Search

Формула жизни

Слово Истины бесконечно шире тварного мира со всей его жизнью и смертью.

Как все помнят из книги Деяний, римский прокуратор Порций Фест затруднился с решением вопроса об Апостоле Павле:

Сел я,- рассказывает он,- на судейское место и повелел привести того человека. Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив (Деян. 25:17-19).Обратим внимание, насколько кратко и точно выражает суть дела этот посторонний Христианству человек. В самом деле, спор вот уже две тысячи лет идет об Иисусе умершем, о Котором Православие утверждает, что Он жив. На истинности этого Факта, в который мы веруем по свидетельству бывших очевидцами Воскресшего Богочеловека, стоит все здание Христианства, и стоит твердо и совершенно безопасно.

Формула жизни

Это если говорить о Православии. Теперь обратимся к модернизму.

О. Павел Флоренский писал в своем главном сочинении “Столп и утверждение Истины”: Жизнь бесконечно полнее рассудочных определений, и потому ни одна формула не может вместить всей полноты жизни. Ни одна формула, значит, не может заменить самой жизни в ее творчестве, в ее еже-моментном и повсюдном созидании нового.

Тем самым о. Флоренский сигнализирует нам, что его собственные сочинения – это невнятный лепет, не выражающий ни истины, ни жизни. С этим мы готовы согласиться, но вот применить это к словам Писания невозможно без того, чтобы впасть в неверие и кощунство. Если бы точные слова не выражали суть жизни, то Апостол не мог бы ответить тому же Фесту, что говорит слова истины и здравого смысла.

Вот перед нами формула и рассудочное определение: об Иисусе Христе умершем Апостол утверждал, что Он жив. О. Флоренский как будто не отрицает этой истины, но и соглашается с ней с непостижимыми для православного человека экивоками.

Правда ли, что жизнь бесконечно полнее утверждения, что Христос воскрес?

Согласно логике о.П. Флоренского – а это именно не мистика, а логика – “жизнь” бесконечно шире исповедания истины Воскресения Христова, почему и невозможно настаивать ни на точном смысле этого утверждения, ни на точном выражении этой жизни. И тогда те же слова о Воскресении Спасителя превращаются из слов истины и здравого смысла – в слова неопределенности и нездоровой логики.

Итак, слово “Да” и слово “Аминь” не исчерпывают собой жизнь и истину? Странный и смешной вопрос, вполне достойный “русского Леонардо”. Но и не совсем смешной, потому что ответ на него будет отрицательный.

Ни одна формула не может вместить всей полноты жизни,- не так ли? Нет, не так!

Это верно лишь при мирском и безрелигиозном взгляде на вещи, но очевидно неверно для любого, кто с верой открывал Священное Писание. Библия – Писание Ветхого и Нового Завета – учит прямо противоположному, и само является живым свидетелем того, что модернизм лжет на истину.

Слово Истины бесконечно шире тварного мира со всей его жизнью и смертью. Ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас,- говорит Господь иудеям  (Ин. 8:37). Ученики Христовы, не просвещенные еще Духом Святым, тоже не могли вместить все, что имел сказать Господь (Ин. 16:12).

Наконец, последняя фраза Евангелий подытоживает сказанное во всем Писании: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).

Жизнь мира во всей его бесконечной изменяемости не может вместить учения о Христе. Или, как учит св. Григорий Нисский, вся тварь не способна вместить учение о себе.

Слово Истины шире жизни мирской и человеческой, внутренней и внешней, жизни мысли, духа и чувства. Потому что слово Истины и есть Жизнь вечная, принимаемая верой в невидимое и – той надеждой, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий.

Р.А. Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. “Широка Заповедь Твоя зело”. “Весь день поучение мое есть”. Заповедь Господня, Его Слово не вмещается в нас и мы жаждем и алчем его. “Гоню, да постигну”, – говорит Апостол. И это притом, что “христианство не есть учение без конца. Учение его коротко, а жизнь по нему конца не имеет” (Св. Феофан Затворник), притом, что “заповеди Его тяжки не суть”. Формула – кратка и точна. Жизнь, доставляемая ею – бесконечна и невместима никакой тварью. Напротив, “жизнь” модернистов – чувственность, фантазии, блестки, интерполяция земных впечатлений на область психики – есть сон, дым, ноль. Зато их “учениями” заполнены все полки, забиты магазины и библиотеки…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.