Search

Пелагианство Достоевского и нравственный монизм

Александр Буздалов

В романтическом прекраснодушии и донкихотстве князя Мышкина присутствует существенное сходство с пелагианством, одной из архетипических ересей, с которой Церкви пришлось столкнуться в своей истории [1]. Дело здесь не в каких-то внешних совпадениях, которые могут быть и случайными («князь уверяет безобразных и злых людей, что они прекрасны и добры, убеждает несчастных, что они счастливы, смотрит на мир, лежащий во зле, и видит один лишь “образ чистой красоты”») [2].

Пелагианство Достоевского
“Князь Мышкин”.

Как показывает анализ «творческой лаборатории» писателя (его публицистических статей, записных тетрадей и подготовительных материалов к романам), за всем этим у Достоевского стоит определенное религиозно-философское учение (названное впоследствии почвенничеством), совпадающее с пелагианством по целому ряду антропологических и сотериологических положений, что и позволяет ставить вопрос таким образом [3].

В программной статье, анонсировавшей издание журнала «Время», Достоевский формулирует идеологию нового направления русской философско-социологической мысли как провозвестие «огромного переворота, которому предстоит совершиться мирно»; «этот переворот есть слитие образованности и ее представителей с началом народным и приобщение всего великого русского народа ко всем элементам нашей текущей жизни»[4]. – Установка делалась на синтез («слитие») и на реформу («переворот») одновременно. Вернее – реформаторство и заключалась в синкретизме, потому что подлинная Ортодоксия, или Традиция, это августианский дуализм Церкви и «града земного», непреодолимый антагонизм Христианства и «мудрости мира сего» (1 Кор 1:19), а не их синтез.

Утопичность социал-христианских увлечений молодости Достоевского здесь сказалась в полной мере. То есть, она (квазихристианская утопия) никуда не делась, но, более того, перешла на новый уровень спекулятивности, сохранив свою сущность – гуманистическую веру в «народное начало», в «нашу почву», в «народный дух», в его стихийную «силу непочатую», или в то, что на богословском языке называется «ветхое естество». Это и предполагает пелагианскую антропологию (отрицание онтологических последствий первородного греха и необходимости Божественной благодати для духовного возрождения). Поэтому этот «переворот» не мог не затронуть и догматической стороны вопроса.

При этом особенно разрушительной богословскую революцию со стороны этого романтического иррационализма и адогматизма делала ее декларируемая «мирность», красивые рыцарские облачения «всеобщего примирения» и пиетизма (проповеди высокой личной нравственности). «Наша новая Русь поняла, что один только есть цемент, одна связь, одна почва, на которой всё сойдется и примирится, — это всеобщее духовное примирение, начало которому лежит в образовании» (разработать концепцию которого, а если надо было такой «жертвы», то и персонально возглавить, брались сами почвенники). «Эта новая Русь уже засвидетельствовала… начинающеюся в молодом поколении новою нравственностью, ревниво и строго следящею за собою; она засвидетельствовала себя благородным самоосуждением, строгою совестливостью — что есть признак величайшей силы и неуклонного стремления к своему идеалу»[5]. – Вот эту «величайшую силу нравственности» и «красоты, которая спасет мир», и символизировал образ двадцатишестилетнего князя, вернувшегося на «русскую почву» из Швейцарии первою ласточкой «слития и примирения» всего со всем.

Поэтому основная ошибка толкования концепта «Князь Мышкин» заключается в оценке его как подлинно христианского, как апологии и проповеди Православия, потому что «было более двадцати соборов, единодушно осудивших»[6] пелагианство. Cодержание учения, которое Достоевский вкладывает в уста своего «христоподобного» героя, никак не связано с церковной традицией, будучи полностью детерминировано идеологемами западноевропейского романтизма. То есть, перед нами типичная гуманистическая антропология конца XVIII – первой половины XIX веков.

Другая ошибка (менее грубая, но лишь в сравнении с первой) состоит в том, что гуманизм Мышкина, адекватно оцениваясь как квазихристианский, объявляется осознанным у Достоевского: якобы писатель хорошо знал догматику и в богословском лепете своего героя сатирически изобразил этот гуманизм как духовную болезнь образованного общества своего времени. Такое толкование является совершенно голословным; оно никогда не подтверждается убедительными цитатами, потому что их просто не существует, по той простой причине, что сам Достоевский и был ярко выраженным представителем этого общества с ее неотъемлемым религиозным вольнодумством.

Поэтому Лев Николаевич Мышкин – это один из эксклюзивных резонеров Достоевского, то есть идеализированных героев, которым автор поручает изложение своих почвеннических воззрений, самых заветных своих идей. Монологи Мышкина – это, несомненно, месседж Достоевского-идеолога, его духовное послание читателю как художника-пророка, согласно самосознанию романтизма, черпающего вдохновение прямо из «Абсолюта», или из «Единого» (вхожего туда, как к себе домой).

По этой причине «откровение» Мышкина еще, как минимум, дважды прозвучит в романах писателя из уст «архиерея» Тихона и «старца» Зосимы как образчиков «чистого, идеального христианства» в понимании Достоевского [7], и до последнего будет проповедоваться им в публицистике.

«Вера в то, что хочешь и можешь сказать последнее слово миру, что обновишь наконец его избытком живой силы своей, вера в святость своих идеалов, вера в силу своей любви и жажды служения человечеству, — такая вера есть залог самой высшей жизни наций, и только ею они и принесут всю ту пользу человечеству, которую предназначено им принести, всю ту часть жизненной силы своей и органической идеи своей, которую предназначено им самой природой, при создании их, уделить в наследство грядущему человечеству. Только сильная такой верой нация и имеет право на высшую жизнь. Древний легендарный рыцарь верил, что пред ним падут все препятствия, все призраки и чудовища и что он победит всё и всех и всего достигнет, если только верно сохранит свой обет “справедливости, целомудрия и нищеты”. Вы скажете, что всё это легенды и песни, которым может верить один Дон-Кихот, и что совсем не таковы законы действительной жизни нации. Ну, так я вас, господа, нарочно поймаю и уличу, что и вы такие же Дон-Кихоты, что у вас самих есть такая же идея, которой вы верите и через которую хотите обновить человечество! В самом деле, чему вы верите? Вы верите (да и я с вами) в общечеловечность, то есть в то, что падут когда-нибудь перед светом разума и сознания, естественные преграды и предрассудки, разделяющие до сих пор свободное общение наций эгоизмом национальных требований, и что тогда только народы заживут одним духом и ладом, как братья, разумно и любовно стремясь к общей гармонии. Что ж, господа, что может быть выше и святее этой веры вашей?»[8]

Хотеть и мочь (достигнуть нравственного идеала, спастись самому и спасти других) – это и есть сущность пелагианства. И это общее нравственно-метафизическое кредо эпохи, где Достоевский – лишь один из множества «рыцарей общечеловечности».

«Создавая образ Мышкина, писатель стремился изобразить реального современного человека, который, однако, по красоте и совершенству приближался бы к тому высшему идеалу человеческой личности, каким он с ранних лет считал личность Христа. 10 апреля н.ст. 1868г. Достоевский отметил для себя в ПМ2 (Подготовительных материалах): “Евангелие Иоанна Богослова”. Сразу же после этого писатель зафиксировал сложившуюся мысль: “Князь Христос”» [9]. – Это можно сравнить с приемом живописи эпохи кватроченто, когда художник, желая польстить заказчику, вписывал его портрет в евангельский сюжет, в ряды святых апостолов и ангелов, словно одного из них. При всей очаровательности для глаза, это весьма опасная практика с точки зрения святоотеческой аскетики.

Между тем, Достоевский делал то же самое, только в отношении не конкретного человека, но «общечеловечности», то есть человеческой природы. Причем аналогия эта работает и в плане прямой материальной заинтересованности художника в удовлетворении «потребительского спроса», потому что Достоевский жил в основном заработком писателя и публициста. Иными словами, его заказчиком, которому нужно было искренно польстить, и было человеческое общество, от «лайков» которых напрямую зависел его бюджет.

«Трижды на полях ПМ2 9 и 10—13 апреля н.ст. появилась запись: “Князь Христос” (стр. 246, 249, 253). Эта очень важная для Достоевского формула имеет свою предысторию. Еще 16 апреля 1864 г. под свежим впечатлением от смерти первой жены, раскрывая свое понимание заповеди возлюбить человека, “как самого себя”, Достоевский писал: “Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, — это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно”. В этих словах писатель сформулировал свой высший нравственный идеал, наиболее полное воплощение которого было доступно, с его точки зрения, одному Христу. В жизни же реальных земных людей оно наталкивалось на “закон личности”, связующий человека, на свойственный ему эгоизм, стремление к “обособлению”. Поэтому осуществление этого идеала для людей писатель считал возможным в отдаленном будущем или же вообще на другой “планете” (Л<итературное>H<аследие>, т. 83, стр. 174). Однако его скептический взгляд вступал в противоречие со страстной мечтой об осуществлении идеала гармонии, братства и справедливости “на земле”. Этот трагический разлад нашел отражение в образе “Князя Христа”, над которым работал Достоевский. Поставив его в центре враждебных, взаимоисключающих чувств и эгоистических страстей, писатель попытался воссоздать в Мышкине “обретение подлинного целостного я“ через “осознание сопричастности я ко всему…”» [10].

Здесь можно обратить внимание на то, что толкование Священного Писания у Достоевского никак не согласовано со Священным Преданием. Иначе говоря, перед нами «богословская» самодеятельность: человек прочел Евангелие, он умилился нравственной красотой Христа, это его вдохновило – и вот он вышел на проповедь, толкуя слово Божие «от ветра головы своея», что гарантирует искажение. Сама по себе затея уже свидетельствует о состоянии «прелести» («страстной мечте»): человек счел себя призванным к такой деятельности, узрел в этом свою миссию как художника-«избранника небес». Поэтому и толкование получается соответствующим: идеализирующим человеческую природу и ущемляющим божественность Христа; неопелагианские гиперболы антропологии (пафос гуманизма) оборачиваются ущербом христологии (антропоморфическим умалением Божества).

Как и в других романах, идеи почвенничества в «Идиоте» излагает не один лишь главный герой, «облаченный в солнце», но и персонажи второго плана, или тип «Великого Грешника» (Ставрогин, Версилов, Иван Карамазов). В «Идиоте» часть этих «великих мыслей», достается Ипполиту, в «рукопись» которого Достоевский помещает выкладки другого идеолога почвенничества Н. Страхова о «человеческой природе»:

«Кто посягает на единичную „милостыню”, тот посягает на природу человека и презирает его личное достоинство. Но организация „общественной милостыни” и вопрос о личной свободе — два вопроса различные и взаимно себя не исключающие. Единичное добро останется всегда, потому что оно есть потребность личности, живая потребность прямого влияния одной личности на другую»[9].

В приведенной цитате транслируется то, что в философской терминологии называется романтическим имманентизмом и что в богословии как раз и обозначается пелагианством. Речь идет об убеждении в органической способности человеческой природы к качественному нравственному развитию. То, что в ортодоксальном вероучении соделывает Божественная благодать, сообщая падшему человеческому естеству превышающие его христианские добродетели как свойства богоподобия, или святости как таковой, все это в романтическом гуманизме содержится в самом человеческом естестве или доступно его воли («не прямо же начинать с совершенства! Чтобы достичь совершенства, надо прежде многого не понимать! А слишком скоро поймем, так, пожалуй, и не хорошо поймем. Это я вам говорю, вам, которые уже так много умели понять» [12]). Поэтому одна (нравственно развитая) личность может положительно влиять на другую (отставшую в развитии); и таким образом постепенно созиждется на земле «царствие» хилиазма («всечеловеческое братство»).

«Проблема личной и общественной благотворительности широко обсуждалась в 1860-1870-е годы. В дискуссии принимал участие и журнал братьев Достоевских… Непосредственное отношение к высказыванию Ипполита имеют идеи двух «Писем в редакцию „Времени”» Н.Н. Страхова: “Тяжелое время” и “Нечто об авторитетах” (Вр, 1862, №№ 10 и 12; за подписью Н. Косица). Страхов (совпадая с мыслью героя Достоевского) рассматривает благотворительность как “прямое следствие самой природы человека”; подлинной благотворительностью он считает ту, которая совершается свободно и с личным участием, “потому что только в таком случае она… будет вполне удовлетворять идее нравственности”. Он пишет, что всякая благотворительность тем лучше, чем она ближе к частной благотворительности… Страхов… излагает мысль Аксакова (очень созвучную идее монолога Ипполита) о том, что “ручная” благотворительность порождает “процесс нравственных ощущений, переживаемый как дающим, так и принимающим даяния, благотворных для обоих, очищающих душу”. Страхов подробно рассматривает взгляды “многих политэкономов” (А. Смита, Дж. Ст. Милля и др.), отрицавших, по его мнению, пользу и личной, и общественной благотворительности. Их точке зрения он противопоставляет “неэкономическое” евангельское учение, которое “никогда не разъединяло, а всегда связывало людей”. Этой же идеей, развиваемой Ипполитом, Достоевский первоначально наделял лишь Мышкина» [13].

Такое парадоксальное наделение сугубо отрицательного героя (атеиста, нигилиста, либерала или социалиста) некоторыми «патентованными» (сугубо положительными) идеями почвенничества (при характерном пока еще неверии в них антигероя) обусловлено той же концепцией «слития начал», начавшегося, согласно историософской утопии Достоевского, процесса переливания «народного духа» в «оторвавшуюся от почвы» «сильно развитую личность». Помимо этого, снова можно видеть, как заявленная почвенничеством апология «евангельского учения» (как в художественной, так и в публицистической форме) профанирует его до общеромантической антропологии.

Учение митр. Антония о догмате Искупления.
Митр. Антоний (Храповицкий).

Весь этот нравственный волюнтаризм как гуманистическая религия самоспасения, все эти неопелагианские идеи «нравственного процесса (взаимного) очищения» и «переливания духа» имеют само непосредственное отношение к становлению учения «нравственного монизма» митр. Антония (Храповицкого): «Повторим формулу Достоевского о влиянии одной воли на другую: смиряясь, любя и познавая людей, человек восходит или возвращается к первозданному таинственному единству со всеми и как бы переливая святое (через общение с Богом усвоенное) содержание своей души в душу ближнего, преображает внутреннюю природу последнего, так что при одном только согласии его воли, тяжкий путь его возрождения почти совершен за него лишь бы он сам не отвечал на это злым упорством и ненавистью» [14]. С необходимым уточнением: «переливая святое содержание своей души через общение с русским народом усвоенное», потому что именно так обстоит дело в оригинале, где именно «народное начало», сама «почва» является источником спасительной благодатной силы. То есть, владыка Антоний не видит крайнего пелагианства Достоевского и отчасти его христианизирует, делает этот гностический пафос самоспасения не столь радикальным, как в романтизме писателя, но, тем не менее, усваивая некоторые его квазихристианские элементы.

Косвенным доказательством того, что Мышкин исполняет в «Идиоте» функцию Тихона в «Бесах» и Зосимы в «Карамазовых» (то есть функцию нравственного авторитета, учителя жизни и сердцеведа, «младостарца» в сюртуке), является схожая высокая оценка ими «рукописей» («исповедей», «статей») Ипполита, Ставрогина и Ивана, соответственно (то есть, общая не только идеология, но и элементы композиции этих романов).

Мышкин:

«Мне жаль, что вы отказываетесь от этой тетрадки, Ипполит, она искренна, и, знаете что, даже самые смешные стороны ее… искуплены страданием, потому что признаваться в них было тоже страдание и… может быть, большое мужество. Мысль, вас подвигшая, имела непременно благородное основание, что бы там ни казалось» [15].

Тихон:

«Мысль эта — великая мысль, и полнее не может выразиться христианская мысль. Дальше подобного удивительного подвига, который вы замыслили, идти покаяние не может, если бы только… Это действительно было покаяние… Даже в форме самого великого покаяния сего заключается уже нечто смешное. О, не верьте тому, что не победите! — воскликнул он вдруг почти в восторге, — даже сия форма победит (указал он на листки), если только искренно примете заушение и заплевание. Всегда кончалось тем, что наипозорнейший крест становился великою славой и великою силой, если искренно было смирение подвига. Даже, может, при жизни вашей уже будете утешены!.. Если веруете, что можете простить сами себе и сего прощения себе в сем мире достигнуть, то вы во всё веруете! — восторженно воскликнул Тихон… Если и не достигнете примирения с собою и прощения себе, то и тогда Он простит за намерение и страдание ваше великое…»[16]

Зосима:

«Есть ли такой закон природы, чтоб любить человечество? Это закон Божий. Закона природы такого нет, правда ли? Он (Убийца) утверждает, что нет закона и что любовь лишь существует из веры в бессмертие. Стар(ец): “Блаженны вы, коли так веруете, или уж очень несчастны”. Уб(ийца): “Почему несчастен?” Ст(арец): “В случае, если вы в бессмертие сами не веруете”. Уб(ийца): “Да, вы угадали”. — В вас этот вопрос не решен, и в том ваше горе… Миусов: “Я в высшей степени несогласен. Любовь к человечеству лежит в самом человеке, как закон природы”. Все молчат. “Стараться-то не для чего”, — бормочет кто-нибудь»[17].

Здесь может сложиться очередное ошибочное представление, что гуманистическое пелагианство исповедует либерал Миусов, а Достоевский устами старцев и неверующего Ивана, напротив, ему оппонирует (как либералу Градовскому – в «Дневнике писателя»). – Оппонировать-то оппонирует, только не с позиции Православия, как такового, но, как всегда, с позиции почвеннического романтизма. Антропология же прогрессивного либерализма и романтического псевдотрадиционализма принципиально не отличаются друг от друга с точки зрения ортодоксии как объективной богословской науки; разница между ними примерно такая же, как между гегельянством и шеллингианством, то есть ни какой существенной.

Миусов (либерал) трактует «любовь» и прочие «великие подвиги» как божественный закон человеческой природы, а Зосима (романтик) исповедует эту же «любовь» и «подвиги» как божественный закон человеческой воли, как нечто, полностью подвластное «старанию» человека (захотел – и полюбил «ближнего своего» и «врага своего», захотел – уверовал в Христа, захотел – избавился от страстей), что представляет собой модусы одного гуманизма. Собственно говоря, перед нами снова не что иное, как программа почвенничества: «примирение последователей реформы Петра с народным началом», «западников» и «славянофилов», «примирение цивилизации с народным началом» [18]. А что такое «цивилизация» и кто такие «западники», как не классические либералы; и кто такие народники и славянофилы, как не типичные романтики?

То же самое касается борьбы Достоевского с революционным социализмом (что особенно ставится ему в «пророческую» заслугу наивными ортодоксами): она тоже не выходит за пределы одной и той же гуманистической идеологии, потому что полемика ведется с позиций христианского социализма протестантского типа, не менее разрушительного для Православной Церкви, чем воинственный атеизм (или даже более разрушительного, по причине проникновения в «овечьей шкуре» в саму Церковь, потому что внешние гонения только укрепляют Церковь, тогда как нераспознанное реформаторство и ересь становятся заложенной бомбой замедленного действия).

* * *

Если в восторженных декламациях Мышкина и Тихона неопелагианство было, может быть, не всегда явно выражено, то у старца Зосимы оно приобретает уже законченную и радикальную форму. «Всё рай. Не многим дано [видеть это. – А.Б.], но так легко видеть». «Самообладание, самопобеждение, труд. Мы, монастыри, — образ того. Напротив, в мире теперь: развивай свои потребности, пользуйся всем». «Люби смиренной любовью — и мир покоришь». – Победа над грехом любостяжания и грехом вообще, смирение, любовь – все высшие христианские добродетели доступны усилию человеческой воли, «труду самообладания», – все это атрибуты аутентичного пелагианства. «Если ты атеист и если ты усумнился [в атеизме. – А.Б.] — то люби деятельной любовью, воротишься к Богу и узришь его» [19].

То же самое еще отчетливей: от атеизма (то есть от неверия и греха, из состояния «ветхого естества») к христианству (возврат к Богу, к «новому естеству») переход совершается «деятельной любовью», или все тем же волюнтаристическим «трудом самообладания», «победой над собой» прежним. «Увидит человек как нельзя яснее, что всё, решительно всё на свете в земной жизни от одного только него и зависело! Все, что случилось и об чем даже и не ведал, могло быть по примеру Христову одною лишь любовью его полно»[20]. «Жизнь есть великая радость (Лазарь). Пострадай, делай свое дело»[21]. – Имеется в виду, конечно, Лазарь из притчи о богаче, что следует из контекста (противопоставления стяжательства мира и квазихристианского нравственного волюнтаризма). Получается, Лазарь в экзегезе Достоевского – это не с Божией помощью переносящий скорби кающийся грешник, но все тот же «рыцарь» или Диоген, философски смотрящий на мир и способный быть счастливым в нищете. Это не евангельский «нищий духом», но ровным счетом наоборот – сильная личность с «гигантски» развитой волей, независимый не от кого и не отчего характер, безвестный Шопенгауэр, властелин своей судьбы и своих страстей.

Поэтому «и хотя бы в последние дни осталось вас двое — восхвалите, принесите жертву, и хотя бы один — деревце, червячок, всем могилам, и всему прекрасному, и всему злобному молитву, пади, целуй землю, плачь и ненасытимо люби»[22]. – Здесь в учении Зосимы слышны прямые реминисценции из кульминационного эпилептического монолога Мышкина («О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его!… А сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растет…»[23]). «Главное. — За всех виноват, загноили землю. Мог светить, как единый безгрешный. Ибо всяк может поднять ношу его [Христа. – А.Б.], всяк — если захочет такого счастья. Он был человеческий образ. — Всю землю спасти можешь. Всегда избивали пророков. Муки прими. (Смирение — величайшая сила)».

В очередной раз можно наблюдать, насколько привычные христианские категории (любви, смирения, подвижничества, жертвенности, самого имени Христова, наконец) лишены собственно христианского (святоотеческого, церковного) содержания у Достоевского: если изуверская проповедь возможности для каждого спасения уже не только самого себя, но и других, и даже «всей земли», заканчивается сентенцией о «смирении как величайшей силе», то очевидно, что такое «смирение» не имеет никакого отношения к одноименной христианской добродетели, но является лишь сублимированным смертным грехом, а именно, непомерным тщеславием:

«После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, — это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие. Таким образом, закон я сливается с законом гуманизма, и в слитии, оба, и я и все (по-видимому, две крайние противоположности), взаимно уничтож<енн>ые друг для друга, в то же самое время достигают и высшей цели своего индивидуального развития каждый особо. Это-то и есть рай Христов. Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели»[24].

Собственно говоря, ничего другого, кроме этого шопенгауэровского волюнтаризма, романтического неопелагианства (органично переходящего в хилиазм в социологии и историософии) в учении Зосимы нет: «Все счастливы, все прекрасны, все сейчас же бы могли сделать рай. — Прости злодею — земля прощает и терпит. Если же очень удручает тебя — страдания для себя ищи. — Не бойся ни богатых, ни сильных, но будь премудр… будь благолепен! — Деток люби и, хотя бы ты один на всей земле исполнил правду, не унывай.— За всех и вся виноват, без этого не возможешь спастися. Не возможешь спастися, не возможешь и спасти. Спасая других, сам спасаешься». «Люби людей во гресех их, люби и грехи их». «Дела милосердия воспитывают душу. Будь атеист, но делами милосердия придешь к познанию бога». «Изменится плоть ваша. (Свет Фаворский.) Жизнь есть рай, ключи у нас». «Кругом человека тайна божия, тайна великая порядка и гармонии»[25].

Следующая фраза, казалось бы, дает возможность ортодоксального истолкования учения Зосимы: «Если мечта [все сказанное. – А.Б.], то легче к осуществлению она во Христе чем без Христа, ибо без него невозможно»[26]. – Но в том-то и дело, что это и есть пелагианство, причем радикальное, более выраженное, чем у самого Пелагия, учившего о том, что благодать Божия лишь помогает осуществить то, что с бóльшими трудами было бы осуществлено естественными способностями человека (врожденной благодатью) [27]. В почвенническом же идеализме «во Христе» означает воодушевление одним лишь евангельским «примером Христа» на аналогичные Его Жертве подвиги «самообладания» и «самосовершенствования». «Что мне в том, что ты велик и с талантами? Я сам чту тебя и в сем уважаю себя, в том, что силу в себе обрел тебя чтить, не завидуя». «Что в мире? Посади свинью за стол, она и ноги на стол. А будущий великий человек сам умалится. А малый, глядя на его смирение, умилится» [28]. – Вот это обилие ключевых для данной доктрины понятий на «само-» и позволяет классифицировать этот сотериологический деизм как новое радикальное пелагианство, или неогностицизм.

Наконец, сами упоминания имен святых отцов в материалах к последнему роману, сам характер этих упоминаний свидетельствует о том, что ни о каком серьезном знакомстве Достоевского с их трудами говорить не приходится: что-то слышал краем уха, может быть, в чьем-то пересказе, а если читал, то поверхностно; поэтому ни одной цитаты из самих отцов нет [29]. «Стар(ец): “Главное, не лгать. Имущества не собирать, любить (Дамаскина, Сирина)” [30]» (то есть, не самого Дамаскина и Сирина любить, иначе, зачем скобки, а, дескать, хорошо бы здесь старец ввернул что-нибудь из «Дамаскина и Сирина», но то ли руки не дошли, то ли не нашлось у них подходящих цитат про «главное» Достоевского). «Прилог по Дамаскину. Мечты о богатстве. Дьявол» [31]. – Опять «слышал звон, да не понял, где он»: «прилог» – это начало греха в святоотеческом учении о страстях, внушение беса [32]; «дьявол» – это глава бесовских сил; получается, постоянная здесь профанация искушений Христа в пустыни и романтизация искушений простого смертного в его повседневных страстях. «Инквизитор: “Зачем нам там? Мы человечнее тебя. Мы любим землю — Шиллер поет о радости, Иоанн Дамаскин” [33]». – Тут уже «святые отцы» романтизма (а Гюго, Гете и Санд до конца остались таковыми для Достоевского) и Православной Церкви перемешались. Но если мы вспомним программу почвенничества (подтвержденную и усиленную в предсмертной Пушкинской речи Достоевского в терминах всеединства), именно в этом синкретизме и заключается основная цель этой религиозной философии. По этой причине содержание самых христианских по виду понятий и самых святых имен несет в себе чуждый церковной традиции дух романтического неогностицизма.

Отдельное издание поучений Зосимы, планировавшееся Достоевским (что лишний раз доказывает, что это «абсолютное нравственное самосовершенствование»[34] принималось им за «совершенное христианство»), было запрещено духовной цензурой как потенциально еретическое сочинение с предписанием сделать то же цензуре светской [35]. Это фактически означает, что весь роман был запрещен Церковью (раз запрещено издание его части, тем более – главного посыла читателю, по авторскому замыслу).

* * *

Но, как уже было сказано, нашлись в Церкви и ценители «розового христианства» Достоевского, причем не только среди мирян, но и из числа клира и даже в богословской среде. Так, непосредственно под влиянием концептов Мышкина и Зосимы складывается теория «нравственного монизма» и соответствующее толкование догмата Искупления арх. Антония (Храповицкого). «Тот великий писатель земли русской, который во все свои произведения вводит картины духовного возрождения грешников, как главную идею всех своих повестей, он предъявлял нам образ таких любящих и сострадающих всем людям… например, Мышкина, или отца Подростка; в полноте же благодатных свойств он дал образ великосхимонаха старца» [36], романтическую карикатуру и воззрения которого, по свидетельству К. Леонтьева, сами оптинские схимонахи не признали за свой образ и свое учение[37].

В отступление от христианской истины школьному богословию того времени «нравственным монизмом» вменялось традиционное для догматического учения Церкви разделение юридического толкования Искупления как отпущения и прощения грехов и, как следствие, становящегося возможным возрождения поврежденного первородным грехом естества вновь дарованной человеку Божественной благодатью («насколько далеко такое отступление от высшего начала Евангелия, которое мы бы [со Преос. Сергием (Страгородским). – А.Б.] назвали нравственным монизмом, вкоренилось в наше школьное сознание, видно из того, что нашему Преос. Сергию (Страгородскому) покойный профессор Муратов дружески, но горячо возражал на диспуте, будто понятие спасения гораздо сложнее, чем понятие о личной (субъективной) святости и богообщении, ибо сюда надо присоединить понятие оправдания, т.е. состояние оправданности – от положенного Адаму карательного приговора, без чего – значит – и личная святость не могла достигнуть царства небесного» [38]). И здесь становится понятным, почему вся проблематика богословского спора «нравственного монизма» (черпающего вдохновение в нравственном волюнтаризме почвенничества и славянофильства) со «школьной схоластикой» находится в контексте антипелагианских определений Карфагенского собора 419 г. и полемики блж. Августина («отца схоластики») с пелагианством, то есть в орбите взаимосвязанных антропологического догмата первородного греха и сотериологического догмата Искупления.

В школьном богословии речь идет вовсе не о том, что юридическое оправдание вульгарно заменяет собой внутреннее возрождение благодатью (как пытается это представить «нравственный монизм»), но о том, что есть состояние греховности и есть состояние оправданности; возрождение недоступно в ветхом естестве, что и предполагает личное оправдание от родовой греховности как актуализацию («воипостазирование») даров Искупления в Таинстве Крещения (рождения от нового Адама), что делает само начало возрождения возможным, о чем прямо говорит «провонявший схоластикой Макарий» (Хомяков) [39]. То есть, ровно о том, о чем и Карфагенский собор, и св. ап. Павел («как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:18-19)) и свт. Иоанн Златоуст:

«Все мы после смерти Адама сделались грешными… Что значит здесь слово “грешными”?… оно означает людей, надлежащих наказанию и осужденных на смерть… Наказание одного распространилось на всех. Если все были наказаны за преступление Адама, то [тем более] все могут и оправдаться Христом [потому что] Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны» [40]).

Митр. же Антоний (Храповицкий), поведясь на «нравственное самосовершенствование» романтической религии самоспасения, на это возражает просто классическим аргументом Пелагия: «Усвоение верующим искупления – это то же, что и возрождение, вопреки богословской схоластике, которая разделяет одно от другого. А случаи, т.е. события духовного возрождения, внимательный наблюдатель жизни, наверное, видел и не однажды… Что, воскликнет читатель: вы усваиваете искупительную силу и людям? разве не единый наш Искупитель? Конечно, единый, но некоторую часть этой силы Он уделяет Своим рабам, и наипаче священникам… сострадательная любовь есть, несомненно, возрождающая сила. Она выражается иногда в увещаниях, иногда в слезах, особенно у женщин… “Позвольте, но при чем тут благодать, и возрождение, и искупление? Вы говорите нам о том, что бывает даже в светской жизни” возразят нам читатели» [а с ними – свв. Павел и Златоуст, Августин и Карфаген]. «Нет, ответим мы: бывает это иногда и в жизни людей светских, но… лишь первые проблески такого обнаружения Божией благодати»[41]. Несмотря на то, что речь идет о благодати как «уделении возрождающей силы» (тогда как в крайнем пелагианстве Достоевского эта способность – сугубо естественная для человека), сама логика «нравственного монизма» (мысль которого находится в инерции почвеннического идеализма) оказывается пелагианской по типу: начать возрождение можно и в естественном состоянии без единого (как Крещение) Искупления от первородного греха как духовной смерти (потери благодати); «проблески» спасительной благодати есть в светской жизни и вообще у людей. «В некоторой степени она [возрождающее начало или сила] уделена природе даже невозрожденного человека» [42]. Потому что само искупление здесь «есть не что иное, как дарование нам благодатной способности совершать свое спасение» [43].

Если не наследуем первородного греха как осуждения к смерти, значит не настолько повреждены «нравственно», чтобы не иметь возможности искупать-возрождать не только самих себя, но и других. Отсюда, из умаления греховности (искажения догмата первородного греха), и умаление значения Креста в Искуплении, признание за ним скорее «умилительного» для человека значения примера «сострадательной любви», чем реального значения заместительной Жертвы за человечество, осужденное на смерть «клятвой закона» (Гал. 3:13):

«Мы, конечно, далеки от того, чтобы настойчиво утверждать, что телесные страдания Господа и, в частности, Его страдания и смерть, имели исключительно лишь то значение, чтобы дать для верующих доступ к разумению Его душевной скорби: вероятно, что во связи души с телом здесь имеется и более глубокий таинственный смысл; но во всяком случае с точки зрения нравственного монизма Господне распятие и смерть не являются лишенными значения для нашего спасения, ибо, умиляя людей, они открывают им лишь некоторую часть искупительной жертвы [Его душевных страданий как несравненно сильнейших, нежели телесные муки Его] [44]». И это снова напоминает аргументацию классического пелагианства («пелагианское понимание благодати и ее необходимости для спасения также было своеобразным. Благодать признавалась не только как сверхъестественная сила Божия, но и как творческие и провиденциальные дары Бога. К последним причислялись… учение Иисуса Христа и Его жизнь как пример для подражания» [45]).

На искажение учения о благодати в толковании догмата Искупления митр. Антония прямо указывал арх. Феофан Полтавский: «Неправильным здесь прежде всего является учение о благодати Божией. Автор определяет ее как “силу любви Христовой”. Но Христос Спаситель, как Богочеловек, в единой Своей Ипостаси объединяет две природы: божескую и человеческую, которые существуют в Нем, правда, нераздельно и неразлучно, но в то же время неслитно и неизменно. Спрашивается, какой из двух природ Спасителя относится у автора “сила любви Христовой”, называемая у него “благодатью Божией”? Судя по тому, что у него любовь называется “сострадательной”, “страждущей” и становится в связь с Гефсиманским страданием Христа Спасителя, в котором он поставляет сущность Искупления, она должна относиться к человеческой природе Спасителя, так как страдать Спаситель может только как человек. Но в таком случае получается явная догматическая несообразность, так как благодать Божия, по учению слова Божия и Святых отцов Церкви, в действительности составляет принадлежность Божеского, а не человеческого естества» [46]. Как мы видим, этот замечательный схоластический силлогизм тоже обнаруживает пелагианское по типу искажение ортодоксального учения в «нравственном монизме».

Александр Буздалов

Примечания

  1. «Пелагианство… отрицает наличие в людях первородного греха, т. к. грех Адама и Евы, считал Пелагий, не повредил их природы и не оказал никакого влияния на человеческий род. Все люди рождаются духовно здоровыми; не будучи парализованной грехом, их природа в равной мере “способна как на добро, так и на зло… И разумеется, нам стало трудно творить добро не по какой-либо иной причине, но только лишь от долгой нашей привычки к порокам, которая началась с малого и постепенно в течение лет развратила нас и так сковала, так подчинила порокам, что нам стало казаться, будто эта привычка входит в нашу природу” (Pelag. Ad Demetr. 8)» (Иванов М.С. Благодать. Пелагианство / Православная энциклопедия. Изд.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия». Т.5. С.302-313. www.pravenc.ru/text/149313.html).
  2. Мочульский К. Достоевский, жизнь и творчество. YMCA-ПРЕСС, 1947. С. 305–306.
  3. «В наследии Достоевского… явственно проступают пелагианские черты. Эти черты обнаруживают себя не только в нечувствии к сакраментальной стороне церковной жизни, но и в характерном пересмотре вопроса о “чистой любви”. Изначально поставленный как вопрос о мистической… любви к Богу, он превращается в вопрос самоспасения, обусловленного “чистой любовью” к человечеству» (прот. Павел Хондзинский. Русское вне-академическое богословие XIX века: генезис и проблематика (автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора богословия, ПСТГУ). М.,2015. С.54).
  4. Достоевский Ф. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год / Д.,XVIII,35.
  5. Достоевский Ф. Ряд статей о русской литературе. I. Введение / Д.,XVIII,50.
  6. митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Ч.2. §184 / Православно-догматическое богословие, Макария, митрополита Московского и Коломенского. Изд. 4-е. СПБ, 1883. Т.II. С.252.
  7. Ср.: «В следующей книге произойдет смерть старца Зосимы и его предсмертные беседы с друзьями. Это не проповедь, а как бы рассказ, повесть о собственной жизни. Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставляю сознаться, что чистый, идеальный христианин — дело не отвлеченное, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех ее зол. Молю Бога, чтоб удалось, вещь будет патетическая, только бы достало вдохновения» (Достоевский Ф. – Любимову Н.А. 11.06.1879 / Д.,XXX(1),68).
  8. Достоевский Ф. Дневник писателя. 1877, январь, гл.2, I / Д.,XXV,19.
  9. Соломина Н.Н. Примечания / Д.,IX,394.
  10. Битюгова И.А. Примечания / Д.,IX,365.
  11. Достоевский Ф. Идиот. Ч.3, гл.VI / Д.,VIII,335.
  12. Там же. Ч.4, гл.VII / Д.,VIII,458.
  13. Соломина Н.Н. Примечания / Д.,IX,450.
  14. архим. Антоний (Храповицкий). Пастырское изучение жизни и людей по сочинениям Ф.Достоевского / Богословский вестник. 1893. Т.4. №10. С.75-76.
  15. Достоевский Ф. Идиот. Ч.4, гл.V / Д.,VIII,432.
  16. Достоевский Ф. Бесы. Гл. «У Тихона» / Д.,XI,26-28.
  17. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,207,210.
  18. Достоевский Ф. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год / Д., XVIII,37.
  19. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,243.
  20. Достоевский Ф. Подготовительные материалы к «Бесам» / Д.,XI,190.
  21. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,243.
  22. Там же; с.244.
  23. Достоевский Ф. Идиот. Ч.4, гл. VII / Д.,VIII,459.
  24. Достоевский Ф. Записная книжка 1863-1864 гг. / Д.,XX,172. Ср.: «Всякий раз, когда мне бывает нужно говорить о воспитании нравов и об обращении к святой жизни, я обыкновенно вначале показываю силы и свойства человеческой природы, излагаю, на что она способна, а после этого уже склоняю слушателя к различным видам добродетелей: ведь ничто не поможет призвать делать то, что человек для себя полагает невыполнимым. Мы никогда не находим в себе сил вступить на стезю добродетелей, если нам не сопутствует надежда. Всякая попытка добиться чего-нибудь гибнет, если нет уверенности в том, что ты этого достигнешь» (Пелагий. Послание к Деметриаде II. Цит. по изд.: Эразм Роттердамский. Философские сочинения. Приложения. М., 1987. С.595).
  25. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,244-246.
  26. Там же / Д.,XV,247.
  27. Ср.: «Пелагианство было окончательно осуждено 3 правилами Карф. Собора 419 г. <…> “Аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, так как бы и не прияв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако, могли и без нея исполнити божественныя заповеди, таковый да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не рек Господь: без Мене неудобно можете творити, но рек: без Мене не можете творити ничесоже” (прав. 113 (127))» (Иванов М.С. Благодать. Пелагианство. Цит. изд.).
  28. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,247.
  29. Ср.: «Внимательное изучение хомяковских текстов показывает, что не следует преувеличивать уровень знания их автором (как и другими славянофилами) святоотеческой традиции. Это знание ограничивалось в основном объемом фрагментарных публикаций в журнале Санкт-Петербургской Академии “Христианское чтение”, а позднее – начавшими выходить в середине сороковых годов изданиями Оптиной пустыни и серией Московской Духовной Академии “Творения Святых Отцов в русском переводе”» (прот. Павел Хондзинский. Русское вне-академическое богословие XIX века: генезис и проблематика. С.46).
  30. Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,203.
  31. Там же / Д.,XV,204.
  32. «Прилогомъ называется просто наносимое отъ врага внушеніе: сделай то или другое, какъ онъ сказалъ Христу Господу и Богу нашему: рцы, яко да каменiе сiе хлебы будутъ (Матф. 4, 3). Это, какъ сказано, не отъ насъ зависитъ» (Преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина, Слово о страстях и добродетелях. – Второе издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С.16).
  33. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Рукописные редакции. Черновые наброски / Д.,XV,230.
  34. «Да тем-то и сильна великая нравственная мысль тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? А нравственные идеи только одни: все основаны на идее личного абсолютного самосовершенствования впереди, в идеале…» (Достоевский Ф. Дневник писателя. 1880, август, гл.3,III / Д.,XXV,164).
  35. «Духовная Цензура наша прямо запретила особое издание учения От(ца) Зосимы; и нашей было предписано сделать то же. — (“Ибо, сказано было — это может подать повод к новой ереси”)» (Леонтьев К.Н – Фуделю И.И. 30.01.1891 / Леонтьев К.Н. Полн. собр. сочинений и писем в 20-и томах. СПб, изд. «Владимир Даль», 2012. Приложение, кн.1. С.288).
  36. арх. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления. Богословский вестник. 1917. №№10-12. С.290.
  37. «А когда Достоевский напечатал свои надежды на земное торжество христианства в “Братьях Карамазовых”, то оптинские иеромонахи, смеясь, спрашивали друг у друга: “Уже не вы ли, отец такой-то, так думаете?”» (Леонтьев К.Н. – Фуделю И.И. 29.01.1891. Цит. изд. С.288).
  38. арх. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления. Богословский вестник. 1917. №№8-9. С.164-165.
  39. Хомяков А. – Жуковскому В.А. 22.09.1848 / Полн. собр. соч. А. Хомяков. СПб. 1909. Т.VIII. С.188–189.
  40. свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 10. Цит. по изд.: Творения отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. В 12-и томах (24-х книгах). Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 2009. Т.9. Кн.2.
  41. арх. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления. Богословский вестник. 1917. №№10-12. С.286-289.
  42. Там же. №№ 10-12. С.292.
  43. Там же. №№8-9. С.167.
  44. Там же. №№10-12. С.313-314.
  45. Иванов М.С. Благодать. Пелагианство / Православная энциклопедия. Изд.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия». Т.5. С.302-313.
  46. арх. Феофан Полтавский. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления / О догмате Искупления. О новых ересях, 1998. №5. М., «Православное действие». С.43.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

42 Responses

    1. Это статья из моей книги “От нового религиозного к новому богословскому сознанию”. Она достаточно старая. Так что я тут уже почти не причем.

  1. Горе в том,что если до обращения к Вере,Церкви,читать романы Достоевского,даже если ничего не понимаешь-ересь пелагианства проникает в кости души,в клетки,вырвать её из сердца невозможно,почему так- не знаю.факт.Возможно причина в том,что писатель обольщает именно сердце, магией своих нездоровых эмоций и ошарашивает своей откровенностью,иступлённо доказывает,что обнажать души друг перед другом [если ты и прохожий,да и со всеми..]это искренность,русскость,а не безстыдство.В Неточки Н,”Униженные и оскорблённые “и др.писатель погружает читателя в мир пристрастий, чувственности,страстное влечение душ[пусть и “детских”этим ещё больше соблазняет]называет не грехом,а как:высокое страдание!И всюду главная проповедь:человек самопомощник себе,самоспаситель.Если Ф.М.Д не называет себя христом с новым “евангелием” так только по скромности.

    1. ++И всюду главная проповедь: человек… самоспаситель++ Да, это суть “христианства” Достоевского. Он прямо так и говорит: “Страшная сила самоспасения” (в русском человеке).

    2. Светлана, согласна с Вами. Этот соблазнитель и растлитель у нас почему-то почитается, как великий христианский писатель. И каждому уважающему себя христианину полагается читать Достоевского. А сколько зла принес этот лжепророк, кто сочтет?

  2. У Д так много про разное страдание человека,что в связи с этим возникает вопрос:уж не хотел ли он сказать,что человек как бы самораспинается для себя?Верил ли Д-й в Искупительную Жертву Христа Бога?

    1. Верил, но (как и во все остальное в его “христианстве”) в гностическом смысле. «Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности”. То есть, Крест у него примерно то же, что “категорический императив” нравственности у Канта. Это радикальное пелагианство, или гностицизм. Сам Пелагий в сравнении с Достоевский – ортодокс. Пелагий только недооценивал роль благодати в спасении. Достоевский же вообще не знает, что это такое. Спасение здесь – это “нравственное самосовершенствование” от начала и до конца.

  3. Благодарю за ответ. Ясно. “Нравственное совершенствование” идея Д. На деле же – читаешь и оскверняешься, ум, чувства растлевает, т.к. Д. рассматривает страдание от страстей как “нравственное совершенствование”, мазохизм жертвой мнит.

  4. Огромное спасибо за статью! Наконец-то я услышала абсолютно трезвое, аргументированное высказывание о Достоевском. Меня возмущает превозношение его, как пророка. Когда говорят о православии, обязательно нужно упоминуть о Достоевском, “нашем великом христианском писателе”. Имя Достоевского уже стало просто синонимом православия. Помню мои дискуссии с подписчиками на странице о. Андрея Ткачева, так же преклоняющимся перед Д., так у некоторых адептов Д. вызывали критические высказывания о Д. такую бурю возмущения, что это чуть ли не отступление от самого православия!!! Но было много и тех,кто были согласны с оценкой Д., как экзальтированного и непозволительно нецеломудренно проникающего в такие сатанинские глубины, в которые христианину проникать не надо.
    Сколько зла принес он своими книгами, описывающими и смакующими непотребства и выдающие за идеал христианства свои еретические измышления!
    Существующий миф о Д., как о христианском писателе очень живуч. Его авторитет не подвергается сомнению. Когда я , чувствуя сердцем неправду Д., пыталась найти хотя бы какие-то критические высказывания о нем, ну не может же быть, что здравый смысл не проявился, я по крупинкам находила высказывания Н.К. Михайловского,
    Ф.А. Страхова, , а главное. К. Леонтьева, назвавшего христианство Д. “розовым христианством” и по словам оптинских старцев, посмеявшихся над образом старца Зосимы, как не имеющего ничего похожего на истинного старца.
    Когда читала митр. Антона Храповицкого о Д.,
    пришла к выводу, что он ничего не понял о нем, была разочарована “глубиной” его мысли.
    Ваша статья – это бомба. Мне нужно будет еще перечитывать ее, и я обязательно возьму на вооружение Ваши высказывания.
    Но еще раз повторю. Эта статья – бомба. Но есть ли какая-то реакция на нее? Что-то не слышно. Я совершенно случайно наткнулась и даже не знала, что есть такая замечательная, правдивая и долгожданная статья, хотя Вы говорите, что она уже давно написана.
    Миф о Д. не вздрогнул? Он у нас по прежнему, как и Саул, в пророках?

    1. Да, я уже достаточно давно пишут по этой теме. Недавно собрал написанное за годы о религиозных воззрениях Достоевского в электронную книгу, которая уже скоро будет обнародована. Но данная статья из другой моей книги, посвященной генеалогии отечественного модернистского богословия. Вы можете найти ее здесь же на сайте, а также много других работ по этой теме.

      1. Уважаемый Александр, очень жду книги о воззрениях Достоевского и генеалогии отечественного модернизма.
        Спасибо Вам за труд, он бесценен.

    2. Я впервые, года 2 назад, прочла статью “Генеалогия русского гуманизма” уважаемого автора. Очень Вам рекомендую.

        1. Вижу что тест статьи интересно дополнен.
          Искренно восхищена глубиной погружения в тему.

        2. Великий грешник – это «человек в высших экземплярах
          своих и в высших проявлениях»
          «настоящий хищный тип» и он же
          «настоящий героический тип», которому как издержки роста
          свойственны «страстность и огромная широкость. Самая подлая
          грубость с самым утонченным великодушием. И между тем, тем
          и сила этот характер, что эту бесконечную широкость
          преудобно выносит, так что ищет, наконец, груза и не находит.
          И обаятелен, и отвратителен», одновременно «выносит великие
          впечатления» противоположного заряда. «Думать о хищном
          типе. Как можно более сознания во зле. Знаю, что зло, и
          раскаиваюсь, но делаю рядом с великими порывами. Можно так:
          две деятельности в одно и то же время; в одной (с одними
          людьми) деятельности он великий праведник, от всего сердца,
          возвышается духом и радуется своей деятельности в
          бесконечном умилении. В другой деятельности — страшный
          преступник, лгун и развратник (с другими людьми). Здесь —
          страсть, с которою не может и не хочет бороться. Там — идеал,
          его очищающий, и подвиг умиления и умилительной
          деятельности. Обе стороны под конец романа встречаются.
          Злобствует на свой дар живучести среди безверия, подлости и
          тщеславия». Здесь мы снова можем наблюдать у Достоевского
          прежнюю фурьеристскую (или – шире – общегуманистическую)
          оценку силы страстей в человеке как силы натуры, как признак
          харизмы («дара»), что бесконечно далеко от ортодоксального
          Христианства, напротив, рассматривающего страсти как «скверну»,
          как атрибуты немощи падшего естества. Тогда как именно из
          «величия» страстей, или величины грехов, в гуманизме происходит
          «героическая», «великая праведность», или следующая, позитивная
          («христианская», в частности) фаза становления личности. «…
          великий грешник после ряда прогрессивных падений вдруг
          становится духом, волей, светом и сознанием на высочайшую из
          высот. (Не объяснять читателю, просто вдруг). Всё дело в том,
          что все зачала нравственного переворота лежали в его
          характере…»
          Иначе говоря, сила страстей в диалектике этого
          неогностицизма является не просто издержкой развития целого, но
          непременным условием; все страсти являются или полноправными
          составляющими грядущего «синтеза» (как в фурьеризме), или, по
          крайней мере, необходимым этапом становления их
          рафинированного экстракта (как в нравственной космогонии
          почвенничества). «…дело в том, что ОН много знает. Есть
          синтез, есть целый архив выжитого, есть чувства, в которые
          незыблемо верует».84 Слово «вдруг» у Достоевского лучше всего
          передает, с одной стороны, иррациональность этого процесса, с
          другой – его имманентность, или варение итогового продукта
          («синтеза выжитого») в собственном соку мифического
          «организма» (то есть ветхого, падшего естества). «В НЕМ
          усталость и равнодушие и вдруг (часто) быстрый порыв на
          какое-нибудь дело (и большею частию развратное и ужасное),
          часто и на благородное…»
          поэтому «вдруг» – это механизм «преложения» (мгновенного
          превращения) многогрешности в святость, страстей – в
          добродетели. Одним из таких «порывов» и «прорывов» к
          нравственному полюсу и становится «христианство» Великого
          Грешника: «Но вдруг он поражается одним» внешним событием
          «и непосредственно становится христианином»,86 в самом себе
          черпая духовную силу для осуществления этого переворота.87 При
          таких условиях «широкость» «высшего человеческого экземпляра»
          как выразителя самой человеческой природы, конечно же, должна
          быть оправдана на уровне экзистенциальных законов самого бытия:
          «В НЕМ, хищном типе, страстная и неутомимая потребность
          наслаждения жизнию, живою жизнию, но в широкости ее ОН не
          желал бы захватить слишком видный жребий (Наполеона,
          например…)»,88 потому что скромен он тоже героически,
          сверхчеловечески. Как говорится, его харизма дает ему право делать
          непозволительное… Таким образом, падшее, страстно-греховное,
          противоестественное состояние человеческой природы здесь
          определяется как естественное, что является общим местом
          европейской антропологии неогностицизма эпохи: даже если она
          лояльна Христианству, как фурьеризм, шеллингианство и
          гегельянство, или даже апологична по отношению к нему, как
          почвенничество, само грехопадение человека включается здесь в
          систему творения Божия, как одна из его закономерностей или
          естественных периодов развития.

          Мне кажется, это он все себя писал. Но какая мерзость! Какое оправдание греха! Между “хищным типом”и “героическим типом “знак равенства. Великий человек в этом понимании – это по сути антихрист.
          Т.е. величие человека Д.оценивает величиной его страстей. Чем больше страсти, тем, стала быть, больше масштаб и величие.
          Я начала читать Ваш труд. Чем больше узнаю о Д., тем больше омерзения и изумления, как? КАК? этот антихристианский писака сумел всех облапошить?
          Он – апостол Антихриста.

  5. Александр, прочитала сейчас статью Александра Шумского. Да, Достоевский – тайна, и его нельзя препарировать, а надо только благоговеть . Тайна сия велика есть!!!! Вы посягнули на святое!
    Да, конечно, как может быть иначе, адепты Достоевского просто так не расстанутся со своим мифом.Я почему-то думала, что достаточно показать, кто он на самом деле и все станет ясно. Нет, так же как поклонники Сталина, Грозного, Распутина, они не просто так нашли себе этих кумиров, эта их склонность сердца выбрала их, их душевная расположенность.
    Но говорить об этом надо, и надо надеяться, что и Церковь скажет свое слово о Достоевском и признает его, как ересиарха и растлителя христианских душ, волка в овечьей шкуре.
    А Вам _спасибо и поклон!

  6. Огромное спасибо, почитаю с большим интересом, потому что давно интересуюсь этой темой.Я очень рада, что открыла этот сайт.
    Я искала статьи о Розанове, и наткнулась на Вашу статью. Сайт очень интересный, есть что почитать и узнать много полезного. Я уже вчера увидела много такого, что может заинтересовать.

  7. “Миф о Достоевском,как о христианском писателе,очень живуч”. Да,мне подарили Св.Евангелие,открываешь: на 1 странице цитаты Ф.М.Д. Ещё диски проф.Осипова всюду, даже в глухой деревне Брянской обл: свечи, диски, книга “Бог”, журнал “Душа”

    1. Ужас. Какая-то повальная духовная слепота. Одна надежда, что Осипов не навредит неискушенным душам, которые просто не вникнут в дебри его богословских измышлений.
      А вот Достоевский прельщает многих своей псевдодуховностью. И даже тех, от которых не ожидаешь этого. Недавно узнала, как любит Достоевского театральный критик и писатель Татьяна Москвина, мнение которой о современной литературе и кинематографе было для меня очень авторитетным. Ее трезвые и точные высказывания часто совпадали и с моими впечатлениями. И как она, человек, чуткий к фальши, не видит эту фальшь, эту подмену смыслов в Д.?
      Так же, как не увидели этого, к сожалению, митр. Антоний (Храповицкий), еп. В. Зеньковский, преп. Иустин (Попович)
      А вы очень точно и емко сказали о Д., согласна на 100%.
      То, что написал Александр Буздалов – это то, что я давно хотела услышать. Буду еще перечитывать его статью. Наконец-то хоть кто -то среди общего гипноза сказал – “А король-то голый!”

      1. Что касается непонимания Достоевского как причины ошибочных оценок его религиозной философии, то здесь возможны разные варианты. Кто-то, да, просто не понимает, о чем идет речь; другие, напротив, адекватно воспринимают текст, но положительного его оценивают, потому что и сами схожих взглядов. Например, тот же прот. Василий Зеньковский как раз очень точно характеризует идеи Достоевского. И то, что митр. Антоний сделал из Достоевского, по сути, пелагианские выводы, говорит о том, что он прочитал его адекватно. Случай же преп. Иустина можно отнести к разряду православных интерпретаций Достоевского, когда в текст произвольно вкладывается ортодоксальное содержание (здесь, дескать, Д. говорит о таком-то святоотеческом понятии, а здесь – о таком-то). Но объективный анализ текста обнаруживает в нем совсем иные смыслы, которые в нем вкладывал автор.

        1. А я как то не могу найти что то православного и християнского в словах преп. Иустина:

          “Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа. Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько всечеловек, что родственен всем: и сербам, и болгарам, и грекам, и немцам — всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех.”

          И никак не могу понять какой толк в том – взять светского писателя и “узнать” в него пророка, апостола, мученика… По моему само это действие – всечеловеческое, “сверхчеловеческое” (на словах), но не християнское.

          1. Я и говорю,что православные интерпретаторы видят в ФМД то, чего в нем нет. Кроме того, конечно, преп. Иустин смотрел во многом на него глазами митр. Антония.

          2. Что такое: “видеть то, чего нет”? По-моему, это то, что начинается с лжи, переходит в самообман и заканчивается обманом других. Предположим, кто-то видит в Пелагии православного, которого в нем нет. Как бы вы к этому отнеслись?

            По-моему, все это как раз прекрасный пример передачи гнозиса, цепь лжи. Сначала Достоевский видит в себе, в Жорж Санд и в Христианстве то, чего в них нет. Потом обожатели Достоевского видят в нем, в самих себе и в Христианстве то, чего нет. И все это им страшно нравится: мы можем осязать их гностический восторг от постижения того, чего нет. На это очень точно указывает о. Божидар.

            Конечно, мы сплошь и рядом видим со стороны православных уход от преследования. Верующие вынуждены вкладывать православный смысл в тотальную модернистскую пропаганду, потому что никакого другого Православия они не слышат в наши дни. Но обсуждаемый случай с прп. Иустином явно не из этого числа.

        2. Извините за задержку с ответом, просто сейчас жуткий цейтнот, даже некогда перечитать Вашу статью, а так же освежить в памяти высказывания о Достоевском всех вышеперечисленных церковных авторитетов.
          Думаю, они все действительно приписывали Д. то. чего в нем не было, каждый смотрит на мир через призму своих представлений и приписывает другому собственное восприятие. Но это не значит, что это восприятие адекватное. Соглашусь, что -“положительно его оценивают, потому что и сами схожих взглядов”. Да, но это значит, что разделяя его взгляды, они вместе с Д. заблуждаются.
          Вот В. Зеньковский пишет: “Вся тайна этого влияния Д, заключается в той ПРАВДЕ, которая глядит на нас со всех страниц его произведений. Все, что пишет Д., касается только человека- в его устремлениях и тайных движениях, оттого это задевает каждого из нас, вскрывает какие-то НАШИ тайны,НАШИ скрытые движения.”
          Вот этот миф о Д., который якобы показал человека во всей его скрытой неприглядности, тем самым вскрыв общечеловеческие пороки, присущие всем. Я читала очень хорошую книгу психиатра М.И Буянова. И он говоря о психопатии, говорит о Д., который, “как никто из писателей, показал полно и почти исчерпывающе, множество психопатических личностей.”
          (И я думаю, что и его психическая болезнь, не надо об этом забывать, отразилась и на его восприятии, и на его творчестве.)
          Т.е. Д. показал нам по сути больных людей, с какой-либо психопатологией. Но он показывал их без оговорки, что это не вполне здоровые люди, а наоборот- вот, смотрите, дескать, в каком мире мы живем, и каковы люди – все сплошь -извращенцы, садомазохисты, или, как “вполне прекрасный человека” Мышкин -астенический психопат, сошедший с ума.
          Да, человек грешен, в нем много пороков и душевных язв, и наш мир можно сравнить с сумасшедшим домом, безусловно. Но все -таки человечество разграничивает явную патологию от какой-никакой нормы. Все-таки не все являются пациентами психических больниц, и представлять всех людей такими пациентами – это значит – КЛЕВЕТАТЬ на тот образ человека, который Господь создан по Своему образу и подобию.
          И проблема в том, что люди эту КЛЕВЕТУ восприняли , как некую открытую нам сокровенную правду. И с христианским рвением погрузились в это состояние самоуничижения, которое я считаю состоянием прелести.
          Человек и так достаточно бывает мерзок и грешен, и еще больше усугублять и смаковать его низменные страсти нет никакой нужды.
          Но присущая людям черта – склоняться что перед тираном, который их гнобит, что перед клеветником, который их морально унижает, описана еще в Посланиях апостолов, точно не помню, Петр или Павел говорит, обращаясь к пастве что вы любите,когда кто бьет и унижает вас.
          Думаю, это психологически одна из причин такой популярности этого клеветника Д.

        3. Да, меня одновременно шокировало и глубоко опечалило, что такая великая личность, как святой Иустин, сделала такие пограничные кощунственные замечания в адрес Достоевского. Я вообще не мог понять, почему он делал такие замечания. Однако не все святые совершенны, и я считаю, что в этом случае можно было бы приписать святому Иустину, который был очень образованным человеком, своего рода славянскую пристрастие или интеллектуальное слепое пятно. В конце концов, вы не найдете никаких похвальных замечаний от греческого Афона, но это только кажется, распространяется среди монахов образованных классов славянских народов. Это всего лишь мои личные предположения, чтобы объяснить, как уважаемые люди, даже святые, делают неправильные выводы о Достоевском.

  8. Да, согласна с Вами и как жаль, что преп. Иустин внес свой вклад в создание этого мифа. Если прочитать, уму не постижимо, как его превозносят- и мученик, и пророк, и философ, и гений. Почему при таких невероятных достоинствах никогда не возникала и не возникает идея о канонизации Достоевского? При том, что уже всех неординарных личностях типа Распутина, Грозного , Сталина уже уже возвели в святые их поклонники, а о Д. молчат.
    Но если Д. – пророк, а пророк – это вещатель Гласа Божия, значит он сам – от Бога, значит, он святой , не может ведь пророк по определению не быть святым!!!! Но тогда как они называют пророком не святого, а очень даже грешного человека – они погрешают против истины.

    1. “Почему при таких невероятных достоинствах никогда не возникала и не возникает идея о канонизации Достоевского?” Отчего же, очень даже возникает: “Протоиерей Геннадий Беловолов считает, что в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского пора поставить вопрос о подготовке его прославления в лике святых …” (http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/01/genij_russkoj_kultury_dostoin_vsenarodnogo_prazdnika/).

  9. Да, Д псих.расстройство навязывал читателям даже в образец,вспоминаю:”положительно добрый,прекрасный человек””(князь Мышкин)Но от кого Ф М Д воспринял идеи грешников” не грешных”?Не от Ф Ницше же..хотя поражают слова этого адского мыслителя ,что ему ближе всех Достоевский,из всех писателей т.е.Казалось бы,что общего между Ницше и сочинителем милых таких:Алёш,Неточки,Зосимы?
    Должен быть источник..,из идей Французской революции?Может развил идею из В Гюго” Отверженные”?Там Фантина продаёт себя ради ребёнка,но Гюго сочувствует ей и только..СМармеладова,”Кроткая”,мечтатель из “Белые ночи”,Настасья Филипповна[“А Вы ни в чём не виноваты”,говорит ей Мышкин “с как бы состраданием” и позже,сам же с ней и грешит]-они прямые или косвенные самоубийцы,однако Д сочинил их как “святых”и смог очаровать сострадательных читателей.И как всё совпало..у митрХраповицкого “открылось” о “сострастие”и Достоевский на чувственной жалости ,дьявольскую фантазию провернул”от сердца к сердцу”Интересно кто кого предварил?И сейчас:странная,ненормальная любовь современников к личности Д,разве его жизнь исполненна светлых добрых дел?Да там..помилуй Бог,однако цитаты,портрет.. и так сказать,”преданность”ему.Почему..не понятно,с Пушкином ясно,талант,а здесь??Любить восторг больного писателя?Но не все же сошли с ума!Но где тогда трезвая оценка в 20в?Может есть заграницей,у ИА Ильина можно найти?Или и он удивлён Д” до мурашек”?
    Липнут фразы Д ,пустоту их заполняют фантазией[пример:журнал Фома,сайтПравославие ру уже много лет исследуют:какая именно красота “правит миром” и как она”спасёт”]на все лады скучающие люди,”он гигант равному которому,в истории русс.литературы,не было”-и Митрополит РПЦ так пишет и дети в школе тож.
    Возможно найдутся писатели,писательницы с желанием писать продолжение его романов[есть же новый “КДойл”]-Достоевский востребован и там и сям..и дело не так в “тайне”а именно”в какой-то”тайне”.В какой?

    1. Светлана, то, Вы что сказали, абсолютно совпадает с моими мнением о Д.
      Многие годы я не могла найти единомышленников в в отношении к Д. Точнее, не мало тех, кого он отталкивает, иначе было бы странно, если бы таких не было. Но я искала авторитетных людей, кто бы подтвердил мои ощущения от Д. Я находила буквально крупицы, подтверждающие мои догадки и точно так же восклицала. но не может же быть, что все сошли с ума?
      “однако Д сочинил их как «святых»и смог очаровать сострадательных читателей.И как всё совпало..у митрХраповицкого «открылось» о «сострастие»и Достоевский на чувственной жалости ,дьявольскую фантазию провернул»от сердца к сердцу»”
      Думаю, да, на этой сострадательности, но мнимой, слезливой, и правильно сказал митр. Храповицкий, “чувственной”, жалости Д. смог очаровать тех, кто не видит , не чувствует за этим фальшь и “дьявольскую фантазию”.
      Тайна, как мне кажется этой”странной, ненормальной любви” состоит в том, как я думаю, что многие действительно находят нечто родственное с его героями. Он, видимо, попал на такую точку, которая, каким-то гипнотическим образом завораживает и очаровывает их.
      Вот я даже не могла читать его произведения. Я пыталась несколько раз, и физически не могла, мне становилось плохо от чудовищной фальши его героев, от всей атмосферы психопатологии, которой несет от его страниц.От антихудожественности, от прямо говоря, ощущения присутствия чего-то темного и злого, имеющего отнюдь не божественную природу.
      Но те, которые его любят, они , видимо. наоборот, погружаются в нечто родственное и близкое. Ведь пишет же Зеньковский, что ” начинаешь волноваться, вбирая полноту переживаний – непереносимую, мучительную”- это что-то вроде мазохизма, острота этих ощущений, видимо, доставляет им некое садомазохистское наслаждение.
      Я знаю женщину, которая несколько раз перечитывала “Бесов” и снова и снова это делает. Когда я спросила. что она находит в этом,она сказала, -“я чувствую, что это – мое, это как про меня и мне кажется, что все – люди такие же.”
      Т.е. то, что меня отталкивает, вызывает непереносимое ощущения ” как железом по стеклу” – ей, наоборот, нравится, она погружается в родственную стихию. И что интересно, эта женщина даже не крещенная. И когда я спросила. “А что же, вас Д. не привел ко Христу, как про него говорят, что он многих ко Христу приводит?”, она сказала “Нет, я даже вроде собралась, но потом передумала. ” Так что ее вполне устраивает просто снова и снова перечитывать, переживая эти сладострастно-мучительные ощущения.
      Поэтому, наверное, правильно говорят, что люди делятся на тех, кто Д. любит и тех, кто его не переносят. И в этом смысле для меня Д. – некий индикатор душевного и духовного здоровья.
      А уж эта его фраза, что “красота спасет мир”, Вы правы, все исследуют и исследуют на все лады христианствующие “мыслители”. А еще совершенно бессмысленное высказывание – “Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”, и над ней тоже размышляют, над ее “глубоким смыслом”.

  10. У меня не было возможности скачать книгу Александра Буздалова:
    Религиозные воззрения Достоевского,прочитала её только сегодня.Благодарю.Мне теперь понятно где “источник” идей ФМД и.”тайна”Д вовсе не тайна.Наверное хорошо ,что верующие люди ,как пишет РоманВ:”вынуждены вкладывать православный смысл в модерн.литературу..”в том числе и в сюжет книг Достоевского-Ангел хранитель защищает их от его вавилона,от его любви к мертвечине-такие сделала для себя выводы.

  11. Я обязательно прочитаю, хочется сделать это внимательно и вдумчиво, для этого нужно найти время. Благодарю Вас.
    Знакомы ли с Вашими статьями какие-либо церковные иерархи, например, Митр. Илларион или кто -нибудь из богословов Сергиевой Лавры?

    1. Не думаю, что знакомы, мне, по крайней мере, об этом ничего не известно.

  12. Да, Светлана, как глубоко и верно Вы понимаете это лукавство Д.! Представиться страдальцем, наговорить красивых патетичных слов о Христе, чтобы потом искусить истиной без Христа. Это такой абсурд, ведь Христос говорит- “Я есть истина!” А Д. какие-то эксперименты предлагает – вообразить истину отдельно от Христа.
    Какой же это великий плут и мошенник! Любитель дешевых эффектов, патетики, сочинитель абсолютно не живых, сконструированных образов – носителей его идей.
    Но тем не менее, не смотря на свою антихудожественность и откровенную дешевую подделку под художественное произведение, на свои откровенно антихристианские идеи, он сумел одурачить даже тех, кто казалось бы, занимался богословскими вещами, писал серьезные, умные книги,( я имею в виду Зеньковского, митр. Антония(Храповицкого), преп Иустина)
    Получается, что порой действительно, младенцу понятно больше, чем некоторым мудрецам.

  13. “Иначе говоря, перед нами «богословская» самодеятельность: человек прочел Евангелие, он умилился нравственной красотой Христа, это его вдохновило – и вот он вышел на проповедь, толкуя слово Божие «от ветра головы своея», что гарантирует искажение. Сама по себе затея уже свидетельствует о состоянии «прелести» («страстной мечте»): человек счел себя призванным к такой деятельности, узрел в этом свою миссию как художника-«избранника небес».”
    Да, понахватался вершков и возомнил о себе, что он может учить.
    Но почему никто или вернее, мало кто видит, что это всего лишь самонадеянное и наглое присвоение себе несуществующих прав? Почему молчит Церковь?
    Александр, хочу высказать вам и несколько критических замечаний. Можно?
    Мне кажется, там, где Вы начинаете говорить об митр. Антонии (Храповицком), у Вас не хватает большей четкости и точности в формулировании Вашей мысли и оформления текста. Я порой терялась и не могла понять, где Ваши слова , а где Вы цитируете митр. Антония. Например.
    “В отступление от христианской истины школьному богословию того времени «нравственным монизмом» вменялось традиционное для догматического учения Церкви разделение юридического толкования Искупления как отпущения и прощения грехов и, как следствие, становящегося возможным возрождения поврежденного первородным грехом естества вновь дарованной человеку Божественной благодатью («насколько далеко такое отступление от высшего начала Евангелия, которое мы бы [со Преос. Сергием (Страгородским). – А.Б.] назвали нравственным монизмом, вкоренилось в наше школьное сознание, видно из того, что нашему Преос. Сергию (Страгородскому) покойный профессор Муратов дружески, но горячо возражал на диспуте, будто понятие спасения гораздо сложнее, чем понятие о личной (субъективной) святости и богообщении, ибо сюда надо присоединить понятие оправдания, т.е. состояние оправданности – от положенного Адаму карательного приговора, без чего – значит – и личная святость не могла достигнуть царства небесного» [38]). И здесь становится понятным, почему вся проблематика богословского спора «нравственного монизма» (черпающего вдохновение в нравственном волюнтаризме почвенничества и славянофильства) со «школьной схоластикой» находится в контексте антипелагианских определений Карфагенского собора 419 г. и полемики блж. Августина («отца схоластики») с пелагианством, то есть в орбите взаимосвязанных антропологического догмата первородного греха и сотериологического догмата Искупления.” – это чье высказывание – Ваше или митр. Антония? А как это понять? И дальше за ним я не могла понять, где – цитата, а где Ваше рассуждение. Кавычек нет, пробелов, отделяющих одно от другого- нет. Получается немного путано и трудно для понимания.

  14. Статья очень точно критикует Достоевского. Однако это не повод его ненавидеть (отвечаю на комментарии). И как одни создают себе кумира и упираются, желая думать, что вот уж этот или тот точно непогрешим и знает ответы на все, так другие отвергают его полностью и свое личное эмоциональное мнение сливают в одно целое со сложной богословской проблемой. По-моему православный человек вполне в силах отвергнуть ересь, там где он её разглядел, и в то же время отобрать и разглядеть то полезное и доброе, к чему ересь прилепилась.

    1. И к чему же “полезному” и “доброму” ересь прилепилась? Поделитесь своим “взглядом”.

    2. Олег, то,что Вы называете ненавистью, – это вообще-то ревность по Богу. Это ненависть к неправде, к ряженому, который под личиной христианского всепрощения вносит на самом деле тонкий духовный яд. И судя по тому, как много неокрепших душ поддались на этот обман, он не так безобиден, как кажется Вам. Любая ересь – это сатанинское нападение на Церковь, на чистоту веры. Вам видимо, не больно, что это происходит, вы хотите быть милосердным и терпимым к таким лукавым соблазнителям.
      Я знаю тех, которые еще не придя в Церковь, не зная основных понятий христианского трезвения, Алешу Карамазова считают святым праведником, а Зосиму, эту лукавую пародию на старца,- как образец старчества.
      Слава Богу, что я в самом начале своего воцерковления прочитала много трудов святых отцов и получила прививку истинного православия, узнала, как легко можно принимать зло за добро, как легко впасть в состояние прелести, что даже святые попадались на эти удочки. Но те, кто начинают свой путь в Церковь через Достоевского, одобренного даже церковными авторитетами и провозглашаемого великим православным писателем, вот они какую получают прививку?
      Они изначально пропитываются извращенными образами и подменой православия. И отделить полезное и доброе тут уже не получится. Да и вы не смогли назвать, что у Д. полезного и доброго. Слезливая мысль о слезе ребенка? А вот премудрая мученица София, не посмотрела даже на страдания своих дочерей и благословила их на муки. Так что эта слеза ребенка, все как у Д. дешево-слезливое и на потребу сентиментальной публике.
      Упрекая в ненависти, не худо вам бы ознакомиться, какими эпитетами называл прав. Иоанн Кронштадтский Льва Толстого и как гневно клеймил его, не учитывая все то полезное и доброе, что было в его творчестве, на мой взгляд, куда более талантливого и честного, чем творчество Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.