Search

о. Егоров Иоанн Федорович

(1872 – 1920) – крупный деятель обновленческого движения в Русской Православной Церкви, инициатор кощунственных реформ в области богослужения.

(1872 – 1920) – крупный деятель обновленческого движения в Русской Православной Церкви, инициатор кощунственных реформ в области богослужения.

Окончил Рижскую духовную семинарию (по другим сведениям, МДС). В 1898 г. окончил СПбДА. Кандидат богословия.

В 1898 г. – диакон в Санкт-Петербургской Иоанно-Предтеченской церкви при “Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви”. С 1899 г. – священник, законоучитель в Юрьевской мужской и женской гимназиях. В 1903 г. назначен священником и законоучителем в Императорское Воспитательное общество благородных девиц.

Участник Санкт-Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг.

В 1905 г. вместе с оо. Г. Петровым, П. Кремлевским, П. Раевским и др. участвовал в деятельности группы 32-х петербургских священников, обратившихся к митр. Антонию (Вадковскому) с записками о необходимости реформ в Русской Церкви. Позднее группа преобразовалась в “Союз Церковного Обновления”, на общем собрании которого 19 октября 1905 г. был одобрен “Проект церковных реформ”.

Летом 1906 г. о. И.Е. участвует в создании “Братства ревнителей церковного обновления”. В 1907 г. оно прекратило существование и о. И.Е. создает “Братство Святого Креста”

О. И.Е. выпустил ряд брошюр (“Пастырь церкви и политическая жизнь страны”, “Нельзя молчать и ожидать”, “Государственная Дума и пастыри церкви”, “Православие и жизнь в нем”), где призывает духовенство к либеральной политической деятельности, направленной против Церкви и Христианской государственности. В статье “Соборность Христовой церкви” (1908 г.) о. И.Е. пишет: В Церкви Христовой только настоящая свобода, настоящая автономия; ни один орган, ни одна часть не могут иметь управляющей, руководящей власти, а только исполнительную.

В духе оккультного коллективизма о. И.Е. пишет в те годы: Суть же самая – в слиянии своего “я” с другим “я”, со всем миром, проникновение своим духом плоти мира… Общение христианское есть слияние с другим, отождествление своего “я” с другим “я”. И “я” уже нет, “мое” прекратилось. Стало множественное “мы”.

Во время Первой мировой войны о.И.Е. знакомится с лидерами церковного обновленчества А. И. Введенским и А. И. Боярским и все оставшиеся годы жизни проводит в тесном сотрудничестве с ними. Вместе с ними в марте 1917 г. создает «Союз прогрессивного петроградского духовенства», преобразованный вскоре в «Союз демократического православного духовенства и мирян», участвует в митингах и конференциях, публикует статьи в церковно-общественном вестнике.

В 1917 г. вместе с Введенским и Боярским по предписанию обер-прокурора Синода В.Н.Львова посещает фронт, где произносит пропагандистские речи против “гнета самодержавия”.

Как большинство русских интеллигентов, – согласно воспоминаниям современника, – февральскую революцию о. Иоанн принял всерьез и очень ей обрадовался. А тут подоспели страстная неделя и Пасха. По традиции в страстную пятницу вынос плащаницы совершался всегда с большой торжественностью. В мирное время на вынос обязательно являлся командир полка и все офицеры в мундирах. Он же и выносил плащаницу из алтаря, вместе с тремя полковниками по старшинству. На Пасху 17-го года полк был на войне, но все церемонии производились по старому, только в сокращенном виде. Вместо командира полка плащаницу выносил полковник командир Запасного батальона, вместо полковников ассистировали ему капитаны, командиры рот, вместо всех офицеров явились больные и раненые, лечившиеся в Петербурге… И тут пришлось мне увидеть и услышать страшную сцену, которую я никогда не забуду…

Когда плащаницу вынесли и уложили, а певчие кончили петь, о. Иоанн Егоров поднялся на помост плащаницы и начал говорить проповедь. К сожалению начал он говорить не церковную проповедь мира и любви, а политическую речь, где были “гнет самодержавия” и “страдания народа” и “солнце свободы” и “упавшие цепи”, одним словом все, что тогда полагалось. Но полагалось в других местах, а не рядом с плащаницей. Помню, всем нам стало не по себе. Зачем он так говорит в церкви и в такую минуту? И вдруг слышим с середины церкви дикий, истерический женский вопль: “Врешь ты все, мерзавец!” А затем отчаянные рыдания. Какая-то просто одетая молодая женщина посреди церкви билась в истерике. Произошло замешательство. К женщине бросились, взяли ее под руки, принесли воды, посадили. Она еще что-то кричала… О. Иоанн побледнел, скомкал конец проповеди и второпях закончил всю службу. Потом мы узнали, что женщина эта была вдова городового, которого всего полтора месяца назад толпа схватила на его посту, убила и спустила в прорубь под лед. В этот день, с двумя малыми детьми, бедная женщина в первый раз пришла в церковь помолиться перед плащаницей.

О.И.Е. выступает с докладами на демократических митингах, участвует в издании антицерковных журналов “Голос Христа”, “Божья нива”, “Вестник труда”, в организации обновленческого издательства “Соборный разум”. В 1918-19 гг. – преподает на одногодичных пастырских курсах в Петрограде (среди преподавателей обновленцы В.Д. Красницкий и П.М. Кремлевский). Участвует в заседаниях Вольной Философской Ассоциации, в частности, с докладом: “На заре нового религиозного сознания и действа”.

Был настоятелем Введенского собора в Санкт-Петербурге. Из докладной записки старосты собора П. Благовещенского сщмч. Вениамину (Казанскому) следует, что богослужебные нововведения настоятеля, поддерживаемые вторым священником Бобовским привели к расколу среди верующих, и вскоре Егоров был снят с настоятельства. П. Благовещенский пишет:

Владыко, Вы сделаете доброе дело, если действительно исполните просьбу о.И. Егорова об освобождении его от обязанностей настоятеля и священника Введенского собора, ибо какое же может быть спокойствие и мир в нашей общине, когда часть прихожан, я не говорю уже о большинстве, скажем лучше, половине прихожан, питают недоверие к священнику-пастырю. Ведь на собрании было 465 человек и половина на половину – два враждующих между собой лагеря из-за своего священника, к тому же настоятеля.

Может ли при таких условиях происходить общение православных христиан друг с другом и с пастырем на приходской почве, для проявления плодотворной совместной деятельности в духе Христовом, в интересах Церкви.

Отец Евгений Адамович Бобовский, назначенный Вами священником к нашему собору, является подражателем в службах церковных о. Егорову, происходит продолжение нарушения обрядов Православной Церкви, обедня совершается при открытых Царских Вратах, чтение всех тайных молитв вслух – явно вновь нарастает ропот и недовольство. Дабы прекратить начинающиеся нововведения о. Евгения Бобовского и возможные осложнения, я почтительнейше ходатайствую перед Вами, Высокопреосвященнейший Владыко, о принятии решительных мер к прекращению этих новшеств в церковных обрядах нашей Православной Церкви, в нашей общине, так как эти нововведения не санкционированы еще Церковными соборами или же властью епископскою, а посему, как противоречащие законам духовным, не подлежат распространению.

В 1919 г. о. И.Е. организовал сектантского типа общину, состоявшую из его бывших учеников по гимназии, под названием “Религия в сочетании с жизнью”. По сообщению В. Марцинковского, придя к сщмч. Вениамину Петроградскому, о.И.Е. заявил ему, что впредь он объявляет свою общину автономной и просит Владыку не считать себя ответственным за его действия. Богослужения проходили под руководством о. И.Е. на русском языке в переводе, сделанном им же.

В. Марцинковский так описывает происходившее в общине:

В молитвах сохранены лишь те имена Божии, которые указуют на любовь Бога – такие, как Отец, Пречистый Спас. Во всем укладе общины подчеркивается соборная, братская любовь, ибо, по взглядам ее основателя, в последние времена должна открыться Иоаннова Церковь, Церковь любви… Часто совершается причащение, но при этом вместо вина употребляется вода.

Архим. Палладий (Шерстенников), впоследствии митрополит, в 1929 г. писал в противообновленческом руководстве: Один из главных обновленцев, священник Егоров, совсем отверг Церковь Христову и стал проповедовать какую-то “Церковь духа”, в своей моленной снял святые иконы и заменил портретами светских писателей, в том числе и Толстого, отверг православную литургию и сочинил свою, и до того заблудил, что народ с ужасом обходил его, и когда он умер, то сами обновленцы-попы не пошли хоронить его, а скрылись, чтобы народ не опознал подлинного сатанинского вида их самих.

После смерти о. И.Е. его ученики собственноручно произвели “хиротонию” над одним из своих членов. Известно, что самосвятская группировка “егоровцев” в 1928 г. вошла в подчинение обновленческого “синода” и просуществовала до 1933 г.

В секте о. Георгия Кочеткова и др. современных обновленческих сектах культивируется почитание о. И.Е.

Цитаты

Церковь – тело Христово, оживотворяемое Духом Святым; организация – человеческий порядок. Где Христос и Дух Святой, там нет организации, а непрерывное творчество форм.

Из программы СРЦО:

Союз признает, что Церкви принадлежит обетование обновить весь мир и что свободная наука, искусство и культура представляют не только могучее средство этого обновления, но и не преходящие элементы Царства Божия.

Веря, что Церковь, как учреждение вечное, Союз стремится к освобождению самой идеи Церкви от примешиваемых к ней идей государственных, а жизни Церковной от опеки и подчинения государству и другим человеческим союзам, как учреждениям временным.

Союз полагает, что догмат о единстве Церкви возлагает на него, как и на всех христиан, долг стремления к действительному объединению между собой членов Церкви, начиная от двух или трех, собирающихся во имя Христа, продолжая объединением между собою малых и великих общин, вплоть до установления полного и живого единства между всеми христианскими церквами.

Источники

Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года. М.: ПСТГУ, 2011

Докладная записка председателя приходского совета Введенского собора П.А.Благовещенского митрополиту Вениамину (Казанскому) о расколе среди верующих. Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917-1941. Сборник документов / Сост. Н.Ю. Черепенна, М.В. Шкаровский. СПб.: “Лики России”, 2000

Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996

Макаров Ю. Моя служба в Старой Гвардии. 1905–1917. Buenos Aires: “Dorrego”, 1951

Марцинковский, Владимир. Записки верующего. Из истории религиозного движения в Советской России (1917-1923). Прага, 1929

Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. Тверь, 1999

о. Георгий Ореханов. Церковный Собор и церковно-реформаторское движение // Журнал Московской Патриархии. № 12. 2000

Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг). М.: Духовная библиотека, 2002

“Обновленческий” раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики / сост. И.В. Соловьев. М., 2002

о. Владимир Сорокин. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб.: Издательство Князь-Владимирский собор, 2005

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Представитель Благовещенской епархии на лженаучном диспуте

Согласно сообщению официального сайта Благовещенской епархии, 21 ноября руководитель епархиального отдела по связи с общественностью диакон Святослав Шевченко принял участие в студенческом диспуте, посвященном видам энергий, необходимых для человека. Мероприятие проходило в морфологическом корпусе Амурской государственной медицинской академии.

Патриарх Диодор. Послание Главам поместных Церквей

Наша Православная Церковь, будучи уверенной в правильности своего пути и своей спасительной апостольской миссии на земле, вовсе не нуждается в богословских собеседованиях с инославными, которые и сами могут изучить нашу Православную веру и, если пожелают, жить по ней.

По разделам

Один ответ

  1. Благодарю Вас за прекрасный материал, прямо пророчески опубликованный в день страдания Священномученика Вениамина Петроградского. От ошибок и слабостей не застрахован никто, но Милостивый Господь дает каждому вразумление и возможность исповедания Истины. Вот такую возможность и получило Петроградское духовенство в 1920-е годы. И, слава Богу, большинство пошло за Митрополитами Вениамином Казанским и Иосифом Петровых, священниками Философом Орнатским и Феодором Андреевым в их мужественном стоянии за веру Христову и Святыню Божию. Немногие пошли “в ногу со временем” и Интернационалом, совершив иудин грех вместе с введенскими и егоровыми. Большинство духовенства, правильно воспитанное твердым школьным богословием Синодального периода, твердой поступью взошло на Голгофу. Святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.