Search

Евдоким Мещерский

в миру Василий Иванович Мещерский (1869-1935) — крупный деятель обновленчества.

Евдоким Мещерскийв миру Василий Иванович Мещерский (1869-1935) — крупный деятель обновленчества.

В 1887 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1894 г. – Московскую духовную академию. Кандидат богословия. В 1898 г. защитил диссертацию “Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования”. Магистр богословия.

С 1894 г. преподаватель истории, обличения раскола и обличительного богословия в Новгородской духовной семинарии. В 1895 г. — инспектор Новгородской духовной семинарии. В 1898 г. — инспектор Московской духовной академии. Преподает гомилетику и историю проповедничества. С 1899 г. сверхштатный экстраординарный профессор академии. С 1902 г. — штатный экстраординарный профессор академии. С 1903 по 1909 г. — ректор МДА.

В 1894 г. был пострижен в монашество митр. Антонием (Храповицким). В том же году рукоположен в священный сан. В 1899 г. – архимандрит. В 1904 г. – еп. Волоколамский, викарий Московской епархии. Удален из Москвы по настоянию сщмч. Владимира Московского (Богоявленского). С 1 августа 1909 г. — еп. Каширский, викарий Тульской епархии.

Архиеп. Арсений (Стадницкий) видел причину успешной карьеры Е.М. в покровительстве обер-прокурора Синода В. К. Саблера и митр. Антония (Храповицкого). В своем дневнике 1914 г. архиеп. Арсений писал:

Евдокима я знаю давно… Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходительностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается… Время ректорства его в академии было… одним недоразумением и окончилось скандалом, так как он был удален из академии после ревизии… Настаивал на скорейшем его уходе и митрополит Владимир, который не мог выносить его за лживость… Едва-едва дали ему Тульское викариатство. Здесь он тоже стал чудить, так что Преосвященный Тульский Парфений неоднократно просил Синод взять от него викария, который “невозможно” себя ведет.

В 1914 г. – архиеп. Алеутский и Северо-Американский.

С 1907 по 1915 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин», в котором публиковал свои статьи, а также о. Павла Флоренского и др.

В 1917 г. Е.М. вернулся в Россию. Приветствовал Февральскую революцию:

Путем страданий и неисчислимых бед Россия быстро идет к своему возрождению и обновлению. Скоро, скоро засияет давно жданная и желанная свобода на великой русской Земле. Легко будет всем жить тогда.

Член Всероссийского Поместного собора в Москве 1917-1918 гг., председатель Отдела о соединении Церквей. Был выдвинут кандидатом в Патриархи (получил 2 голоса).

18 марта 1918 г. назначен временно управляющим Костромской епархией. На короткое время подвергался аресту. С 1918 г. – архиеп. Нижегородский.

С самого начала своего пребывания на Нижегородской кафедре стремился наладить отношения с советской властью, декларируя полную политическую лояльность. Накануне приезда Е.М. чекисты произвели массовые аресты и расстрелы среди нижегородского духовенства, мученически погиб епископ Лаврентий (Князев), временно возглавлявший Нижегородскую епархию.

Через четыре дня после приезда Е.М. обращается к председателю Нижегородского губисполкома с предложением о сотрудничестве, обещая вести церковный корабль по-американски, где… уже давно Церковь отделена от государства. Я служил в стране, где Церковь давно отделена от государства и потому мне ясно и понятно то, что непонятно в России многим и что многих смущает и волнует.

Е.М. согласился на официальное закрытие всех монастырей вне Нижнего Новгорода (обители формально были преобразованы в сельхозартели).

Вновь созданный Е.М. Нижегородский епархиальный совет по сути своей являлся идеологическим инструментом в руках Е.М.: совет состоял из духовенства, которое первоначально разделяло с ним общий обновленческий подход в управлении епархией. В частности, совет ставил целью согласование правил церковных и требований церковной власти с декретами Совнаркома, касающимися Церкви и религиозных общин. В декабре 1919 г. совет принял к руководству резолюцию: О подчинении Советской власти не за страх, а за совесть… и способствовании проведению в жизнь декретов Советской партии об отделении церкви от государства, о свободе религиозного Совета, религиозных общин епархии.

30 декабря 1919 г. было получено официальное разрешение нижегородских властей на проведение Чрезвычайного съезда духовенства и мирян, который состоялся в январе 1920 г. На этом съезде под председательством Е.М. было принято «единогласное постановление» о том, чтобы благодарить гражданскую власть за ее участливое и отечески заботливое отношение к собравшимся, выразившееся в оказании помощи при проезде по железным дорогам, на почтовых трактах, в отводе отличного помещения для депутатов, в снабжении всех столом и в предоставлении всем на собрании полной свободы слова.

Обращаясь к епархиальному собранию и высказывая свое мнение о необходимости реформы епархиального управления, Е.М. подчеркивал: Поместный Собор 1917-1918 гг. во многом изменил жизнь к лучшему. Посмотрите на наше теперешнее управление. Из него абсолютизм изгнан совершенно… То же самое и епархиальный архиерей. Это не прежний владыка-монарх, а лишь только председатель Епархиального Совета, состоящего из духовенства и мирян.

В марте 1922 г. глава Секретного отдела ГПУ Т.П. Самсонов вызывает Е.М. шифрограммой в Москву для временной агитационной работы. Поддержал разграбление Церкви во время советской кампании по изъятию церковных ценностей.

11 апреля 1922 г. начальник VI отделения Секретного отдела ГПУ А.Ф. Рутковский отчитывается о “текущей церковной работе”:

В Нижнем Новгороде ведется организационная работа по объединению духовенства этой губернии и соседних вокруг Евдоким, дельного и неглупого оппозиционера Тихону. (Работа проделывается исключительно самим духовенством).

19 мая 1922 г. выступил с открытым письмом, выражая солидарность с “прогрессивной группой духовенства”, т.е. обновленцами:

Мое абсолютно честное, лояльное отношение к советской власти мною было письменно изложено еще 24 ноября в докладе, поданном в Нижегородский губернский исполком и напечатанном потом в газете.

Мое отношение к советской власти и ныне, в 1922 г., не изменилось ни в какой мере и степени. Все управление епархией мною строго построено на этом принципе. Никаких сколько-нибудь существенных столкновений с гражданской властью не только у меня, но и у всей Нижегородской епархии за все протекшие четыре года не было, и ничего, кроме чувств благодарности, не могу высказать местной гражданской власти за ее вполне корректное отношение к церкви нижегородской.

Не подлежит никакому сомнению, что наше Высшее Церковное Управление за короткое время своего, обновленного Собором, существования наделало много крупнейших ошибок, просмотров и недомолвок. Ошибки все эти ярко отмечены прессой и отчасти прогрессивной группой духовенства, бывшего у патриарха Тихона с известным докладом. Об ошибках Высшего Церковного Управления я писал в Синод и самому патриарху. В одном из докладов я вынужден был высказаться так: “Вы работаете на разрушение Церкви Божией”.

Привести в нормальное состояние крайне расстроенные дела церковного управления в настоящее время возможно только поместным Собором. Мы переживаем глубокий мир в Нижегородской епархии. Многие говорят, что в прежнее, дореволюционное время так хорошо не жилось в епархии, как живется в настоящее время. Думаю, что этот мир возможен и для всей Русской Церкви. И как я желал бы, чтобы этот мир скорее водворился для блага и спокойствия всех. Всех верующих, от мирянина до пастыря и архипастыря, я очень прошу в настоящее время сосредоточить все свое внимание на крайне остром моменте, переживаемом Церковью, и всемерно помочь ей выйти на пути мирного, чисто христианского, абсолютно честного строительства жизни.

16 июня 1922 г. официально присоединился к обновленческому движению, подписав в Нижегородском ГПУ воззвание вместе с митр. Сергием (Страгородским) и архиеп. Серафимом (Мещеряковым). В воззвании говорилось, что они считают единственной канонической верховной властью в церкви обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ):

Мы, Сергий (Страгородский), митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким (Мещерский), архиеп. Нижегородский и Арзамасский, и Серафим (Мещеряков), архиеп. Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Церковного Управления, считаем его единственной канонически законной Верховной церковной властью, и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными.

Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий.

27 сентября 1922 г. Комиссия ЦК ВКП (б) по церковному движению принимает постановление: Ввести во ВЦУ епископа Нижегородского Евдокима.

В октябре 1922 г. вместе с митр. Сергием (Страгородским) вошел в ВЦУ в качестве одного из членов, был возведен в сан «митрополита». Назначен в обновленческую Одесскую и Херсонскую епархию.

31 марта 1923 г. прибыл в Вятку, поскольку Вятская епархия во главе с сщмч. Виктором (Островидовым) и еп. Павлом (Борисовским) отложилась от ВЦУ и стала поминать тихоновцев. Е.М., приехавшего “усмирять бунт”, встретили криками: “Долой еретиков и кровопийц!” Однажды, когда он после литургии благословлял в соборе, одна женщина бросила ему в лицо золу, и он едва не ослеп.

13 апреля 1923 г. был назначен председателем обновленческого Высшего церковного совета (быв. ВЦУ) вместо Антонина Грановского.

Участник обновленческого “собора” 1923 г. Перед “собором” получает телефонные указания от начальника VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучкова.

Почетный член президиума “собора”. В числе других обновленцев “хиротонисал” А.И. Введенского, находящегося в брачном состоянии.

Откликнулся на освобождение св. Патриарха Тихона в июне 1923 г. двумя телеграммами:

Глубоко обрадован публичным отречением бывшего патриарха от своих ошибок. Теперь у всех спадет пелена с глаз. Работа по созиданию подлинной свободной России и обновлению нашей церкви будет легче.

Всех, от архипастырей до последнего мирянина, зову дружно на работу. Создадим новую, счастливую Россию, которой будут завидовать все страны света. Пусть второй раз засияет свет с Востока. Митрополит Евдоким.

А также:

Попытку б. патриарха Тихона начать совершать богослужения считаю немыслимой и противоестественной. Тот, кто обагрил себя кровью с ног до головы, потряс Церковь до основания, ввергнул множество людей в тюрьмы и ссылки, содействовал разорению всей Русской земли, поддерживая врагов русского народа за границей, дискредитировал новое наше правительство перед всем светом, – не может и не должен приступать к Божьему Престолу. Слишком велики преступления. Митрополит Евдоким.

Летом 1923 г. выступает со своей программой обновленческих реформ в Церкви:

1. Полное отделение Церкви от государства по примеру первых трех веков христианства и полное невмешательство Церкви в дела государства.

2. Полное равенство всех членов Церкви от епископа до последнего верующего мирянина.

3. Реформа церковно-общественной жизни на основе источников лучшей, золотой поры христианства (Св. Писание, предания и др.).

4. Содержание духовенства путем личного труда, совершенно обязательного для всех, и на добровольные пожертвования.

5. Монастыри на службе ближним.

6. Богословское образование для подготовки просвещенных пастырей и мирян в полном соответствии с декретами правительства.

7. Организация церковного управления по взаимному соглашению всех верующих.

С августа 1923 г. — председатель обновленческого “синода”, также возглавляет иностранный отдел. “Синод” обратился к верующим со следующим воззванием, где наряду с осуждением св. Патриарха говорилось:

Мы стоим на почве признания необходимых преобразований в бытовом укладе церковной жизни – преобразований, уже давно намеченных нашими лучшими и старейшими архипастырями, учеными профессорами и богословами, предсоборными совещаниями и проводимыми в жизнь на Соборах 1917 и 1923 гг. Но мы свято, твердо и непоколебимо блюдем и будем блюсти до скончания нашей жизни чистоту учения Православной веры, таинства ее и догматы.

Старался повысить легитимность обновленческого движения (восстановить теснейшую связь с местами и широкими народными массами), придать ему более респектабельный характер.

Принимается его предложение восстановить связь с заграничными Восточными Церквами, послать полномочных авторитетных представителей Священного Синода на Восток, а также в Европу, Англию и Америку. Е.М. утверждал, что 7 августа к нему на Троицкое подворье являлись с официальным приветствием представители восточных патриархов: Константинопольского – архимандрит Иаков, и Александрийского – архимандрит Павел. Во время ответного визита архимандритом Иаковом было заявлено митрополиту Евдокиму, что о всех происшедших церковных переменах уже сообщено в благоприятном смысле Вселенскому Константинопольскому Патриарху.

Е.М. обратился в Фанар с клеветой на св. Патриарха и просьбой об установлении общения

В 1923-1924 гг. — профессор обновленческой Московской богословской академии, где читал лекции по теории проповеди и проводил занятия по греческому языку. Пытался наладить издание журнала «Христианин».

По свидетельству о.М. Польского, ужасную роль — посредника в делах ГПУ — выполняли обычно впавшие в раскол епископы. Архиеп. Евдоким (Мещерский), обновленческий митрополит, в стенах ГПУ, понуждал митр. Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митр. Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской Академии: “Но ведь вы же знаете, что обновленчество беззаконно”. — “Что поделаешь, если они требуют”, — ответил Арх. Евдоким, кивая головой на дверь чекиста. Когда митр. Арсений остался непреклонен, Арх. Евдоким с гневом сказал ему: “Ну и сгнивайте в тюрьме!” И с этим покинул узника.

Участвует в переговорах с архиеп. Серафимом (Александровым), архиеп Иларионом (Троицким) и архиеп. Тихоном (Уральским) об устранении св. Патриарха Тихона и о соединении обновленцев с “тихоновцами”. Архиеп. Серафим (Александров) сообщил о переговорах:

Мы только что сейчас, в качестве трех уполномоченных Святейшим патриархом Тихоном лиц, были у Высокопреосвященного митрополита Евдокима, где около двух часов беседовали с ним обстоятельно по вопросу о ликвидации нашего церковного разделения. Высокопреосвященнейший митрополит Евдоким предложил нам обсудить три вопроса по этому делу безотлагательно, принципиально, с коими мы согласились. Это:

1. Согласны ли мы на примирение с ним. Если мы согласны, то надо:

2. Завести сношения и начать совместную подготовительную работу к “Редстоящему Поместному Собору.

3. Поместный Собор открывает Святейший патриарх Тихон. На этом Соборе патриарх Тихон должен отказаться от управления церковью и уйти на покой. Если мы согласны будем провести это в жизнь, то высокопреосвященный Евдоким дал нам обещание, что патриарх Тихон будет на Соборе ими восстановлен в сущем сане.

Сщмч. Амвросий Винницкий, единомышленник сщмч. Феодора (Поздеевского), возразил архиеп. Серафиму: Меня удивляет, почему вы, ваше Высокопреосвященство, называете Евдокима высокопреосвященным митрополитом. Признаете ли вы его за законного архиерея? Архиеп. Серафим ответил утвердительно, что пока он признает его за законного архиерея, что этот вопрос спорный.

Далее еп. Амвросий продолжал:

А для меня и, наверное, для других, здесь присутствующих, Евдоким вовсе не высокопреосвященный митрополит, а бывший архиепископ, потому что он присоединился к отщепенцам… и тем самым отказался от Церкви Христовой, а потому он не может быть законным архиереем.

В Отчетном докладе Е.А. Тучкова зампреду ОГПУ В.Р. Менжинскому за 1923 г. говорится:

Среди обновленцев происходит, так сказать, переформирование. Скомпрометировавшиеся епископы и попы заменяются более авторитетными лицами, в первую очередь заменяются епископ Антонин и Красницкий, обновленческие группы объединяются в единую обновленческую группу, ВЦУ переименовывается в прежнее название «священный синод», во главе которого, вместо ушедшего епископа Антонина и попа Красницкого становится виднейший митрополит Евдоким, состоящий 12 лет, ректором Московский духовной академии, который ставит первой и главной своей задачей борьбу с Тихоном и Тихоновщиной — методом авторитетного воздействия на верующих стараясь привлекать на свою сторону старых Тихоновских архиереев и видных попов и мирян. Конечно, привлечение Евдокимом таких архиереев и попов без нашего негласного содействия было бы равно нулю, но благодаря всего того же осведомления приток оказался в весьма внушительных, так например к настоящему времени у синода одних только епископов насчитывается более 200 человек.

В 1924 г. Е.М. откликнулся на смерть Ленина:

Священный Синод Российской Православной Церкви выражает Вам свое искреннее сочувствие по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства векового насилия и гнета, на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства, и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Пусть могила эта породит миллионы новых Лениных и соединит всех в единую, братскую, никем не одолимую семью. И грядущие века да не изгладят из памяти народной дорогу к могиле – колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше, чем живые. Да будет же и эта, отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для всех, кто желает себе счастья.

Вечная память и вечный покой твоей многострадальной доброй и христианской душе.

15 апреля 1924 г. св. Патриарх Тихон своим указом объявил Е.М. и других обновленцев запрещенными в священнослужении и находящимися вне общения со всею Православною Русскою Церковью.

В 1924 г. в грамоте Патриарху Константинопольскому Григорию VII приветствует возникновение новостильного раскола:

Священный Синод РПЦ извещение Вашего Святейшества о введении с 10 марта нового стиля в церквах Православного Востока выслушал с чувством глубочайшей радости.

Трудно изобразить словами человеческими те неисчислимые страдания, какие перенесли наши архипастыри и православные миряне от колебаний церковной власти на Православном Востоке в области этого вопроса.

Твердое и бесспорное слово Вселенской Церкви о введении нового стиля положило конец всем нашим страданиям и смуте церковной, развившейся на почве календарных недоразумений. Все вздохнули теперь облегченно. Тысяча тысяч благодарностей отовсюду понесется к подножию трона Вселенского патриарха за этот акт мудрой, решительной и дальновидной церковной политики. И наша гражданская власть, имея немалый ущерб от церковной неупорядоченности в области календарного вопроса, встретит этот мудрый акт Вашего Святейшества с чувством признательности и одобрения.

Летом 1924 г. организует аферу с “отстранением” св. Патриарха Тихона от власти, постановление о чем, якобы, принял Константинопольский патриарший Синод под председательством Григория VII.

Участник обновленческого “предсоборного совещания” 1924 г. Совещание приняло приветствие Советскому правительству, написанное Е.М.:

Скованная по рукам и ногам гнетом царизма, Русская Православная Церковь лишь Октябрьской Революцией возвращена в родную стихию свободного развития, которой была лишена многие века. Декрет об отделении церкви от государства дал юридическую и фактическую возможность стоящей на почве безусловной лояльности Церкви создать новые формы жизни Церкви, сохраняя свою вечную сущность. Перед Совещанием стоят многие весьма сложные проблемы. Одной из главнейших является полное и безусловное отмежевание от Тихона и контрреволюции, опасных для правильного развития подлинной христианской работы Церкви.

Православная Церковь, еще на Соборе 1923 года безусловно и окончательно разорвавшая связь со всякими видами реакции (религиозной и политической), никогда не сойдет с этого единственно правильного и канонами Церкви предуказанного пути чисто религиозного своего развития.

Великое Российское Предсоборное Совещание отмечает перед церковно-общественным русским и зарубежным миром, что всему этому оно обязано великим принципам советской государственности, предоставившей впервые за всю Русскую историю действительную свободу совести. Поэтому с глубоким удовлетворением Великое Всероссийское Предсоборное Совещание приветствует Рабоче-Крестьянскую власть трудящихся, единственную во всем мире подлинно давшую своим великим декретом об отделении церкви от государства, планомерно и твердо проводимым в жизнь, ту свободу, которой не имела Церковь при изжитом самодержавии.

В 1924 г. Е.М. участвует в провокации ОГПУ против св. Патриарха Тихона. Е.М. предложил направить за границу обновленческого “архиерея” Николая Соловейчика с тем, чтобы он дискредитировал там “антисоветскую” деятельность св. Патриарха. Однако, когда Н. Соловейчику разрешили выехать в Уругвай, он стал выступать с антисоветских позиций, чем дискредитировал Е.М.

24 августа 1924 г. Е.М. отстранен от руководства обновленчеством. Год спустя было официально объявлено об уходе Е.М. на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого синода до 1934 г. Проживал в пос. Хоста под Сочи, служил в маленькой церкви без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка. По некоторым сведениям, в конце жизни Е.М. снял сан и женился. Умер вне общения с Православной Церковью.

Издательство “Благовест” неоднократно (в 1997 и 2011 г.) переиздавало книгу отлученного от Церкви Е.М. “Святые минуты. Примеры благочестия и добродетели, извлеченные из житий святых”. В 2011 г. эта книга обновленца была рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2718).

О нем

св. Патриарх Тихон. Послание о каноническом осуждении главных деятелей обновленчества

Основные труды

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования (1898)

Соловки. Страничка из дневника Паломника (1899)

Новооткрытый рукописный Стоглав (1899)

Два дня в Кронштадте (1900)

О христианском браке (1901)

Иноки на службе ближним (1902)

Игумен Даниил (1902)

Пастырь-учитель (1903)

Речь при наречении во епископа Волоколамского (1904)

На заре новой церковной жизни: Думы и чувства (1905)

Царь и Патриарх: К характеристике их взаимоотношений (1906)

У могилы митрополита Филарета (1909)

Святые минуты (1909)

Из истории слова (1909)

На ниве Божией (1909-1910)

Свобода печати (1912)

По церковно-общественным вопросам (1913-1915)

Религиозная жизнь в Америке (1915)

Источники

Википедия

о. Дамаскин (Орловский). Мученики и исповедники. Кн. 1 Тверь: Булат, 1992

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: ПСТБИ, 1994

о. Польский, Михаил. Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. СПб., 1995

Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996

Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. Новосибирск, М.: “Сибирский хронограф”, РОССПЭН, 1997

Проценко П.Г. Биография епископа Варнавы (Беляева). Нижний Новгород, 1999

Святители земли Нижегородской. Нижний Новгород, 2003

Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2004

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. М.: Индрик, 2008

Никитин Д.Н. Евдоким (Мещерский), бывший архиепископ Нижегородский // Православная энциклопедия. Т. ХVII. М., 2008

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

2 Responses

  1. Тут всё таки вопрос: в 1917 году он говорил о поддержке февральской революции или о скорой победе в Перовой мировой войне:

    № 108. Из пасхального приветствия к духовенству и мирянам архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского)

    2 апреля 1917 г.

    Христос воскресе!

    Дорогие пастыри и пасомые!

    …Путем страданий и неисчислимых бед она[то есть Россия] быстро идет к своему возрождению и обновлению. Скоро, скоро засияет давно жданная и желанная свобода на великой русской Земле. Легко будет всем жить тогда. И соберутся под живительными лучами этой золо­той свободы все верные сыны св[ятой] Руси от моря и до моря в одну великую братскую семью. И не будет больше места заклятому врагу Славянства на нашей свободной земле.

    Не будет больше он пить нашей крови. И будем свободны мы, будет свободен наш труд, будем есть свой кусок хлеба только мы и только дети наши.

    Христос воскресе!

    Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1917. № 13. С. 194-195.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.