История идей

История идей изучает идеи-единицы, их возникновение, передачу, воспроизведение и сочетания.
История идей
Обложка сборника статей Артура Лавджоя.

История идей – это метод исследования, разработанный Артуром Лавджоем и другими в первой пол. XX века. История идей изучает «идеи-формы», то есть элементарные, постоянные идеи-единицы, а также их возникновение, передачу, воспроизведение и сочетания.

В понятие «идеи-формы» входят устойчивые факты патологического сознания, то есть мнения, и факты патологической речи: например, штампы, мыслеформы, мотивы, сюжеты и т.п.

История идей позволяет анализировать различные формы символического поведения, которые обычно принимаются за интеллектуальную деятельность: философскую, богословскую, научную моду и т.п.

Большинство философских, богословских, идеологических концепций оригинальны и отличны от других не столько своими элементами, сколько их сочетаниями.

Основатель того или иного направления (например, Карл Маркс) пережил гностическое откровение, узнал нечто ложное о судьбе человека и его месте в мире. Последующие поколения гностиков переживают последовательно и со все слабеющей силой то же откровение, до тех пор пока оно не перестанет восприниматься как откровение. Все это время гностические открытия Маркс и марксисты излагают в форме идей, которые сами по себе не являются новыми.

Подвергнутые анализу с помощью истории идей, идеологические направления более не выглядят законченными и уникальными системами. Например, легко установить, что нравственный монизм и парижская школа богословия состоят из идентичных элементов, но иначе расположенных.

История идей учитывает аффективную сторону: гностическое опьянение «идеями-формами», светскими мистическими переживаниями, которые эти идеи-формы вызывают.

История идей выясняет, почему нравятся именно эти идеи. Например, нравственный монизм и парижская школа богословия кажутся различными, и нравятся несколько разным лицам, так как вызывают несколько разные светские мистические переживания, несколько иначе окрашивают гнозис.

А. Лавджой предлагает изучать идеи-формы не только в специальной идеологической, философской или богословской литературе, но и в массовой культуре, искусстве, в быту.

Разновидности идей-форм

А. Лавджой дает приблизительную классификацию идей-форм

  • Подразумеваемые предпочтения, более или менее бессознательные ментальные привычки.
  • Склонность мыслить в определенных категориях (диалектический мотив, тот или иной доминирующий мыслительный ход, логическая уловка, методологическое предпочтение).
  • Склонность мыслить в тех или иных символах.
  • Очарованность тем или иным видом светской мистики.

Примеры идей-форм

  • Мотив органицизма.
  • Дух упрощения: сознание, которое полагает, что у любой задачи как правило есть простое решение.
  • Сознание сложности устройства мира.
  • Номиналистский мотив: склонность сводить любые общие понятия к ряду конкретных, осязаемых отдельных предметов.
  • Пафос неопределенности.
  • Пафос эзотеричности.
  • Пафос монизма. Речь об единственности доставляет приятное чувство свободы, происходящее от победы или от освобождения из-под власти тягостного разобщения и расколотости мира.
  • Волюнтаристский пафос.
  • Пафос прогресса: приятное ощущение движения, перемены.
  • Пафос единственности, личности.
  • Пафос коллективизма.

Сайт Два града

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Письмо четырнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Видно, что ты не понял добре, что грешник недостоин жить на земли. Я тебе еще на то придаю изъяснение. Знаешь ты, что земного царя бесчестие смертною

Иисус Христос – суперзвезда?

Из сцены в Гефсиманском саду становится видно, что главный персонаж оперы (назвать его Иисусом Христом рука не поднимается) не вполне понимает, зачем ему идти на распятие, и называет Чашу, о которой молился евангельский Христос «чашей яда».

5 Responses

  1. Уважаемый Гн. Вершилло: есть ли связь между мышлением Ловджой и [Русским] социологом Гарвардского У-та Питиримом Сорокиным? Меня заинтриговали схожие трактовки идей-форм, форм культурного сознания и – без ясно видимого к ним отношения – социальной справедливости и ответственности, выраженных в папских энцыкликах Rerum Novarum и Mater et Magistra – основах Социальной доктрины Кафолической церкви, которые вошли в основу Ватикана II.
    Возможно, что единственной объединяющей нитью тут служит обший всем троим гностицизм. Но, в таком случае, это обширное поле для развития ереси в христианском мышлении за последние три столетия! А, по мне, все эти потоки старались слиться на псевдо-Соборе 2016 г.
    К сожалению, я слишком стар для глубокого изучения этой темы, хотя тут есть в чем разобраться. А вы уже делаете в этом смысле прекрасную работу: мне доставляет большое удовольствие копаться в Двух Градах!

    1. Питирим Сорокин – проницательный исследователь. Особенно хороша его книга “Социология революции”. Но он именно социолог, то есть не философ и не исследует природу человека как таковую. Лавджой, а также Фогелен и Лео Штраусс – это философы, и их подход выглядит более точным и правильным.
      Мысль гностическая – штампованная, стереотипная. Поэтому, например, идея справедливости – очевидно марксистская – может так широко использоваться в современном модернизме, католическом и православном. Они как бы купили эту идею в магазине, а не сами ее помыслили.
      В Христианстве есть идея справедливости, но она правовая, а не эгалитаристская: “Каждому свое”, а не “Каждому поровну”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.