История идей – это метод исследования, разработанный Артуром Лавджоем и другими в первой пол. XX века. История идей изучает «идеи-формы», то есть элементарные, постоянные идеи-единицы, а также их возникновение, передачу, воспроизведение и сочетания.
В понятие «идеи-формы» входят устойчивые факты патологического сознания, то есть мнения, и факты патологической речи: например, штампы, мыслеформы, мотивы, сюжеты и т.п.
История идей позволяет анализировать различные формы символического поведения, которые обычно принимаются за интеллектуальную деятельность: философскую, богословскую, научную моду и т.п.
Большинство философских, богословских, идеологических концепций оригинальны и отличны от других не столько своими элементами, сколько их сочетаниями.
Основатель того или иного направления (например, Карл Маркс) пережил гностическое откровение, узнал нечто ложное о судьбе человека и его месте в мире. Последующие поколения гностиков переживают последовательно и со все слабеющей силой то же откровение, до тех пор пока оно не перестанет восприниматься как откровение. Все это время гностические открытия Маркс и марксисты излагают в форме идей, которые сами по себе не являются новыми.
Подвергнутые анализу с помощью истории идей, идеологические направления более не выглядят законченными и уникальными системами. Например, легко установить, что нравственный монизм и парижская школа богословия состоят из идентичных элементов, но иначе расположенных.
История идей учитывает аффективную сторону: гностическое опьянение «идеями-формами», светскими мистическими переживаниями, которые эти идеи-формы вызывают.
История идей выясняет, почему нравятся именно эти идеи. Например, нравственный монизм и парижская школа богословия кажутся различными, и нравятся несколько разным лицам, так как вызывают несколько разные светские мистические переживания, несколько иначе окрашивают гнозис.
А. Лавджой предлагает изучать идеи-формы не только в специальной идеологической, философской или богословской литературе, но и в массовой культуре, искусстве, в быту.
Разновидности идей-форм
А. Лавджой дает приблизительную классификацию идей-форм
- Подразумеваемые предпочтения, более или менее бессознательные ментальные привычки.
- Склонность мыслить в определенных категориях (диалектический мотив, тот или иной доминирующий мыслительный ход, логическая уловка, методологическое предпочтение).
- Склонность мыслить в тех или иных символах.
- Очарованность тем или иным видом светской мистики.
Примеры идей-форм
- Мотив органицизма.
- Дух упрощения: сознание, которое полагает, что у любой задачи как правило есть простое решение.
- Сознание сложности устройства мира.
- Номиналистский мотив: склонность сводить любые общие понятия к ряду конкретных, осязаемых отдельных предметов.
- Пафос неопределенности.
- Пафос эзотеричности.
- Пафос монизма. Речь об единственности доставляет приятное чувство свободы, происходящее от победы или от освобождения из-под власти тягостного разобщения и расколотости мира.
- Волюнтаристский пафос.
- Пафос прогресса: приятное ощущение движения, перемены.
- Пафос единственности, личности.
- Пафос коллективизма.
Сайт Два града
5 Responses
Разделы “Разновидности” и “примеры” повторяются
Исправил.
Уважаемый Гн. Вершилло: есть ли связь между мышлением Ловджой и [Русским] социологом Гарвардского У-та Питиримом Сорокиным? Меня заинтриговали схожие трактовки идей-форм, форм культурного сознания и – без ясно видимого к ним отношения – социальной справедливости и ответственности, выраженных в папских энцыкликах Rerum Novarum и Mater et Magistra – основах Социальной доктрины Кафолической церкви, которые вошли в основу Ватикана II.
Возможно, что единственной объединяющей нитью тут служит обший всем троим гностицизм. Но, в таком случае, это обширное поле для развития ереси в христианском мышлении за последние три столетия! А, по мне, все эти потоки старались слиться на псевдо-Соборе 2016 г.
К сожалению, я слишком стар для глубокого изучения этой темы, хотя тут есть в чем разобраться. А вы уже делаете в этом смысле прекрасную работу: мне доставляет большое удовольствие копаться в Двух Градах!
Питирим Сорокин – проницательный исследователь. Особенно хороша его книга “Социология революции”. Но он именно социолог, то есть не философ и не исследует природу человека как таковую. Лавджой, а также Фогелен и Лео Штраусс – это философы, и их подход выглядит более точным и правильным.
Мысль гностическая – штампованная, стереотипная. Поэтому, например, идея справедливости – очевидно марксистская – может так широко использоваться в современном модернизме, католическом и православном. Они как бы купили эту идею в магазине, а не сами ее помыслили.
В Христианстве есть идея справедливости, но она правовая, а не эгалитаристская: “Каждому свое”, а не “Каждому поровну”.