Search

Еп. Феофан (Быстров). Речь в Неделю Ваий

Речь при вступлении на Полтавскую Кафедру.

Речь Преосвященного Епископа Феофана, произнесенная им при вступлении на Полтавскую Кафедру в кафедральном Успенском соборе за литургией в неделю Ваий 7-го апреля 1913 года

Радуйтеся всегда о Господе,
и паки реку радуйтеся…
Господь близ.
(Фил. 4:4-5)

Еп. Феофан (Быстров). Речь в Неделю Ваий
Вход Господень в Иерусалим/

В приведенных словах ап. Павла содержится возвышенное учение о христианской радости. По этому учению источник истинной радости христианской есть Бог, а средством к достижению этой радости служит близость человека к Богу. По учению Слова Божия, Господь наш есть Бог Сущий (Исх. 3:14) или Самосущая жизнь и полнота Божия в совершеннейшем Его виде. Как обладающий совершеннейшим бытием, Он есть Самосущая радость, Он есть «солнцезрачный сладкий ум», содержащий в Себе беспредельное море огненной сладости.

Единый от вечности богатством Своей Божественной радости, Он, однако, наслаждается не одиноко, но в таинственном единстве трех Ипостасей. От вечности во святой Троице в силу этого единения неизреченно и таинственно веселится Отец, радуется Сын, ликует Дух Святый. Но эта всеблаженная Тройца не восхотела навеки Сама заключиться в Своем неизреченном блаженстве. Побуждаемая сверхъестественной благостию, Она восхотела независтно поделиться Своим вечным блаженством с другими существами. Для сего Она измыслила и привела в бытие горние умы ангельские и, наконец, облеченного в земную персть ангела-человека. По Своей непостижимой Сущности Святая Тройца, конечно, навеки пребудет неприступной для всякого тварного существа. Соделывается Она доступной для разумных Своих тварей по непрерывно и неистощимо источающейся из недр Ея божественного Сѵщества божественной благодати. Чрез посредство Своей несозданной благодати, Она входит в таинственное единение с ними и соделывает их соучастниками Своего божественного блаженства.

Это блаженное общение Господа с Своими тварями с самого начала бытия сих тварей и продолжалось бы беспрерывно, если бы все разумные создания Божии пребыли в нем невозмутимо. К великому сожалению, однако, некоторые из горних умов ангельских отпали от блаженного общения с Своим Создателем и чрез это лишились преисполнявшего их доселе и неизреченно радовавшего божественного блаженства. Так поселилось в мире, на ряду с блаженством, и мучение, в темную бездну которого по своему неразумию низвергся с высоты небесного веселия и человек!

Но беспредельно величие божественной благости! Подвигшаяся иногда на создание тварей пресвятая Тройца вновь неизреченно подвиглась на спасение погибших Своих тварей. Возгорелась на спасение мира божественная любовь Отца. Снизошел на землю и подъял на Себя ради этого спасения великие страдания Единородный Сын Божий. Солнце померкло и земля вострепетала, видя дивное к нам снисхождение и великие за нас страдания Сына Божия! Но чрез эти страдания для бедного человека вновь открылись источники некогда утраченной им Божественной радости. Принес на землю к нам эту небесную радость Святый Дух Божий, огневидно снисшедший в великий день Пятидесятницы на апостолов, а чрез них и на всех верующих христиан. Так неизреченная любовь Божия излилась в сердца ваши Духом Святым (Рим. 5:5).

Святый огнь этой радости небесной пронесли по всему миру святые апостолы, за эту радость проливали кровь святые мученики, ради нее подвизались святые подвижники. Эту радость небесную пришел к вам благовестить и я недостойный ваш пастырь.

Вслед за апостолом усердно взываю я к вам, братия: радуйтеся всегда о Господе! Радуйтесь этою радостию здесь на земле предначинающею, чтобы там на небесах радоваться ею в полной и совершенной мере. Аминь.

Еп. Феофан (Быстров)

Источник:

Феофан (Быстров), еп. Речь, произнесенная им при вступлении на Полтавскую Кафедру в кафедральном Успенском соборе за литургией в неделю Ваий 7-го апреля 1913 года // Полтавские епархиальные ведомости. – 1913. – № 4. – С. 969-971

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Вторник 2-й седмицы по Пасхе

Многие из людей беспечных, злоупотребляя человеколюбием Божиим к умножению грехов и к большему нерадению, говорят такие слова: нет геенны, нет мучений; Бог отпускает нам все грехи.

Что такое православная психология?

Возникают опасения, что «православная психология» станет вывеской для различных модернистских идей, которые будут выдаваться за «научные открытия» и таким способом выводиться из-под богословской догматической оценки, будет происходить вторжение в область пастырского душепопечения, перекладывание пастырских обязанностей на психологов.

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.