Search

Два рода вопросов, два рода бедствий, два рода людей

Наш мир есть место рассуждения, а не мир борющихся сил.

Упорядоченная душа в Новое время

К чему мы пришли на этом этапе? Мы обнаружили единство рода человеческого: Божественные вопросы обращены ко всем. Но тут же утратили это единство: люди отвечают правильно или неправильно на эти вопросы. Тем самым мы описали устройство мироздания. После грехопадения оно не единообразно, потому что существуют два мира:

  1. Мир действительно существующий, созданный Богом. В нем мы различаем естественный и сверхъестественный порядок, творение и спасение, а в спасении различаем Царство благодати и Царство славы.[1]
  2. Мир мнимый, который выдумало и создало духовно больное человечество, чтобы не видеть того, как устроен мир на самом деле.
Два рода вопросов, два рода бедствий, два рода людей
Каин убивает Авеля. Фреска в храме св. Николая, село Радуил.

Мы узнали две истины:

  1. Порядок есть. Божественный порядок остается неизменным и владычество Бога не уменьшилось.
  2. Порядка нет. В современном мире вещи и лица остались такими, как были, но теперь расположились в беспорядке, который создали новые люди по своему неразумию.

Затем мы обнаружили два рода бедствий:

  1. Бедственное положение человека вообще. Творец устроил мир наилучшим образом, но человек согрешил и был проклят, и земля вместе с ним (Быт. 3:17-19).
  2. Бедствия от самодеятельности нового человека, пытающегося исправить бедствия первого рода.

Отсюда вытекают и вопросы двух родов:

  1. Основной вопрос человеческого существования, вопросы о неизменных условиях земной и вечной жизни человека.
  2. Вопросы о тех проблемах, которые создали сами себе люди Нового времени.

Практически нерешаемы и те, и другие вопросы:

  1. В мире Божием порядок удерживается Промыслом Божиим и не нуждается в усилиях человеческих.
  2. В новом мире даже христиане не могут восстановить порядок, а идеологи тем более.

По ходу истории проясняются все более печальные вещи

Над порядком и беспорядком, над миром истинным и мнимым, над двумя родами бедствий мы продолжаем размышлять, как и наши предшественники-антимодернисты. По ходу истории – общей и частной (биографии) – проясняются все более печальные вещи. Однако сама по себе такая ясность есть благо, к которому надо стремиться.

В этом находит разрешение основная странность нашего времени: история кончилась, и она продолжается. История кончилась, то есть выяснилось, что идеологии не способны решить никакие проблемы: ни вечные, ни ими же созданные. Одновременно с этим продолжается работа мысли по отделению Истины от лжи.

Отделение Истины от лжи

Как Истина отделяется от лжи? Разумеется не в абстракции, потому что в области мысли истина и ложь разделены как всегда.

Если говорить о православных антимодернистах, то мы разделяемся с мнимыми собратиями: православными модернистами. Мы разделяемся с ними в вере, мысли и жизни. Да, это всего лишь одно из многих разделений, которые мы проводим, но ценно как пример.

Причины нашего разделения очень существенные и главная причина состоит не в нашем различии с идеологами и модернистами, а в нашем сходстве.

Если бы модернисты не притворялись православными христианами, если бы идеологи не изображали из себя людей, то исчезла бы причина для нашего разделения.

Идеологи и модернисты тоже видят два мира, две истины и два рода бедствий, но они их неверно различают, считая мир Божий ложным и беспорядочным (абсурдным), а мир человека истинным. Выражается это самым наглядным образом: они считают вопросы, которые ставит Бог, разрешимыми.

Для них – в частности, для православных модернистов – история человечества совпадает с историей спасения, то есть самоспасения. А о все большей ясности, достигаемой по ходу истории, модернисты и понятия не имеют. Они-то трудятся не над ясностью, а над все большим смешением.

Идеологи стремятся к единству, но отделены от человечества

Итак, идеологи, стремятся к единству и разрешению противоречий, но отделены от рода человеческого и образуют свой особый род.

Мы же считаем эти вопросы неразрешимыми в истории и ждем их разрешения от Бога, а не от своих планов и усилий. И поэтому не отделяемся от человечества.

Разделяясь с миром, мы едины с человечеством. Критикуя человечество за Отступление от Бога, отделяясь от града земного, мы сохраняем единство человечества, ведем себя как все. Наше фактическое разделение говорит о единстве, а смешение с падшим человечеством идет против единства, того единства, когда все человечество должно предстоять пред Богом и отвечать на Его вопросы.

Значит, напоследок мы приходим к различению двух родов людей:

  1. Ищущих радости о Боге.
  2. Ищущих радости по человеку.

Или иначе:

  1. Идущих путем все большей ясности и все более ясного разделения.
  2. Идущих путем смешения в мысли и на деле.

Наконец:

  1. Люди с разумным сознанием.
  2. Люди с патологическим сознанием.

В частности, это означает, что наше время новое не только потому, что возник новый человек и, в частности, в Церковь пришел православный модернист. Также возник и антимодернист, который был бы не нужен, если бы не модернизм.

Перемена – рождение антимодерниста

Идеологи с разной степенью ясности видят и вечные проблемы, и проблемы, созданные ими самими в эпоху Отступления. Они пытаются решить их через революцию или внутреннее самоопределение, то есть изменяют либо действительность, либо сознание.

Так, например, православные модернисты видят проблемы Церкви: реальные и те, что были созданы самими модернистами и их отцами. Они тоже пытаются решить их через знание (гнозис) или практику (Церковную реформу).

Но ведь и антимодернизм – тоже новое явление. Он обязан Новому времени своим рождением, потому что в старое время он был не нужен.

Мы – тоже люди эпохи Отступления, и наше положение совершенно то же, что у любого нашего современника: безвыходное, но понятное.

И вот наступает время, когда преследованием инакомыслящих занимается безвластный и одинокий человек, стремящийся выступить из потока Апостасии. Христианин намеренно преследует инакомыслящих и для этого овладевает искусством преследования, «антимодернизмом» в точном смысле.

Восстановить порядок в обществе и Церкви не удается. Ничего нельзя сделать, сказать и даже понять как следует. Ниже мы выясним, отчего это так.

Преследование бесполезно, но ведет к ясности

Несмотря на это мы ведем диалог, задавая людям вопросы, которые их не интересуют. От этого наше преследование бесполезно, но ведет к ясности.

Наш мир есть место рассуждения, а не мир борющихся сил. Так философия у нас совпадает с историей, а история с наукой о порядке в душе, обществе и мире. Мы внимаем прошлому, настоящему и готовимся правильно перейти от мысли к действию.

Вот отсюда, из этого проясненного пессимизма, рождается антимодернизм, а точнее, антимодернист.

Это нас приводит к источнику всех вопросов: к созерцаемому миру, который Бог создал наилучшим образом, и к той судьбе, которую Он уготовал человеку.

Итак, мы устанавливаем следующие положения:

  • Христианин – бессильный судья этого мира.
  • В этом бессилии нет вины и греха.
  • Модернисты считают это бессилие грехом. Они обвиняют в бессилии лично православных христиан, а также Православную Церковь и Христианское государство.
  • Антимодернисты такие же люди, как все, а модернисты – особые, отдельные от человечества.
  • Истина и вера сильнее всего, но в мире господствует неразумие и воля к власти.

Из сказанного вытекает еще один важный вывод:

  • Упорядоченная душа – это инструмент для суда над миром.

В следующей главе мы предложим краткое описание этого странного мира.

Следующая глава Итоги 2022

Роман Вершилло

Примечания

[1] «Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в-третьих, все блаженные на небеси. Первое называют царством природы, второе царством благодати, а третье царством славы» (Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава, 1930. С. 47).

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. Пессимистом может быть только хорошо информированный оптимист. Православного оптимиста знает весь мир и называет его ортодоксом. Ортодоксальность нужно исследовать и по ней следовать. Это и есть и антимодернизм и лествица. Удивителен промысел Божий, что в ортодоксальности нет пессимизма. Да в мире есть его князь и он небездельник, но так должно быть. В этой мирской тёмной ночи нужно не разглядывать и ощупывать в тьме всякий мусор. Нужно освещать дорогу к Свету. Вот такая забавная тавтология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.