Единомыслие истинное
Единомыслие – это единый ум многих, государственная дружба. Оно связано с вещами нужными и затрагивающими весь образ жизни.
Чтобы существовать, человек нуждается в полном единстве в истине, то есть в единомыслии с согражданами.
Духовно здоровое общество жаждет единомыслия, ищет его и этот поиск совпадает с поиском истины.
Единомысленны могут быть только добрые люди. Только они обладают единомыслием сами с собой и друг с другом, желают справедливого и нужного и стремятся к этому сообща.
Ум у всех людей общий, но он сосуществует с общей для всех людей глупостью. Так в истории возникают два типа единомыслия: единомыслие Града Божия и единомыслие града земного, единодушие Пятидесятницы и единодушие Вавилона.
Единомыслие ложное
Ложное единомыслие – это отпадение от единого ума, единство в глупости, достигаемое на уровне воли.
В духовно больном обществе большинство живет так, как если бы у них был особенный рассудок. Ложное единомыслие максимально неверно исполняет предназначение человека. Общее для всякого человека стремление к полноте и целостности в таком случае приобретает форму единомыслия помимо истины. В Церкви примером ложного единомыслия является ересь.
Данное единство выражается в служении низшему как высшему, то есть является религиозно мотивированным нарушением порядка.
Единомыслие глупцов не имеет содержания. Они едины, потому что едины, хотя и не знают, в чем именно они едины.
Компромисс и жестокость
Духовно больные люди обнаруживают единодушие друг с другом через гностическое созерцание, через светскую мистику коллектива, совместную деятельность и общие развлечения. Так в обществе достигается единство разнородных и противоречивых мнений, компромисс между истиной и ложью, а также между разными видами лжи.
Наряду с компромиссом единодушие вызывает жестокость, когда глупец видит себя целостным, полностью благим и правым, а своего врага полностью злым.
Дурные люди неспособны к единомыслию и государственной дружбе и от этого ложное единомыслие всегда находится в опасности.
Когда речь идет о выгодах, их устремления своекорыстны, а когда о трудах и общественных повинностях, они берут на себя поменьше. Желая этого для самого себя, каждый следит за окружающими и мешает им, потому что помнит: если не соблюдать долю участия, общее дело гибнет. Из этого в обществе возникает смута: друг друга они принуждают делать правосудное, а сами не желают.
Память об общей для всех истине производит в ложно единомысленном обществе не перемену ума, а революцию, которая пересоздает ложное единомыслие из тех же элементов.
Сайт Два града