Диалог культур в Оренбурге с участием православных и магометан

31 октября в Оренбурге по случаю Дня народного единства пройдет научно-богословский круглый стол "Российская цивилизация в диалоге культур Оренбуржья".

31 октября в Оренбурге по случаю Дня народного единства пройдет Диалог культур, а точнее – научно-богословский круглый стол “Российская цивилизация в диалоге культур Оренбуржья”. Среди организаторов: аппарат губернатора и Правительства Оренбургской обл., Оренбургская митрополия и Оренбургская духовная семинария (Русская Православная Церковь), Духовное управление мусульман Оренбургской обл., медресе “Хусаиния”, Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный педагогический университет.

В Оренбурге проходит усиленный Диалог культур.
В Оренбурге проходит усиленный Диалог культур.

Координаторы: о. Вадим Татусь, проректор Оренбургской духовной семинарии, и Альфит Шарипов, директор медресе “Хусаиния”.

Православие + магометанство = Святая Русь?

Уже известен проект резолюции круглого стола, в котором, в частности, предлагается “общенациональная идеология гражданского общества, основанная на идее Святой Руси”. Причем Святая Русь, согласно авторам проекта, объединяет Православие и магометанство. Они говорят о некоей “традиционной бесконфликтной модели отношений между христианством и исламом на базе общего общественного идеала Святой Руси”, а “выражение этого идеала является цивилизационной миссией, общенациональной идеей христиан и мусульман России”.

Нечасто можно встретить столь резко мирское понятие о Святой Руси!

Основная мысль документа вполне экуменическая:

Христианство и ислам как две исторические мировые религии, традиционные для культуры России, формирующие ее ценностное цивилизационное ядро, поддерживают этноконфессиональный мир и стремятся к общим культурно-историческим и нравственным ценностям, реализации их в историческом развитии российской цивилизации, повышению духовной роли России в мировом сообществе.

Можно также отметить, что авторы проекта вводят в заблуждение читателей, утверждая, что понимание культурного многообразия, как принципа развития цивилизации заложено в священных традициях христианства и ислама.

В рамках круглого стола планируется обсудить следующие вопросы:

– Россия как цивилизация: истоки, история, место в современном мире;

– ценности и идеалы христианства и ислама в историческом контексте мировой и российской цивилизации;

– единство российской цивилизации в полиэтнической и поликонфессиональной структуре общества;

– сохранение этнокультурных и религиозных традиций в Оренбургской области в условиях нарастающих тенденций глобализации, религиозного экстремизма и нигилизма;

– выявление роли и перспектив этноконфессионального образовательного сотрудничества между государственными высшими учебными заведениями и духовными религиозными школами;

– формирование многонационального поликонфессионального населения Южного Урала, проблемы этногенеза, миграции народов, взаимосвязь с религиозными традициями;

– народное искусство и фольклор, праздники Православия и ислама, менталитет и система духовных ценностей;

– культурно-историческая память народов Южного Урала в научном, богословском и художественном творчестве;

– становление и развитие христианства и ислама в Южно-Уральском регионе, влияние религии на облик духовной и материальной культуры его народов, традиции конфессионального образования и благотворительности;

– этнокультурный и межконфессиональный диалог в Оренбургском крае: опыт и преодоление стереотипов;

– проблемы сохранения памятников истории и культуры, национальных традиций, языка и этноконфессиональной идентичности.

Проект Резолюции научно-богословского круглого стола Диалог культур

1. Праздник 4 ноября – День народного единства был принят Государственной Думой РФ по инициативе Межрелигиозного Совета России в 2005г. и стал общенациональным символом народного единства гражданского общества и государства, символом гражданственности и патриотизма многонационального российского народа, объединяющего поколения наших сограждан. Истоки этого праздника уходят в наше далекое прошлое, в 1612 год, когда русский народ, объединившись, под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободил Москву от интервенции и положил конец Смутному времени. Люди объединили свои усилия во имя Родины, став выше сословных, национальных, религиозных и прочих различий ради созидания сильной центральной власти. Так создалась могучая Российская империя, историей которой гордятся все народы России. Традиция гражданского единства, основанная в 1612 году на любви к родной земле и на ответственности перед ее будущим, становится особо актуальной сейчас, когда Российская Федерация преодолевает последствия разрушения межэтнического и гражданского единства после крушения СССР.

2. Российская цивилизация имеет длительную историю своего развития на протяжении последнего тысячелетия. Цивилизационное национальное самосознание славянского народа зарождается в эпоху Киевской Руси, крепнет в эпоху Московского царства (идея «Москва – третий Рим») и окончательно оформляется в эпоху Российской империи. Вместе с братскими славянскими народами мы образуем восточно-христианский тип цивилизации (по Н.Данилевскому, А.Тойнби). Специфика нашей цивилизации кроется в евроазиатской включенности в нее ислама и народов Северного Кавказа и Центральной Азии. Тысячелетняя эпоха развития российской цивилизации свидетельствует об уникальном неколониальном мирном сосуществования всех народов, входящих в нее. Осознание цивилизационной общности народов России является важным условием формирования исторического, религиозного, национально-культурного воспитания подрастающего поколения, формирования гражданского общества, условия будущности России.

3. Христианство и ислам как две исторические мировые религии, традиционные для культуры России, формирующие ее ценностное цивилизационное ядро, поддерживают этноконфессиональный мир и стремятся к общим культурно-историческим и нравственным ценностям, реализации их в историческом развитии российской цивилизации, повышению духовной роли России в мировом сообществе.

4. Развитие российской цивилизации в современном глобализирующемся мире, в сложившейся полиэтнической и поликонфессиональной структуре общества возможно только на исторически традиционной бесконфликтной модели отношений между христианством и исламом на базе общего общественного идеала Святой Руси. Выражение этого идеала является цивилизационной миссией, общенациональной идеей христиан и мусульман России.

5. Общенациональная идеология гражданского общества, основанная на идее Святой Руси, имеет опору в традиционной национально-исторической самобытности народов РФ и поддержанная государством является важным условием духовной независимости и суверенитета России, ее геополитического цивилизационного значения в современном мире;

6. Понимание культурного многообразия, как принципа развития цивилизации заложено в священных традициях христианства и ислама. Являясь мировыми религиями, они равноправно относятся ко всем этнокультурным традициям, воспитывая равное уважительное отношение к каждой национальной культуре и особую любовь к своей национальной культуре, выражению ее духовно-религиозной самобытности.

7. В условиях нарастающих тенденций глобализации, религиозного экстремизма и нигилизма, межрелигиозный диалог выступает важной составляющей духовной и гражданской целостности общества, одним из средств совместного сохранения традиционными религиями своей культурной самобытности и идентичности. Православие и ислам – важнейшие религиозные социальные институты российского общества, у которых по отношению к государству, обществу и другим социальным институтам (образование, семья) стратегически совпадают цели – стабильное гражданское демократическое общество с высокой нравственностью и с идеалами святости.

8. Призываем к социальному сотрудничеству государство, гражданское общество, христианские и мусульманские общины, как нераздельные части российского народа, в целях нравственного и материального благополучия общества, к совместным усилиям в противостоянии негативным явлениям: наркомании, алкоголизму, социальной несправедливости между бедными и богатыми, моральному разложению, культурному колониализму, потребительству, загрязнению окружающей среды и т.д. Опасные тенденции бездуховности, выраженные в неверии, экуменизме (объединении всех религий), нравственном релятивизме (неразличении добра и зла), пороках общества разрушают гражданское общество России, расшатывают базисные этнокультурные и религиозные традиции. Невежество в сфере религиозной культуры и нравственная распущенность являются причиной нигилизма молодежи и попыток религиозного экстремизма.

9. История неизменно свидетельствует, что разрушение нравственных устоев порождает кризис личности и общества, внутреннюю пустоту и вражду людей. Поэтому верующие люди осознают свою обязанность утверждать сакральные моральные ценности посредством образования, средств массовой информации и проявления гражданской позиции верующих. Мы выражаем обоюдную убежденность в том, что реализация прав и свобод человека должна быть гармонизирована с соблюдением моральных норм и верой человека в Бога как абсолютной ценности в обществе. Защита прав верующих в последнее время в РФ стало предметом законодательного закрепления. Осуждая поругание религиозных ценностей, составляющих важную часть жизни многих людей, мы призываем государство и все общество предотвращать осквернение святынь, почитаемых верующими, и обеспечивать их религиозные права.

10. Мы совместно осуждаем международный терроризм как крайнее проявление фанатизма, не имеющего ничего общего с религиозными традициями, с духовной свободой человека. Международный терроризм, действующий под прикрытием религиозных целей, является для христиан и мусульман общей проблемой, решение которой возможно в нравственном и политическом ключе, объединении на основе общецивилизационной идентичности.

11. Одной из значимых площадок этнорелигиозного диалога в обществе являются образовательные учреждения, которые призваны воспитать достойное поколение граждан России, опираясь на базисные ценности христианства и ислама. Реализация образовательного диалога в этноконфессиональной сфере позволит преодолеть проблемы ксенофобии в обществе, достичь национального и нравственного единства граждан.

12. Введение предметов «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» в среднюю школу призвано способствовать нравственной консолидации педагогов и учащихся на общем понимании единства нравственных заповедей Священного Писания христиан и мусульман, опираться на исторические примеры святости и общим соблюдением этих заповедей христианами и мусульманами. Система образования должна помочь духовно ищущей молодежи в поиске и нахождении своей идентичности, утолении ее жажды знаний о Боге, духовных и нравственных ценностях нашего общества. Важно, чтобы основы религиозной культуры прививались открыто – в школе и СМИ, не частным образом, не в подпольных кружках, не на сомнительных интернет-ресурсах. Обретение адекватного традиции духовного мира личности является самым важным заслоном экстремистской пропаганды.

Участники круглого стола обращаются к местным и региональным органам власти, институтам гражданского общества Оренбуржья с призывом:

• Активнее сотрудничать друг с другом в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе общенациональной идеологии Святой Руси, разработать совместно специальную программу действий по пропаганде традиционных нравственных ценностей и историко-культурных знаний среди учащихся и студенческой молодежи, используя средства массовой информации и учреждения культуры.

• Регулярно организовывать в Национальной деревне г. Оренбурга и на базе учебных образовательных учреждений области встречи молодежи с представителями национальных диаспор и с духовенством по теме межнационального и межрелигиозного единства.

• Активно вовлекать молодежь на базе учебных образовательных учреждений в проведение Дней национальных культур с целью воспитания этноконфессионального мира и идентичности.

• Проводить регулярный мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в области с участием православного и мусульманского духовенства и мирян с целью преодоления религиозного экстремизма и ксенофобии.

• Сформировать на основе общественного консенсуса концепцию регионального телерадиовещания, отвечающую традиционным ценностям Православия и ислама в Оренбургском крае на основе общенациональной идеологии Святой Руси. Провести местный референдум по выделению местного канала телерадиовещания для передач традиционных конфессий.

• Ведущей образовательной площадкой формирования примера этноконфессионального духовного воспитания молодежи в области могут стать Оренбургская духовная семинария и Медресе «Хусаиния» г. Оренбурга при условии активной поддержки государственной власти и общественности. Передача исторических зданий во исполнение закона ФЗ № 327от 2011г. и создание высокого образовательного и духовного имиджа этих учебных заведений в обществе позволит создать предпосылки для подготовки и воспитания будущих священнослужителей.

• Для формирования адекватного этноконфессионального восприятия учащимися в средних школах традиций Православия и ислама в Оренбургском крае предлагаем ввести в региональный компонент образования дисциплину «Духовная культура Оренбуржья», построенную на принципах общероссийской цивилизационной идентичности гражданина РФ и этноконфессиональной самобытности и идентичности.

• В целях сохранения культурно-исторической памяти народов и религиозных традиций Южного Урала необходимо восстановить общество охраны памятников культуры Оренбургской области и Оренбургскую ученую архивную комиссию с включением в них ученых, представителей государственных органов и духовенства, других общественных структур. Восстановление и сохранение культовых памятников культуры является залогом духовного здоровья нации и общества.

• Необходимо скоординировать усилия региональных, местных уровней власти, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций по организации традиции празднования Дня народного единства в государственных, общественных институтах и самое важное – в семье, как важнейшей духовно и культурообразующей части нашего общества.

• Призываем всех граждан Оренбуржья отметить День народного единства добрыми и бескорыстными делами, благотворительной помощью нуждающимся согражданам. Руководителей всех уровней власти, депутатов, представителей промышленных предприятий и бизнеса призываем посетить в эти дни социальные учреждения области: детдома, приюты, интернаты, где живут те, кто особенно нуждается в опеке государства и общества. Милосердие является той гранью духовного выживания в обществе, опустившись ниже которой общество начинает стремительно деградировать и становится обществом социальной несправедливости.

 Источник

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Иван Шмелев. Пути небесные. Соблазн по благословению

Беда в том, что для сознательного христианина все это выглядит гораздо хуже Сони Мармеладовой и развратной прозы Набокова, а между тем, православные литературоведы продолжают называть это “попыткой духовного романа”, “итогом

XV-е собеседование c евангелическо-лютеранской церковью Финляндии

Со стороны Русской Православной Церкви в собеседовании также принимают участие ректор СПбДАиС еп. Гатчинский Амвросий, о. Ианнуарий (Ивлиев), о. Кирилл (Говорун), о. Владимир Шмалий, о. Димитрий Сизоненко.

Итоги опроса “Лжеучитель года”

После пяти дней можно подвести итоги нашего опроса. Согласно читателям нашего сайта, позорное звание “Лжеучитель года” заслужил проф. МДА Алексей Ильич Осипов, за которого подано 25 % голосов. Несколько неожиданную

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.