Открытое письмо игумену Сергию (Рыбко), настоятелю Храма Святого Духа Сошествия, что на б.Лазаревском кладбище, г. Москва по поводу его обращения о Борисе Гребенщикове
А.Л. Дворкин
23.02.2011
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Сергий!
С удивлением прочитал Ваше обращение к руководителю и сотрудникам Миссионерского отдела Тульской епархии по поводу рок-музыканта Бориса Гребенщикова и посчитал необходимым ответить Вам.
Во-первых, хочу поблагодарить Вас, что Вы поддержали весьма важную дискуссию о нынешнем статусе этого человека. Она важна, т. к. Борис Гребенщиков является кумиром, образцом и примером для подражания для многих наших соотечественников и любой его поступок или высказанное им мнение реверберируется сотнями тысяч колебаний в душах этих людей.
Поэтому мне кажется, что устроенное Миссионерским отделом обсуждение творчества и воззрений Бориса Гребенщикова было весьма актуальным и своевременным.
Вы жестко упрекаете Ваших тульских собратьев, в том, что они констатировали факт неправославия Гребенщикова, когда некоторые его ранние произведения «более даже православные, чем некоторые произведения А. С. Пушкина» (надеюсь, все же, что только некоторые, а не вообще все, А. Л. Д.). Вы пишете, что благодаря этим произведениям тысячи молодых людей пришли к вере и Церкви, и Вы знаете некоторых из этих тысяч.
Позвольте, Ваше Высокопреподобие, рассказать Вам о других: о десятках, если не сотнях тысяч нынешних поклонниках Бориса Гребенщикова, которые благодаря его творчеству и воззрениям отпали от Церкви (или так и не пришли в нее), увлекшись пропагандируемым им буддизмом или вовсе тоталитарными сектами. Я лично знаю десятки таких людей (а опосредованно – сотни). Их родители звонят нам в Центр св. Иринея Лионского и с плачем рассказывают о попадании сына или дочери в секту, адептом которой называл себя их кумир БГ и которой они, благодаря этому, заинтересовались.
Вы пишете:
Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял о этом публично, отвечая на вопросы журналистов.
Но также Гребенщиков публично, отвечая на вопросы журналистов, называл себя буддистом. Может ли «с точки зрения строгости канонов» человек быть православным и буддистом одновременно? Гребенщиков неоднократно заявлял, что считает Богом лидера индийской тоталитарной секты Саи Бабу (кроме всего прочего, неоднократно обвинявшегося в заказных убийствах и педофилии). Может ли «с точки зрения строгости канонов» православный человек иметь другого Бога, кроме Пресвятой Троицы? Гребенщиков называл себя учеником и последователем лидера другой тоталитарной секты Шри Чинмоя, хвастался тем, что получил от него религиозную инициацию и новое сакральное имя Пурушоттама (что означает «выходящий за пределы ограничений»). Может ли «с точки зрения строгости канонов» православный человек иметь своим Учителем кого-л., кроме Господа Иисуса Христа, принимать от него посвящение и, отрекаясь от своего святого, принимать другое имя?
Да, Вы правы, «БГ крещен в православную веру». Значит, «с точки зрения строгости канонов», он отпал от нее, о чем как мы видели, неоднократно заявлял публично, и может вернуться в Церковь лишь после публичного же покаяния в своих заблуждениях и через чин воссоединения с Ней.
И тем более вызывают обеспокоенность Ваши следующие слова:
В-третьих, Борис имеет духовного наставника, канонического священника Русской Православной Церкви, которого я знаю лично, и у которого он исповедуется и причащается.
Значит ли это, что в нашей Церкви существуют двойные стандарты? Представим себе обычного человека, который придет на исповедь с подобным набором верований в одной отдельно взятой голове. Допустит ли его священник до Причастия? Думаю, однозначно нет. Но если этот человек сам «великий Гребенщиков», получается, что обычные каноны Церкви к нему неприменимы? Вот уж воистину человек «выходящий за пределы ограничений»! Но, увы, наша Церковь не знает таких различий. Перед Господом все равны: богатый жертвователь и неимущая вдовица, неграмотный крестьянин и великий писатель Лев Толстой, глухонемой попрошайка из электрички и известный музыкант. Прелюбодеяние – для всех прелюбодеяние, отпадение – для всех отпадение, предательство – для всех предательство. Разница только в том, что тем выше и влиятельнее человек, тем большую ответственность он несет, ибо своим положением соблазняет многих. Почему Церковь публично объявила об отпадении Л.Н. Толстого, а не каких-н. рядовых толстовцев? Потому что именно Л. Н. Толстой в силу своего положения и авторитета в тогдашнем обществе соблазнял очень многих и уводил из Церкви, от Христа, от спасения.
Вы критикуете тульских миссионеров за то, что они назвали воззрения Гребенщикова «экуменизмом». Я тоже думаю, что тут они ошиблись, но совсем по иным причинам чем Вы. Конечно, Гребенщиков – не экуменист, ведь экуменизм стремится к объединению ХРИСТИАНСКИХ конфессий. Воззрения Гребенщикова весьма далеки от экуменизма. Их правильнее охарактеризовать, как оккультно-синкретические, типичные для неоязыческого оккультного движения Нью-Эйдж, многие последователи которого провозглашают Гребенщикова своим пророком.
Вы пишете о неуместности критики БГ, поминая его былые заслуги. Но Церковь – это не музей восковых фигур Мадам Тюссо, куда попадаешь за заслуги и остаешься вечно молодым и недвижимым восковым изваянием. Люди живут и меняются, причем, увы, не всегда к лучшему. И великие подвижники с великими заслугами отпадали от Церкви и великих умов, приведших многих в Церковь, но затем уклонившихся в лжеучения, отлучали от нее. И чем больше былые заслуги Гребенщикова, тем опаснее его нынешнее состояние, как для него, так и для других, помнящих о его ранних текстах и благодаря ним безоглядно верящим ему, ныне уже совсем другому.
Не понимая, чем Гребенщиков похож, как Вы считаете, на Есенина (разве что разгульным образом жизни, который и погубил крестьянского поэта), позволю себе провести другую историческую параллель. Когда наша Церковь опубликовала документ с горькой констатацией факта отпадения графа Льва Толстого от Церкви, многие реагировали буквально теми же словами, что и Вы:
Жестоко осуждая Льва Николаевича (в Вашем случае Бориса), вы также отталкиваете от православной церкви миллионы почитателей его творчества, большинство из которых являются думающими интеллигентными русскими людьми.
Я не сравниваю Гребенщикова с Толстым по масштабам дарования (в наш оскудевший талантами век ставятся совсем иные мерки), но по степени влияния на умы при вездесущности современных СМИ, первый значительно превосходит последнего, и, значит, пропагандируемые им взгляды делаются гораздо опаснее.
Вы, заклеймив миссионерскую акцию Ваших тульских собратьев ярлыком «инквизиторский суд», призываете их оставить Гребенщикова в покое, дать ему самому определиться, подчеркивая, что «он же еще не умер, это же живой человек» и может де еще отказаться от своих заблуждений. Но как же ему от них отказаться, когда десятки, если не сотни православных ласкателей в сане и без сана уверяют его, что он православный человек (ну, может, разве что слегка заблуждающийся), что его взгляды и его жизнь вполне (или почти вполне) совместимы с Православием, перед которым он имеет особые заслуги, так как привел в него тысячи людей? Думаю, такой подход опасен не только для тех, кого Гребенщиков соблазняет своими жизнью и высказываниями, но и в первую очередь для самого музыканта, который, не видя необходимости меняться, рискует остаться на всю вечность со своими Саи Бабой и Шри Чинмоем.
А вот предупредить – четко и ясно, без экивоков, умолчаний и иносказаний – Бориса Гребенщикова о несовместимости его позиции и его жизни с Православием, с Церковью, со Христом – нравственный долг любого пастыря и христианина. Что и сделали – наконец-то – тульские миссионеры, проявив мужество и не побоявшись нападок и злословия, которые не замедлили на них обрушиться, в том числе и от Вас, досточтимый отче.
В связи с этим последний вопрос: отец Сергий, а Вы проверяете контекст, в котором появляются Ваши высказывания? Например, на сайте, где было размещено Ваше мнение, оно предварялось словами:
Данная позиция околоцерковных деятелей вызвала волну возмущения в среде священников и православных активистов.
Отец Сергий, Вы действительно считаете Ваших собратьев, сотрудников Миссионерского отдела Тульской епархии, ведущих чрезвычайно важную и очень плодотворную работу, благодаря которой очень многие люди отвращаются от сект и приходят в Церковь, выдерживающих постоянные нападки и угрозы антицерковных и антиобщественных групп и организаций – Вы действительно считаете их «околоцерковными деятелями»? В отличие от «члена Церкви, православного христианина» Бориса Гребенщикова?
Остающийся в недоумении, Ваш искренний почитатель,
А. Л. Дворкин, Профессор, Зав. кафедрой сектоведения ПСТГУ
14 Responses
По прочтеніи письма профессора А.Л. Дворкина игумену Сергію (Рыбко) пришлось ознакомиться и съ самимъ обращеніемъ отца Сергія и съ комментаріемъ къ сему обращенію Ю. Агещева.
Не подлежитъ сомнѣнію, что и о. Сергій, и г. Агещевъ являются членами Церкви. Темъ болѣе печально, что слова “Не судите никого прежде суда Божія!” изречены ими втунѣ. Ибо не о вѣчномъ блаженствѣ или о вѣчныхъ мукахъ живущаго нынѣ человѣка имѣли сужденіе сотрудники Миссіонерскаго отдѣла, а о дѣлахъ его, о плодахъ его творчества.
Еще печальнѣе то, что и о. Сергій, и г. Агещевъ въ одинъ голосъ утверждаютъ, что “все мы на пути, и лишь идем, ко Христу и к ПРАВОСЛАВИЮ, КАК К ЕДИНОЙ СПАСИТЕЛЬНОЙ ВЕРЕ! ” (конецъ цитаты). Будто не существуютъ или не имѣютъ подлинной силы церковныя Таинства, не обязательны заповѣди, а если такъ, то нѣтъ и грѣха.
Развѣ не изъ исторіи Церкви извѣстно, что представленіе о Церкви исключительно какъ о собраніи “чистыхъ” не только не побуждаетъ къ заботѣ о спасеніи, но, напротивъ, ведетъ къ самымъ мрачнымъ и трудноизлечимымъ паденіямъ?
Простите меня.
Простите меня.
ИМХО, основная мысль письма г-на Дворкина заключается в том, что т.н. “поклонникам” Б.Гребенщикова очень важна самоидентификация их “кумира”. Возможно так и есть. Но в этом случае как раз полезнее было бы признать Гребенщикова православным. Более того, как можно полнее осветить его православную жизнь, будь он на самом деле хоть каннибалом, ибо фанаты благополучно пропустят мимо внимания всю критику, но обязательно запомнят всё, что дорого певцу. В общем, непрофессионально действует главный РПЦ-шный борец с сектантством.
Отдельная тема – инициатива тульских миссионеров. Ребята совсем потеряли чувство реальности. Вместо “…идите, научите все народы…”(Мф.28:16) – ревность не по разуму.
Димитрий, Вы хотите шутить над серьезными вещами. Если такой человек, как Гребенщиков, становится фигурой на религиозном поле, то тогда следует признать, что тульские миссионеры попали в самую точку. Это не ревность не по разуму, а ответственное суждение христиан не только о Гребенщикове, но и о всем нашем обществе.
А я бы вообще хотел добавить, что если такой человек, как Гребенщиков, становится фигурой на религиозном поле, то тогда в самом деле история человечества подошла к концу.
Проректор по научной работе Белгородской православной духовной семинарии с миссионерской направленностью священник Андрей Хвыля-Олинтер: «экспертиза, сделанная Тульским городским миссионерским Центром, осуществлена в духе и вере Святоотеческого предания»
См: http://www.blagogon.ru/news/107/
Роман. Очень нравится Ваш сайт, считаю дело, которое Вы делаете, важным и нужным; знаю как минимум трех человек, активно пользующихся информацией, почерпнутой здесь. Так вот, Вы – гораздо более значимая фигура на “религиозном поле” нежели Б.Гребенщиков. Или Вы считаете программной миссионерской задачей как раз введение новых фигур на это самое “поле”? Фигур, которые на это “поле” вовсе не стремятся?
Не совсем понятно упоминание г-м Дворкиным “документа с горькой констатацией факта отпадения графа Льва Толстого от Церкви”, попытка “не сравнивая” уравнять верующего и верного музыканта Гребенщикова с отрекшимся от Христа и активно выступившим против Православной Российской Церкви писателем, его скорбный пассаж о “разгульной жизни” Есенина с Гребенщиковым… Это заказ? Очередное “мочить в сортире”? Давайте вытащим дворкинские скелеты… Хиппи, потенциальный сексот, диктор радио “Свобода”, засланный теперь уже в Россию т.н. агент влияния… Отчего бы профессору не заняться Осиповым и осиповцами? Или, раз уж он церковный историк, не исследовать вопрос каноничности Московской Патриархии? Каково? Приятно ли?
Не до шуток. В библиотеке Вашего сайта есть чУдная статья ст.Паисия Святогорца “Уважение к Преданию”: “…Некоторые из тех православных, кто, отличаясь легкомыслием, хотят «протолкнуть Православие», «развернуть миссионерскую деятельность», устраивают совместные конференции с инославными — чтобы при этом было побольше шума, и думают, что таким образом — смешиваясь со злославными во единый винегрет — они «проталкивают Православие»! … Если бы мы жили по-отечески, то у всех нас было бы крепкое духовное здравие. И все инославные, завидуя этому здравию, оставляли бы свои нездравые заблуждения и спасались без проповеди. Сейчас наше святое отеческое Предание их не трогает, потому что они хотят видеть в нас преемников Святых отцов, видеть наше действительное родство с нашими Святыми. В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обеспокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия в сей жизни, а в жизни вечной — еще больших, вечных Божиих благословений.”
Не шуметь, не лупить друг-дружку бревнами, не вмешиваться в тайну отношений пастыря и пасомого, не осуждать, но всеивать! Спаси Господи.
Честно говоря даже не понятно из-за чего стоило о.Сергию поднимать свой голос. Ну неужели этот старпень БГ какой-то кумир молодёжи?.. Скорее о.Сергию он нравится. Мне всё время огорчительно это слышать про о.Сергия, живу в Отрадном, бываю в храме, который он строит. Когда о.Сергий говорит не от себя – с интересом слушаю. Но этот его “пунктик” с рокерами, с БГ, с Высоцким (как-то по “Радонежу” он договорился до чуть не святости ВВ!а человек-то и даже не крещён, говорят, был…) и т.п. мне не понятен. Затянувшееся тинейджерство что ли? И на Лазоревском кладбище такой у него хороший храм, столько святынь, мощей, такой замечательно богатый книжный магазин – надо чего редкое, можно туда ехать. И вот этот его пунктик как-то меня напрягает, подрывает всё же доверие.
Не понимаю, зачем это о.Сергию? Моё объяснение см. выше (о подростковости). Даже до конца и не понимаю, почему его так “ведёт” на ГБ? БГ человек коммерческий, что-то в нём чувствуется не настоящее, он не православного духа.
“что-то в нём чувствуется не настоящее, он не православного духа”
Ага, особенно когда говорит: “Православие мне близко, но я буддист” (Цитата не точная, но смысл передан).
Это уже, извините, не “чувствуется” – это уже плохо пахнет…
Заместителя руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии снимают с должности за защиту церковных канонов и обличение оккультных взглядов Бориса Гребенщикова
Меня, как организатора и модератора дискуссии о религиозно-философских взглядах Бориса Гребенщикова, ЗАВТРА вызывают на специальное заседание епархиального Совета Тульской епархии под руководством правящего архиерея.
Думаю, что, скорее всего, снимут с должности заместителя руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии. И вообще удалят из епархиальных структур. За то, что посмел назвать такую VIP-персону, как Борис Гребенщиков транслятором окукультно-синкретических идей. Заодно, наверное, вспомнят ряд постов в ЖЖ, где я критически оценивал прошедший Архиерейский Собор, а накануне его проведения категорически не соглашался с двумя документами, принятыми им. Один, нарушающий 6 и 81 апостольские правила, и разрешающий клирикам «хождение во власть» и второй («о богохульстве») , в котором было совершенно дискредитирующее Церковь выражение «защита деловой репутации Церкви в суде».
Слава Богу, благодаря моим предложениям, предложениям других людей, первый документ был смягчен (клирикам разрешено баллотирование только в законодательные органы власти), а из второго полностью удалена фраза про «деловую репутацию».
Но это ничего не меняет. Полагаю, что «спокойная и тихая жизнь» в нашей Церкви важнее поиска Истины. Так что, если не снимут завтра, так снимут 1 апреля. Даже не снимут, а просто не продлят годовой контракт.
Ну что ж, пострадать за Христа и за Истину, особенно в дни Великого Поста, не самое плохой исход.
Молитесь за меня завтра,друзья, после 15.00.
http://ots-v-v.livejournal.com/97398.html
Роман! я г-на Гребенщикова с юности (к.80-н.90) не нюхала.. Для меня вообще не понятно, ЧТО православный человек может наскрести в его “творчестве”. Потом: иногда видела на рекламных щитах в Москве его физиономию то с козлиной бородкой в косичку, то в какой-то непонятной “мистической” шапочке, то в каком-то балахоне, тоже, наверно, мистического “содержания”. А дяденьке-то 60 лет! Прямо хочется сказать: слушай, то, что клёво в 20, ну в 30 с натяжкой, как-то не катит в 60…
На о.Сергия – удивляюсь.
Вообще то к “заслугам перед отечеством” упоминаемого здесь лабуха, для ясности, следует присовокупить, что сия награда имеет некий универсальный характер и смысл ее раскрывается в том – кто какому отечеству служит.
Михаил, изгнали Вас фроллеры?
«После нашей неудачно сформулированной информации о прошедшей в тульском городском Миссионерском Центре дискуссии относительно религиозно-философских взглядов «властителя дум» современной молодежи и предыдущих поколений Б.Гребенщикова, после выступления в нашу поддержку проф.А.Л.Дворкина и ответственного сотрудника синодального Миссионерского отдела священника Андрея Хвыли-Олинтера, в отношении меня лично была развязана грязная кампания травли… В ход были пущены все средства: клевета, оскорбления, подлог, угрозы. К сожалению, люди, участвующие в ней по сей день так или иначе позиционируют себя как представители кругов, близких к о. Сергию (Рыбко) и К. Фролову. В связи с этим, считаю своим долгом заявить о своем выходе из т.н. Ассоциации православных экспертов и прошу меня больше членом этой организации не считать»
Расскажите уже,- про клевету, оскорбления, подлог, угрозы…
У Б.Г. есть талант и несколько хороших песен. Сайт его поклонников, кажется, не состовляет и 13000, когда как поклонников В. Цоя за 200000 чел. Заслуга его в том, что он пытается писать о духовном, но у него скорее какая-то духовная каша из своих собственных религиозных воззрений, где есть весьма неправославные мысли, а иногда вполне близкие христианству, песни: “Одинокий бурлак”, “Кострома”, “Не плачь Маша”, “Под небом голубым”. “Под мостом, как Чкалов”. Именовать его творчество – православным, нелепо, но и считать самым большим злом тоже… Метущаяся личность, отразившая эту свою метущность в своих песнях. Однако, если кто-то, защищая чистоту православия, пострадал, то очень, очень жаль..
“ПОД небом голубым” у вышеназванного исполнителя и “НАД небом голубым” в авторском тексте…