Search

Еп. Феофан (Быстров). Речь в Неделю Ваий

Речь при вступлении на Полтавскую Кафедру.

Речь Преосвященного Епископа Феофана, произнесенная им при вступлении на Полтавскую Кафедру в кафедральном Успенском соборе за литургией в неделю Ваий 7-го апреля 1913 года

Радуйтеся всегда о Господе,
и паки реку радуйтеся…
Господь близ.
(Фил. 4:4-5)

Еп. Феофан (Быстров). Речь в Неделю Ваий
Вход Господень в Иерусалим/

В приведенных словах ап. Павла содержится возвышенное учение о христианской радости. По этому учению источник истинной радости христианской есть Бог, а средством к достижению этой радости служит близость человека к Богу. По учению Слова Божия, Господь наш есть Бог Сущий (Исх. 3:14) или Самосущая жизнь и полнота Божия в совершеннейшем Его виде. Как обладающий совершеннейшим бытием, Он есть Самосущая радость, Он есть «солнцезрачный сладкий ум», содержащий в Себе беспредельное море огненной сладости.

Единый от вечности богатством Своей Божественной радости, Он, однако, наслаждается не одиноко, но в таинственном единстве трех Ипостасей. От вечности во святой Троице в силу этого единения неизреченно и таинственно веселится Отец, радуется Сын, ликует Дух Святый. Но эта всеблаженная Тройца не восхотела навеки Сама заключиться в Своем неизреченном блаженстве. Побуждаемая сверхъестественной благостию, Она восхотела независтно поделиться Своим вечным блаженством с другими существами. Для сего Она измыслила и привела в бытие горние умы ангельские и, наконец, облеченного в земную персть ангела-человека. По Своей непостижимой Сущности Святая Тройца, конечно, навеки пребудет неприступной для всякого тварного существа. Соделывается Она доступной для разумных Своих тварей по непрерывно и неистощимо источающейся из недр Ея божественного Сѵщества божественной благодати. Чрез посредство Своей несозданной благодати, Она входит в таинственное единение с ними и соделывает их соучастниками Своего божественного блаженства.

Это блаженное общение Господа с Своими тварями с самого начала бытия сих тварей и продолжалось бы беспрерывно, если бы все разумные создания Божии пребыли в нем невозмутимо. К великому сожалению, однако, некоторые из горних умов ангельских отпали от блаженного общения с Своим Создателем и чрез это лишились преисполнявшего их доселе и неизреченно радовавшего божественного блаженства. Так поселилось в мире, на ряду с блаженством, и мучение, в темную бездну которого по своему неразумию низвергся с высоты небесного веселия и человек!

Но беспредельно величие божественной благости! Подвигшаяся иногда на создание тварей пресвятая Тройца вновь неизреченно подвиглась на спасение погибших Своих тварей. Возгорелась на спасение мира божественная любовь Отца. Снизошел на землю и подъял на Себя ради этого спасения великие страдания Единородный Сын Божий. Солнце померкло и земля вострепетала, видя дивное к нам снисхождение и великие за нас страдания Сына Божия! Но чрез эти страдания для бедного человека вновь открылись источники некогда утраченной им Божественной радости. Принес на землю к нам эту небесную радость Святый Дух Божий, огневидно снисшедший в великий день Пятидесятницы на апостолов, а чрез них и на всех верующих христиан. Так неизреченная любовь Божия излилась в сердца ваши Духом Святым (Рим. 5:5).

Святый огнь этой радости небесной пронесли по всему миру святые апостолы, за эту радость проливали кровь святые мученики, ради нее подвизались святые подвижники. Эту радость небесную пришел к вам благовестить и я недостойный ваш пастырь.

Вслед за апостолом усердно взываю я к вам, братия: радуйтеся всегда о Господе! Радуйтесь этою радостию здесь на земле предначинающею, чтобы там на небесах радоваться ею в полной и совершенной мере. Аминь.

Еп. Феофан (Быстров)

Источник:

Феофан (Быстров), еп. Речь, произнесенная им при вступлении на Полтавскую Кафедру в кафедральном Успенском соборе за литургией в неделю Ваий 7-го апреля 1913 года // Полтавские епархиальные ведомости. – 1913. – № 4. – С. 969-971

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Теопасхиты в “Нескучном саду”

На Кресте Христос истинно, а не призрачно и иллюзорно (как учили докетисты) претерпел страдания и смерть. Божественное естество не подвержено страданию; однако, поскольку во Христе, как сказано в догматическом определении

Марксизм и кризис Запада

Чтобы быть успешной, идея должна не только исходить из обоснованной критики настоящего состояния западного общества. Такая идея сама должна быть частью кризиса. Идея заразила больное общество, потому что сама была проявлением глубинной духовной болезни, и притом в превосходной степени

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.