезжал в Россию, один мой друг, священник, общался с ним лично и убедился, что Осборн – истовый католик, является противником наркотиков, не курит, не употребляет никаких сколько-нибудь крепких спиртных напитков. То, что он бросил все это, по крайней мере, в середине 80-х годов – это известный факт. Несмотря на эпатажные выступления своей юности, в песнях последних альбомов Осборн часто обращается ко Христу, и отнюдь не в кощунственном смысле.

Выйдя из Black Sabbath (“Чёрная Суббота”) с целью сделать сольную карьеру, Оззи остался верен сатанизму и оккультизму и ещё долго придерживался соответствующих имиджа и символики. В песне Mr. Crowley (“Мистер Кроули”) первого сольного альбома он обращается к основателю современной версии сатанизма Алистеру Кроули: “Мистер Кроули, я хочу знать, что вы имели в виду”. Сейчас есть передача “Семейка Осборнов” (The Osbournes), где показывают быт его семьи. Там с удивлением можно обнаружить, как глава семейства, то бишь сам Осборн, делает то, с чем он якобы завязал. Я понимаю, в католицизме много искажений, но чтобы его приверженцы с гордостью называли себя “князем тьмы”, как это с удовольствием делает Оззи, простите, нонсенс.

Да и раннее творчество Black sabbath не так однозначно, хотя их постоянно обвиняют в сатанизме… (Затем приводится “благочестивый” текст песни “После Вечности”. – А.Т.) Судите сами, о чем эта песня, и может ли это быть лицемерной подделкой?

Вполне. Именно Black Sabbath явились первопроходцами сатанизма в рок-музыке и вели в норму инфернальное оформление обложек дисков. На том же альбоме, откуда “После Вечности”, располагается гимн сатане (Lord of this World – “Господин этого мира”), да и характер деятельности коллектива далее не изменился, так что никакой неоднозначности здесь не вижу.

Следующее же заявление о. Сергия просто изумляет:

Вокалист группы Queen Фредди Меркьюри был очень верующим и часто в песнях обращался к Богу, хотя их концерты были очень фееричными.

Этот Меркьюри был известным и открытым извращенцем, а мысль, что наша жизнь – это шоу (Show), которое, несмотря на всю свою фальшь и бессмысленность, должно продолжаться (must go on), вряд ли придётся по духу православным.

Многие из тех групп, которые используют в текстах песен, на первый взгляд, антицерковные выпады, на самом деле выступают не против соборной Апостольской Церкви, а против еретических сонмищ Запада. Они не приемлют ересь, себя же считают верующими людьми и христианами (случайно, не православными? – А.Т.).

Наивный аргумент. Исходя из подобной логики, можно разрешить просмотр отвратительнейшего фильма “Догма”, так как там идёт осмеяние именно Католической церкви, и обливается грязью всё, что свято для всех христиан. Автор продолжает: “Поэтому в Православной России, как такового, сатанистского рока не существует – он не привился”. Если забыть о таких командах, как “Коррозия металла”, “Северные врата”, “Темнозорь”, “АЦЦКАЯ СОТОНА”, “Satarial”, “не практикующие сатанисты” “Amatory” (самоопределение группы) и им подобных.

Вот, собственно, изобличение “клеветы”:

Западный автор распространил утверждение, что текст песни “Лестница на небеса” группы Led Zeppelin имеет оккультный характер, в нем упоминается оккультный персонаж королева Мая. Один мой знакомый батюшка, бывший музыкант, хорошо знающий английский язык, когда я ему об этом сказал, перевел мне эту песню. Оказалось, что содержание ее таково: жила-была девушка, которая считала, что все можно купить. Она начала все покупать и в конце концов решила купить небо. Поставила лестницу, стала взбираться, упала и разбилась, потому что небо купить нельзя. Вполне христианский смысл.

Сверим с оригинальным текстом и переводом заключительной части песни:

“If there’s a bustle in your hedgerow,
Don’t be alarmed now,
It’s just a spring clean for the May queen.
Yes, there are two paths you can go by
But in the long run
There’s still time to change the road you’re on.
And it makes me wonder.
Your head is humming and it won’t go
In case you don’t know,
The piper’s calling you to join him,
Dear lady, can you hear the wind blow,
And did you know
Your stairway lies on the whispering wind.
And as we wind on down the road
Our shadows taller than our soul.
There walks a lady we all know
Who shines white light and wants to show
How everything still turns to gold.
And if you listen very hard
The tune will come to you at last.
When all are one and one is all
To be a rock and not to roll.
And she’s buying a stairway to heaven.
Stairway to heaven”.

“И если в ваших кустах шорох,
Не пугайтесь,
Это просто весенняя уборка для королевы Мая.
Да, есть два дорожки, по которым вы можете идти,
Но в продолжение долгого пути
Ещё есть время сменить дорогу, по которой вы идете.
И это заставляет меня задуматься.
Твоя голова гудит и ты не пойдешь,
Если ты не знаешь,
Что игрок на дудочки зовет тебя присоединиться к нему.
Милая дама, вы можете услышать дуновение ветра,
А знали ли вы,
Что ваша лестница лежит на шепчущем ветре.
И когда мы движемся вниз по дороге,
Наши тени длиннее, чем наши души.
Вот идет женщина, которую все мы знаем,
Она сияет белым светом и хочет показать,
Как все все-таки превращается в золото.
И если ты будешь слушать очень усердно,
К тебе, наконец, придёт мелодия.
Когда все – это один, и один – это все,
Быть скалой и не вращаться.
И она покупает лестницу в небо.
Лестницу в небо”.

Где “вполне христианский смысл”? Зато на лицо явно оккультный подтекст. О. Сергий отказывается верить, что посредством слушания рок-музыки человек контактирует с демоническим миром: “С сатаной можно вступить в общение только сознательно, то есть, имея желание, либо бессознательно – исполняя волю страстей, посредством совершения грехов”. Либо слушая музыку, выражающую эти страсти. О греховной природе рока подробно писалось выше. Более того, некоторые рок-музыканты-сатанисты открыто заявляют, что через музыку передают своё мироощущение. Вот, что говорит Сэт лидер группы Satarial: “Вся наша музыка, как и текстовая концепция, посвящена магии”; “в некоторой степени, я хочу донести до слушателей моё мировоззрение. Кроме того, посредством музыки я пододвигаю тот момент, когда свершится вселенский суд над демиургическими религиями. Такими, как христианство, индуизм, мусульманство”.

Игумен продолжает: “Если бы это обвинение было справедливо, то после рок-концерта все бы бежали приносить жертву сатане”. Батюшка переоценивает силы врагов. Дело в изменении мировоззрения в соответствующую сторону. У сатанистов Amatory (“Любовный”, “Любящий”) нет призывов совершать жертвоприношения, хотя в их творчестве прославляются бесы и сатана. Например, песня “Вечно прячется судьба”: “Вновь и вновь, честь за честь и кровь за кровь… Satan”; песня “Крылья” представляет собой апологию падших ангелов. Иные песни группы, которые для нормального человека бред бредом, есть отражение сатанинского мироощущения, внушаемого аудитории.

Если у рок-групп есть безумные поклонники-фанаты, то не всегда в этом виноваты музыканты, так как фанатизм и ажиотаж бывает даже вокруг самых святых вещей и самых святых личностей.

Сравнение, простите, кощунственное! Нельзя сопоставлять благоговейное отношение к святыням и людям святой жизни с идолопоклонством фанатов рок-групп! Святой праведный Иоанн Кронштадтский собирал толпы народа, приводя их к Богу и ко спасению. Можно то же сказать о The Beatles, Rolling Stones и иже с ними? Кто-нибудь из знаменитостей рока восстаёт против фанатских движений? Наоборот, таковые поощряются. Уже молчу о случаях, когда гитарист группы “КИСС” признаётся, что команда завидует мировым религиям и мечтает, чтобы “КИССианство” стало одной из них.

Заканчивает о. Сергий расхваливанием битлов, которые увлекались в начале своего пути наркотиками, что отражалось на их творчестве, потом ушли в индуизм, к гуру из Индии, вследствие чего стали вставлять в песни мантры и ритуальные индийские мелодии. Джон Леннон заявил, что Beatles популярнее, чем Иисус Христос, что христианство прейдёт. Автор не согласится с нами. “Для русских же людей Beatles имели совершенно особенное значение” в частности потому, что “музыка Beatles вложила больший вклад в разрушение “железного занавеса”, чем что-либо другое”.

“Beatles – больше, чем одна из групп”. “Рок-музыка… – больше, чем просто направление музыки” – вот, что нам предлагается. Из уважения к автору я не буду называть вещи своими именами.

Рок-музыка как пропаганда разврата

“Там, где звезды были,
Теперь – огненные колеса.
Мы прославляем страсть”.
Rammstein. Feuerrader (“Огненные колеса”)

В следующей главе сочинения о. Сергия рок защищается от обвинений в пропаганде сексуальной распущенности. В помещённом там эпиграфе можно усмотреть намек на то, что критики черпают сведения для нападок из “жёлтой” прессы и других источников слухов и сплетен. Однако к таковым никак нельзя отнести официальные интервью рок-исполнителей, тексты их песен, клипы на эти песни, записи концертов и тому подобное, чем в действительности руководствуются критики рок-музыки. Глава называется “У кого что болит”, то есть, раз некоторые противники рок-музыки в названиях групп, словах и ритме песен видят тайный непристойный смысл, значит, они того хотят, “поскольку каждый судит в меру своей испорченности”. Что ж, Зигмунд Фрейд бы согласился с подобным воззрением.

О. Сергий, безусловно, признаёт существование безнравственности, однако считает, что “обвинять всю рок-музыку и всех музыкантов в пропаганде блуда по причине отдельных непристойных песен – очень несправедливо”. Наличие этого непотребства автор отчасти объясняет существованием множества “бездарных групп-однодневок”, которым противопоставляются высокопрофессиональные музыкальные коллективы с большим стажем.

Точка зрения ясна. Перейдём к её разбору.

Мы, конечно, согласимся, что “обвинять всю рок-музыку и всех музыкантов в пропаганде блуда по причине отдельных непристойных песен – очень несправедливо”.

Зачем впадать в такую крайность? Но дело-то не в отдельных песнях (по правде, их полным-полно) и не в группах, специализирующихся на подобной тематике, в числе которых есть извращенцы. И это не сплошь “группы-однодневки” (вероятность, что вы хоть раз их услышите – низкая; как правило, у подобных команд отсутствует даже минимальное финансовое обеспечение). Немало признанных ансамблей трудится на данном поприще, и состоят они не из дилетантов. Дело в тенденции, а не проблеме местного характера. Формула “секс, наркотики и рок-н-ролл” придумана не роконенавистниками. Она явилась объективным отражением нравственного состояния рок-среды. Группы, чьи сочинения не затрагивают интимные отношения, можно считать исключением, нежели правилом. В основном наблюдается следующее.

Яркий образец – произведение группы Def Leppard (искаженное: “Глухой леопард”) “Hysteria” (“Истерия”), где повествуется о морально неустойчивом индивидууме, который, начиная чувствовать влечение к представительнице другого пола, уже не в силах сопротивляться и мигом удовлетворяет возникшие желания. В одной из строф такое истеричное возбуждение сравнивается аж с магическими мистериями. Далее “Ария” с песней “Искушение” (группа и здесь умудрилась продемонстрировать свою сатанинскую сущность): “Дай мне! Больше, чем просто любовь. Дай мне! Больше, чем страсть… За мной иди в тот древний край, что был Библейским Содом. Забудь о тех, кто говорит, что путь твой – разврат и паденье”. Другой пример из “русского рока”: “Люди кричат, задыхаясь от счастья. И стонут так сладко и дышат так часто, что хочется двигаться с каждой секундой быстрей” (“Сплин” – “Новые люди”). Как мы видим, грех стараются представить в наиболее привлекательном виде. Продолжать цитировать подобное я, разумеется, не стану, дабы не смущать уважаемых читателей. В крайнем случае, любой желающий проверить истинность моих слов может проштудировать творчество различных рок-групп, чтобы убедится, что это весьма распространенное явление в настоящем музыкальном жанре. А в том, что ритм способен передавать блудные ощущения, нет ничего фантастического.

Христос предупредил, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Что говорить о нас, когда мы, прослушивая схожие произведения, эмоционально переживаем чуть ли не весь спектр сексуальных извращений.

Посмотрим, какие же рок-коллективы о. Сергий одобряет. Это уже несколько раз поминаемые о. Сергием Pink Floyd, обсуждаемые ранее Beatles.

…музыка группы Pink Floyd. Ее создатели – большие профессионалы и очень интеллектуальные люди. Эту красивую, глубокую музыку вполне можно назвать классикой XX века.

Раз о них столько говорят и так их хвалят, то и мы замолвим слово. Начнём с того, что группа играла психоделический рок, то есть тексты и музыка сочинялись под воздействием галлюциногенных наркотиков. В своё время из-за употребления ЛСД лидер группы Сид Барретт вынужден был покинуть команду. Есть песни, описывающие состояние безумия (Brain damage – “Повреждение мозга”), паранойи (On the run -“Побег”), вторая является чисто инструментальной композицией. В общем, сами судите о красоте и глубине данной музыки и о возможных причинах “высоких переживаний”, вызываемых ею, о которых с упоением говорилось в начале брошюры. Присутствуют также сомнительные в нравственном отношении вещи. Скажем, песня Younglust (“Молодая похоть”), или Arnold Layne (“Арнольд Лейн”), повествующую об извращенце, ворующем женское белье.

Но как объяснить чисто антихристианские мотивы в песне Sheep (“Овца”):

Я окинул взглядом Иордан и увидел, что всё не так, как кажется на первый взгляд… Кроткие и покорные, вы идёте за ведущим вас, по хорошо проторенной дороге в стальную долину… Господь – пастырь мой, я ни в чём не буду нуждаться, Он покоит меня, на злачных пажитях, и водит меня к водам тихим, сверкающими ножами он отпускает душу мою на волю, Он подвешивает меня на крючья на высотах, Он превращает меня в овечьи котлеты, которыми Он властвует и которые Он жаждет.

Как о. Сергий объяснит наличие откровенно антихристианских мотивов в творчестве любимой группы?

Пошлости и разврату о. Сергием противопоставляется душевная любовь:

Можно вспомнить также песни Uriah Heep – “Июльское утро” и Rolling Stones – “Энджи” (Ангел). Редко кто с такой высокой поэзией пел о любви. А композиция группы Animals “Дом восходящего солнца” – настоящий шедевр музыкального творчества.

Во-первых, исполнение любовных песен не есть какая-либо добродетель. Во-вторых, нельзя же их рассматривать в отрыве от всего творчества, считать чуждыми его духа (когда сами музыканты трубят о концептуальности собственных работ), уж тем более по ним давать оценку всей деятельности музыкального коллектива. Приведу пример: у Rammstein в последнем альбоме есть романтичная песенка Stirb Nicht Vor Mir (“Не умирай раньше меня”), в то же время там находится ужасная похабщина на испанском языке, название которой приводить не буду. Другой пример по приведённой цитате: в репертуаре Rolling Stones располагаются песни Simpathy to the Devil (“Симпатия к дьяволу”), которая является официальным гимном сатанистской церкви, Dancing with mr. D (“D” – дьявол), плюс альбом Their Satanic Majesties Request (“Просьба Их Сатанинских Величеств”); думаю, этого вполне достаточно, дабы вопрос о допустимости прослушивания даже лирических песен данного ансамбля решился сам собой.

О. Сергий искусственно уменьшает проблему пропаганды разврата в рок-н-ролле”, с каковой связывают и само это наименование. О. Сергий объявляет это клеветой: “Пытаются подобным же образом истолковать сам термин “рок-н-ролл”, который миллионы людей всегда понимали как “катящийся и крутящийся” в связи с характерным танцем и движением руки по струнам гитары”.

В светской энциклопедической статье прочёл следующее: “Название “рок-н-ролл” происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм”. То же самое с массой доказательств написано в Википедии.

В завершение, рассказав о страшной клевете на Бориса Гребенщикова, автор делает странный вывод: “Так что клевета на рок-музыку, ни много ни мало, наследие советской пропаганды”.

Даже неудобно вспоминать, что изначально эта вина приписывалась о. Сергием западным еретикам…

Заключение

Последняя глава “Не может злое древо приносить плоды добрые” помимо описания “плодов добрых” рок-музыки содержит очень экстравагантные мысли, которые я считаю нужным прокомментировать.

Прежде рассмотрим главный аргумент, звучащий примерно следующим образом. Человек, услышав в песнях рок-группы упоминания о Христе, прочёл Евангелие, после чего пришёл в Церковь. То есть посредством рока люди идут к Богу, следовательно, настоящая музыка злом не является, даже наоборот. Это заявление о. Сергия не выдерживает никакой критики.

Я стал верующим не благодаря рок-музыке. Отрываться от материализма и приобретать какие-либо сведения о духовной реальности я начал через чтение оккультной литературы. Слава Богу, “духовными” упражнениями особо не интересовался, однако (прости, Господи!) медитировать пробовал. Случаев перехода из оккультизма в Православие немало. Получается, следуя логике о. Сергия, в заигрывании с демонами нет ничего плохого, православным не воспрещается посещать и устраивать спиритические сеансы, иные богомерзкие мероприятия, а пребывающим вне Истины сие и вовсе полезно, поскольку к Ней приводит. Так ли? Не так! Господь даже зло обращает во благо ради нашего спасения.

Позиция игумена шаткая, в то же время крайне опасная: исходя из неё, можно реабилитировать всё, что угодно.

Исходя из неё, о. Сергий берётся защищать богохульную рок-оперу “Иисус Христос – Суперзвезда”: “Это музыкальное произведение часто представляют как кощунственное. (Кощунство – уже сведение Спасителя до уровня “звезды” рока! – А.Т.) На самом же деле люди, которые его создавали, вовсе не имели намерения издеваться над религией. (Интересно, откуда у автора откровения об истинных намерениях других людей? – А.Т.) Они просто по-своему увидели Евангелие. (Еретики, сектанты, оккультисты тоже “по-своему” видят Евангелие; будем ли мы поэтому лояльно относится к их “экспериментам”? – А.Т.) Сделали как бы художественное переложение, по-своему, с точки зрения молодежи, Евангелие интерпретировали. (Молодёжь без перевода на язык современной массовой культуры Евангелие не понимает… Бедные, совсем деградировали. – А.Т.)… в России есть люди, которые, благодаря ей, обратились к Православию… Уже поэтому такое произведение нельзя называть сатанизмом или кощунством”.

Повторюсь специально для автора. Допустим, кто-то, почитав “Код да Винчи”, взял в руки Библию разобраться и, вникнув в Писание, принял Христианство; от этого “шедевр” Дэна Брауна ересью и богохульством быть не перестаёт.

Ещё добавления автора по поводу предмета разговора: “Удивительную вещь говорит известный рок-композитор и поэт, автор рок-оперы “Слово и дело” и песен группы “Рок-ателье” Павел Смеян. Он считает, что рок- опера “Иисус Христос – Суперзвезда” не прижилась у нас в русском варианте именно потому, что при исполнении по-русски она начинает неблагоговейно звучать”. Но Смеян рассуждает крайне нелепо. Если в переводе с английского рок-опера звучит святотатственно, то аналогично происходит и на английском. Творческие запросы указанного рок-деятеля куда скромнее по сравнению с создателями пресловутой классики рока; он “только” под аккомпанемент ритмичной какофонии демонстрирует зрителям видение Василия Блаженного (указано далее).

В заключение приведем слова православного богослова о. Серафима (Роуза), американца, современника рок-революции: “Самая грубая разновидность американской популярной музыки “христианизируется” на массовых “Иисус-рок-фестивалях”, и “христианские” мотивы впервые в нашем столетии стали самыми популярными в стране… это странный конгломерат из кощунства и полнейшей мирской непросвещенности”.

Вступаясь за рокерские непотребства, о. Сергий восклицает: “Какие-либо начальные или детские понятия о Боге это еще не есть кощунство!” Кто против этого выступает? Неприемлемы искажения и издевательства. “Все зависит от произволения человека: если он не имел намерения сказать что-либо хульное, его нельзя винить”. Откуда, действительно, автор знает о чужих произволениях? Дело не в них, важен объективный результат; что в итоге получилось и к чему ведёт. Если достигнут антирелигиозный эффект, то самые благие намерения не станут оправданием. Предварительно сравнив несогласных с фарисеями, игумен продолжает: “Художник имеет на это право… Вряд ли его слова прогневают Господа: скорее, Он радуется, как радуется мать, слыша невразумительный лепет зовущего ее младенца”. Господь радуется, когда Его публично поносит какой-то рок-певец, и это подхватывает аудитория?! Понимает ли автор, что он пишет?

В своем модернизме автор достигает крайних пределов: “Интересно, что впервые молитвы прозвучали на сцене советского театра в первой и очень талантливой отечественной рок-опере “Юнона и Авось”.

“Молитвы” под рок-музыку… Комментарии излишни.

“Перед спектаклем режиссер Марк Захаров и автор текста поэт Андрей Вознесенский пошли в храм, освятили три иконы и поставили их на гримировальные столики трех главных героев”. Сей акт я расцениваю только как глумление над святынями, никак иначе. “Так что едва ли не впервые после революции Православие открыто стало присутствовать в российском искусстве именно в рок- опере”. Вот отрывки из нее: “Старая Россия – тюрьма, а за границей – кутерьма”; “Россия – земли старые, старый сифилис”.

Дабы окончательно убедить читателей в богоугодности рока, о. игумен делает почти голословное утверждение: “Поколение русских рок-музыкантов, которое начинало, когда я еще был молодым, сейчас почти все – верующие православные люди”. Приводится всего несколько имён, притом один человек из списка уже не играет. А сколько их было всего? Где они теперь?

Особенно акцентируется внимание на лидере группы “АлисА” Константине Кинчеве: “В его песнях и раньше звучал поиск Бога, хотя православного человека при поверхностном взгляде стиль его группы мог бы отпугнуть”. Правильно, любого православного оттолкнёт язычество, оккультизм и (временами) откровенный сатанизм. Хватит названий альбомов – “Блок ада”, “Шабаш”, “Чёрная метка” (в последнем случае большая часть песен вообще написана в состоянии наркотического опьянения) – для осознания характера до-“православного” творчества команды. Про ересь и богохульства, находящиеся там, уже не упоминаем. Может, где-то здесь и скрыт “поиск”, но слушать такое вряд ли полезно. “Православный” же период творчества Кинчева – тема для отдельного разговора.

Не забыт также “богоискатель” Борис Гребенщиков, перешедший в буддизм: “Рассказывают, что он был православным человеком, являлся крестным многих молодых людей, а потом отпал; возможно, его оттолкнуло чье-то непонимание. После этого Борис, к сожалению, опять, как и в юности, увлекся восточными религиями”. Дадим ответить на это самому Борису: “Специальных обстоятельств не было. Но моя связь с Индией стала для меня ясна еще в 1968 году, после многократного прослушивания альбома Beatles Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Я понял, что индийская музыка – это то, что по неизвестным для меня причинам притягивает меня очень и очень сильно”. Индийские ритуальные мотивы, звучащие в музыке увлечённых индуизмом битлов, пробудили стремление к восточной мистике. Рок-музыка, которая есть носительница ложной духовности, к ложной духовности и приводит. Что и требовалось доказать.

Рассмотрим напоследок одно заявление о. Сергия: “Не всегда правильно отождествлять искусство человека и его личность”.

В ситуациях подавления личности: медиумического транса, когда человек служит проводником злых сил, – да. Сознательное же творчество человека неразрывно от него самого. В нём отражено его мировоззрение, что наиболее непосредственно достигается в искусстве.

“Некоторые общепризнанные великие произведения искусства создавались не очень достойными людьми”. Все ли признанные шедевры безобидны? Богоборческая поэзия Байрона, “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова и многое другое явно не ведёт ко спасению.

На этом закончим наш анализ брошюры “Современная культура: сатанизм или богоискательство?”. Можно было бы пройтись лишь по основным тезисам, но мы предприняли подробный разбор аргументов “за” с целью показать обманчивость построения данной апологии. Рок – демоническая музыка. Если через неё кто-то пришёл к Богу, то надо благоговеть перед премудрым Промыслом Божьим, обращающим страшное зло во благо, а не реабилитировать и популяризировать “причину” обращения.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Ум – это оружие

Война между гордыми является сутью современной общественной жизни.

Митр. Никон о кочетковской секте

Благословляется обратить особое внимание на искажение богослужений, либо внесение со стороны духовенства изменений, не содержащихся в общепринятых РПЦ(МП) последованиях Богослужений (т.н. «кочетковская ересь»).

По разделам