Обращение к Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви по поводу учения Александра Дугина
Мы, прихожане московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах Русской Православной Церкви Московского Патриархата, обращаемся к Синодальной Библейско-богословской комиссии с просьбой вынести богословское определение в отношении учения А.Г. Дугина.
Дело в том, что А.Г. Дугин издает книги, размещает статьи на своих многочисленных сайтах, выступает с лекциями, принимает активное участие в программах на телевидении и радио, при этом всегда и везде позиционируя себя единоверцем (православным старообрядцем). Но, по мнению большинства прихожан нашего храма, книги, статьи и выступления А.Г. Дугина, а также членов возглавляемых А.Г. Дугиным организаций, содержат множество идей, несовместимых с буквой и духом Православного вероучения, прямо противоречащих Св. Писанию и Св. Преданию Православной Церкви. Примеры подобных идей в изобилии содержатся в книгах, статьях, лекциях и высказываниях А.Г. Дугина на всем протяжении его «творческой» деятельности (противное святоотеческому толкование Символа Веры, апология оккультизма, утверждение равноспасительности всех религий и т. п.). А поскольку господин Дугин имеет массу последователей и сочувствующих, в том числе и в нашем храме, у нас в общине возникают споры и разногласия.
По нашему мнению деятельность А.Г. Дугина и его последователей носит деструктивный характер, способствует расколу в рядах православных христиан, является ярким примером использования Православной веры в узко-политических и карьерных целях.
В связи со всем вышеизложенным просим комиссию подробно разъяснить нам учение А.Г. Дугина и дать ему богословское определение.
*12 подписей*
5 декабря 2009 г.
Приложение к обращению в Синодальную Библейско-богословскую комиссию Русской Православной Церкви
В одной из своих работ А.Г. Дугин справедливо отмечает, что наше время требует от истинных христиан такой бдительности и такой критичности, которые ранее были не только не нужны, но и откровенно вредны (Дугин А.Г. Мы церковь последних времен // Русская Вещь. М., 2001). Означенная бдительность, а также искренняя забота о спасении души г-на Дугина и душ его многочисленных последователей (В интервью газете «Ведомости» («Молодежь будет делать ультра-политику») от 05.04.2005 г. А.Г. Дугин заявил, что у него порядка 25 000 «опричников», а к 2007 г. их будет 150 000 – 200 000), и побудили нас обратиться в Синодальную Библейско-богословскую комиссию, дабы выяснить насколько учение самого А.Г. Дугина соответствует истинному, т. е. православному, Христианству, ревнителем которого он себя позиционирует.
В своих работах г. Дугин постоянно подчеркивает, что неоевразийство (В последней его работе приставка «нео» уже опускается (см. Дугин А.Г. Четвертая политическая теория. СПб., 2009), идеологом которого он является, это, в первую очередь, учение духовное и даже пророческая школа, а уже во вторую – эстетическое, философское, экзистенциальное и политическое направление (Дугин А.Г. Четвертая политическая теория. СПб., 2009). Поскольку распространением своего духовного учения, в т. ч. и в церковной ограде (глав. обр. среди молодежи), А.Г. Дугин и его последователи занимаются уже около 15 лет, т.е. соблазн, если таковой имеет место быть, является продолжительным и публичным, то, как нам кажется, отречение от ересей, если таковые будут Комиссией обнаружены, также должно быть публичным и сопровождаться отречением от соответствующих сочинений, удалением данных текстов с подконтрольных г-ну Дугину сайтов и обязательством не распространять более материалы, которые Комиссия сочтет не соответствующими букве и духу Православного Вероучения. Точно такой же призыв, на наш взгляд, следует обратить и к сторонникам г-на Дугина из числа чад РПЦ, особенно к тем из них, кто занимается распространением и рекламой указанной литературы, компрометируя тем самым не только единоверие как часть РПЦ (по словам г-на Дугина, единоверие – это преимущественная форма Православия и господствующая конфессия Евразийского Движения), но и Церковь в целом.
Продемонстрировать Комиссии все пункты доктрины г-на Дугина, которые, по нашему мнению, являются как минимум сомнительными с точки зрения вероучения Православной Церкви, не представляется возможным – для этого потребовался бы не один увесистый том. Тем не менее, сделанная нами выборка позволит Комиссии получить общее представление о взглядах г-на Дугина и членов возглавляемых им организаций – логично предположить, что они во многом совпадают, иначе люди попросту не состояли бы в оных организациях.
Для удобства членов Комиссии мы попытались классифицировать доктринальные представления А.Г. Дугина, хотя провести четкую грань между антропологией, сотериологией, Христологией, политическими и пр. воззрениями г-на Дугина весьма не просто (К какому, напр., пункту следует относить такой тезис А.Г. Дугина: Большевизм – это православие минус католицизм?). Цитаты из книг, статей и выступлений А.Г. Дугина расположены нами в хронологическом порядке с указанием источника (с 1993-ого по 2009 г. включительно). Все выделения в тексте цитат, за исключением особо оговоренных случаев, авторские. Особое внимание уделено последней по времени работе г-на Дугина – «Четвертая политическая теория» (СПб., 2009).
А.Г. Дугин о Православной Церкви, ересях, расколах, оккультизме и нехристианских религиях. Неоязычество А.Г. Дугина
- Радикальная революционная оппозиция предполагает тотальное обновление всех сторон жизни, и естественно, в первую очередь, это имеет отношение к сфере Духа, религии…
Как контрастирует нынешнее уныние и неуверенность в Церкви с огненным духом Революционного Православия!..
Новая религия Революции будет обращением к истинному Православию…
Революционная Церковь будет Церковью Нового Иерусалима, высшим эсхатологическим напряжением всех сил души, рвущейся к своему истинному Истоку…
Только такая религия есть Религия Революции. За нее поднимутся на подвиг исповедания и восстания души лучшие люди нации, радикальные оппозиционеры, непримиримые борцы с Отчуждением, авангард Великой Революции, Абсолютной Революции, Последней Революции (Дугин А.Г. Новая Религия // Цели и задачи нашей Революции. М., 1995).
- Чаще всего религиозные нонконформисты («еретики», «сатанисты») ищут тотальности сакрального опыта, которую не могут им предложить представители ортодоксии… И быть может, именно эти сомнительные силы и группы… идут… вглубь реальности, тогда как остающиеся на периферии профаны… всячески препятствуют этому (Контринициация // Абсолютная Родина. М., 2000).
Нельзя исключить и ту возможность, что самое отталкивающее и подчеркивающее свою негативность, свой антиномизм и свою «злую» природу, окажется ближе к истине и поможет обрести правильные духовные ориентации… не верно ли, что… злыми помыслами выслана дорога в рай?..
Нормы и экзотерические структуры Традиции меняются в соответствии с состоянием космической среды (Учение Зверя // Милый ангел №3. М., 2000).
- Люцифер, по православному преданию, упав с небес, приземлился в Европе (Пространство и бытие // Основы геополитики. Книга 2. М., 2002).
Для сторонников радикальной временной парадигмы — квантовый индивидуум есть единственная автономная реальность (отсюда “минимальный гуманизм”), а остальная реальность — продукт договора. Для носителей пространственной парадигмы все наоборот: индивидуум и рассудок суть условности, реальность — онтологична сама по себе (отсюда “антигуманизм” либо “максимальный гуманизм” ницшеанского, сверхчеловеческого типа). Антропология пространственной парадигмы основана на отношении к человеку как к переменной величине, как к математическому “x”, способному принимать различные видовые значения. Под “человеком” можно разуметь и животное, и растение, и ангела. Это — межвидовая сцена, высветленная резонансом онтологических возмущений. Поэтому существует столько же разновидностей людей, сколько пространств. Порожденное отдельным (но никогда не абсолютно отдельным) сектором качественного пространства особое время, накладываясь снова на это же отеческое пространство, дает псевдо-квант, игровую единицу, человеко-роль, персону-маску. Отсюда фундаментальный антропологический плюрализм. Нетемперированная гармония, наонное старообрядческое пение (Пространство и бытие // Основы геополитики. Книга 2. М., 2002).
Авель — время, сам дух историцистской парадигмы. Эта парадигма родилась в авраамизме, в иудаизме, и оттуда вползла в современность, сделала современность. Новое Время — время иудейское. Время Авеля. Отдаляясь от Генона, выдвинем свою версию “мести Авеля” — эта месть не в будущем, но в прошлом, в настоящем. Эта месть — сама историцистская парадигма. Либералы не проповедники оседлости. Они носители “нового кочевничества”.
Неслучайно “царство денег” отождествляется Жаком Аттали с “царством новых кочевников”. В Каине же скрыт Монсальват, смычка города и деревни, трудового крестьянства и пролетариата. Пролетариат — металлург, Тубалкаин, металлический мир городов, “кузнецы и алхимики”. Крестьянство — сельскохозяйственный труд самого Каина, повторяющего древнее, догрехопаденческое занятие своего отца. Каин — Восток, демонизированный жрецами по чину Ааронову. Время, которое переходит в пространство, это не то время, которое пожирает пространство.
“О Каин! Ты просто непонят, как и брат Кроноса, Иапет. Титан Иапет… Деликатный Иафет, голубоглазый златокудрый сын Ноя, верный радуге, строитель великих Империй, вождь четырех вселенских царств. Ты — Каин! Рыцарь Грааля, ты — Каин! Если успешно дошел до цели, и на святой горе — “холме спасения” — обрел пылающую чашу. Авель родил Оккэма, Оккэм родил Декарта, Декарт родил Канта, Кант родил Конта, Конт родил Поппера, Поппер родил Фукуяму… Да иссякнет на Фукуяме лунный род, считающий себя “избранным”. Генон не прав, Каин еще не убил Авеля, точнее, убил, но не до конца. “Они входили в печи сотнями, а выходили тысячами…” Не очень приятное Монсальвату чудо с тремя отроками и небесной росой повторилось совсем недавно с обратным смыслом. Пока длится месть Авеля, кудрявого свежевателя покорных тушек невинных овец, “малых сих”. Каин невиновен, он исполнял долг — кровь за кровь, кто раз пустил ее у невинной твари, тот ответит сполна. Гуманней приносить в жертву людей, чем зверей. По меньшей мере, человек обязательно в чем-то виновен, а зверь? А Зверь? Каин — “ка”, свет, воздевающий руки, весенняя руна пространства. Каин — Восток, Авель — Запад (Пространство и бытие // Основы геополитики. Книга 2. М., 2002).
- Ты можешь верить во что пожелаешь. Существует абсолютная истина. Но не одна. Каждая традиция и религия зовет к далеким берегам. И правильно делает: в этом достоинство духа…
Если ты не веришь ни во что, неси это в себе сам – ничто тоже категория существенная…
Веришь – правильно делаешь. Спросят во что, расскажешь. Не спросят, с этим не лезь…
Лучше больше бегай по утрам и исполняй задания Союза. Это формирует главное – тебя как боевую единицу…
…мы преданы Традиции. Все в Традиции прекрасно. Особенно то, что неразумно, непонятно, необоснованно… Традиция полна ослепительного солнечного бреда… Надо соблюдать все правила Традиции – особенно абсурдные (Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи. 2005).
- Если для четвертой политической теории атеизм Нового времени перестает быть чем-то обязательным, то и теология монотеистических религий, которая вытеснила в свое время иные сакральные культуры, также не является истиной в последней инстанции (вернее — может являться, а может и не являться). Теоретически же ничто не ограничивает глубину обращения к древним архаическим ценностям, которые, будучи корректно распознаны и осмыслены, вполне могут занять определенное место в новой идеологической конструкции. Освобождаясь от необходимости подстраивать теологию под рационализм модерна, носители четвертой политической теории могут вполне пренебречь теми богословскими и догматическими элементами, которые в монотеистических обществах (особенно на поздних этапах) были затронуты рационализмом, что, впрочем, и привело к появлению на развалинах христианской культуры Европы вначале деизма, а потом атеизма и материализма в ходе поэтапного развертывания программы Нового времени.
Не только высшие сверхразумные символы Веры могут снова быть взяты на щит, но и те иррациональные моменты культов, обрядов и легенд, которые смущали богословов на прежних этапах. Если мы отбрасываем прогресс как идею, свойственную эпохе модерна (а она, как мы видим, закончилась), то все древнее обретает для нас ценность и убедительность уже потому, что оно древнее. Древнее — значит, хорошее. И чем древнее, тем лучше (Четвертая политическая теория // Профиль №48 (603). 22.12.2008).
- Второй важнейший пункт философии евразийства – это понятие о духе земли, о живом пространстве и о земле-душе. В евразийстве пространство воспринимается как абсолютно живая реальность…
Это голос духа родной земли, который обращается через всех существ – ползающих, копошащихся, летающих, падающих или валяющихся пьяными…
Поэтому – мать-земля (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 251).
- Итак, второй элемент евразийской философии – дух земли, вера в дух земли, почитание духа земли, диалог с духом земли, культ духа земли (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 255).
Все о чем говорит евразийство, есть абсолютная истина, и это надо принимать без всяких критических размышлений. Принимать и повторять (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 256).
Россия является Абсолютной родиной. Россия – вместилище евразийского откровения, евразийского духа, евразийской жизни и евразийской плоти… здесь воплощен дух земли… Россия – есть вечность…
Россия – понятие онтологическое…
Россия – Абсолютная Родина, Россия – это доктрина. Россия – это орден, Россия – это мистика, Россия – это культ. Только такое священное отношение должно быть к России.
Россия – священное понятие… Франция, например, несвященное понятие… А вот Россия – священное. Евразийство есть религиозное служение России (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 258 – 259).
- Онтологическая карта мира (Сохраварди)…
Два понятия – «Европа» и «Азия – увязаны в евразийстве… их можно объяснить на примере иранской философии – в духе школы Ишрака, «восточного познания» Сохраварди… Восток – место, где находятся истоки наших интуиций… «Азия» – в первую очередь понятие онтологическое… Это дом, где восходит солнце существования… Метафизическое солнце – один из важнейших, фундаментальных, энергетических источников солярного евразийского мировоззрения…
…Европа для евразийцев – это абсолютно отрицательная категория…
…мы можем любить Европу только… как мерзавцев, как преступников, как мразь… мы – армия Востока…
В писаниях все того же Сохраварди есть интересное место, где повествуется о существовании священной горы… «Каф»… На этой горе стоит… атипичный ангел. Его называют еще «пурпурный архангел»…
Реальность «пурпурного архангела» – это реальность перехода от западного изгнания к восточному рассвету, к вечному рассвету Великой Священной Азии, которая и есть тайный ангел, тайная сущность России… (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 259 – 263).
- Евразийское учение – в первую очередь, учение духовное, в известном смысле оно пророческая школа. Это точка слияния великих рек мысли. Совершенно самодостаточная доктрина, которая дает людям все: смысл жизни, энергию созидания и верную ориентацию любви…
Евразийство – это приглашение к пророческому опыту. Вспомним кем были библейские пророки…
Мы, евразийцы, не то ли говорим?!.. Мы делаем то, что делали пророки: мы возвращаем наш народ к нашей собственной идентичности (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 263).
- Евразийство – это действительно огромное духовное, эстетическое, философское, экзистенциальное и политическое направление (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 276).
Христология А.Г. Дугина
Пункт 5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Пункт 6. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.
5-ый и 6-ой пункты отражают две фазы инициатического восхождения по Христовому циклу после достижения низшей точки. Всего этот цикл занимает 5 пунктов: первые два описывают стадии снисхождения, 3-й – поворотный пункт, а последние два говорят о восхождении к изначальному состоянию. Воскресение Христа – это преодоление Земной Смерти и абсолютизация Жизни, а также навечное соединение Человека Иисуса с Христом. Здесь имя «Иисус» открывается не только как пред-существовавшее, обнаружившееся и поминаемое впредь на земле, но как вневременная спасительная сакральная формула («мантра» в индуизме). Тот, кто произносит это имя, уже потенциально спасен. Теперь Ось Мира актуализирована на всей Земле (во всем предельно нижнем мире) и у всех невидимых, т.к. в момент Смерти Иисуса «завеса в храме (отделявшая видимых от невидимых) разорвалась». 5-ый пункт стоит четвертым по счету в сугубо Христовом цикле.
6-ой пункт означает соединение воскресшего Иисуса не только с Христом, но и с самим Словом-Сыном. Таким образом окончательно актуализируется все Единство и Единственность 2-ой ипостаси, и «предшествующее» предвечное и вневременное состояние «обрушивается» во время и Творение и втягивает Творение в благодатность Христового, Сыновьего домостроительства, «усыновляя» Творение через Сына и кладя конец разделению между Творцом и Тварями. Полнота Христианского цикла фактически уничтожает Творение (как отчуждение): «Я победил мир». Теперь есть или «усыновленное» и «свои» «Господь знает своих»), или Земная Смерть. Иисус Христос, Сын Божий, «садится одесную» не один, но вобрав в себя все, что можно было спасти, все, осиянное земным именем «Иисус», ангельским именем «Христос» и небесным именем «Слово». Это – венец Христианской инициации и завершение христианской Метафизики (Эзотерическое, инициатическое и метафизическое толкование православного Символа Веры // Милый ангел №1. М., 2000).
Антропология и сотериология А.Г. Дугина
- Если мы «искуплены» Христом, то на нас принципиально нет греха, и надо смело идти к свету обожения, а не подсчитывать скрупулезно свои несовершенства (Новая Религия // Дугин А.Г. Цели и задачи нашей Революции. М., 1995).
Задачей Национальной Революции является построение Новой Нации. Это требует появления особого, нового типа национализма… Новый национализм должен быть пассионарным, агрессивным…
…Великому народу-богоносцу стыдно довольствоваться теми относительно небольшими свершениями, которые уже в прошлом. Сегодня нам принадлежит Евразия, завтра весь мир…
…Новая Нация будет обладать особыми сакральными характеристиками. Это будет Нация Детей Солнца, высших, благородных, преображенных Подвигом существ, поднявшихся над ограниченностью своей человеческой природы. Новая Нация, к которой будет идти наша Революция, станет общностью Сверхчеловеческих Личностей, свободных и благородных Священников, Воинов, Созидателей. Мы выведем не только Нацию, но Новую Расу, Расу Свободных Господ и Повелителей, Расу Героев, Расу Победителей (Новая Нация // Цели и задачи нашей Революции. М., 1995).
- Нация — все, индивидуум — ничто (Основы геополитики. М., 1997).
В начале Адам является андрогином…
Адам в своем архетипическом состоянии совечен творению, так же, как рай и ад, как небо и земля. Он не является индивидуумом, но есть синтез всех индивидуумов. Он не обладает отдельным телом, но есть синтез всех индивидуальных тел и физических предметов. Ветхий Адам есть актуализация ангелической вечности в мирах форм, и поэтому он сам стоит, в некотором роде, по ту сторону форм, являясь одновременно их истоком… Адам — исток времени и пространства, а также других форм длительности…
Начало циклического времени и физического пространства символизируются в Библии «грехопадением»… «Змей», Евва и сам Адам в рассказе о грехопадении — это как бы три уровня одного и того же принципиального существа…
…появляются два Адама — райский и падший. Первый — принципиальный и вечный, второй — исторический и конкретный… (Райский Адам и падший Адам / Метафизика Благой Вести // Абсолютная Родина. Ч. II. М., 2000).
- Как и Иван Грозный, считавший царский террор необходимым трагическим элементом социального «домостроительства спасения», Сталин через практику репрессий утверждал важнейшую духовную, сотериологическую истину (Иосиф Сталин – великое «да» Бытия // Русская Вещь. М., 2001).
Субъектом человеческого объекта делает только Красная Смерть (Дугин А.Г. Магический большевизм Андрея Платонова // Русская Вещь. М., 2001).
Одним из фундаментальных качеств нормального мужчины является его невидимость… Мужчина, строго говоря, не имеет права смотреться в зеркало, фотографироваться, быть изображенным на портретах…
Человек, обретающий способность быть невидимым, становится настоящим мужчиной…
Алхимическая традиция, которая постоянно обращается к царскому символизму для характеристики мужского начала, «герметического огня», знает и такое выражение: «невидимый деятель», agent invisible…
Невидимость и есть мужественность…
Как обстоит дело в современном мире? Ужасающе…
Все началось с того, что женщина была приравнена к человеку. Это стало возможным только потому, что было безвозвратно утрачено представление о мужчине как о сверхчеловеке…
Масштаб кризиса убедительно и наглядно описан в «Метафизике Пола» Юлиуса Эволы. За иллюстрациями и подробностями следует обращаться к этому труду, а также к его «Йоге Могущества» (Структура мужской души // Русская Вещь. М., 2001).
- Существует метафизика каннибализма. Человек съедает другого человека, перенимая маго-символически его субъектность…
Каннибализм не просто сакральность, а сакральность вдвойне – отсюда его инициатический смысл…
Человечина – по описанию – сладка и похожа на свинину, только мягче…
…вероятно, человек был отменен как сакральная еда не потому что это плохая еда, а напротив, потому что это слишком хорошая еда…
Где-то в глубине наших корней копошатся антропофагические импульсы – дзогченцы (с их ритуалом чод) и тантрики-шиваиты их выводят на чистую воду. Профессор Торчинов совершенно справедливо пишет, что те, кто хотят достичь буддистского освобождения (мокша) в течение только одной жизни, должны преобразить весь колодец своей души со всем красноглазым и кишечным его содержанием, поднять вверх и превратить свинец в золото– и тут практика антропофагии – встретишь Будду съешь Будду – очень к месту (О метафизике каннибализма // http://www.arcto.ru. 24.05.2002).
- Ты должен быть господином.
Ты должен быть красивым, гордым, умным и смелым.
Ты рожден править Евразией.
Ты свободен. Вставай и властвуй!..
Ты рожден в Евразии, это твоя матрица, твоя плоть, твой дух, твоя сеть. Кем бы ты ни был и где бы ты ни был, у тебя одна Родина – мать Евразия… Твоя плоть – из земли Евразии. Твой дух – из ее ветров. Твои глаза способны видеть в ночи и различать то, что за горизонтом. Если это не так, ты еще не родился. Поспеши с этим…
Ты больше, чем человек…
Ты мужчина… Глупые и трусливые – это гумус Евразии, ее цвет – сообразительные и сильные. Встань во весь рост… Трепещущие твари пусть будут червями под твоими ногами…
Пока мы не обретем победы, мы будем злыми… Сильный противник, который не собирается сдаваться и отступать, заслуживает нашей ненависти. Это правильное чувство…
Воля и ум, воля и ум, воля и ум – делают тебя интересным. Повторяй это тысячу раз на дню, и к вечеру ты будешь в норме…
Воля и ум, в противном случае окажешься кастратом и тряпкой…
Ты женщина… Ты в центре бытия, и ты ценна как величайшее сокровище тайного сада…
Дисциплина – это основа основ Евразийского Союза Молодежи. Это путь к господству и власти, опыт накопления могущества и концентрации воли…
Наш идеал – сила. Сильный ты нужен своей церкви, общине. Слабый ты не нужен никому…
Старшие выдохлись… Обрубите пуповину, двигайтесь свободно и суверенно. Преступите черту, вы не курицы…
Евразийский Союз Молодежи открыт абсолютно для всех, но войти в него смогут лишь избранные…
Остальные окажутся дрожащими тварями. Есть только две силы в мире – они и мы. Это как плюс и минус, как огонь и лед. А больше ничего нет. Тот, кто не враг – друг. А не друг – враг (или трус и балбес, но это все равно, что пособник врага – вина идиотов огромна, и наказание им будет без скидок!) (Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи. 2005).
- Первый принцип философии евразийства – эротический патриотизм. Согласно ему народ выступает как абсолют: он воспринимается евразийской философией в качестве высшей ценности. Но сразу возникает вопрос: а что такое народ? Народ есть любовь. Поэтому мы и говорим об эротическом патриотизме (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 244).
Мы лишь эпизод в этом народном теле, которое предшествует нам в виде коллективного тела предков, соприсутствующем, кроме того, и в виде других русских людей. И когда один из нас задумывается о другом русском, он чувствует матрицу народа, общую телесность… и свою собственную в ней со-растворенность…
Народ дает нам тело, и это всеобщее, а не конкретное, частное русское тело. Частичка его дается нам в аренду, на время. Сегодня мы его имеем, а потом нет. Ведь было время, когда мы его не имели. И мы снова его отдаем, когда подходит роковая черта… — вот тела и нет. А народ есть — до нашего рождения и после нашей смерти; значит, он есть всегда. И относительность нашего индивидуального тела меркнет перед лицом абсолютной, вечной и бесконечной телесности собственного народа. Народ — это глобальное общее тело и абсолютная ценность…
Простое произнесение произвольно выбранного русского слова – это настоящая магия, коллосальное духовное делание… Без языка мы ничто. Наша индивидуальность, наша существование без языка абсолютно пусты, никому не интересны…
…такова не только любовь к языку, это его культ, священное почитание…
Не говорящий на русском языке о величии своего народа может языка и лишится…
…в философии евразийства народ и есть абсолютная категория. Об этом надо думать, вставая утром с постели… Нужно говорить перед сном… Надо, засыпая, подтверждать: «Вот засыпает русский человек». Лишь это имеет значение…
Так засыпает и просыпается само Русское, умное и телесное бытие всего бессмертного и бесконечного народа… Нужно находиться в опьянении собственным народом…
Русский человек настолько абсолютен, что мы не понимаем смысла существования других народов (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 245 – 248).
- Первый и самый главный пункт философии евразийства: народ-абсолют… восприятие народа как высшей ценности. Нет ничего выше, чем народ… Мы просто Народ и все (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 251).
Вы посмотрите на себя, пощупайте себя. Вы – русские люди, вы есть. Вы уже родились, еще не умерли. Вот это и есть высшее доказательство абсолютной справедливости всех вышеперечисленных построений. Вы и являетесь тем, что в суфийской доктрине называется «худжат», «доказательством» правоты евразийской идеи…
Смысл евразийства в том, что эта тоталитарная, абсолютная, жестко определяющая вас доктрина становится корнем вашей свободы (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 266 – 267).
- С нашей точки зрения, человек есть воплощение народа и земли. Другими словами, человека самого по себе нет, он условный фрагмент более глубоких реальностей… «человек» есть почти условное название.
…сегодня Вася, ну почему бы ему не быть Петей?.. как только мы почувствуем себя русскими людьми – русский номер 15, русский номер 17, русская номер 19, – мы начнем впервые осознавать нашу подлинную индивидуальность…Наше собственное «я» выскочит из нас, особенно в ответ на «русского номер 15»… Вот теперь я стал русским номер 15… (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 271 – 272).
- Наше представление о человеке — евразийское, и учит оно, что человек есть условность, просто условность. И тогда он может расширять границы своего «я» до бесконечности. Например, вверх, чтобы сказать: «Я — дух». Или вширь, чтобы заявить: «Трое или пятеро людей живут во мне, вот Вася, вот Петя, вот две Маши, может еще кто, или кого-то я зря сюда приплел»… Человек может расшириться и вниз и горестно провозгласить: «Ну и скот же я!» И тоже будет прав…
Евразийское представление о человеке утверждает, что человек есть воплощение своего народа и временное явление, непостоянная величина. Сейчас он «то» и «так», завтра немножко «по-другому». Послезавтра еще «что-то». А вот есть постоянные вещи – это народ и пространство (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 274 – 275).
- Когда вы видите, что люди отрицают любой элемент из того, что мы говорим, из того, что провозглашаем, и даже из того, что чувствуем, знайте, это враги, это атлантисты, и в определенном смысле они прекрасно понимают, что делают, кому служат, и с кем они борются. Поэтому, как только мы приобретаем евразийский знак на своем челе, евразийское излучение вокруг своего существа, приобретаем ауру евразийства — это ставится маркером, как на товарах покупаемых в супермаркете; мы позиционируем себя в мире людей вполне однозначно. Конечно, этот знак может стереться, или вы сами его можете удалить его, подобно татуировке, но это не так просто. Попробуйте вывести тату, соскоблив ее наждачной бумагой! Тем не менее, когда люди видят вас, они считывают этот знак. И он вызывает у многих ярость
Так же и евразиец может угадывать сущность других по нюансам, по оговоркам, по внешнему виду; вот человек повернул кепку назад, одел широкие штаны, пошел. Что это значит? Он находится в состоянии одержимости духом атлантизма. Он служит Левиафану. Напевает рэп, самодовольно ковыряет в носу, расслабляется — все понятно. Это Левиафан. Конечно, это еще не полное погружение в Левиафана, но это уже, в принципе, объект для пристального разбирательства. Когда нас будет больше, мы, безусловно, таким персонажам проходить просто так по нашим улицам не разрешим. Они должны будут собираться в особых местах, как в гетто для больных, и там уже спускать штаны свои, изображать MTV-шную рожу и с этими чудовищными досками на колесах прыгать. Это будет атлантистское, левиафановское гетто для роллеров, рэпперов или скейтбордистов. Самые страшные гетто будут созданы для серфингистов, — вот это самое наглое, самое антиевразийское явление. Нет ничего более отвратительного, чем катание с белозубой улыбкой на этой омерзительной доске. Одним словом, атлантизм — это наш абсолютный враг. Больше здесь сказать нечего. Самое главное сказано. Кто не понял, ему уже ничего не поможет. Ничего (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009).
Взгляды А.Г. Дугина на политику, экономику и церковно-государственные отношения. Средства и цели дугинского евразийства.
- Орден Евразии, Орден Мужского Начала, Солнца, Иерархии – это проекция Гора, Апполона, Ормузда, Солнечного Христа-во-Славе, Спаса-Вседержителя. Евразия как Земля Востока – это Земля Света, Земля Рая, Земля Империи, Земля Надежды, Земля Полюса. Орден Атлантики, Орден Женского Начала, Луны, Оргиастического Равенства – это проекция египетского Сета, Пифона, Ахримана, Христа Страдающего, Человеческого, погруженного в метафизическое отчаяние одинокой Гефсиманской молитвы. Атлантика, Атлантида как Земля Запада – это Земля Ночи, Земля «колодцев изгнания» (как говорили исламские суфии), Центр Планетарного Скепсиса, Земля Великого Метафизического Сплина…
…исход драмы «Евразия против Атлантики» зависит от совокупности планетарной солидарности всех, призванных на служение, всех солдат геополитики, всех тайных агентов Суши и тайных агентов Моря. Исход космологической войны Аполлона со Змеем Пифоном зависит от каждого из нас…
Орден Евразии – это тотальная Консервативная Революция, это Великое Пробуждение геополитического сознания, это путь Вертикали… Орден Евразии – это жестокий и открытый поединок с сильным и умным Противником, с Орденом Сета, Красного Осла, с Орденом «Танцующей Смерти»… Да, наши враги имеют свою правду. Да, мы должны уважать их глубокий метафизический выбор… Но от этого не должна страдать наша решительность, наша ярость, наша холодная и страстная жестокость. Мы будем снисходительны только тогда, когда наш Континент будет свободен, когда последний атлантист будет сброшен в Соленые Воды, в стихию символически принадлежащую египетскому богу с лицом Крокодила. Судя по определенным знакам, «Время близко». Endkampf, Последняя Битва должна разразиться вот-вот. Готовы ли вы, господа из «Полярного Ордена»? Готовы ли вы, солдаты Евразии? Готовы ли вы, мудрые стратеги ГРУ? Готовы ли вы, великие народы, сделавшие ваши ставки уже самим фактом вашего рождения?
Уже бьет решающий Час Евразии… Уже близится к последней точке ВЕЛИКАЯ ВОЙНА КОНТИНЕНТОВ (Великая война континентов // Конспирология. М., 1993).
- Смысл социализма в тотальном утверждении победы Духа над материей, Воли над инерцией, Созидания над хаосом. Человек как эгоистическое, индивидуалистическое, атомарно-количественное существо при социализме отомрет. Родится Новый Человек, по ту сторону ОТЧУЖДЕНИЯ, Свободный Человек, Сверхчеловек, Герой. Можно назвать такой социализм «социализм со сверхчеловеческим лицом»… При нашем социализме…частная собственность будет переведена в коллективную… В процессе «деприватизации» будут физически уничтожены те мафиозно-паразитические структуры, которые окажут сопротивление революционному переустройству общества (Новая Экономика // Цели и задачи нашей Революции. М., 1995).
По ту сторону «правых» и «левых», единая и неделимая Революция, в диалектической триаде – «Третий Рим – Третий Райх – Третий Интернационал»… Эта Последняя Революция – дело ацефала, безголового носителя креста, серпа и молота, коронованного вечной свастикой солнц (Тамплиеры пролетариата. Национал-большевизм и инициация. М., 1997. С. 26).
Танец и атака, мода и агрессия, чрезмерность и дисциплина, воля и жест, фанатизм и ирония забурлят в национальных революционерах – юных, злых, веселых, бесстрашных, страстных и не знающих границ. Им – строить и разрушать, править и исполнять приказания, осуществлять чистки врагов нации… Гневным и веселым шагом приблизятся они к цитадели ветхой, прогнившей Системы… Они знают, как ей распорядиться. Они вдохнут в общество Жизнь, они ввергнут народ в сладостный процесс творения Истории. Новые люди… умные и отважные. Такие, как надо. Воспринимающие внешний мир как удар (по выражению Головина).
Французский фашистский писатель Робер Бразийяк перед самой смертью произнес странное пророчество: «Я вижу, как на Востоке, в России восходит фашизм, фашизм безграничный и красный»… Заметьте: не блеклый, коричневато-розоватый национал-капитализм, а ослепительная заря новой Русской Революции, фашизм безграничный, как наши земли, и красный, как наша кровь (Фашизм безграничный и красный // DER ARBEITER (об Эрнсте Юнгере). М., 1997).
- Большевизм это православие минус католицизм…
Любой полоумный террорист из Красных Бригад или РАФа в сто раз привлекательней плеяды европейских «традиционалистов»…
Новый ленинизм должен быть прочитан магически, евразийски, эсхатологически и геополитически…
Ленин – трагический и мощный Ангел, один из Ангелов Апокалипсиса, изливающий на одурелую землю грозное содержимое финального фиала…
Я думаю, что Владимир Ильич Ленин был малой евразийской аватарой. Он хотел остановить время и открыть цикл Великого Возвращения.
Это был наш Ленин (Ленин – красный аватара гнева // «Евразийское вторжение» № 3. Осень 1999).
- Железный век как безумная боль — таков был последний русский завет от Аввакума до Сталина… Грозные ангелы так близко, так близко… Их группа уже прибыла, вот-вот они выйдут из черных хромированных автомобилей… Впереди — Конец, но что может быть горше и слаще этой встречи…
Wann endet die Zeit? Gott weiss es. Gott alein weiss es…
Мы—райский град Евразии, апокалиптический свидетель, обличающий в последний раз крепость апостасии, зарвавшегося от своей безнаказанности гуманитарного антихриста.
На пороге миллениума Россия раскинулась на широтах утерянного рая. Он закрыт и для нас, но остались щели, сквозь которые лупит палящий русское сердце огонь.
Небесный Иерусалим — вот наша Россия. Он сомкнется с медведеобразными очертаниями наших просторов, когда ткань истории истончится до папиросной пленки. И башни двенадцати краев его совпадут с далекими заставами наших пограничников, заброшенных на последних рубежах, смотрящих в ночь невразумительных и агрессивных народов, рассевшихся вокруг и затаивших баранью злобу.
Правительство Нового Иерусалима. Парламент праведных, воссиявших аки солнце. Министерство Внутренних Дел карающих ангельских полчищ. Архангел Михаил на жеребце в яблоках.
Оставаясь на месте, мы окажемся впереди всех…
Будучи верными земле, будучи верными нашей земле. Другой такой нет.
На грани миллениума, на грани смерти и воскресения, гибели и возрождения. На грани вечного вопроса о вечности, о бытии, о небытии.
Бессмысленно и беспощадно (Мы и миллениум // Русская Вещь. М., 2001).
- Все, что написано о Византии плохого — ложь… Каждый русский должен знать, что Византия — чистое добро. Всякий, кто утверждает нечто иное, — враг… Критикуешь Византию — враг русского народа…
Всякий, кто критически освещает этот период — от 1453 до 1666 года — идеологический враг. Критика Москвы недопустима. Москва — абсолют…
Советский период — уникальный, пусть несколько смещенный, но возврат «катехона»… «В белом венчике из роз впереди Исус Христос». — Это не частное мнение декадента, но голос пророка тайной Руси.
Советизм, понятый как «красный византизм», а он и был только им и ничем иным, важнейший элемент Русского Проекта, Русской Доктрины (Абсолют византизма // Русская Вещь. М., 2001).
- Перед национал-большевистской историографией… открыты все пути. Это единственное, что имеет будущее. Это подход, в котором страсть к исторической правде сопряжена с достойным этическим выбором… (Просто большевизм // Русская Вещь. М., 2001).
Великая Октябрьская Социалистическая Революция — …являлась последним по времени вздохом Империи. Для того, чтобы дальше раскатать наше присутствие, чтобы построить великую стену против разгулявшегося атлантистского «духовного антихриста», чтобы универсализировать нашу извечную мечту, придать ей повсеместно, вселенски понятную форму, чтобы дать миру центр и смысл — Великая Октябрьская Социалистическая Революция была абсолютно необходима, и ничто не могло бы ее заменить…
…великий Сталин… осветил нам Новый Путь. Русско-московский евразийский советский путь. Русь Советская, страшная, красная и головокружительная (Тонкий Хлад революции // Русская Вещь. М., 2001).
- Магический властелин Евразии должен выводиться в пробирках национальной лаборатории духа уже сейчас. По правильным рецептам и вдали от самовлюбленных неофитов…
Тайный Властелин Евразии. Tarnhari. Скрытый Царь (Магический Властелин // Русская Вещь. М., 2001).
- Я за черных. Белая цивилизация – ее культурные ценности, лживая, антигуманная модель мира… Поэтому я за красных, желтых, зеленых, черных – только не за белых (Вы за черных или за белых? // http://arcto.ru. 20.08.2002).
12. Наша цель – абсолютная власть.
Мы Союз Господ, новых повелителей Евразии. Мы утвердим свою волю суверенно, непоколебимо, безотзывно…
Революция – это праздник вечного возвращения…
Наша идея – Третья Русь, Россия-3…
Мы построим новую страну – Россию-3, Россию-Евразию, великую Евразийскую Империю от океана до океана…
…пусть содрогнутся насекомые настоящего!
Традиция превыше всего…
Наш Союз вооружается новейшими организационными технологиями. Нам близок дух дружин и боевых отрядов, близки порядки армии и орды… Мы должны оседлать дух времени, подчинить себе ход вещей. Поэтому наше войско организовано как сеть…
Наша сеть должна пронизать все, распространиться повсюду – в школы, на улицы, в университеты и дискотеки, в клубы и на заводы, в казармы и министерские кабинеты, в военные училища и художественные салоны. Там где есть молодежь, – юноши и девушки, – там пункт сбора нашего Союза…
Будьте ловцы человекам и нечеловекам – все они пригодятся в атаке, обороне или прикрытии (Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи. 2005).
Противников путинского курса больше нет, а если и есть, то это психически больные и их нужно отправить на диспансеризацию. Путин – везде, Путин – все, Путин абсолютен, Путин незаменим (Цит. по Соколов М. Путин абсолютен // «Известия». 05.10.2007).
На самом деле ситуация в стране крайне сложная. И для того, чтобы все заработало, нужен какой-то внутренний переворот. Пусть это будет приход какого-то маньяка к власти (Дугин: Нам нужен маньяк во главе государства // Republic. 17.02.2009).
Если бы наша власть понимала, о чем идет речь, надо было сказать так: мы поддерживаем младшего третьего Ира, несмотря на то, что он не выиграл выборы; мы поддерживаем Ира второго, Ким Чен Ира; и его ракета – это наша ракета, если она взлетит, то мы просто ахнем от радости и поможем ей взлететь. И еще снабдим ее другими средствами массового уничтожения…
Надо сказать, что мы одобряем чучхе (богоборческое учение, северо-корейская версия марксизма – прим. ред.)! У нас могут быть разные – религиозные, атеистические, просто агностические – взгляды. Но не понимать, что Северная Корея – это оплот гуманизма, демократии и цивилизации… могут только придурки или те, кто желает своему народу рабства!Понимаете, что такое Северная Корея? Это свобода. Это Остров Свободы, как Куба. Это точка неповиновения, непокорности, нонконформизма, восстания. Я ничего плохого к южным корейцам не испытываю. Но обратите внимание: в этой буддистско-шаманистско-даосско-конфуцианской культуре сейчас доминируют одни протестанты. Там абсолютно выметена вся самобытность корейского народа. А в Северной Корее она заморожена…
Поэтому на самом деле настоящая свобода, независимость, настоящие права человека и демократия – это Северная Корея…
Поэтому если мы хотим быть свободными независимыми людьми, если хотим сохранить нашу гуманность, если мы хотим сохранить чувство национального и социального достоинства, мы должны быть мобилизованы на фронт поддержки Северной Кореи…
Поэтому я думаю, что сейчас нужно немедленно организовывать марши поддержки Северной Кореи… и, конечно, просто просить наших военных передать наше ядерное оружие Северной Корее…
Я думаю, что разница между Северной и Южной Кореей проходит в сердце человека. Достоевский говорил, что сердце человека – это поле борьбы между злом и добром, между богом и дьяволом. На самом деле, на сегодняшний момент можно сказать, что сердце человека – это борьба между Северной и Южной Кореей. Каждый уважающий себя гражданин своей страны должен быть на стороне Северной Кореи, потому что за Пхеньяном – истина (Раздать ядерное оружие // Эксперт на http://russia.ru. 13.03.2009).
Наш миф о том, что Сталин молодец… – это наш национальный миф. Как оно было – нас не волнует. Если нам надо продемонстрировать, что это не так, мы убьем этого человека, который нам это продемонстрирует и все. Сколько фашистов убили и еще одного убьем. Запросто. Не потому что это правда, а потому, что мы так живем. Потому что мы так видим мир (Россия создает миф // Эксперт на http://russia.ru. 03.07.2009).
Наша задача – …сделать ценности евразийства тотальными и общеобязательными…
Стратегия евразийства направлена на внедрение евразийских принципов повсюду, подобно тому как трава растет сквозь асфальт…
Итак, надо стараться найти евразийцев – представителей всех типов общества. Есть в администрации президента евразийцы. Есть евразийцы в правительстве. Есть крупные банкиры, есть нищие…
Чем дальше, тем лучше видна эта связь… те нити, которые выстраивают… евразийскую систему коммуникаций… мы все это готовили долго и еще какое-то время будем готовить. Но рано или поздно это даст о себе знать во весь голос… наша задача – создать полноценную евразийскую сеть.
…с людьми, которые исповедуют идеи… какие-то экстравагантные, например консервативные или коммунистические, или национал-большевистские, то есть наши же идеи (выделение наше – прим. ред.) нам излагают, с ними должен быть спокойный разговор… (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 275 – 280).
- Диверсификация дискурса для него (евразийца – прим. ред.) – принципиальный вопрос. Евразиец должен уметь говорить на разных языках. Пришел к рабочим и тут же заговорил о рабочем движении, о необходимости солнечного труда, о том, что олигархи сволочи… Пришел к интеллигенции, стал говорить о величии русской культуры, о Пушкине… Самое главное, нужно уметь вступить в диалог и через сиюминутную ситуативную модель продвинуть свой евразийский подход…
…должны быть евразийская интуиция, евразийские мускулы, евразийская хватка, евразийские зубы для того, чтобы очень грамотно двигаться в этом мире… задача евразийцев зайти в этой исторической, фундаментальной, эсхатологической игре как можно дальше (Евразийство (политическая поэма) / Евразийство как версия Четвертой политической теории // Четвертая политическая теория. СПб., 2009. С. 280 – 281).
Деятельность Евразийского союза молодежи (молодежная структура в рамках возглавляемого А.Г. Дугиным Международного евразийского движения)
- Славный ЕСМ должен провести святой для каждого евразийца праздник 1 МАЯ – праздник солнечного труда, но провести его так, чтобы все силы мира лопнули от нашей гордости…
Комитет Аполлона издает приказ о незамедлительной подготовке имперского социалистического митинга 1 МАЯ в ТРЕХ РИМАХ…
Орлы Евразии зависнут над тремя базовыми колыбелями Империи и Цивилизации. Каждый честный евразиец будет пить этот божественный ток. И каждый честный евразиец получит 1 МАЯ право на бессмертие…
Буря Равноденствий, о которой так долго говорили аполлонисты-евразийцы, стучит в эркеры городов Коршуновыми крылами (Приказ № 1 Комитета Аполлона. «Встает великий Рим, берите ружья, дети горя…» // Наша идеология. 01.05.2009).
- Да здравствует Интертрадиционал!..
Мы убеждены, что Традиция – это нечто исконно «русское», украденное у нас профаническим Западом, без чего мы уже не один век парализованы как Антей, утративший соприкосновение с Матерью-Землей…
Брахманы всего мира, сплочайтесь! Пусть 11 ноября 2009 года навсегда останется в нашей памяти как этот торжественный день. Этот 24 лунный день наполнен мощной мужской энергией разрушения старого и создания нового. Этот день может принести всем ищущим пробуждение огромных сил и стать днем откровения. Символы этого дня – Шива и Медведь, причем не бурый, а белый, так как 24 лунный день связан с Водолеем, а следовательно, с Россией, Русью, Гипербореей. Пусть же наша священная Родина, душа евразийского континента, благословит наши начинания! (Пресс-служба ЕСМ. 19.12.2009).
P.S.
Таким образом, мы, вышеподписавшиеся, не желаем быть «идеологической платформой» для людей, использующих Православную веру в целях самопиара и пропаганды сомнительных религиозно-политических доктрин, духовно растлевающих и без того претерпевший в XX в. от разного рода маньяков во главе государства русский народ. Заметно активизировавшаяся за последний год деятельность А.Г. Дугина, каким-то загадочным для нас образом ставшего профессором социологического факультета МГУ, и его последователей по распространению идей, примеры которых были приведены нами в краткой выборке, а также их устные заявления о том, что эти идеи никак не противоречат Православной вере, и вынудили нас написать данное обращение, поскольку мы со своей стороны не считаем для себя возможным закрывать глаза на распространение подобных взглядов в церковной и околоцерковной среде, которым занимаются некоторые соратники г-на Дугина.
Кроме того, исходя из вышеприведенных цитат, мы считаем, что, фактически пропагандируя под маской «консерватизма» национал-большевизм (красный фашизм) и государствопоклонничество с элементами неоязычества, лишь слегка заретушированные околоправославной риторикой, которая, судя по всему, нужна А.Г. Дугину для легитимации его персоны в глазах тех верующих, которые не знакомы с его работами, г. Дугин и его последователи дискредитируют древнерусский богослужебный чин не только в глазах внешних, но и в глазах наших братьев и сестер из др. приходов РПЦ МП, чему есть многочисленные свидетельства. Нас очень беспокоит тот факт, что о единоверцах, а также просто любителях древнерусского богослужебного чина, многие судят по весьма немногочисленной в процентном отношении, но чрезвычайно агрессивной и крикливой группе людей – носителей сомнительных религиозно-политических теорий.
В связи со всем вышеперечисленным убедительно просим Комиссию не откладывать данный вопрос и высказать свое авторитетное мнение относительно учения и деятельности г-на Дугина и его последователей, поставив точку в нашей полемике с дугинистами.
8 Responses
а что с ним сделаешь?он же не клирик,да был бы и клирик-достаточно примеров невменяемости и клириков.не в тюрьму же,он и там писать будет ,как ленин.а синод чего ему сделает?он уйдёт к старообрядцам и всё
Уважаемый Роман, обратите внимание на мерзостный сайт, который Иван рекламирует под своим ником.
думаю, он хотел обозначить, что у него нету своего сайта. Эту строчку вообще можно оставлять пустой.
Интересно, последовал ли ответ Комиссии и если “да”, то какой?
Ответ был дан чисто формальный, и никаких фактических мер в отношении данной группы людей не последовало.
Ничего нового в “писаниях” Дугина нет – очередной фюрер,но уж,е для русских и набор идей на любой вкус. Поэтому молодым понравится,возможно за его идеологией будущее. К сожалению!Ну а к Православию никакого отношения не имеет, просто создал компилят или”симулякт” из разнообразных религиозных и эзотерических систем. Но есть один плюс – он сторонник национально-освободительного движения и в этом аспекте может быть полезным для страны.
чем полезен ? Вся эта эклектическая каша, которой он кормит аудиторию, определяется одним словом: АХИНЕЯ….. Несущий ахинею может быть полезен только узкопрофильным специалистам(психиатрам, например).
Несущий ахинею может быть полезен ещё и врагам, в данном случае врагам России, и даже очень полезен.