«Фома»: Рождество как праздник равнодушия к Истине
В статье «Почему Христос не праздновал день рождения» проведена безобразная модернистская работа по обессмысливанию праздника Рождества Христова. Игорь Петровский, в общем, не против празднования Рождества, но только как праздника плюрализма и «миссионерской» целесообразности.
Автор утверждает, что Рождество празднуется 25 декабря всего лишь 16-18 веков, а на III Вселенском Соборе этот день была уже официально принят всей Церковью. Но для Петровского все равно это праздник «незарегистрированный», не имеющий отношения ко Христу. Согласно Петровскому, сама возможность говорить об этой дате, основывается на сугубо культурном феномене, а не на евангельском откровении.
Соответственно, Православная Церковь отмечает Рождество 25 декабря только из «миссионерских» соображений: Это был не исторический факт, а миссионерская идея. После этого остается задать вопрос: а родился ли Христос, и является ли хотя бы это историческим фактом для редакции журнала «Фома»?
Автор тщательно избегает всякой привязки к Истине. Он признает: После григорианской реформы XVI века весь христианский мир разделился на два лагеря: тех, кто празднует Рождество Христово 25 декабря, и тех, кто его отмечает 7 января. Петровский не указывает, что реформа оправдывалась не просто созданием миссионерского плюрализма и беспорядка, а тем, что григорианский календарь точнее юлианского. По крайней мере, так утверждали папские астрономы.
В XX веке новостильный раскол произошел уже в самой Православной Церкви. Но и это не беда: В древности совершенно мирно сосуществовали различные дни для этого торжества. Единство в многообразии – важнейший христианский закон, которым живет Церковь и сегодня.
Чтобы оправдать известную мудрость старухи Хлестовой из «Горе от ума», что всё врут календари, Петровский прибегает к оккультной нумерологии. Он пишет
В календарях обеих традиций фигурирует число «25». Только у одних оно стоит «прямой» цифрой, а у других благоговейно спрятано в скобочки: 7 января (25 декабря). В скобках скрывается старый стиль. Не вдаваясь в сложные астрономические вычисления, хочется лишь обратить внимание, что так или иначе, весь христианский мир встречает Рождество именно 25 декабря.
Действительно: «так или иначе»… Астрономия, как говорится, отдыхает.
Осталось сказать, что число вообще – чистая условность: Спор о цифрах – условность тысячелетней христианской истории. Математика тоже должна отдыхать.
Петровский приветствует и новостильный раскол. При этом автор опять же не упоминает о мотивах Мелетия Метаксакиса, навязавшего в 1923 г. новый стиль ряду Поместных Церквей. Основным мотивом было экуменическое сближение, которое должно было начаться путем принятия единого календаря с одновременным празднованием больших христианских праздников всеми Церквами.
Правда, хотели экуменизма, а получился плюрализм: Между пятнадцатью православными церквями по вопросу старого и нового стиля счет «11:4»,- неумно острит И. Петровский.- Православные церкви Константинополя, Антиохии, Александрии, Кипра, Болгарии, Румынии, Греции, Польши, Албании, Чешских земель и Словакии, а также Православная Церковь в Америки – отмечают Рождество по новому стилю 25 декабря. Церкви же Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская придерживаются старого календаря и празднуют это великое торжество 7 января.
Все это не огорчает Петровского. Из беспорядка и новостильного раскола в Церкви он призывает извлекать душеполезные уроки в совершенно либеральном духе: Учитывая такой плюрализм традиций, большое значение сегодня для нашего христианского мира имеет понимание условного и незыблемого в церковной жизни. И опыт Церкви показывает, что совершенно не важно, в «25» или «7» вагоне движемся мы к празднику Рождества Христова, важно, что в едином составе и в одном направлении.
В одном составе и одном направлении? Пока что И. Петровскому прекрасно удалось доказать обратное.
Добавить комментарий