Search

Двоесловие / Двусмыслица: утверждение догмата

Доказывать, что это кощунство – несколько неадекватно.

Протоиерей Владимир Переслегин

Христианство двусмысленно par definition,- написал в своем дневнике протопресвитер Александр Шмеман в 1982 году. Прошло всего 28 лет, и то, что писалось православным священнослужителем в дневнике по-французски, провозглашено православными священнослужителями публично, по-русски и от лица Церкви. “Христианство двусмысленно по определению”.

В церковном притворе православного храма проведена концептуальная акция: выставка “Двоесловие/Диалог”, высказывание которой совпадает со шмемановским. Христианство – говорят ее устроители – двусмысленно. Вы видите в нем одно, а мы – другое. И это – нормально, правильно, совпадает с определением христианской веры. Так и должно быть. Двусмысленность соприродна христианству, – писал о. Александр Шмеман. Теперь это – “догмат” модернизма. За неполных три десятилетия ошибочная дефиниция Православной Христианской веры прошла путь от эпатажа и диссидентства к семинарской рутине. Вспоминаются точные слова о. Михаила Помазанского: Новое богословие само становится в полном смысле слова “школьным”, так как в своих основах питается из источников метафизики и собственного творческого воображения. Желая быть откровением новой эпохи, оно на деле являет собой схоластику двадцатого века.

Православное Богословие всегда учило и учит об одном и только одном смысле Христианства, совпадающем со смыслом человеческой жизни. Этот смысл – Живот вечный, и смысл человеку жить дает лишь Ходатай Вечного Живота. Аз есмь путь и истина и жизнь.

Это Богословие – Школьное и догматическое. Церковь есть его Школа, училище благочестия.

Смысл же высказывания выставки, проведенной в притворе Татьянинского храма при Московском Университете, сводится к иному: Вы понимаете так, а мы – иначе.

Вы видите здесь кощунственные инсталляции, тогда как это – творческий путь к Богу.

На сайте “Православие.ру” и “Татьянин День” были размещены адекватные отчеты об этом мероприятии. Адекватные настолько, чтобы сделать заключение о ее характере. Протоиерей и архимандрит, выступающие на ее презентации, стоят под экспонатом с надписью славянской вязью: “Спасайся кто может”. Выставлены экспонаты группы “Синий Суп”.

Этого – достаточно для непредвзятого суждения.

Выставка "Двоесловие/Диалог". О. Максим Козлов и о. Тихон (Шевкунов) под лозунгом "Спасайся, кто может". Июнь 2010 г.
Выставка “Двоесловие/Диалог”. О. Максим Козлов и о. Тихон (Шевкунов) под лозунгом “Спасайся, кто может”. Июнь 2010 г.

В самом деле.

“Спасайся, кто может” в притворе храма – это издевательство.

Устроители убеждены и пытаются убедить всех, что – нет, никакого издевательства, призыв к диалогу, проговаривание слов и смыслов.

Однако фраза, высказывание – не отдельное слово, но – мысль. Его смысл не изменишь. Чтобы его изменить, надо полностью менять контекст. А именно: весь текст. То есть: менять Веру.

Это очень просто: Господь хочет всем спастись. И является Спасителем всех человеков (1 Тим. 4:10). А от имени устроителей слышно: спасайся, кто может. Это принципиально другая вера. Тогда это – не кощунство. Это не кощунство, если это не Христианская вера, не ее представители, не ее храм.

Церковь не может говорить миру: спасайся, кто может, так как всегда и везде говорит: спасайтесь. Нет тех, кто “может” и “не может”, ибо это значило бы эзотеричность Христианства. Могут все. За это Христос пострадал. Не все хотят. И не все спасутся. Но спасение обращено ко всем, а не к тем, кто “может”. Когда апостолы спросили Спаса “кто может спастись?”, Он ответил: Человеком это невозможно, но не Богу, все возможно Богу (Мф. 19:26). Для Церкви нет тех, кто “не может”. Кто не хочет, кто окаменил сердце свое – другое дело. Спасайтесь от рода сего развращенного (Деян. 2:40) – не есть проповедь “спасайся, кто может”, а: “спасайся, кто хочет спастись”, ибо спасает Бог, который может спасти всех! А проповедь “спасайся, кто может” есть именно проповедь самостоятельного спасения человека своими усилиями. Проповедь отсутствия спасения для тех, кто “не может”, у кого нет сил. Проповедь спасения крыс с тонущего корабля.

В этом контексте: призыв к спасению крыс с тонущего корабля – это не кощунство. Для крыс оно – хорошо, адекватно. В контексте же Христианской Веры – это кощунство, а не проповедь людям Истины и Вечной Жизни.

Итак, смысл высказывания не изменишь, он независим от контекста. В любом контексте он означает: “у кого есть силы, беги!” Но одно и то же по смыслу высказывание, полностью сохраняя свой смысл, меняет знак. Делается из хорошего – плохим. Чтобы изменить знак с плюса на минус, мало “вырвать из контекста”, надо пересадить высказывание на текст принципиально иного смысла, иного духа. То есть надо менять саму веру.

Но нам опять и опять говорят: вы не понимаете смысла, вы вырываете из контекста. “Это шаг к Церкви, поиск истины этих заблудших душ”. Нет. Группа “Синий Суп” – даже если выставит самые безобидные пейзажи с подписью “группа Синий Суп” – явление знаковое. Это знак кощунства, так как подпись: “группа Синий Суп” – есть уже текст, достаточный для адекватного понимания. Если бы они покаялись, то навсегда расстались бы с этим названием, которое исторически идентифицируется с кощунством, проведенном ими в Сахаровском центре. Это все равно, что выставить в храме пейзажи или натюрморты Геббельса. Сами подумайте: “Синий Суп”. Пусть Алексей Добров и Даниил Лебедев вырвут себя самих из похабного контекста своего самоназвания – и тогда сравнивайте их с Пушкиным, выкупавшим и сжигавшим списки “Гаврилиады”!

Поэтому доказывать, что это кощунство – несколько неадекватно.

Христиане видят его в силу своей Веры.

А где происходит раздвоение, там вторгается двусмыслица, то есть бессмыслица, которая, по о. А. Шмеману, якобы, является содержанием Христианства. Вы видите так, а я – иначе. Но в Христианстве это невозможно. Подчеркнем это. Ибо “другой контекст”, в котором нас призывают “увидеть” это кощунство – есть иная вера. Да, если “Бог у меня в душе”, как говорит современный обыватель, представитель масскульта или андеграунда (они слились!), тогда это – не кощунство. А если Бог независим от нас, если Он в действительности на Небе, вознесся туда и придет оттуда – тогда это вызов Ему.

Для христиан кощунство объективно, так как для христиан объективен Бог. Но сама объективность Бога – предмет веры Христиан!

Если же предметом веры является бог субъективный – то это иная вера. И в ее контексте и работы “группы Синий Суп” и надпись “спасайся, кто может” в преддверии Святого храма кощунством не являются, так как нет издевательства над предметом этой веры, совпадающим с субъектом, автором высказывания. Ясно, что кощунством для этой “веры” является лишь издевательство “художника” над своим “я”, то есть отказ самому себе в любой степени самовыражения.

Передовая мысль все активней ищет возможные пути возрождения, возвращения к живому источнику культуры – идеалистической философии, вере и “новой” религиозности,- заявляют устроители церковно-“художественной” выставки в размещенной на стенде аннотации. Человеку дана созидательная возможность превращать художественное действие в молитву.

Это откровенное признание “передовой мысли” в поиске имманентной своему падшему “я” “молитвы” и “религиозности” и есть, по сути, презентация новой веры, ни в чем не совпадающей с Христианством. Размещенное в преддверии храма как “синтез” святости и кощунства, оно свидетельствует о проникновении гностицизма внутрь Церкви.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

5 Responses

  1. О.Владимир – один из немногих поднявших свой голос в защиту поругаемых святынь.
    “Христианство двусмысленно, вы видите то, а мы это”? Но, по крайней мере, эти посторонние храму вещи мы все видели в храме? Все. И никто этот мусор не вынес, никто в храме не убрался. Чего уж теперь обсуждать.

  2. Сегодня, 22 июня 2010 года, я прочел на одном известном сайте материал под названием “Последний аккорд”. Там было написано вот что: “От лица наших читателей хотелось бы поблагодарить всех, кто в статьях и откликах принял участие в полемике и выступил с искренних и принципиальных, пусть и диаметрально противоположных позиций, но в христианском духе любви к ближнему, стремлении к правде Божией и к пользе Церкви”.
    То есть, выступления священнослужителей, выступления христиан против кощунства, дополненные выступлениями в поддержку кощунства образуют гармонический лад, симфонию. И вот ее последний аккорд.
    Оказывается, диаметрально противоположные позиции и диаметрально противоположные принципы составляют одну и ту же веру, ведут к одной и тойже Правде Божией, к одной и той же пользе Церкви Божией.
    Веруют ли авторы сами в то, что написали?
    Если да, то это – не Христианская Вера.
    Ибо Христос не разделился, чтобы к Нему вели принципиально противоположные позиции в отношении Него Самого. Кто исповедует Его Господом, тот не может иронизировать над Ним, воздвигая в церковном пространстве надпись вязью: “Спасайся, кто может”.
    Это грех, отец Максим.

  3. Вот интересно… Прот.М.Козлов у нас в 90-х (в Свято-Тихоновском) преподавал догматическое богословие. Ещё иереем был. Он не сумасшедший. Значит ЭТО не просто так. М.б. “это” пробный шар на реакцию: пройдёт-не пройдёт. Скажем: пока не прошло. Значит ещё не сменилась генерация на интернетных христиан, которые тут же в ЖЖ выплёскивают полумысли, которые в сей миг залетели в голову. Таким данное “искусство” будет близко, и такие акции. Но пока не прошло…

  4. А что такое вообще двоесловие? Слышал где-то этот термин применяется у святых отцов…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.