Search

“Всё плохо” как предварительное суждение

Мы - сами часть проблемы, а это ужасно или радостно в зависимости от того, какая часть.

Некоторое время назад мы говорили о предварительном суждении. Теперь я предлагаю рассмотреть в качестве предварительного суждения известное выражение:

“Всё плохо”.

Так говорили о ситуации в России, особенно в ельцинские годы, и о положении Церкви, особенно в годы лжемиссионерского наступления на нее. С тех пор это выражение стало предметом иронии и всерьез уже не воспринимается.

Всё плохо
Илья Репин. Манифестация 17 октября 1905 года.

“Всё плохо” выглядит произвольным обобщением и явно противоречит некоторым фактам. В стране, а тем более в Церкви, всё не может быть плохо. Что-нибудь непременно должно быть неплохо, а что-то – очень хорошо.

Можно согласиться, что со словами “всё” и “все” надо быть осмотрительным. Чаще всего они служат символами иррациональных светских переживаний, а не мыслей. Однако в исследуемом нами выражении слово “всё” означает не мнимую всеобщность происходящего. “Всё” здесь является оценкой того, насколько и в каком отношении плохо то, что происходит вокруг нас и с нами.

Если понимать выражение “всё плохо” в этом смысле, то оно отражает суть происходящего и не заслуживает насмешливого к себе отношения.

Революция минус христиане

Всё плохо, потому что революция происходит только при определенном состоянии общества. Какое же это состояние?

В обществе, которое охвачено революцией, нет подлинного единомыслия и между собой конкурируют разные типы единомыслия ложного. В таком обществе мы можем выделить группу наиболее безумных, то есть собственно вождей революции, затем недовольную и пеструю массу и, наконец, противников революции. Противники революции не страдают гностическим опьянением, которое охватило в разной степени все уровни общества.

Так вот, это неучастие в революции, холодность к ней со стороны людей долга и чести, может быть социальным фактором, а может им не быть. В упорядоченном обществе вера и разум, долг и честь являются действующими силами. В безумном – нет. Революционное общество тем и отличается от упорядоченного, что ему не нужны разумные люди, пока они не предали дарованный им разум и совесть.

То есть получается интересная картина. В эпоху революции, когда они нужны более всего, разумные люди не играют ровно никакой роли. Более того, они сознательно уклоняются от этого участия, как это сделал св. Царь-Мученик Николай. Вот так – за счет исключения христиан из общества – и образуется то “всё”, которое плохо абсолютно.

Почему всё плохо в Церкви?

Выражение “Всё плохо” применимо и к Церкви, потому что революция в Церкви может происходить только при определенном духовном состоянии ее членов, в том числе иерархически весьма высоко стоящих.

Мрачная оценка положения в Церкви наталкивается на следующее возражение:

А ведь есть священники и духовно здравые, традиционные, немодернистские. Далеко не вся наша Русская Православная Церковь такая, какой она представлена на сайте “Всё плохо”. Добрых примеров совсем нет: одно зло сконцентрировано на сайте и никаких пояснений. Обличение да и только.

Тут надо уяснить две вещи. Во-первых, в Церкви нет консервативного и прогрессивного духовенства, а есть лишь христиане и лжехристиане. А они, в свою очередь, объединяются: христиане соединяются со Христом, а лжехристиане, пока не пришел антихрист, объединяются друг с другом.

С другой стороны, мы недооцениваем влияние таких химерических явлений как о. Андрей Ткачев, о. Димитрий Смирнов и др. Эти традиционалисты-революционеры, циники-моралисты обессмысливают любую правильную (если угодно, “консервативную”) деятельность духовенства.

Не сомневаюсь, что в Церкви существуют истинные христиане, а сегодня это в строгом смысле те, кто намеренно не участвует в Церковной реформе. Много ли их осталось или не очень, но они никак не влияют на ситуацию. Они ничего не оздоравливают, как не оздоравливают Русскую Церковь 2020 года о. Иоанн Крестьянкин и другие почившие праведники. Их ценность состоит в другом и социологией и статистикой учтена быть не может.

Вот вам картинка. Ты православный человек, и Церковная реформа тебе не нравится ни в какой своей части. Ты ходишь на “консервативный” приход, где тоже веют ветры перемен. Даже если в храме внешне ничего не изменилось, реформа все равно совершается в умах. Ты против этих перемен, но сделать ты не можешь по сути ничего.

Всё плохо в обществе и Церкви, потому что плохо в головах.

Всё плохо в головах

Возьмем распространенный концепт “адогматизм” и рассмотрим, как он выглядит на нашем историческом фоне.

  • Христианство есть прежде всего не вероучение, а жизнь (Александр Введенский).
  • Христианство не система, а жизнь (Александр Введенский).
  • Религия, прежде всего, есть не та или иная сумма догматических положений, а жизнь, и жизнь, без сомнения, высшая (Александр Введенский).
  • Церковь — не учение, не богословская система, а жизнь (Федор Степун).
  • Духовная жизнь не есть отвлеченное восприятие Евангелия как чего-то внешнего, а жизнь им (о. Киприан (Керн)).
  • Не абстракции, не сухие схоластические схемы и теоремы раскрылись нам, а Жизнь Преизбыточествующая (Н. С. Арсеньев).
  • Христианство – это не отвлеченное понятие, а жизнь, направленная на совлечение ветхого человека и облечение в нового, сораспятие себя миру через отсечение своих греховных пороков (Митр. Леонид (Поляков)).
  • Православие – это не музей, не склад, не экзотика, а жизнь (о. Георгий Бенигсен).
  • Римский первоcвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, образуют одно целое. И это не только теория, это сама жизнь Церкви. Я испытал это на опыте, проверил истинность этого на самом Соборе (кардинал Франсуа Марти).
  • Апостольская вера (depositum fidei, то есть Писание и Предание. – В.Р.) это не наука, а жизнь, дух, благодать в действии (о. Александр Шмеман цитирует слова католического модерниста Анри Бремона).

Итак, адогматизм предпочитает “жизнь” – догме, то есть отвлеченной истине, вероучению, системе, схоластике, схеме, учению, науке, теории, а также таким неожиданным вещам, как музей, склад и экзотика.

Казалось бы, что в этой мысли абсолютно плохого? Напротив, в этом есть нечто разумное: все-таки жизнь лучше чем склад или “сухие” схоластические схемы. Конечно, в этих выражениях есть что-то необычное для Православия и вообще здравой мысли. Но это, самое большее, уклонение, оттенок Христианства. Не так ли?

На самом деле адогматизм есть сразу все зло, зло абсолютное. Он плох совсем, во всех своих деталях, исходных положениях и выводах. С помощью нечестной, неопределенной и абсурдной речи адогматист призывает к полной релятивизации догматов.

Каким ругательным словом ни обзови догмат, он либо абсолютная и точная истина о Христе, и тогда его никак нельзя противопоставлять Жизни Преизбыточествующей, либо догмат это все, что угодно, но не истина.

Адогматизм в корне отрезает возможность понимания догматов и предотвращает мысль и веру. Я не утверждаю, что адогматисты все стремятся именно к этому. Они уничтожают догматику полностью, хотя среди них встречаются люди мягкие, отнюдь не радикалы. Но такова догматика, и больше того: такова природа Истины и Жизни, что их релятивизация может быть только полной и больше никакой.

Всё плохо, потому что плох грех

Из предложенных примеров видно, что “всё плохо”, потому что интеллектуальные и нравственные грехи являются непоправимыми. Мы не можем сами себе отпускать грехи, пусть даже это грехи исторические. Нужно сейчас, сию секунду поступить абсолютно верно – то есть стоя перед Лицем Божиим.

Вот мы вновь пришли к основной теме моих последних статей. О том, что “всё плохо” надо знать предварительно, то есть до исследования всех подробностей греха, до полного исчисления хороших и плохих священников.

Истинное и предварительное познание, пусть и самых горьких вещей, это уже хорошая новость: мы знаем всю правду. А требование знать все явные и тайные подробности Отступления равнозначно воздержанию от суждения вообще. Отступление еще не закончилось, его события только разворачиваются рядом с нами, вместе с нами и внутри нас. Их нельзя знать все.

Так, может быть, здесь скрывается ответ на наше поразительное желание знать всю истину и знать ее заранее?

Мы сами – часть проблемы, а это ужасно или радостно в зависимости от того, какая часть. Вот поэтому если плохо, то действительно всё, а если хорошо, то тоже сразу всё, и хорошо весьма:

Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2 Петр. 2:9).

Праведник отделен от мира, миру не нужен и даже не виден. И поэтому в обществе всё плохо, а в душе праведника всё хорошо. Единственное, чего мы не можем допустить, это того, что ситуация в чем-то хороша, а в чем-то плоха, что раньше было лучше, а завтра будет еще хуже. В вопросах важных так не бывает, а может служить лазейкой для компромисса с добром или со злом.

Порядок – порядок духовный, общественный и миропорядок – есть искомое нами “всё”, и он весь здесь и тут, или его нет вообще.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. “Дом Божий подлежит суду Божию, нуждается в этом суде (1Пет.4:17). Домом Божиим называется и вся Церковь Христова и каждый христианин. Требует этот дом посещения Божия и очищения, как подвергающийся непрестанному осквернению и повреждению. И при великой помощи от скорбей, смиряющих дух человека, столько наклонный к превозношению, затруднительно, очень затруднительно спасение. «Праведник едва спасется!» (1Пет.4:18), если так, то что ожидает «противящимся Божию Евангелию?» (1Пет.4:17). «Нечестивый и грешный где явится?» (1Пет.4:18).” св. Игнатий Брянчанинов Судьбы Божии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.