Трехчастный миф – это основной космогонический миф религии самоспасения. В виде космической драмы миф рассказывает о самовозникновении, распаде и спасении мира, как мистическом браке сознания и природы.
Три части мифа рассказывают о первоначальном единстве (миф о единой природе), разделении (космический грех) и возвращении к началу (самоспасение через построение религиозно-политического тела).
Трехчастный миф служит для овладения временем: прошлым, настоящим и будущим.
Единая природа
Единая природа в гностицизме – это миф о первоначальном единстве и будущем восстановлении мира. Миф о единой природе – первая и последняя часть трехчастного мифа.
В религии самоспасения единая природа играет роль посюстороннего бога. Этот «бог» уже существует и в то же время его только еще создает человечество, зараженное болезнью многоделания. Внутри единой природы происходит политическое и магическое богообщение по естеству.
Символы единой природы связаны с разными видами светской мистики.
Мистика коллектива рисует картину массы человечества, идущего путем самосовершенствования. Мистика процесса в сочетании с мистикой полноты создает символ самосовершенствующейся вселенной.
Там, где речь идет о «всем человечестве» — это мистика целого, о глобальном характере современных проблем — мистика пространства.
Органицизм рождает фантом индивидуально-коллективного тела. Личность также может являться символом общности, когда понятие о сущности подменяется понятием нового человека.
Миф о единой природе является тавтологичным. В нем гностически смешивается процесс соединения с единством, а общение с истинным общим.
Разновидности: антигосударство; партия; класс.
Направления: каббала; пантеизм; панентеизм; различительный холизм; Халкидонский догмат в изложении школы Владимира Соловьева, нравственный монизм; софиология; экуменизм.
Сайт Два града