Круглый стол «Социальное служение религиозных общин – межконфессиональный обмен опытом» состоялся 29 января в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата в рамках XXII Рождественских чтений.
Как можно заключить из сообщения “Благовест-инфо”, встреча стала триумфом так называемого “социального христианства”, т.е. приспособления веры и жизни Церкви к идеологическим мироулучшительным проектам.
В своем основании “социальное христианство” связано с хилиазмом, построением Царства Божия на земле. Именно этими светскими мистическими целями объясняется тем, что социальной работе придается религиозное значение. “Социальное христианство” со времени своего возникновения в XIX – нач. XX в. не имеет никакого отношения к заповедям о любви к ближнему, зато имеет прямое отношение к альтруизму, т.е. идеологической любви к «дальнему».
Эти наблюдения нашли свое подтверждение в работе круглого стола, в ходе которого о своем опыте социальной работы, о возможностях сотрудничества в этой области говорили православные, католики, лютеране, протестанты разных деноминаций, представитель еврейской женской организации. Все выступавшие подчеркивали, что их социальные проекты открыты для представителей других исповеданий и для неверующих.
У диаконии не должно быть конфессиональных границ, – эти слова одной из участниц отражали общее настроение и главный вывод круглого стола. С этими словами совершенно согласен архимандрит Филарет (Булеков): Сеть общин, которые занимаются делами милосердия и благотворительности, должна быть многоконфессиональной. Заместитель председателя ОВЦС о. Филарет (Булеков) пояснил, что проблемы, на которые деятельно отзываются верующие, являются проблемами и болезнями всего общества, и решать их надо сообща, объединяя усилия церквей, гражданского общества, светских организаций. Очевидно, что в этой сфере не обойтись без государственной поддержки. Общее свидетельство в служении христиан разных конфессий, их «непротиводействие друг другу», взаимная поддержка помогут договориться с властями, особенно на местах, что не всегда просто.
Участников приветствовали представитель благотворительной организации «Каритас» католический священник Дмитрий Мишнев, лютеранский “епископ” Дитрих Бауэр и ведущий круглого стола, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).
Первое сообщение об организации паллиативного ухода за престарелыми и неизлечимо больными сделала старшая сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества (РПЦ, Москва) Ольга Егорова.
Ольга Тимофеева, рассказала о московской католической группе «Семья святого Лазаря». О. Тимофеева уверяла: У нас нет задачи привлечь человека в свою Церковь, мы хотим привлечь к Богу, помочь найти дорогу в Церковь – православную, католическую или протестантскую, выбор за этим человеком. Эта община возникла, между прочим, в кругу о. Александра Меня и его ученика Владимира Никифорова, отступника от Православия. На настоящий момент общину возглавляет униат Сергей Николенко.
И со Свято-Димитриевским сестричеством, и с «Семьей св. Лазаря» сотрудничает “православный” фонд «Старый свет», который занимается реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Как свидетельствовала сотрудник «Старого света» Анна Юрпольская, многие болящие успешно выздоравливают и воцерковляются в разных Церквах.
Представитель Консультативного совета глав протестантских “церквей” России Владимир Самойлов сделал краткий обзор баптистских инициатив социального служения. Надо отметить, что именно баптистом был такой крупный представитель “социального христианства” как Уолтер Раушенбуш.
Директор программы «Кешер» Светлана Якименко рассказала, что в этот проект по сохранению женского здоровья, инициированный еврейскими общинами, вовлечены женщины разных национальностей и разных религий. Идея проекта проста: прежде, чем брать ответственность за других (через волонтерство), надо начать с ответственности за себя. Подробно рассказав о том, как «Кешер» приучает женщин к профилактике онкологических заболеваний, С. Якименко обратилась к православным священнослужителям: У нас не очень принято об этом говорить. Но важно, чтобы, например, священник, авторитет которого высок, иногда спрашивал женщин: «А ты сделала маммографию? Организатор круглого стола, сотрудник ОВЦС Маргарита Нелюбова заметила, что опыт подобной работы есть у мусульман Кыргызстана, но, к сожалению, у православных профилактикой женского здоровья пока никто не занимается.
Участники круглого стола подготовили ряд предложений и рекомендаций для Христианского Мехконфессионального консультативного комитета России, стран СНГ и Балтии (ХМКК).
3 Responses
Роман а что вы скажете о итоговом документе принятым 4 Общецерковным съездом по социальному служению 30 мая 2014 г в СПБ? (опубликован в ЖМП №7 2014 стр 24 -27.
В конце сего документа написано “именно Его (Господа нашего) спасительный пример заботы обо всех людях открывает подлинное СОЦИАЛЬНОЕ призвание Церкви как Тела Христова, где ценен и дорог каждый человек.” (стр 27.)
В частности там тоже говорится что подобное служение должно быть межконфессиональным! Это ли не пример того что МП тоже идет таким же путем каким пошли католики и прочие последователи “социального христианства”. Почитайте- интересно ваше компетентное мнение-а то вдруг я ошибся в своих выводах столь серьезного документа который рекомендован Священным Синодом к руководству в действии всем Епархиальным Преосвященным…. По моему после такого вороха дополнительных забот у священника не останется времени на частое служение у Престола…
Что сказать… Печально.
в частности в пункте 8 на стр 27 читаем “поддержка таким семьям должна оказываться как на государственном уровне, так и на уровне религиозНЫХ организаций (то есть всех конфессий существующих в стране так как написано во множественном числе -например межрелигиозного совета России) и всего общества.”
То есть Церковь становится в ряд СОБЕСОВ прочих социальных институтов мира сего и по этому документу просто должна отобрать хлеб у Министерства Соц Обеспечения и. Вообще тон документа явно директивный. То должен , и это. На мой взгляд забыта главная цель существования Церкви Служба Богу и примирение людей с Ним.
Не спорю социальное служение нужно – но оно не главное в задачах Церкви. И это служение должны нести миряне и не просто миряне а с соответствующим образованием и подготовкой без которого подобное служение часто будет во вред. (Говорю как педагог. На нашем факультете была специальная группа которая готовилась для работы в интернатах и детских домах и её программа обучения существенно отличалась от нашей).
А как же надмирная роль Церкви?