Упорядоченная душа в Новое время
К чему мы пришли на этом этапе? Мы обнаружили единство рода человеческого: Божественные вопросы обращены ко всем. Но тут же утратили это единство: люди отвечают правильно или неправильно на эти вопросы. Тем самым мы описали устройство мироздания. После грехопадения оно не единообразно, потому что существуют два мира:
- Мир действительно существующий, созданный Богом. В нем мы различаем естественный и сверхъестественный порядок, творение и спасение, а в спасении различаем Царство благодати и Царство славы.[1]
- Мир мнимый, который выдумало и создало духовно больное человечество, чтобы не видеть того, как устроен мир на самом деле.
Мы узнали две истины:
- Порядок есть. Божественный порядок остается неизменным и владычество Бога не уменьшилось.
- Порядка нет. В современном мире вещи и лица остались такими, как были, но теперь расположились в беспорядке, который создали новые люди по своему неразумию.
Затем мы обнаружили два рода бедствий:
- Бедственное положение человека вообще. Творец устроил мир наилучшим образом, но человек согрешил и был проклят, и земля вместе с ним (Быт. 3:17-19).
- Бедствия от самодеятельности нового человека, пытающегося исправить бедствия первого рода.
Отсюда вытекают и вопросы двух родов:
- Основной вопрос человеческого существования, вопросы о неизменных условиях земной и вечной жизни человека.
- Вопросы о тех проблемах, которые создали сами себе люди Нового времени.
Практически нерешаемы и те, и другие вопросы:
- В мире Божием порядок удерживается Промыслом Божиим и не нуждается в усилиях человеческих.
- В новом мире даже христиане не могут восстановить порядок, а идеологи тем более.
По ходу истории проясняются все более печальные вещи
Над порядком и беспорядком, над миром истинным и мнимым, над двумя родами бедствий мы продолжаем размышлять, как и наши предшественники-антимодернисты. По ходу истории – общей и частной (биографии) – проясняются все более печальные вещи. Однако сама по себе такая ясность есть благо, к которому надо стремиться.
В этом находит разрешение основная странность нашего времени: история кончилась, и она продолжается. История кончилась, то есть выяснилось, что идеологии не способны решить никакие проблемы: ни вечные, ни ими же созданные. Одновременно с этим продолжается работа мысли по отделению Истины от лжи.
Отделение Истины от лжи
Как Истина отделяется от лжи? Разумеется не в абстракции, потому что в области мысли истина и ложь разделены как всегда.
Если говорить о православных антимодернистах, то мы разделяемся с мнимыми собратиями: православными модернистами. Мы разделяемся с ними в вере, мысли и жизни. Да, это всего лишь одно из многих разделений, которые мы проводим, но ценно как пример.
Причины нашего разделения очень существенные и главная причина состоит не в нашем различии с идеологами и модернистами, а в нашем сходстве.
Если бы модернисты не притворялись православными христианами, если бы идеологи не изображали из себя людей, то исчезла бы причина для нашего разделения.
Идеологи и модернисты тоже видят два мира, две истины и два рода бедствий, но они их неверно различают, считая мир Божий ложным и беспорядочным (абсурдным), а мир человека истинным. Выражается это самым наглядным образом: они считают вопросы, которые ставит Бог, разрешимыми.
Для них – в частности, для православных модернистов – история человечества совпадает с историей спасения, то есть самоспасения. А о все большей ясности, достигаемой по ходу истории, модернисты и понятия не имеют. Они-то трудятся не над ясностью, а над все большим смешением.
Идеологи стремятся к единству, но отделены от человечества
Итак, идеологи, стремятся к единству и разрешению противоречий, но отделены от рода человеческого и образуют свой особый род.
Мы же считаем эти вопросы неразрешимыми в истории и ждем их разрешения от Бога, а не от своих планов и усилий. И поэтому не отделяемся от человечества.
Разделяясь с миром, мы едины с человечеством. Критикуя человечество за Отступление от Бога, отделяясь от града земного, мы сохраняем единство человечества, ведем себя как все. Наше фактическое разделение говорит о единстве, а смешение с падшим человечеством идет против единства, того единства, когда все человечество должно предстоять пред Богом и отвечать на Его вопросы.
Значит, напоследок мы приходим к различению двух родов людей:
- Ищущих радости о Боге.
- Ищущих радости по человеку.
Или иначе:
- Идущих путем все большей ясности и все более ясного разделения.
- Идущих путем смешения в мысли и на деле.
Наконец:
- Люди с разумным сознанием.
- Люди с патологическим сознанием.
В частности, это означает, что наше время новое не только потому, что возник новый человек и, в частности, в Церковь пришел православный модернист. Также возник и антимодернист, который был бы не нужен, если бы не модернизм.
Перемена – рождение антимодерниста
Идеологи с разной степенью ясности видят и вечные проблемы, и проблемы, созданные ими самими в эпоху Отступления. Они пытаются решить их через революцию или внутреннее самоопределение, то есть изменяют либо действительность, либо сознание.
Так, например, православные модернисты видят проблемы Церкви: реальные и те, что были созданы самими модернистами и их отцами. Они тоже пытаются решить их через знание (гнозис) или практику (Церковную реформу).
Но ведь и антимодернизм – тоже новое явление. Он обязан Новому времени своим рождением, потому что в старое время он был не нужен.
Мы – тоже люди эпохи Отступления, и наше положение совершенно то же, что у любого нашего современника: безвыходное, но понятное.
И вот наступает время, когда преследованием инакомыслящих занимается безвластный и одинокий человек, стремящийся выступить из потока Апостасии. Христианин намеренно преследует инакомыслящих и для этого овладевает искусством преследования, «антимодернизмом» в точном смысле.
Восстановить порядок в обществе и Церкви не удается. Ничего нельзя сделать, сказать и даже понять как следует. Ниже мы выясним, отчего это так.
Преследование бесполезно, но ведет к ясности
Несмотря на это мы ведем диалог, задавая людям вопросы, которые их не интересуют. От этого наше преследование бесполезно, но ведет к ясности.
Наш мир есть место рассуждения, а не мир борющихся сил. Так философия у нас совпадает с историей, а история с наукой о порядке в душе, обществе и мире. Мы внимаем прошлому, настоящему и готовимся правильно перейти от мысли к действию.
Вот отсюда, из этого проясненного пессимизма, рождается антимодернизм, а точнее, антимодернист.
Это нас приводит к источнику всех вопросов: к созерцаемому миру, который Бог создал наилучшим образом, и к той судьбе, которую Он уготовал человеку.
Итак, мы устанавливаем следующие положения:
- Христианин – бессильный судья этого мира.
- В этом бессилии нет вины и греха.
- Модернисты считают это бессилие грехом. Они обвиняют в бессилии лично православных христиан, а также Православную Церковь и Христианское государство.
- Антимодернисты такие же люди, как все, а модернисты – особые, отдельные от человечества.
- Истина и вера сильнее всего, но в мире господствует неразумие и воля к власти.
Из сказанного вытекает еще один важный вывод:
- Упорядоченная душа – это инструмент для суда над миром.
В следующей главе мы предложим краткое описание этого странного мира.
Следующая глава Итоги 2022
Примечания
[1] «Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в-третьих, все блаженные на небеси. Первое называют царством природы, второе царством благодати, а третье царством славы» (Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава, 1930. С. 47).
Один ответ
Пессимистом может быть только хорошо информированный оптимист. Православного оптимиста знает весь мир и называет его ортодоксом. Ортодоксальность нужно исследовать и по ней следовать. Это и есть и антимодернизм и лествица. Удивителен промысел Божий, что в ортодоксальности нет пессимизма. Да в мире есть его князь и он небездельник, но так должно быть. В этой мирской тёмной ночи нужно не разглядывать и ощупывать в тьме всякий мусор. Нужно освещать дорогу к Свету. Вот такая забавная тавтология.