Search

Догмат Искупления

В богословской литературе появляются сочинения, модернизирующие православное учение об Искуплении в том виде, как это учение сложилось в древней, со времен Иисуса Христа и св. Апостолов, Вселенской Церкви и содержится Русской Православной Церковью.

Айвазов И.Г.

Искупление рода человеческого Иисусом Христом является основным догматом Христианской религии. Вне этого догмата, в неразрывной связи с предваряющим его догматом Воплощения и завершающим его догматом Воскресения Иисуса Христа, нет Христианства, как Богооткровенной религии. Вне этого догмата Христианство отходит в ряд человеческих учений.

Однако, признание догмата Искупления еще не гарантирует Христианство от такой участи. Необходимо еще иметь правильное понимание этого догмата, чтобы Христианство являлось перед нашим сознанием религией и именно религией Богооткровенной.

Между тем, в богословской литературе появляются сочинения, модернизирующие православное учение об Искуплении в том виде, как это учение сложилось в древней, со времен Иисуса Христа и св. Апостолов, Вселенской Церкви и содержится Русской Православной Церковью. Согласно этому древне-вселенскому учению, Искупление рода человеческого от первородного греха и ответственности за него пред Богом совершено крестною смертью Иисуса Христа, пролитою им на Кресте кровью. Жертва Голгофская в глазах Божиих имела значение жертвы умилостивительной за грехи всего мира, была удовлетворением правде или правосудию Божьему, ею была прекращена вражда между Богом и родом человеческим и человек был примирен с Богом. Первородный или прародительский грех был так велик, последствия греха — извращение всей природы человека, духовной и телесной, — было так глубоко, что человечество не могло своими силами избавиться от греха и уничтожить все его последствия в природе своей и всего мироздания. Необходима была Богочеловеческая жертва, которая притом не только покрыла бы пред Богом греховность рода человеческого, не только уничтожила бы все последствия греха в природе человека и во всем мироздании, но и преизбыточествовала бы над грехом. И вот Бог, бесконечно любящий Свое творение, в жертву за грехи всего мира отдал Сына Своего Единородного. В этом акте искупления правда и любовь Божия проявились в присущем им в Самом Существе Божием единении: Божие правосудие было удовлетворено и неиссякаемая любовь Божия к роду человеческому дала ему оправдание даром.

Но, отдав Себя в жертву за грехи всего мира, Сын Божий Сам был неповинен во грехах. Следовательно, необходимо было, чтобы правда и любовь Божия проявили себя и в отношении ко Христу. И вот Бог вознаграждает Христа: Он дарует Ему воскресение из мертвых, возносит Его на небо, дает Ему место одесную Себя, и Христос получает от Него право быть пред Ним вечным Ходатаем за род человеческий, быть Посредником между Ним и людьми, а для усвоения людьми плодов искупления, то есть для спасения людей, основать Церковь Свою, в которой бы человечество, по своей вере в искупительную от грехов жертву Голгофскую и по своей жизни во Христе, своим подражанием Христу, получало благодатные дары Святого Духа, возрождало свое падшее духовное и телесное естество, усыновлялось Богу и пребывало в возглавленной Христом Церкви неодоленным вратами ада.

* * *

Модернизирующие изложенное учение Православной Церкви об искуплении рода человеческого Голгофскою жертвою говорят, что это учение противоречит христианскому понятию о Боге, в Самом Существе Которого незыблемо и неизменно пребывает любовь к роду человеческому. Эта Божественная любовь чужда всякого “оскорбления”, всякой “вражды” к человеку, всякого “гнева” па людей. Она не требует от рода человеческого никакого “искупления” или “выкупа” за грехи, не требует никакого “удовлетворения” правде Божией за содеянные человечеством грехи или преступления пред Богом, как равно не требует от рода человеческого и никакой, а тем более кровавой, “умилостивительной жертвы Богу за грехи всего мира”.

Митр. Антоний (Храповицкий). Автор неправославного сочинения "Догмат Искупления".
Основатель “нравственного монизма” митр. Антоний (Храповицкий).

По их мнению, искупление рода человеческого Иисусом Христом имеет исключительно “этическое”, моральное, “нравственно-субъективное” значение в деле спасения человека, что в “искуплении” дан роду человеческому только идеал нравственного или морального отношения между людьми, идеал высочайшей моральной жизни человека по образу Иисуса Христа, идеал “сострадательной любви” к падшему человечеству, охватывающей собою все человечество и в отдельности каждого человека. Этот идеал внутренне, субъективно усвояется каждым человеком и реализуется им в жизни чрез “подражание” Христу. Исключительно о таком моральном значении “искупления” якобы и говорят Священное Писание и Святоотеческие творения. Такие суждения об искуплении наиболее ярко выражены в догматических произведениях митрополита Антония (Храповицкого). Он считает “искупление” делом “сострадательной любви” Христа к падшим людям. Эта “сострадательная любовь” достигла кульминационного пункта в Первосвященнической молитве Христа в Гефсиманском саду. В этой молитве и “состояло наше искупление”. По словам митрополита Антония, “Господне распятие и смерть не являются лишенными значения (?!) для нашего спасения, ибо, умиляя людей, они открывают им хотя некоторую часть (?!) искупительной жертвы, вводя их в любовь ко Христу… Телесные муки и телесная смерть Христовы нужны прежде всего для того, чтобы верующие оценили силу Его душевных страданий”.

К каким же последствиям ведет модернизация православного учения об “искуплении”, признание за “искуплением” исключительно морального, “нравственно-субъективного” значения для рода человеческого?

Если признать, что вся заслуга Иисуса Христа пред родом человеческим заключается только в том, что Он возвестил миру высочайший нравственный закон, регулирующий взаимные отношения между людьми, а в Своей жизни и особенно в Своей смерти дал образ выполнения этого закона, то ясно, что таким учением отрицается полное повреждение в первородном грехе всей природы человека — духовной и телесной, а признается только нравственное падение человека, как об этом учил Пелагий, основатель ереси пелагианской. И если человек может восстановить свое первобытное нравственное совершенство только своим “нравственно-субъективным” восприятием морального идеала, показанного Христом, может своими силами осуществить этот идеал в своей жизни, то, конечно, этим отметается искупление грехов рода человеческого драгоценною кровию Христа. Крестная смерть, таким образом, теряет свою исключительную ценность в деле спасения человека. Она, как это утверждают митрополит Антоний (Храповицкий) и другие его единомышленники, “может” (даже только “может”, а не должна?!) еще иметь “некоторую ценность”, может еще быть “не лишенной некоторого значения”, как стимул к нравственной жизни во Христе, без какового стимула, однако, могут и обойтись морально более окрепшие люди.

Таким учением об “искуплении” Сам Искупитель — Христос из Богочеловека превращается в величайшего моралиста из рода человеческого, а вместе с этим отпадают и великая тайна воплощения Бога и Воскресение Христа, словом, те догматы, которые лежат в основе Христианства, как Богооткровенной религии. Эти догматы получают аллегорическое истолкование, так: Христос воплотился — это в наших сердцах, вселился в них; Христос воскрес — это в наших сердцах, в которых Он воссел… Таким нравственно-субъективным пониманием догматов Христианства само Христианство превращается в чисто человеческое, хотя бы и гениальное, учение. Да и Сам Христос превращается исключительно в духовное существо, Его телесная реальность исчезает.

Наконец, если человек исключительно своими силами, своим “нравственно-субъективным” восприятием веры в “искупление” его Христом, искупление, в смысле возвещенного ему Христом высочайшего нравственного идеала и показанной ему реализации этого идеала, может и должен осуществлять в своей жизни этот идеал, то излишними являются почитание и молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, св. Ангелов, св. Апостолов и св. угодников Божиих, а также и молитвы за умерших: человек сам содевает свое опасение, не нужна ему и Церковь с ее спасительными таинствами… Открывается широкий простор для религиозных заблуждений человека, как в народных массах, так и в среде пастырства…

Все заблуждения модернизирующих православное учение об Искуплении вытекают у них из стремления сделать догматы Христианства приемлемыми для мудрецов мира сего, охристианизировать их. На деле же получается обратное: не “мудрость мира сего” христианизируется, а Христианское учение обмирщается и теряет свою Богооткровенность.

* * *

Из разномыслия в понимании Искупления вытекает необходимость воспроизвести или изложить правильное понимание догмата Искупления.

Такое понимание мы должны почерпать прежде; и главнее всего из основных источников христианского учения.

Единственным источником христианского учения являются “Слова Божии”, как об этом пишет св. ап. Павел: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1:1-2). Эти Слова Божии (Ин. 3:14; 8:47), устно переданные Богом через пророков до Иисуса Христа, принадлежат Ветхому Завету, а переданные через Иисуса Христа — Новому Завету. Те и другие Слова Божии и составляют Священное Предание Ветхозаветное и Новозаветное (Иер. 31:31; ап. Павла к Евр. 8:8,13; 2 Кор. 3:14). В Ветхом Завете Священное Предание впервые стал записывать Моисей, а за ним уже и другие боговдохновенные писатели. Так и образовалось Священное Ветхозаветное Писание. Однако, наряду со Священным Писанием в Ветхом Завете хранилась в преемственной передаче и незаписанная часть Слов Божиих, составлявшая в узком смысле Священное Ветхозаветное Предание (Втор. 4:9-10; 32:7; Иов. 8:8-10; Пс. 43:2; 77:3-4; Иона 1:3). И в Новом Завете Слова Божии, или Священное Новозаветное Преданно, впервые, после Вознесения Господа и на протяжении первого века, предали записям св. Апостолы, причем они записывали и свои деяния. Так образовалось Священное Новозаветное Писание [1]. Однако, св. Апостолы не записали всего Священного Новозаветного Предания. Незаписанная ими часть Предания и составила, в узком смысле, Новозаветное Священное Предание, иначе — Апостольское Предание, так как оно передано св. Апостолами. Св. ап. Павел указал ап. Тимофею и способ хранения этого Предания: Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай “верным людям”, или “истинным сынам в вере”, которые были бы способны и других научить (2 Тим. 2:2; 1 Тим. 1:2). Такая “преемственность” в передаче священного Апостольского предания сберегала его полноту, подлинность и неповрежденность. Но истинные сыны в вере не только устно передавали верным людям воспринятое ими Священное Апостольское Предание, но и предавали его записям. Так образовались письменные источники после св. Апостолов. Из этих источников мы и почерпаем незаписанное св. Апостолами Священное Новозаветное Предание. К числу таких источников принадлежат: “Правила св. Апостолов”, “Апостольские Символы Веры”, “Апостольские литургии”, “Мученические акты”, “Писания Мужей Апостольских”, то есть учеников св. Иоанна Богослова, главным образом, — св. Игнатия Богоносца, Поликарпа, еп. Смирнского, и Папия, епископа Иерапольского, “Правила и постановления Семи Вселенских Соборов” и принятые Вселенскими Соборами “Правила поместных соборов” и “Правила и послания св. отцов и учителей Церкви” (VI Всел. Соб., прав. 2-е). Эти “Правила и постановления Вселенских Соборов” признаются боговдохновенными, потому что в них изложено апостольское учение: храним не нововводно (Догмат VII Всел. Соб. об иконопочитании). К тем же источникам принадлежат: церковное богослужение и церковная практика, восходящие к апостольскому времени (Фил. 4:9). Следовательно, Священное Предание и Священное Писание и являются единственными основными источниками Христианского учения. Об этом говорят нам: мужи Апостольские – св. Игнатий Богоносец и св. Папий Иерапольский [2], св. Ириней Лионский [3], Ориген [4], св. Ипполит, епископ Римский [5]. У св. Иоанна Златоуста читаем: Апостолы не все предали чрез послания, но многое сообщили и без письмени. Между тем и то, и другое равно достоверно. Есть предание, больше не ищи ничего [6]. С особенною подробностью говорит то же св. Василий Великий в авторизованном Вселенским Собором 91-м правиле.

* * *

Определив основные источники, из которых надлежит почерпать правильное понимание догмата Искупления, мы, затем, должны установить метод правильного истолкования этих источников.

Имея источники христианского учения в их полноте, подлинности и неповрежденности, мы должны истолковывать каждую в отдельности часть этих источников в связи с их полным содержанием, или в связи с контекстом всей речи по определенному вопросу. Только в таком случае отрывочно взятое место нами будет понято правильно и мы не извратим его смысла. Затем мы должны обращаться к толкованиям библейского текста святыми Божиими человеками, светильниками или столпами Вселенской Церкви Христовой. Но в этом случае мы должны иметь ввиду, что суждения св. Отцов могут быть только их личным мнением, не авторизованным голосом Вселенской Церкви. А поэтому при пользовании суждениями св. Отцов мы должны руководствоваться принятым в православных церквах указанием прп. Викентия Лиринского: Совершенно необходимо, чтобы нить толкования Пророческих и Апостольских писаний направлялась по норме древнего и вселенского понимания. Особенно должно заботиться о том, чтобы содержать то, во что верили повсюду, всегда все. Только такая вселенская преемственность толкований библейского текста даст нам полную возможность правильного понимания его смысла.

Определив источники христианского учения, из которых мы должны почерпать правильное понимание догмата Искупления, выяснив метод истолкования библейского текста, мы перейдем к изложению правильного понимания догмата Искупления.

* * *

Принимая во внимание, что слово “искупление” в христианской религии имеет значение специального термина, мы считаем необходимым выяснить, что разумеется в Священном Писании под “искуплением”. В Ветхозаветном Священном Писании читаем: Я искупил тебя (Израиля)… в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею… отдам других людей за тебя и народы за душу твою… Так говорит Господь, Искупитель ваш, святый Израилев: ради вас я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев… Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну (Ис. 43:1,3,4,14,25; ср. 44:22; 62:12; 63:9). Я вывел тебя из земли Египетской, и искупил тебя из дома рабства (Мих. 6:4). Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их и не будет того во век (Пс. 48:8-9. То есть ни богатством, ни силами своими человек не может искупить пред Богом, или дать Богу выкуп за греховность свою пред Богом и тем возвратить себе утерянное бессмертие — ст. ст. 7 и 10)… Также и в Новозаветном Священном Писании говорится: Какой выкуп даст человек за душу свою (Мф. 16:26)… Сын Человеческий пришел… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28). Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа (1 Петр. 1:18-19. “Искуплены” у Бога — ст. ст. 20-21). Вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:20. “Куплены” у Бога — ст. ст. 19-20). Мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов (Еф. 1:7)… чтобы предстать святыми и непорочными и неповинными пред Богом (Кол. 1:23). Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу (Откр. 5:9). Мы согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3:23-25). Христос, Первосвященник будущих благ, не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:12-15), Христос принес Себя непорочного Богу (Евр. 9:14).

Из приведенных нами текстов видно, что, во-первых, и Ветхом Завете под “искуплением” разумелся “выкуп” Израиля от ответственности за содеянные им грехи или преступления пред Богом. Этот “выкуп” или “искупление” совершал Сам Бог. Он выкупал Израиля у Себя Самого и ради Себя Самого, так как только Израиль был у Него избранным и возлюбленным народом. В “выкуп” за Израиля Бог отдавал Себе другие народы, возлагая на них, вместо Израиля, наказания за грехи или преступления Израиля. Такой “выкуп” не мог дать Богу сам Израиль, так как дорога цена искупления вследствие великой греховности или преступности Израиля пред Богом, как личной, так особенно наследственной от прародителей, породившей смерть во всем человечестве и во всем мироздании. Человек не мог ни собственными силами, ни своим богатством сбросить с себя иго смерти и возвратить себе утерянное в прародительском грехе бессмертие. Во-вторых, в Новом Завете под “искуплением”, так же как и в Ветхом Завете, разумеется “выкуп”, какой человечество само не могло дать Богу за свою греховность как личную, так особенно за наследственную от прародителей, породившую смерть во всем человечестве. Такое искупление, или выкуп Богу, уже не за Израиля только, а за все человечество, мог дать только Сын Божий — Христос и именно Своею Кровью, так как цена этого выкупа или купли у Бога дорогая, и только выкуп Кровью Христа, как Богочеловека, делает человечество неповинным пред Богом чрез веру в искупительную от грехов кровь Христа. Такой выкуп Сам Бог дал человечеству даром в крови Христа, которая, по воле Божией и Самого Христа, явилась пред Богом жертвою умилостивительною за грехи мира. В этой жертве проявилась правда, или правосудие Божие, так как Бог не оставил учиненные пред Ним человечеством грехи или преступления без наказания, а вместе с правдою Божиею проявилась и любовь Божия к человечеству, так как Бог возложил и Христос добровольно принял на Себя наказание мира, пролив за мир Кровь Свою, ибо без пролития крови не бывает прощения грехов (Евр. 9:22). И Христос за добровольно принесенную Им жертву умилостивления за грехи мира был вознагражден Богом и возвеличен тем, что победил смерть, воскрес из мертвых, вознесся и воссел одесную Бога Отца, от Которого получил право ходатайствовать за мир пред Богом и даровать людям право на древо жизни (Ис. 49:4; Откр. 22:14). Так в деле искупления, или выкупа, рода человеческого правда Божия проявилась в присущей ей неразрывной связи с любовью Божией: Бог являлся праведным и оправдывающим (Рим. 3:26).

Если искупление является актом Христа в направлении к Богу, то плоды искупления — это акт в направлении к роду человеческому. Искупление человечества Христос совершил у Бога, пред Которым человечество было повинно во грехах. Плоды же искупления Христос даровал людям, каковой дар и является в собственном смысле спасением человечества. Спасение подастся людям в основанной Христом Церкви, облагодетельствованной дарами св. Духа. Вне Церкви Христовой нет и спасения.

Мы выяснили смысл термина “искупление”, как оно излагается в Священном Писании. Возникает теперь другой вопрос: каким же актом совершил Христос искупление? Выяснить этот вопрос особенно необходимо, потому что модернизирующие православное учение об Искуплении с настойчивостью утверждают, что Искупление состоялось не в пролитой Христом на кресте крови, не в смерти Христа, а в “сострадательной любви” Христа к людям, которую Христос проявлял в течение всей Своей жизни и которая достигла своей вершины в “Первосвященнической молитве Христа” в Гефсиманском саду. Крестной смерти Христа они отводят лишь “некоторое значение”, как стимула, побуждающего людей к взаимной любви по образу проявленной к ним Христом любви. В Первосвященнической молитве и состояло наше искупление, говорит митрополит Антоний. Господне распятие и смерть не являются лишенными значения для нашего спасения, ибо, умиляя людей, они открывают им хотя некоторую часть искупительной жертвы, вводя их в любовь ко Христу… Телесные муки и телесная смерть Христовы нужны прежде всего для того, чтобы верующие оцепили силу его душевных страданий.

Вполне понятно, что за правильным выяснением вопроса: каким актом Христос совершил наше Искупление? — мы должны обратиться к основным источникам Христианского учения, а затем и к голосу Вселенской Церкви Христовой. У евангелистов мы находим на поставленный вопрос ответ, или указание, Самого Христа: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать Душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28; Мк. 10:45)… На сей час смертный Я и пришел (Ин. 12:28)… Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление греховСия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливаетсяСие есть тело Мое, которое за вас предается (Мф. 26:28; Лк. 22:19-20). Как видим, Сам Христос указал, что цель Его пришествия — отдать душу Свою для искупления многих, что на сей час, час смертный, Он и пришел, что Новый Завет Бога с людьми заключен в пролитой Им (Христом) на кресте крови, что именно эта кровь дает людям оставление грехов, что именно пиющий кровь (Его) имеет жизнь вечную (Ин. 6:54). Следовательно, по словам Иисуса Христа, Искупление рода человеческого совершено Им реальным актом пролитой Им на кресте Крови, Его крестною смертью.

Так об Искуплении учили и св. Апостолы. Св. ап. Павел писал, что Христос послал его благовествовать о Кресте Христовом, о Христе распятом на кресте, что слово о кресте для нас, спасаемых, — сила Божия, что такое значение Креста Христова, то есть крестной смерти Христа, только для погибающих юродство есть, только для них оно соблазн и безумие (1 Кор. 1:17, 18, 23; 2:2), только мудрецы мира сего всячески умаляют и даже совсем отметают значение крестной смерти Христа для спасения рода человеческого. Учение о спасении рода человеческого именно Кровью Иисуса Христа красною нитью проходит чрез все писания св. Апостолов. Святой первоверховный ап. Петр пишет: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, по драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Петр. 1:18-19)… Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Петр. 2:24)… Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (1 Петр. 3:18). С особенною силою св. ап. Павел благовествует об Искуплении рода человеческого именно Кровию Иисуса Христа: Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3:23-25)… Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7)… Он умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15:3)… Христос за всех умер… Его не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:15-21)… Бог предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа… в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов (Еф. 1:5, 7)… Благоугодно было Отцу… посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное… примирить в теле Плоти Его, смертью Его… в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол. 1:14, 19, 20, 22)… Христос, Первосвященник будущих благ… не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Кровь Христа очистит совесть нашу от мертвых дел… Он есть Ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное, ибо где завещание, там .необходимо, чтобы последовала смерть завещателя… и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнесши все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою… и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: “Это кровь завета, который заповедал вам Бог”… да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения… И Христос однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха Кровию Своею… (Евр. 9:11-26). Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне вратКровию завета вечного (Евр. 13:12, 20)… Ев. Иоанн также пишет, что Христос омыл нас от грехов наших Кровию Своею (Откр. 1:5), что Он был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу (Откр. 5:9), что Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7).

Как видим, св. Апостолы центром своего благовестил об Иисусе Христе считали слово о том, что Искупление рода человеческого совершено крестною смертью Христа, пролитой Христом на Кресте Кровию Своею, что Новый Завет Бога с людьми заключен именно в Крови Христа, пролитой Им на кресте, как и Сам Христос сказал Своим ученикам: Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:28), или: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк. 22:20). Следовательно, как в Ветхом Завете кровь тельцов и козлов была кровью завета первого, так кровь Иисуса Христа была Кровию Завета Нового, или второго, Кровию, пролитою однажды за грехи рода человеческого, ибо без пролития крови не бывает прощения грехов. Без пролития крови тельцов и козлов не было Ветхого Завета Бога с домом Израиля, так без пролития Крови Христа нет Нового Завета Бога с родом человеческим. И кто отрицает или умаляет значение для нашего Искупления или спасения Крови Христа, тот пребывает вне Нового Завета Бога с людьми, а блуждает по стихиям мира сего!..

Считаем нелишним остановиться на отдельных выражениях православного учения об Искуплении, каковые выражения оспариваются модернистами с целью обосновать свою теорию исключительно “нравственно-субъективного понимания” искупления. Прежде всего они отрицают за Искуплением название и значение “жертвы умилостивительной за грехи мира”. Однако, что Искупление было жертвою умилостивительною за грехи мира, об этом мы читаем еще в Ветхом Завете у “ветхозаветного евангелиста” прор. Исайи: Господу угодно было поразить Его, и он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное (Ис. 53:10). Эта жертва умилостивления, как там же говорит прор. Исайя, будет принесена Богу за грехи наши (ст. ст. 5, 6, 8, 12). То же мы читаем об Искуплении и у ев. Иоанна, причем как уже о совершившемся факте Искупления: Мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира… Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 2:1-2; 4:10). Это умилостивление принесено Христом Богу, что видно из контекста речи св. Иоанна. Ап. Павел пишет: получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его (Божией) в прощении грехов (Рим. 3:24-25). И ап. Павел выясняет, что эта жертва умилостивления, или искупление, принесена Богу (Рим. 3:26 и др.), что Христос был первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа (Евр. 2:17). Вслед за отрицанием умилостивления Бога модернисты отрицают и необходимость, и даже возможность удовлетворения правде Божией, утверждая, что правда Божия не нуждается-де в “удовлетворении” за попирание ее человеком. Но вот Сам Бог говорит: А удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим (Ис. 1:24)… За неправды его (Иерусалима) сделано удовлетворение, ибо от руки Господней они приняли вдвое за все грехи своя (Ис. 40:2)… И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь (и по-славянски читаем: “и утешуся”) (Иез. 5:13). В Новом Завете Христос, и св. Апостолы учили, что каждому будет воздаяние от Бога по делам его, что открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою, что правда Божия открывается в благовествовании Христовом (Рим. 1:16-18). Отрицать необходимость удовлетворения правде или правосудию Божиему за попрание правды Божией грехами человека и утверждать, что воздаяние за свою греховность человек получает в своих внутренних, субъективных переживаниях последствий своей греховности,— значит отрицать всякую связь между Богом и человеком, каковая связь реализуется в воздаянии Богом человеку за его добрые и злые деяния, каковое воздаяние красной нитью проходит через все Священное Писание. Нельзя же забывать, что есть люди сожженные в совести своей, которые не чувствуют внутри себя никаких мучений, никаких угрызений совести за все свои злые деяния, что в таких деяниях они находят даже усладу, что нравственное падение их и богоотступничество, или извращение богооткровенной воли доходит до сатанинских глубин, из которых уже не может быть выхода в Царство Божие.

“Камнем преткновения” для модернизирующих православное учение об Искуплении служат слова митрополита Макария в его “Православном догматическом богословии”, что Божественная Премудрость находит способ примирить в деле искупления человека вечную правду с вечною благостью, удовлетворить той и другой и спасти погибшего. В этих словах они видят признание противоречия в Боге между вечною правдою и вечною благостью, чего-де не может быть в Боге!.. Мы вполне согласны с тем, что такого, да и никакого, противоречия в Боге не может быть. Ибо следствием такого противоречия была бы борьба в существе Божием между правдою и благостью. Пришлось бы признать двойственность в существе Божием, раздвоение. Бог оказался бы в состоянии самоборения. Одно из двух свойств пришлось бы признать за добро, а другое за зло. И Бог явился бы источником не только добра, но и зла. Конечно, ни о чем таком митрополит Макарий не говорит, так как все свойства в Боге он мыслит всесовершенными, пребывающими в вечном единении. Если он говорит о примирении в деле искупления человека вечной правды с вечной благостью, то в связи с его учением об Искуплении надо приведенные слова о примирении понимать так: человек не мог своими силами искупить свой грех пред Богом. По человеческому рассуждению (Гал. 3:15), действительно, в наказание за греховность рода человеческого нельзя примирить правду с благостью, удовлетворить и ту и другую, потому что правда требует наказания, соответствующего преступлению, то есть в данном случае наказания смертью, а благость требует помилования или милости к преступнику. И вот Божественная Премудрость нашла способ примирить в деле Искупления рода человеческого правду с благостью. Это примирение и состоялось в крестной смерти Христа. Божественная правда, или правосудие, было удовлетворено, наказание за грехи мира было понесено Христом в Его крестной смерти, пролитой на Кресте Его Крови во оставление грехов мира. Благость же Господня проявилась в том, что род человеческий получил оправдание даром. И в отношении ко Христу Бог проявил и правду, и благость. Он не вменил Ему крестный подвиг в вину, но снял с Него иго смерти, воскресил Его, посадил одесную Себя, превознес Его (Фил. 2:9), дав Ему имя, выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2:10). Это и могла совершить только Божественная Премудрость, как об этом и говорит митрополит Макарий.

Сторонники “нравственно-субъективной теории искупления” ссылаются на слова св. Иоанна Златоуста: Не Бог враждует против нас, но мы против Бота. Бог никогда не враждует. Отсюда они делают вывод, что никакого “примирения” нас с Богом не может быть. Но, ведь, св. Иоанн Златоуст говорит лишь о том, что Бог никогда не является инициатором или виновником вражды к человеку, а что человек враждует против Бога. Но как Бог реагирует на вражду к Нему человека, об этом св. Иоанн Златоуст многократно повествует в своих творениях, где говорит о наказаниях от Бога на грешников, о гневе Божием на согрешающих и т. п.!.. И впервые Сам Бог дал возмездие первым людям за их вражду к Нему, проявленную в нарушении Его заповеди. Он изгнал их из рая. Они были отчуждены от древа жизни и внесли в мир смерть. О примирении нас с Богом, во Христе, в Его Голгофской жертве, особенно повествует св. Ап. Павел (2 Кор. 5:18-19; Кол. 1:20-22; Еф. 2:15-16).

Мы изложили правильное понимание догмата Искупления, как оно вытекает из основных источников христианского учения. Обратимся теперь к голосу Вселенской Православной Церкви времен послеапостольских.

Здесь прежде всего мы остановимся на творениях мужей Апостольских, как воспринявших благовестие Христово непосредственно от св. Апостолов. Мы знаем, что мужи Апостольские в своих творениях писали лишь о том, что требовалось современной им жизнью Церкви. В то время вопрос об искуплении не дебатировался, и потому они не писали специально об искуплении. В их творениях мы находим лишь отдельные мысли о значении Голгофской жертвы. Однако и по ним можно выяснить достаточно подробный и точный взгляд мужей Апостольских на Искупление. Так, у св. Ап. Варнавы (+72 г.) читаем, что Он, Христос, облекся плотию для того, чтобы ее — этот сосуд Своего Духа принесть в Жертву за наши грехи, предать его на смерть (Epist. s. Barn. с. 5, 7). Св. Климент, епископ Римский (+101 г.) пишет: Иисус Христос сделался плотию для нашего спасения (2 Соч., 19)… Он дал Кровь Свою за пас и плоть Свою за плоть пашу и душу Свою за души наши (1 Соч., 47)… драгоценна пред Богом Кровь Его, которая была пролита для нашего спасения (1 Соч., 7)… Он стал Первосвященником наших приношений, заступником и помощником в помощи нашей (1 Соч., 36). Св. Игнатий Богоносец говорит епископу Поликарпу: Ожидает Того, Кто выше времени, безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым… для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего (Ad Ephes., 15)… Он Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу” (Ephes., 1).. Он стал Спасителем нашим и Первосвященником, Которому вверено Святое Святых (Philad., с. 9). Св. Поликарп, епископ Смирнский, повествует: Он, будучи вечным Первосвященником, явился во плоти… грехи наши вознес на Теле Своем на крест, претерпел за нас самую смерть… и чрез то даровал нам спасение, не но делам нашим, но по воле Божией (de Philip с. 1,8).

Как видим, мужи Апостольские учили, что Христос был Первосвященником наших приношений, заступником нашим пред Богом, что Он, по воле Божией, принес Самого Себя в жертву Богу за наши грехи, что пролитая на кресте Кровь Христа драгоценная пред Богом. Повсюду здесь мы находим терминологию ветхозаветную: Христос именуется Первосвященником, Он приносит Богу жертву за наши грехи, эта жертва драгоценна пред Богом, так как снимает с нас содеянный в Ветхом Завете грех, чего не могли сделать приносимые ветхозаветным первосвященником жертвы. Если ветхозаветный первосвященник приносил жертву за грех в умилостивление Бога (Малах. 2:13), то, именуя Христа Первосвященником, мужи Апостольские тем самым признавали за Его Голгофскою жертвою значение жертвы умилостивительной, однажды принесенной Богу за грехи рода человеческого.

Продолжим свидетельства св. Отцов первых веков Христианства об Искуплении. Несмотря на то, что они в своих творениях вели борьбу преимущественно с иудейством, язычеством и различными ересями, все же у них мы находим ясные мысли об Искуплении Христом рода человеческого. Так, в прекраснейшем памятнике Христианской письменности этого века — в “Послании к Диогнету” читаем: Бог предал Сына Своего в искупление за нас… Христос принял на Себя грехи наши (с. 9). Св. Иустин Философ пишет: Христос, чтобы даровать нам исцеление, разрушить силу, возбудившую Адама к преступлению, снять проклятие, которому подвержен был весь род человеческий, был распят на Кресте… вследствие этого приношения Себя в жертву Он стал Первосвященником по чину Мелхиседекову (Apolog. 11,13 и Dialog сTryph., 85,94,103). Св. Ириней, епископ Лионский, говорит: Господь наш, Иисус Христос, пострадал за нас и воскрес ради нас… Он явился истинным Посредником между Богом и человеком, в Себе объединял и примирял их и восстановлял человека Богу страданием, смертью Своею и воскресением (Contr haer. III, 19, 2; 18, 3, 7). Блж. Феодорит Кирский поясняет: Принес же за нас Христос не кровь волов и козлов, но собственную Свою Кровь… и однажды приобрел вечное искупление, потому что, сделавшись искупительною за нас ценою, всех нас освободил от владычества смерти (Творения, ч. 7, Толков, на посл, к Евр., 1861 г., С. 615). Св. Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит: Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы, о иже во аде держимых, с надеждою для них отрады, ослабления и свободы. Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, по словам Григория Богослова, великая труба истины, око вселенной, вождь исповедников, столп веры и Церкви, пишет: Поелику надлежало заплатить долг, лежащий на всех, ибо должны были все умереть, что и было главною причиною Его пришествия, — то после того, как Он доказал Свое Божество делами, приносит, наконец, и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление… Слово Божие, будучи превыше всех, Свой Храм, Свое телесное орудие, принося в искупительную за всех жертву, смертью Своею совершенно выполнил должное… смерть всех приведена в исполнение в Господнем теле… нужна была смерть и надлежало совершиться смерти за всех, во исполнение долга, лежащего на всех (Твор., ч. 1, 1902 г., С. 201-203). По словам св. Ефрема Сирина, поелику долги наши; вследствие отпадения от Бога, превзошли все своею многочисленностью, так что ни пророки, ни священники, ни праведники, ни цари не в состоянии были изгладить их, то Сам Сын Божий, явившись на землю, повсюду сделался пленителем всех: и ни в утробе, ни в рождестве, ни в крещении не уничтожил долгов, пока преданный на крест не вкусил смерти, так что смерть Его сравнилась с винами нашими, ибо чрез нее изглажено то, для изглаждения чего недостаточны были все творения (Твор., т. VIII, С. 340-341)… Бог смертию Единородного Своего Сына приблизил нас к Себе (Твор. Слово 48-е, 1911 г., С. 207). В первоисточнике Православной Литургии – в “Огласительных и тайноводственных поучениях” св. Кирилла Иерусалимского, в каковых поучениях он сохранил чин литургии Иерусалимской, то есть чин литургии Ап. Иакова, — мы находим указание на совершение св. Таинства Причащения. В своем описании этого Таинства св. Кирилл Иерусалимский пишет: Потом, по совершении духовной жертвы Бескровной службы, при той же самой жертве умилостивительной молим Бога о всеобщем мире церквей… и вообще о всех, требующих помощи; молимся все и приносим сию жертву (Тайн. огл. 5). Многие церковные писатели в изображении небесного тайнодействия у Ап. Иоанна Богослова (Откр. 1:3; 4:2-9; 5:4-12; 6:9, 7, 9-10) видят отображение литургии в современной апостолам Церкви и в являющемся на жертвеннике Агнце усматривают вечную умилостивительную жертву [7]. С особенной яркостью и глубиною изобразил величие Голгофской жертвы св. Иоанн Златоуст: Когда ты видишь Господа закланного и предложенного, священника, предстоящего этой жертве и молящегося, и всех окропляемых этою драгоценною Кровию, то думаешь ли ты, что ты еще находишься среди людей и стоишь на земле, а не переносишься ли ты тотчас па небеса… Предстоит священник, низводя Св. Духа… совершает моление, чтобы благодать, нисшедшая на жертву, воспламенила чрез Нее души всех и сделала их светлейшими… Когда священник призывает Св. Духа и совершает страшную жертву и часто прикасается к общему всех Владыке… какой потребуем от него чистоты и какого благочестия?! Тогда и Ангелы предстоят священнику и целый сонм небесных сил взывает, и место вокруг Жертвенника наполняется ими в честь Возлежащего на Нем… [8]. И когда за литургиею в Православной Церкви во время возгласа: Твоя от Твоих… диакон подъемлет кверху св. дискос и потир, то этим изображается вознесение Иисуса Христа на крест в жертву умилостивления Бога за грехи мира. И таинство Причащения в Православной Церкви – это жертва не только хвалебная и благодарственная, но и молитвенно-умилостивительная жертва Богу за живых и умерших.

Из приведенных суждений св. Отцов об Искуплении, или о Голгофской жертве, видно, что в Голгофской жертве Христос явился Первосвященником, принесшим Богу в Своей Крови жертву умилостивительную за грехи мира; этою жертвою Христос искупил людей от греха, проклятия и смерти, стал Посредником между Богом и человеком, примирил нас с Богом. В глазах Божиих Голгофская жертва была драгоценною.

* * *

Изложив понимание догмата Искупления по основным источникам Христианского вероучения и по творениям св. Отцов послеапостольского времени, имеющим значение во Вселенской Православной Церкви, мы приходим к единственному заключению, что содержимое Русской Православной Церковью учение об Искуплении рода человеческого Иисусом Христом является вполне правильным, как стоящее в полном согласии с учением Иисуса Христа, св. Апостолов, св. Отцов и учителей Вселенской Православной Церкви Христовой, что и “Катехизис” митрополита Филарета (Дроздова), и капитальные труды по “Догматическому Богословию” архиепископа Филарета (Гумилевского), архиепископа Антония (Амфитеатрова), митрополита Макария (Булгакова) и епископа Сильвестра в изложении учения об Искуплении содержат не что-либо новое, остаются верными пониманию Искупления Вселенскою Церковью Христовой со времен Христа и св. Апостолов. Всякое иное толкование догмата Искупления будет пагубным для верующих в Иисуса Христа, поставит их вне Церкви Христовой, отторгнет их oт Христа, хотя бы лжемудрствующие и прикрывались именем Иисуса Христа.

Публикуется по изд.

Айвазов И.Г. Догмат Искупления // Журнал Московской Патриархии. М., 1952. № 1. СС. 64-76

Примечания

[1] Тертуллиан первый назвал писания евангелистов и св. апостолов книгами Нового Завета.

[2] “Церковная история”, Евсевия Кесар., кн. 3-я, С. 157, 163-164, изд. 1858 г.

[3] Книга 3-я, С. 220-226, изд. 1900 г.

[4] “О началах”, кн. 1-я, стр. 6, изд. 1899 г.

[5] Филарет, архиеп. Черниговский, Исторический обзор песнопевцев, 2-е изд. 1864 г., С. 70

[6] Творения, т. XI, стр. 601, изд. 1905 г.

[7] Филарет, архиеп. Черниговский, Исторический обзор песнопевцев, 2-е изд, 1864 г. C. 9

[8] “Шесть слов о священстве”.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

11 Responses

  1. Великолепная статья! Хотя, к несчастью, вероятно, – “уже поздно”…
    Неплохая подборка Свв.Отцов, подтверждающая тезисы данной статьи есть по адресу…
    Там есть и высказывания по поводу Искупления наших русских Святых, имена которых лицемерно поминаются и модернистами, учениями своими отрекшимися от их Веры.

  2. Большое спасибо Владимиру за ссылку. Нет, не поздно. Спаси Господи!

  3. Теперь становится очевидным, что именно в личности Антония Храповицкого и в дальнейшем почитании его в раскольной РПЦЗ следует искать причины вероотступничества и двоедушия, которое мы наблюдаем в действиях заграничных иерархов.

    1. РПЦЗ была не в расколе с Патриархией. Это стало ясно из Акта о восстановлении канонического общения. Вы правы, что влияние митр. Антония было необычайно сильным и вредным. Но целый ряд ведущих представителей РПЦЗ был совершенно чужд идей митр. Антония: это основатель Джорданвилльского монастыря архиеп. Виталий (Максименко), архиеп. Аверкий (Таушев), митр. Лавр, о. Серафим (Роуз).

  4. Добрый день! поправьте пожалуйста в этой статье опечатку – это в начале третьего с конца абзаца. – “в «Послании к Диогнету» читаем: Бог предал Сына Своего в искупление за нас (слово “искупление”)

    1. Воспринимается очень тяжело – слушал. Пока не прочтешь, отмечая важнейшие места (к слову сказать, святитель Феофан не пишет неважного) будет непонятно. Труд этот надо читать вдумчиво, оставляя время для осмысления прочитанного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.