(1872 – 1920) – крупный деятель обновленческого движения в Русской Православной Церкви, инициатор кощунственных реформ в области богослужения.
Окончил Рижскую духовную семинарию (по другим сведениям, МДС). В 1898 г. окончил СПбДА. Кандидат богословия.
В 1898 г. – диакон в Санкт-Петербургской Иоанно-Предтеченской церкви при “Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви”. С 1899 г. – священник, законоучитель в Юрьевской мужской и женской гимназиях. В 1903 г. назначен священником и законоучителем в Императорское Воспитательное общество благородных девиц.
Участник Санкт-Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг.
В 1905 г. вместе с оо. Г. Петровым, П. Кремлевским, П. Раевским и др. участвовал в деятельности группы 32-х петербургских священников, обратившихся к митр. Антонию (Вадковскому) с записками о необходимости реформ в Русской Церкви. Позднее группа преобразовалась в “Союз Церковного Обновления”, на общем собрании которого 19 октября 1905 г. был одобрен “Проект церковных реформ”.
Летом 1906 г. о. И.Е. участвует в создании “Братства ревнителей церковного обновления”. В 1907 г. оно прекратило существование и о. И.Е. создает “Братство Святого Креста”
О. И.Е. выпустил ряд брошюр (“Пастырь церкви и политическая жизнь страны”, “Нельзя молчать и ожидать”, “Государственная Дума и пастыри церкви”, “Православие и жизнь в нем”), где призывает духовенство к либеральной политической деятельности, направленной против Церкви и Христианской государственности. В статье “Соборность Христовой церкви” (1908 г.) о. И.Е. пишет: В Церкви Христовой только настоящая свобода, настоящая автономия; ни один орган, ни одна часть не могут иметь управляющей, руководящей власти, а только исполнительную.
В духе оккультного коллективизма о. И.Е. пишет в те годы: Суть же самая – в слиянии своего “я” с другим “я”, со всем миром, проникновение своим духом плоти мира… Общение христианское есть слияние с другим, отождествление своего “я” с другим “я”. И “я” уже нет, “мое” прекратилось. Стало множественное “мы”.
Во время Первой мировой войны о.И.Е. знакомится с лидерами церковного обновленчества А. И. Введенским и А. И. Боярским и все оставшиеся годы жизни проводит в тесном сотрудничестве с ними. Вместе с ними в марте 1917 г. создает «Союз прогрессивного петроградского духовенства», преобразованный вскоре в «Союз демократического православного духовенства и мирян», участвует в митингах и конференциях, публикует статьи в церковно-общественном вестнике.
В 1917 г. вместе с Введенским и Боярским по предписанию обер-прокурора Синода В.Н.Львова посещает фронт, где произносит пропагандистские речи против “гнета самодержавия”.
Как большинство русских интеллигентов, – согласно воспоминаниям современника, – февральскую революцию о. Иоанн принял всерьез и очень ей обрадовался. А тут подоспели страстная неделя и Пасха. По традиции в страстную пятницу вынос плащаницы совершался всегда с большой торжественностью. В мирное время на вынос обязательно являлся командир полка и все офицеры в мундирах. Он же и выносил плащаницу из алтаря, вместе с тремя полковниками по старшинству. На Пасху 17-го года полк был на войне, но все церемонии производились по старому, только в сокращенном виде. Вместо командира полка плащаницу выносил полковник командир Запасного батальона, вместо полковников ассистировали ему капитаны, командиры рот, вместо всех офицеров явились больные и раненые, лечившиеся в Петербурге… И тут пришлось мне увидеть и услышать страшную сцену, которую я никогда не забуду…
Когда плащаницу вынесли и уложили, а певчие кончили петь, о. Иоанн Егоров поднялся на помост плащаницы и начал говорить проповедь. К сожалению начал он говорить не церковную проповедь мира и любви, а политическую речь, где были “гнет самодержавия” и “страдания народа” и “солнце свободы” и “упавшие цепи”, одним словом все, что тогда полагалось. Но полагалось в других местах, а не рядом с плащаницей. Помню, всем нам стало не по себе. Зачем он так говорит в церкви и в такую минуту? И вдруг слышим с середины церкви дикий, истерический женский вопль: “Врешь ты все, мерзавец!” А затем отчаянные рыдания. Какая-то просто одетая молодая женщина посреди церкви билась в истерике. Произошло замешательство. К женщине бросились, взяли ее под руки, принесли воды, посадили. Она еще что-то кричала… О. Иоанн побледнел, скомкал конец проповеди и второпях закончил всю службу. Потом мы узнали, что женщина эта была вдова городового, которого всего полтора месяца назад толпа схватила на его посту, убила и спустила в прорубь под лед. В этот день, с двумя малыми детьми, бедная женщина в первый раз пришла в церковь помолиться перед плащаницей.
О.И.Е. выступает с докладами на демократических митингах, участвует в издании антицерковных журналов “Голос Христа”, “Божья нива”, “Вестник труда”, в организации обновленческого издательства “Соборный разум”. В 1918-19 гг. – преподает на одногодичных пастырских курсах в Петрограде (среди преподавателей обновленцы В.Д. Красницкий и П.М. Кремлевский). Участвует в заседаниях Вольной Философской Ассоциации, в частности, с докладом: “На заре нового религиозного сознания и действа”.
Был настоятелем Введенского собора в Санкт-Петербурге. Из докладной записки старосты собора П. Благовещенского сщмч. Вениамину (Казанскому) следует, что богослужебные нововведения настоятеля, поддерживаемые вторым священником Бобовским привели к расколу среди верующих, и вскоре Егоров был снят с настоятельства. П. Благовещенский пишет:
Владыко, Вы сделаете доброе дело, если действительно исполните просьбу о.И. Егорова об освобождении его от обязанностей настоятеля и священника Введенского собора, ибо какое же может быть спокойствие и мир в нашей общине, когда часть прихожан, я не говорю уже о большинстве, скажем лучше, половине прихожан, питают недоверие к священнику-пастырю. Ведь на собрании было 465 человек и половина на половину – два враждующих между собой лагеря из-за своего священника, к тому же настоятеля.
Может ли при таких условиях происходить общение православных христиан друг с другом и с пастырем на приходской почве, для проявления плодотворной совместной деятельности в духе Христовом, в интересах Церкви.
Отец Евгений Адамович Бобовский, назначенный Вами священником к нашему собору, является подражателем в службах церковных о. Егорову, происходит продолжение нарушения обрядов Православной Церкви, обедня совершается при открытых Царских Вратах, чтение всех тайных молитв вслух – явно вновь нарастает ропот и недовольство. Дабы прекратить начинающиеся нововведения о. Евгения Бобовского и возможные осложнения, я почтительнейше ходатайствую перед Вами, Высокопреосвященнейший Владыко, о принятии решительных мер к прекращению этих новшеств в церковных обрядах нашей Православной Церкви, в нашей общине, так как эти нововведения не санкционированы еще Церковными соборами или же властью епископскою, а посему, как противоречащие законам духовным, не подлежат распространению.
В 1919 г. о. И.Е. организовал сектантского типа общину, состоявшую из его бывших учеников по гимназии, под названием “Религия в сочетании с жизнью”. По сообщению В. Марцинковского, придя к сщмч. Вениамину Петроградскому, о.И.Е. заявил ему, что впредь он объявляет свою общину автономной и просит Владыку не считать себя ответственным за его действия. Богослужения проходили под руководством о. И.Е. на русском языке в переводе, сделанном им же.
В. Марцинковский так описывает происходившее в общине:
В молитвах сохранены лишь те имена Божии, которые указуют на любовь Бога – такие, как Отец, Пречистый Спас. Во всем укладе общины подчеркивается соборная, братская любовь, ибо, по взглядам ее основателя, в последние времена должна открыться Иоаннова Церковь, Церковь любви… Часто совершается причащение, но при этом вместо вина употребляется вода.
Архим. Палладий (Шерстенников), впоследствии митрополит, в 1929 г. писал в противообновленческом руководстве: Один из главных обновленцев, священник Егоров, совсем отверг Церковь Христову и стал проповедовать какую-то “Церковь духа”, в своей моленной снял святые иконы и заменил портретами светских писателей, в том числе и Толстого, отверг православную литургию и сочинил свою, и до того заблудил, что народ с ужасом обходил его, и когда он умер, то сами обновленцы-попы не пошли хоронить его, а скрылись, чтобы народ не опознал подлинного сатанинского вида их самих.
После смерти о. И.Е. его ученики собственноручно произвели “хиротонию” над одним из своих членов. Известно, что самосвятская группировка “егоровцев” в 1928 г. вошла в подчинение обновленческого “синода” и просуществовала до 1933 г.
В секте о. Георгия Кочеткова и др. современных обновленческих сектах культивируется почитание о. И.Е.
Цитаты
Церковь – тело Христово, оживотворяемое Духом Святым; организация – человеческий порядок. Где Христос и Дух Святой, там нет организации, а непрерывное творчество форм.
Из программы СРЦО:
Союз признает, что Церкви принадлежит обетование обновить весь мир и что свободная наука, искусство и культура представляют не только могучее средство этого обновления, но и не преходящие элементы Царства Божия.
Веря, что Церковь, как учреждение вечное, Союз стремится к освобождению самой идеи Церкви от примешиваемых к ней идей государственных, а жизни Церковной от опеки и подчинения государству и другим человеческим союзам, как учреждениям временным.
Союз полагает, что догмат о единстве Церкви возлагает на него, как и на всех христиан, долг стремления к действительному объединению между собой членов Церкви, начиная от двух или трех, собирающихся во имя Христа, продолжая объединением между собою малых и великих общин, вплоть до установления полного и живого единства между всеми христианскими церквами.
Источники
Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года. М.: ПСТГУ, 2011
Докладная записка председателя приходского совета Введенского собора П.А.Благовещенского митрополиту Вениамину (Казанскому) о расколе среди верующих. Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917-1941. Сборник документов / Сост. Н.Ю. Черепенна, М.В. Шкаровский. СПб.: “Лики России”, 2000
Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996
Макаров Ю. Моя служба в Старой Гвардии. 1905–1917. Buenos Aires: “Dorrego”, 1951
Марцинковский, Владимир. Записки верующего. Из истории религиозного движения в Советской России (1917-1923). Прага, 1929
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. Тверь, 1999
о. Георгий Ореханов. Церковный Собор и церковно-реформаторское движение // Журнал Московской Патриархии. № 12. 2000
Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг). М.: Духовная библиотека, 2002
“Обновленческий” раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики / сост. И.В. Соловьев. М., 2002
о. Владимир Сорокин. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: Издательство Князь-Владимирский собор, 2005
Один ответ
Благодарю Вас за прекрасный материал, прямо пророчески опубликованный в день страдания Священномученика Вениамина Петроградского. От ошибок и слабостей не застрахован никто, но Милостивый Господь дает каждому вразумление и возможность исповедания Истины. Вот такую возможность и получило Петроградское духовенство в 1920-е годы. И, слава Богу, большинство пошло за Митрополитами Вениамином Казанским и Иосифом Петровых, священниками Философом Орнатским и Феодором Андреевым в их мужественном стоянии за веру Христову и Святыню Божию. Немногие пошли “в ногу со временем” и Интернационалом, совершив иудин грех вместе с введенскими и егоровыми. Большинство духовенства, правильно воспитанное твердым школьным богословием Синодального периода, твердой поступью взошло на Голгофу. Святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим.