По случаю проходящей в эти дни Недели молитв “о единстве христиан” сотрудник папского Совета по содействию единству христиан Милан Жуст опубликовал на страницах «Оссерваторе Романо» ежегодный обзор экуменических отношений за последние месяцы с православными Церквами славянских стран. В первую очередь он называет многочисленные встречи с иерархами Русской Православной Церкви: в марте прошлого года президент папского Совета Курт Кох посетил Россию, где был принят Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митр. Волоколамским Иларионом, председателем ОВЦС. В ходе бесед обе стороны единодушно отметили позитивное развитие православно-католических отношений, несмотря на существующие трудности.
Большое значение имели встречи с учащимися и преподавателями Московской Духовной Академии, Свято-Тихоновского Университета и Общецерковной аспирантуры. Согласно отчету Жуста, в православных собеседниках можно было заметить значительный прогресс в знаниях о католической церкви и искренний интерес к ее богословию и другим аспектам церковной жизни.
Затем Жуст перечисляет встречи в Риме: в сентябре прошлого года митр. Иларион и его сотрудники были приняты папой и иерархами Римской курии. Митр. Иларион стал частым гостем католической церкви – не только в Италии, но и в других странах. Жуст отмечает, что во время своих поездок митр. Иларион стремится к контактам с католиками и предлагает различные инициативы для сотрудничества.
Что касается Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, то следует упомянуть о встрече в Риме 24 мая по случаю празднования 1150-й годовщины обретения в Крыму мощей Св. Климента I святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Архиеп. Александр (Драбинко) встретился с папой, а в базилике Санта-Мария-Маджоре прошла православная литургия, на которой присутствовали многочисленные католики.
В ноябре кардинал Кох побывал также в Минске по приглашению митр. Филарета Белорусского.
В заключение Жуст упоминает и о важном событии в отношениях с Сербским Патриархатом. В сентябре папский Совет по содействию единству христиан присутствовал на епископской хиротонии Патриаршего викария Андрея Илерджи. По этому случаю состоялась также встреча с Патриархом Иринеем и другими представителями Сербской Православной Церкви.
2 Responses
Русь Святая, храни Веру Православную!
«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3,10-11).
«Епископ, пресвитер или диакон, помолившийся с еретиками, да будет отлучен! Если же позволит им совершать что-либо как служителям Церкви, да будет низвергнут!» (45-е Апостольское правило).
«Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин.1,10-11).
«Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8).
ДА БУДЕТ АНАФЕМА!
Чем так привлек экуменизм
Священников столичных?
Он дал красивую им жизнь
И благ прибавил личных.
При этом совесть их чиста –
Они миссионеры
И проповедуют Христа,
Основы нашей веры.
Но что-то слушать не хотят
Их в мире инославном,
И до сих пор еще обряд
У них не православный.
Здесь все как раз наоборот:
Тлетворное влиянье
Идет от них на наш народ,
На веропониманье.
Когда Церковный наш глава
К ним в гости приезжает,
То этим самым их дела
Он как благословляет.
Когда высокий иерарх
В совете нечестивых,
Тогда не так велик и страх
Людей благочестивых.
Кто соблазнит хоть одного,
Того ждут муки ада,
А здесь все смотрят на него
И думают: «Так надо».
Не знают, что запрещено
Ходить на их советы,
Не знают, что возвещено
Апостолами это.
Кто молится с еретиком,
Тех строго отлучали,
Еретиков к себе и в дом
Тогда не принимали.
А ныне даже в Божий храм
Спокойно приглашают,
В Святой Алтарь еретикам
Дверь сами открывают.
Волков пускают в овчий двор,
Как будто так и надо,
Забыв про пастырский надзор
И про Христово стадо.
Совсем уменьшилось оно
У нас в стране родимой,
Когда не видят люди зло,
Его не знают имя.
Когда добро и зло они
Уже не различают,
Слова Христовы о любви
Совсем не понимают.
Любовь не может быть слепой
И зло не покрывает,
Волка не назовет овцой,
Кто стадо расхищает.
Пора давно уж прекратить
С еретиками встречи,
Пора не слушать и забыть
Все льстивые их речи.
Пора кричать: «Держи вора!»
В церковной нашей жизни
И не искать во лжи добра,
Любви в экуменизме.
2004г.
«Церковь земная, по определению святых отцов, есть Церковь воинствующая, а поприще нашей земной жизни – место брани и подвига. Любовь не должна быть безрассудна. Она – любя – не растворяется с теми, кого покрывает. Не может любовь принудить человека объединиться с погибельным заблуждением. Истинная любовь беспрестанно сражается, защищая тех, кто доверился ей, от зла, часто скрывающего свое истинное обличие под маской ложного благообразия. Мнимо христианская «любовь» и ложно понимаемое «всепрощение» – мир со всеми подряд, без разбора, нужны лишь тем, кто сегодня с бешеной энергией и напористостью готовит всемирное «объединение» и «примирение» под cенью «нового мирового порядка» – политической ширмы, за которой скрывается дьявольский оскал жесточайшей антихристианской диктатуры» (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн).
«Настоящее христианство, исполненное живой веры, бесконечно далеко от смутных «гуманистических» верований околоцерковных интеллигентов, составляющих ныне главную опору экуменизма в России. Не может быть мира между истиной и ложью – именно это имел ввиду Господь, обязуя Своих учеников вести непрестанную брань с гибельными заблуждениями, сказав: «Не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф.10,34). Этот духовный меч святой Истины должен носить с собой каждый христианин и решительно пользоваться им, если он видит посягательство на родные святыни. В борьбе с неправдой имеем прямое повеление Господа: «Теперь…продай одежду свою и купи меч…» (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн).
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДОКЛАДА АРХИЕПИСКОПА СЕРАФИМА СОБОЛЕВА НА СОВЕЩАНИИ 1948 г. «НАДО ЛИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УЧАСТВОВАТЬ В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ?»
«Русскую Православную церковь приглашают участвовать в экуменической конференции, как одну из множества церковных организаций, каждой из коих прилагается понятие Церкви. Но мы, православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно-верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ — это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры. Очевидно, экуменисты, указывая на огромную численность так называемых христианских церквей, входящих в состав экуменического движения, представители коих примут участие на Амстердамской конференции, придают этому количеству положительное значение. Но оттого, что ложь будет проявляться не в малом, а в большом количестве ее видов, она не станет истиной; напротив она еще более будет ее искажать и отрицать.
Впрочем, суть дела заключается не в этом, а в том, что экуменисты и притом, к сожалению, даже из православной среды не имеют правильного понятия о Церкви. Они считают, что к Церкви принадлежат все крещеные во Христа, ставят в один ряд как православных, так и еретиков, признавая тех и других телом Христовым. (…)
Таким образом, православные экуменисты во главу угла ставят единство церкви или единую церковь. Но в понятие «единая» они вкладывают свой неправильный, извращенный смысл, ибо под этой единой церковью они разумеют не только всех православных, но и всех инославных христиан, т. е. еретиков.
Эта экуменическая точка зрения совершенно расходится с православным взглядом, который под единой церковью всегда разумеет одних только истинно-верующих православных людей. Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную экуменическую точку зрения считать православною, когда Вселенские соборы всегда предавали еретиков анафеме, т. е. отлучению от Церкви? Очевидно, экуменисты в своем учении о Церкви не признают над собою авторитета Вселенских соборов. Но это равносильно отрицанию авторитета всей Православной Церкви и признанию, в данном случае, единственным критерием истины своего собственного разума при отрицании православной веры в Церковь. (…)
Православные экуменисты не только не слушают Православную Церковь, но даже открыто обвиняют ее в грехе разделения. Правда, этот грех они приписывают не только Православной Церкви, но и всем инославным церквам.
Но не Православная Церковь, а еретики создавали ереси. Православная же Церковь до мученической крови защищала от еретиков чистоту православной веры. Если бы не было этой борьбы, то православная истина через смешение с еретической ложью перестала бы существовать, а вместе с этим исчезла бы и Православная Церковь с лица земли. Не обвинять надо последнюю за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на самого Бога.
Однако это обвинение показывает, в какой великий грех дерзкого самомнения и гордости впали православные экуменисты, присвоив себе право быть судьями Православной Церкви. Кажется, настал момент, когда последней нельзя более молчать. Надо указать им на всю их неправоту в отношении одинаково, как к Православию, так и инославию, и предостеречь их, на какой опасный и гибельный путь они стали. Этот путь толкает их на непослушание и даже на публичное обвинение своей Матери-Церкви.
Нельзя, наконец, не обратить внимания на то обстоятельство, какое отрицательное значение имеет участие православных представителей на экуменических конференциях. Самый факт этого присутствия утверждает инославных христиан в их мысли, будто все христианские исповедания принадлежат к Единой Вселенской Православной Церкви.
Мы же считаем, что это присутствие совсем не означает того, что инославные христиане стали принадлежать к истинной Христовой Церкви. Какими далекими от Православной Церкви по своим религиозным заблуждениям они были, такими и остались. Присутствие православных представителей на экуменических конференциях говорит лишь о том, что православные христиане стали отступать от своего Православия. Трудно сказать, где более православные экуменисты отступают от Православной Церкви — в своих ли писаниях, или же присутствуя на экуменических конференциях? Это присутствие является в своей сущности изменой нашему православному догматическому учению о Церкви, выраженному в девятом члене Символа веры. Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют «Всецерковной конференцией», «собранием всех христианских церквей» и «единою святою Христовой церковью», православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой «единой святой церкви Христовой» со всеми ее еретическими заблуждениями».
ВОЗМОЖНО ЛИ «БРАТСТВО РЕЛИГИЙ»?
«Принцип «братства религий» не имеет в себе истины. Если бы он был истинным, Савл не сделался бы апостолом Павлом, он только научился бы уважать веру христиан; манихей Августин не стал бы, по веянию духа Божиего, апологетом и учителем Церкви; апостол Петр не обратил бы веротерпимого сотника Корнилия (и тысячи других язычников и иудеев) ко Христу. Павел, став апостолом, был постоянно «в муках рождения», приводя римлян, эллинов, иудеев к истинной вере, страдая за них, «доколе не изобразится в них Христос» (Гал.4,19). Если бы теософический принцип «братства религий» соответствовал истине, Христос Господь не послал бы Своих апостолов обращать народы к истинной вере и крестить их.
Широта, чистота и глубина правды Господа Иисуса Христа явилась именно в том, что Он не потерпел ложных вер человеческих: Он пришел на землю, чтоб спасти людей от их гибельных вер и ложных надежд. Любовь Христова выбрала путь не мнимой терпимости к ложной мудрости и лжепророчеству людей. В Слове и Духе Господь огненно рассек мир, и обличил человечество «о грехе, о правде и о суде». Этим Он освободил, раскрепостил людей от их неверных вер и надежд. Он дал человечеству единую Истину, и Сам стал Путем этой Истины и ее Жизнью. (…)
«Братство религий» и не нужно, и невозможно. Для чего пшенице входить в братство с плевелами? Для чего свету входить в братство с мраком, Истине – с ложью?.. Человечеству указан единственный путь братства: братство во Христе, Царствие Божие, Вселенская Церковь Христова, а не мешанина различных вер и противоположных убеждений» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский).
Храни вас Бог!
Благодарю Галину Шуркину за прекрасно подобранноый материал. А стихотворение – это народный фольклор или имеет автора? Впрочем, неважно… Спаси, Господи.