Модернизм: запретные выражения
Против каждой ереси Господь давал Церкви для обнаружения ее словесный индикатор, вызывающий у врага «положительную реакцию»: воспаление.
Для арианства – Единосущный.
Для несторианства – Богородица.
Для ереси ересей – модернизма, занимающегося внутри Христианства подменой Небесного – земным, веры – опытом, сверхъестественного – естественным, при сохранении общей церковной лексики есть, однако, некоторые специфические выражения, которые модернизм на дух не переносит.
И этим разоблачает себя: свой патогенез и свою клинику. Свою несовместимость с Апостольским и Святоотеческим Православием.
Назовем некоторые.
Угодить Богу. Жить для Богоугождения. Подражать Угодникам Божиим.
Славить Бога.
Искать награды от Бога.
Бояться Бога. Бояться, что Бог накажет.
Быть боголюбивым. Иметь Боголюбие.
Быть религиозным.
Исполнять долг Христианский. Исполнить долг религиозный.
Получить от Бога награду.
Ходить к Обедне.
Слушать Обедню (Божественную Литургию).
Трепетать Суда Божия.
Почитать Праздники.
Хранить посты.
Творить тайную милостыню.
Верить, что грех есть преступление.
Исповедовать вместе со всею Материю Церковью Православной утверждение Катехизиса, что вольные страдания Спасителя и Крестная смерть Его за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.
Это последнее, основанное на Откровении Священного Писания и Предания, утверждение, является подлинно миссионерским, заключающим в себе силу обращать к вере в нашего Искупителя и Победителя нашей смерти – всякого разумного человека, имеющего по Богом данному естеству, по памяти Рая в совести и нравственном чувстве, глубокую и неутолимую, неподвластную миру жажду правды: не человеческой, но Божественной справедливости. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. 11:6).
Модернизм же, напротив, апеллирует в своей миссии к «нормам» падшего естества: безнаказанности зла, толерантности и терпимости к лжи и бессмыслице.
Непредвзятому и неразвращенному человеку близки понятия «страх Божий», «наказание», «награда от Бога». Эти люди предполагают в Церкви святость и с готовностью ожидают от Нее неотмирных оценок.
Модернисты же, напротив, отказывают внешним в чувстве благоговения, в поиске святости, в жажде правды, которую удовлетворил Наказанный за нас Невинный.
Они, модернисты, предполагают в неверующих и невоцерковленных людях самые низкие моральные основы. И чтобы их миссия была успешной, думают, разделив эту мнимую основу, легализовав ее, добиться от них благосклонности и внимания в качестве тактической победы.
Но это принципиальное предательство и полное поражение прежде всякого сражения. Дело в том, что основа у всех одна. Она основана на Божественном Праве и памяти о Нем, Источнике этого Права, Свете Истинном, просвещающем всякого человека, грядущего в мир.
Никакой гуманитарной схоластикой они не могут опровергнуть Богом данную систему нравственных координат, делающую безответным перед Богом всякого человека (Рим. 1: 18 – 20). Писанием и Отцами эта система не опровергается, но утверждается.
Всякий человек, сотворенный Богом от единыя крове жити по всему лицу земному с целью взыскати Господа, да понеже осяжут Его и обрящут (дабы искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли) (Деян. 17: 26-27), имеет эту нравственную основу, благодаря которой милость и прощение – для него не более «органические» вещи, чем правда и истина. И объект миссии, «простой человек» – хорошо знает это.
И именно потому, что в Господе Распятом милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастеся, миссия Отца, обращенная к алчущим и жаждущим правды, бывает успешна в Сыне.
Поэтому, точно так, как Арий для «опровержения» единосущия Отца и Сына привлекал аппарат языческой философии и гнозиса с их учением о демиурге, так модернисты для опровержения истинно правового сознания и основанного на нем благочестия, привлекают аппарат современной атеистической философии, в частности – экзистенциализма с его учением об абсолютном праве падшего человека.
Экзистенциалист не может славить Бога, любить Бога, бояться Бога.
Ему приходит на помощь модернист и говорит: Бог – это ты и есть. Бог в тебе, просто ты не знаешь. Оставайся таким как есть, и знай, что Бог – в тебе. Ты Его увидишь и ощутишь, Он станет твоим опытом.
Этим продвинутым «развитием» недоразвитого экзистенциалиста подменяется вера в Бога. Этой лжемиссией – миссией атеизма, миссией «органической», «естественной» духовности подменяется миссия сверхъестественной Христовой веры, миссия благодати.
На каждое из упомянутых выше выражений – индикаторов Православия у модернистов имеются как немедленная реакция – штампы – маркеры модернизма, не выдерживающие критики в свете Писания и Святых Отцов. Не будем приводить их здесь, ибо они не в состоянии преодолеть воздействие индикатора. Эти штампы бездейственны, так как не имеют специфически Христианского обоснования.
Протоиерей Владимир Переслегин
Добавить комментарий