Два рода вопросов, два рода бедствий, два рода людей

Наш мир есть место рассуждения, а не мир борющихся сил.

Упорядоченная душа в Новое время

К чему мы пришли на этом этапе? Мы обнаружили единство рода человеческого: Божественные вопросы обращены ко всем. Но тут же утратили это единство: люди отвечают правильно или неправильно на эти вопросы. Тем самым мы описали устройство мироздания. После грехопадения оно не единообразно, потому что существуют два мира:

  1. Мир действительно существующий, созданный Богом. В нем мы различаем естественный и сверхъестественный порядок, творение и спасение, а в спасении различаем Царство благодати и Царство славы.[1]
  2. Мир мнимый, который выдумало и создало духовно больное человечество, чтобы не видеть того, как устроен мир на самом деле.
Два рода вопросов, два рода бедствий, два рода людей
Каин убивает Авеля. Фреска в храме св. Николая, село Радуил.

Мы узнали две истины:

  1. Порядок есть. Божественный порядок остается неизменным и владычество Бога не уменьшилось.
  2. Порядка нет. В современном мире вещи и лица остались такими, как были, но теперь расположились в беспорядке, который создали новые люди по своему неразумию.

Затем мы обнаружили два рода бедствий:

  1. Бедственное положение человека вообще. Творец устроил мир наилучшим образом, но человек согрешил и был проклят, и земля вместе с ним (Быт. 3:17-19).
  2. Бедствия от самодеятельности нового человека, пытающегося исправить бедствия первого рода.

Отсюда вытекают и вопросы двух родов:

  1. Основной вопрос человеческого существования, вопросы о неизменных условиях земной и вечной жизни человека.
  2. Вопросы о тех проблемах, которые создали сами себе люди Нового времени.

Практически нерешаемы и те, и другие вопросы:

  1. В мире Божием порядок удерживается Промыслом Божиим и не нуждается в усилиях человеческих.
  2. В новом мире даже христиане не могут восстановить порядок, а идеологи тем более.

По ходу истории проясняются все более печальные вещи

Над порядком и беспорядком, над миром истинным и мнимым, над двумя родами бедствий мы продолжаем размышлять, как и наши предшественники-антимодернисты. По ходу истории – общей и частной (биографии) – проясняются все более печальные вещи. Однако сама по себе такая ясность есть благо, к которому надо стремиться.

В этом находит разрешение основная странность нашего времени: история кончилась, и она продолжается. История кончилась, то есть выяснилось, что идеологии не способны решить никакие проблемы: ни вечные, ни ими же созданные. Одновременно с этим продолжается работа мысли по отделению Истины от лжи.

Отделение Истины от лжи

Как Истина отделяется от лжи? Разумеется не в абстракции, потому что в области мысли истина и ложь разделены как всегда.

Если говорить о православных антимодернистах, то мы разделяемся с мнимыми собратиями: православными модернистами. Мы разделяемся с ними в вере, мысли и жизни. Да, это всего лишь одно из многих разделений, которые мы проводим, но ценно как пример.

Причины нашего разделения очень существенные и главная причина состоит не в нашем различии с идеологами и модернистами, а в нашем сходстве.

Если бы модернисты не притворялись православными христианами, если бы идеологи не изображали из себя людей, то исчезла бы причина для нашего разделения.

Идеологи и модернисты тоже видят два мира, две истины и два рода бедствий, но они их неверно различают, считая мир Божий ложным и беспорядочным (абсурдным), а мир человека истинным. Выражается это самым наглядным образом: они считают вопросы, которые ставит Бог, разрешимыми.

Для них – в частности, для православных модернистов – история человечества совпадает с историей спасения, то есть самоспасения. А о все большей ясности, достигаемой по ходу истории, модернисты и понятия не имеют. Они-то трудятся не над ясностью, а над все большим смешением.

Идеологи стремятся к единству, но отделены от человечества

Итак, идеологи, стремятся к единству и разрешению противоречий, но отделены от рода человеческого и образуют свой особый род.

Мы же считаем эти вопросы неразрешимыми в истории и ждем их разрешения от Бога, а не от своих планов и усилий. И поэтому не отделяемся от человечества.

Разделяясь с миром, мы едины с человечеством. Критикуя человечество за Отступление от Бога, отделяясь от града земного, мы сохраняем единство человечества, ведем себя как все. Наше фактическое разделение говорит о единстве, а смешение с падшим человечеством идет против единства, того единства, когда все человечество должно предстоять пред Богом и отвечать на Его вопросы.

Значит, напоследок мы приходим к различению двух родов людей:

  1. Ищущих радости о Боге.
  2. Ищущих радости по человеку.

Или иначе:

  1. Идущих путем все большей ясности и все более ясного разделения.
  2. Идущих путем смешения в мысли и на деле.

Наконец:

  1. Люди с разумным сознанием.
  2. Люди с патологическим сознанием.

В частности, это означает, что наше время новое не только потому, что возник новый человек и, в частности, в Церковь пришел православный модернист. Также возник и антимодернист, который был бы не нужен, если бы не модернизм.

Перемена – рождение антимодерниста

Идеологи с разной степенью ясности видят и вечные проблемы, и проблемы, созданные ими самими в эпоху Отступления. Они пытаются решить их через революцию или внутреннее самоопределение, то есть изменяют либо действительность, либо сознание.

Так, например, православные модернисты видят проблемы Церкви: реальные и те, что были созданы самими модернистами и их отцами. Они тоже пытаются решить их через знание (гнозис) или практику (Церковную реформу).

Но ведь и антимодернизм – тоже новое явление. Он обязан Новому времени своим рождением, потому что в старое время он был не нужен.

Мы – тоже люди эпохи Отступления, и наше положение совершенно то же, что у любого нашего современника: безвыходное, но понятное.

И вот наступает время, когда преследованием инакомыслящих занимается безвластный и одинокий человек, стремящийся выступить из потока Апостасии. Христианин намеренно преследует инакомыслящих и для этого овладевает искусством преследования, «антимодернизмом» в точном смысле.

Восстановить порядок в обществе и Церкви не удается. Ничего нельзя сделать, сказать и даже понять как следует. Ниже мы выясним, отчего это так.

Преследование бесполезно, но ведет к ясности

Несмотря на это мы ведем диалог, задавая людям вопросы, которые их не интересуют. От этого наше преследование бесполезно, но ведет к ясности.

Наш мир есть место рассуждения, а не мир борющихся сил. Так философия у нас совпадает с историей, а история с наукой о порядке в душе, обществе и мире. Мы внимаем прошлому, настоящему и готовимся правильно перейти от мысли к действию.

Вот отсюда, из этого проясненного пессимизма, рождается антимодернизм, а точнее, антимодернист.

Это нас приводит к источнику всех вопросов: к созерцаемому миру, который Бог создал наилучшим образом, и к той судьбе, которую Он уготовал человеку.

Итак, мы устанавливаем следующие положения:

  • Христианин – бессильный судья этого мира.
  • В этом бессилии нет вины и греха.
  • Модернисты считают это бессилие грехом. Они обвиняют в бессилии лично православных христиан, а также Православную Церковь и Христианское государство.
  • Антимодернисты такие же люди, как все, а модернисты – особые, отдельные от человечества.
  • Истина и вера сильнее всего, но в мире господствует неразумие и воля к власти.

Из сказанного вытекает еще один важный вывод:

  • Упорядоченная душа – это инструмент для суда над миром.

В следующей главе мы предложим краткое описание этого странного мира.

Следующая глава Итоги 2022

Роман Вершилло

Примечания

[1] «Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в-третьих, все блаженные на небеси. Первое называют царством природы, второе царством благодати, а третье царством славы» (Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава, 1930. С. 47).

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Истина и стихия

“Суть и основа Христианской религии заключается в вере в Личного Бога, Создателя и Истину. Это означает, что созданный человеческий разум мгновенно отпадает от Бога как только соглашается на признание, в любой форме, существования иного “бога”, чем Христа, и религии иной, чем Христианской” (Николай Алексеев (псевдоним). Истина и стихия // Вестник Православного действия. 2000. № 1. С. 16).

“Проблема расцерковления” как метод манипуляции

Любой нормальный человек выступает за логику: озлоблен против Церкви, не признаешь ее учения, – уходи. Но явно отвергать церковное вероучение и при этом настаивать на своей православности и на якобы неправославности тех, кто его любит и соблюдает – это нечто запредельное.

Один ответ

  1. Пессимистом может быть только хорошо информированный оптимист. Православного оптимиста знает весь мир и называет его ортодоксом. Ортодоксальность нужно исследовать и по ней следовать. Это и есть и антимодернизм и лествица. Удивителен промысел Божий, что в ортодоксальности нет пессимизма. Да в мире есть его князь и он небездельник, но так должно быть. В этой мирской тёмной ночи нужно не разглядывать и ощупывать в тьме всякий мусор. Нужно освещать дорогу к Свету. Вот такая забавная тавтология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.