Президентские выборы в США должны пройти 3 ноября 2020 года. Соперничают два кандидата: Джо Байден от Демократической партии и Трамп, представляющий республиканцев, и это выбор наихудший за всю предыдущую историю Америки, как считают сами избиратели.
Сами по себе выборы нас сейчас не интересуют. Это несправедливая и незаконная в общем смысле процедура, которая наполняет сердца миллионов мыслью об их мнимом всемогуществе. Это ритуал овладения своей судьбой, ритуал гностический, фантастический, воображаемый, не имеющий никакого отношения к тому, как на самом деле устроена власть в США и где бы то ни было.
Еще менее нас интересует результат выборов. Выборы в США 2020 года интересны для нас тем, что в них звучит тема Христианства. Американские христиане – протестанты, католики, православные – реагируют на эти выборы, на программы кандидатов. И это социологический факт: с начала 2000-х годов христиане, как социальная группа, играют роль в американской политике. Мы не будем обсуждать сейчас, что это за христиане, хотя и придем к этому в конце.
Дональд Трамп
Нынешний президент Трамп – довольно необычный политик. Он вел предвыборную кампанию непрерывно все годы своего президентства. Это политик-боец, не боящийся схватки, скандалов.
В ходе кампании Трамп последовательно занимает консервативные христианские позиции в отношении абортов, гендерной идеологии, глобализма, вмешательства в дела иностранных государств, то есть против имперской политики США. У него антииммигрантская, патриотическая, как бы государственническая риторика. Известен его проект стены на границе с Мексикой, которая должна предотвратить поток нелегальных иммигрантов.
О себе лично Трамп также говорит как о христианине. Нельзя сказать, что все его действия эфемерны и могут быть отменены следующим президентом-либералом. Трамп выдвинул в Верховный суд США консервативную католичку, а это может повлиять на ряд фундаментальных решений: об абортах и т.п.
Скажем в общем, что Дональд Трамп делает дружественные жесты в сторону христиан, и христиан не либеральных. При этом сам он – человек порочный, и это известно вне всякого сомнения. Вся его жизнь показывает его как человека алчного, аморального, как шоумена, самовлюбленного позёра. Таким образом, и его христианство, и его консервативные позиции также выглядят позой, рассчитанной демонстрацией.
И как же на это реагируют консервативные христиане? В общем, положительно. Известны одобрительные отзывы и православных американцев, правда, старшего поколения. Конечно, Константинопольский Патриархат официально блокируется с Демократической партией, но тут уже дает знать о себе идеологическое родство с либералами, а также, возможно, некоторые закулисные связи.
Католический архиепископ Вигано прямо-так перешел границы приличия, поддержав Трампа как защитника христианских ценностей, христианской цивилизации. Тем более объясним энтузиазм консервативных протестантов.
Известный христианский философ Уильям Лейн Крейг, и, между прочим, очень разумный мыслитель, говорит о Трампе так: христианам не нравится сама личность Трампа, но нравятся его позиции, политика (policies), и это оказывается главным, и позволяет им голосовать за него.
В данном случае доктор Крейг, как и миллионы консервативных протестантов, католиков и православных, не оказывается проницательным.
Итак, сделаем свой первый вывод: что-то не так с теми христианами, к которым и я сам близок по нравственным и общественным взглядам. Теперь нам надо данный вывод подвергнуть исследованию.
Личность и позиции
Отдадим должное доктору Крейгу: некоторый анализ у него присутствует. Он произнес верное слово «политика» и верное слово «позиции».
Мы отличаем человека аморального от его «позиций». В других случаях мы поддерживаем политика, но отличаем у него ряд позиций, которые нам близки, от его же взглядов, которые для нас неприемлемы. Например, так происходит, когда христиане поддерживают современных российских коммунистов, Уго Чавеса и его последователей, Фиделя Кастро и т.п. Тут уже мы поддерживаем человека за ту только часть его позиций, которая совпадает с частью наших позиций.
В первом и втором случае общее то, что мы не знаем, каковы в своем существе такие политики как Владимир Путин или Наталья Поклонская. Мы видим лишь их внешность. Нам нравятся те или иные их позиции и действия, хотя и не все. Нам нравятся те позиции, которые мы считаем важными для себя, но мы не знаем, насколько эти взгляды принципиальны для этих политиков. Может быть, они от них легко откажутся?
Эту же коллизию мы видим в выступлениях некоторых церковных деятелей. Они зарекомендовали себя как реформаторы Церкви, а это не нравственно и не честно, но занимают некоторые или даже многие верные позиции, например, борются против секты священника Кочеткова.
Еще раз изложим эту коллизию: самому человеку доверять невозможно или опасно, но некоторые его позиции мы поддерживаем, потому что они совпадают с некоторыми нашими позициями. Следовательно, отчасти проблема в нас, а не только в Дональде Трампе и Наталье Поклонской. Вот это наблюдение влечет за собой очень серьезные следствия.
Правильно и справедливо всеми силами поддержать достойного человека, и не только на выборах, а если надо, то и силой оружия. Но, как выясняется, для этого надо самому отчасти быть достойным человеком. Как это понять?
Те, кто нами правят, должны быть людьми достойными, значительными. Они должны представлять собой не позиции, а человечество, точнее, его часть в виде нации, области, города и т.п.
Политика это не дискуссионный клуб, где сталкиваются или примиряются позиции. Это только либеральная политика состоит в нахождении компромисса и согласовании взглядов, но в ней мы ни в каком случае не должны участвовать. Мы говорим о серьезной политике, где решения принимает значительный человек, то есть достойно представляющий человечество. В такой политике нужно справедливо судить и действовать по этому суду прямо сейчас. Такое политическое действие должно быть не равнодействующей наличных сил, а полностью справедливым, до конца честным.
Возьмем конкретный пример. Я сам человек незначительный и не достоин того, чтобы быть представителем человечества, его части в виде нации. Но от меня, как от подданного, требуется видеть значительность, представительность правителя, пусть даже сам я такой значительностью не обладаю. Вот так работает политика.
Из всего этого следует, что верить позициям как раз нельзя. Позиции могут существовать отдельно от того, каков человек на самом деле. Это могут быть всего лишь мнения, мнимость.
Вообще можно сказать, что занимать позиции легко, а стать человеком сложно. Если человек высказывает одну или две правильные позиции, то это еще ничего не значит. Чтобы быть православным, надо быть правым во всем, стать значительным человеком, приблизиться к тому, каким Бог создал человека. И чтобы быть справедливым, надо быть справедливым ко всем, а не только проявлять справедливость к некоторым лицам.
И вот, раз уж мы непременно хотим, как граждане, участвовать в политике, то мы должны уметь выяснить то, каков избираемый нами человек на самом деле: честный он или нечестный, верующий или неверующий, неразумный или разумный.
Вот что важно, потому что существо человека нелегко поддается изменению. Разум и неразумие, нравственность и безнравственность есть нечто весьма устойчивое, ровно так же, как и грешнику нелегко стать христианином, а христианин нелегко отречется от Христа. Да и как это может быть? Ведь для этого надо стать другим человеком.
Итак, мнения человека, его позиции изменчивы, а сам человек переменяется редко и неспроста. Человек воспитывается и возрастает в течение своей долгой или недолгой жизни, и становится тем, кто он есть. Таким, каковы они есть, Дональд Трамп или Владимир Путин стали не случайно, а исторически закономерно, не в смысле всемирной истории, конечно, а истории личной.
К этому должно быть направлено воспитание молодых людей: чтобы они сами становились людьми значительными, а если не стали, то хотя бы умели видеть значительность в других там, где она есть.
Как же нам научиться видеть значительность?
О значительности человека, о том, каков он на самом деле, мы судим по внешним признакам, по словам и делам, по его поведению в широком смысле, то есть вроде бы по тем же самим «позициям» и «политике». Это так, но мы не принимаем все это за чистую монету, а подвергаем критике. Как?
Мы принимаем, что человек искренен, когда он действует и говорит во вред своим интересам. Вот такой эвристический принцип мы предлагаем вслед за политическим философом Лео Штрауссом из его книги «Искусство преследования».
Например, Трамп хочет выглядеть перед своими избирателями христианином. Это может быть правдой или обманом, но он безусловно искренен там, где делает и говорит нечто разрушающее эту иллюзию. И, конечно, таких действий у Трампа немало.
Этот прием является универсальным, потому что едва ли не во всех современных политиках и церковных деятелях мы видим несоответствие между словами и словами, делами и словами, делами и делами.
И нам даже не надо особо глубоко проникать в сознание политиков и церковных деятелей. Нам достаточно того проникновения, которое у нас есть. Оно нам показывает не устройство личности Трампа, которое не имеет значения. Оно показывает, что он человек незначительный и недостойный, и, значит, не может быть политиком вообще. Он не может справедливо действовать в общественных интересах.
То же и относительно митр. Антония Сурожского. Мы можем изучить его воззрения, но открываем мы не систему идей. У него нет ни того, ни другого. Мы видим, что это духовно незрелый, несостоявшийся человек, который играет со святыней. Мы видим, что Церковные власти позволяют ему этим заниматься на радость ему самому и его многочисленным почитателям. И это в свою очередь многое нам говорит о тех, кто благословляет книги митр. Антония Сурожского, издает их и читает.
Теперь перейдем к выводам
И вот после такого изложения материала и некоторых выводов мы видим, что такие фигляры в политической или церковной сфере являются частными примерами антихристианства. Они противятся и превозносятся выше всего, называемого Богом или святынею (2-е Фес. 2:4).
Теперь перейдем к американским христианам, которые верят позициям Трампа, хотя знают, что он аморален. Это означает, что они сами не возросли в нужную меру. Они не стали серьезными людьми, которые способны судить о людях и их взглядах. Они не знают, что в человеке главное, и поэтому не способны участвовать в политике ни как правители, ни как подданные.
Если мы судим о Трампе как христианине, а, например, о профессоре А.И. Осипове как о еретике, то затрагиваем несущественную сторону этих лиц. Мы показываем, что мы сами люди несерьезные, солипсисты, которые намеренно видят лишь часть духовной реальности.
Ведь смотрите, как идет рассуждение: «Мы – христиане, и нас Осипов и Трамп интересуют только с технически православной стороны: в чем их позиции совпадают или не совпадают с нашими. А кто они на самом деле, нас не волнует».
Возник целый ряд специалистов по истолкованию чужих позиций в успокоительном ключе. Экуменизм? – Ничего страшного, это не ересь. Закрывают храмы? Это не главное.
Такие профессиональные примирители и успокоители делают дурное дело, но важное для гностической общественности: они скрывают от людей реальность.
Наконец, можно понять, что и свое Христианство, самого себя такой незрелый христианин воспринимает как коллекцию позиций. А это просто не соответствует истине. Человек – не уникальный и не типичный набор мнений, а ум, душа живая. Человек каждую секунду держит ответ пред Богом, не зная, какие вопросы Господь ему задаст в следующее мгновение.
Политическая выгода
Могут спросить: а как же политическая выгода? Ведь нам, христианам, выгодно поддерживать людей с близкими нам позициями. Это принесет нам пользу…
Подумайте сами. Если царствует обман, несерьезность, игра, опьянение своим мнимым всемогуществом, о какой выгоде можно в этом случае говорить? Как можно расчитывать, что Трамп и ему подобные будут следовать путем христианских интересов, если они сами безнравственны? Как можно рационально на это рассчитывать? Где же тут разум?
На это можно только иррационально надеяться, но это надежда нехристианская. Рационально рассчитанный успех – это самообман, хотя и очень стойкий.
Доверяя Трампу, человек сам напрашивается на то, чтобы быть обманутым. Ведь недостойный человек может повести себя недостойно, и он непременно поведет себя недостойно. Он уже ведет себя недостойно, манипулируя верными позициями, и выдавая себя за христианина.
4 Responses
Откуда может появиться достойный человек в политике, если сама идея выбора из двух зол, на которой базируется современное управление обществом, не христианская?
Спасибо Роман, ждем от Вас оценку участия христиан в выборах 1996 года.
“В первом и втором случае общее то, что мы не знаем, каковы в своем существе такие политики как Владимир Путин или Наталья Поклонская. Мы видим лишь их внешность. Нам нравятся те или иные их позиции и действия, хотя и не все. Нам нравятся те позиции, которые мы считаем важными для себя, но мы не знаем, насколько эти взгляды принципиальны для этих политиков. Может быть, они от них легко откажутся?”
Как точно написано!
Н. Поклонская о Венедиктове (27 ноября).
“Всегда с уважением отношусь к Алексею Алексеевичу. И каждый раз после общения с ним убеждаюсь в его мудрости и колоссальном опыте, который сочетается с лёгкостью донести главное: разные точки зрения помогают найти истину. Умение находить общие ценности, придерживаясь разных мнений, и сохранять при этом свою индивидуальность и конструктив — это политическая зрелость мудрого человека”.