Search

Гагарин Иван Сергеевич

Иоанн Ксаверий (1814-1882) известный антиправославный полемист, "русский католик", изобретатель "восточного обряда".
Гагарин, Иван Сергеевич

Иоанн Ксаверий (1814-1882) – известный антиправославный полемист, “русский католик”, изобретатель “восточного обряда”.

В 1831 г. поступил студентом в Главный Архив Иностранных дел. 4 мая 1833 г. причислен к дипломатической миссии в Мюнхене. Посещал лекции в Мюнхенском университете, познакомился с философом-пантеистом Ф.В.Й. Шеллингом и Ф.И. Тютчевым.

В 1836 г. Г. был отозван в Санкт-Петербург, где получил звание камер-юнкера, затем определен в Департамент внешних сношений Министерства иностранных дел.

Близко общался с П.Я. Чаадаевым, который, по признанию самого Гагарина, сделал немало для его отступления от Православной Церкви. Был близок к западникам, но общался и со славянофилами.

С 1840 г. работает при российском консульстве в Париже. В Париже посещал салон своей родственницы С.П. Свечиной, перешедшей в католицизм. В салоне Свечиной знакомится с деятелями либерального католицизма и демократического атеизма: Ш. Ф. де Монталамбером, А. Ф. П. де Фаллу, А. Лакордером, Ф.Р. де Ламенне и др. Под влиянием работ Жозефа де Местра и общения с иезуитом Равиньяном Гагарин приобретает положительное отношение к ордену иезуитов.

В 1842 г. иезуитом Равиньяном Гагарин был тайно присоединен к католицизму в часовне Свечиной в Париже.

С 1845 по 1849 г. обучался в иезуитской коллегии. В 1849 г. – священник. Преподает церковную историю в иезуитских коллегиях.

Был сторонником основания специального иезуитского схоластиката для совращения в католицизм православных славян. Гагарин предлагал организовать иезуитские коллегии для славян в Австрии и основать миссии в Боснии и Болгарии для обращения в католицизм “схизматиков”, однако не получил в этом поддержки. В 1854 г. Гагарин посетил Рим, где лично представил новому генеральному настоятелю ордена иезуитов П. Бексу доклад Notice sur l’action de Société de Jésus sur la conversion de l’Orient et notamment de la Russie (Заметка о деятельности ордена иезуитов по обращению Востока и особенно России), предлагавший развивать католическую пропаганду среди славянских народов с помощью издания католической литературы и специальных культурно-религиозных центров, вроде современного московского центра “Покровские ворота”.

В 1854 г. лишен прав состояния: в Российской империи за отпадение от Православия полагались конфискация имущества и изгнание. Вместе с ним были наказаны И.М. Мартынов и С.С. Джунковский, другие “русские католики”.

С 1857 г. совместно с иезуитом Ш. Даниелем и при участии И.М. Мартынова Гагарин начинает издавать журнал Études de théologie, de philosophie et d’histoire, в первых номерах которого особое место уделялось богословским и историческим статьям о России и Православном Востоке.

Основал “Общество святых Кирилла и Мефодия”, совместно с И.М. Мартыновым и Е.П. Балабиным. Активно выступал за обращение России в латинство, выдвигая в числе прочих идеи, что Рим якобы сможет быть гарантом невмешательства Русского государства в дела Церкви. Высказывал идеи о том, что латинство с помощью “обращения” России достигнет Китая и Индии, победит в борьбе с магометанством.

С 1859 г. участвует в иезуитской деятельности на Ближнем Востоке, где он совместно с О.Л. Коши основывает “Общество школ Востока”, целями которого были организация и финансирование латинских школ, обращение в латинство местного населения. В 1862 г. высказал идею об организации на Святой Земле “русской католической миссии” для совращения из Православия русских паломников.

Деятельность Гагарина резко критиковалась прот. Иоанном Яхонтовым, обер-секретарем Святейшего Синода А.Н. Муравьевым, а также славянофилами. В борьбе с его деятельностью принял активное участие парижский православный журнал L’Union chrétienne, одним из основателей которого был архим. Владимир (Гетте).

В конце XX в. деятельность Гагарина, как “провозвестника экуменизма”, снискала новую популярность в либерально-католических кругах. Католический журнал “Символ” регулярно публикует с 1979 г. его сочинения.

“Русское католичество”, видным представителем которого был Гагарин, живо и поныне, и оно представляет серьезную опасность своей прозелитической активностью.

Основные труды

La Russie sera-t-elle catholique? (1858) русский перевод И. Мартынова “О примирении Русской Церкви с Римскою”

[4 lettres] à une dame russe sur le dogme de l’Immaculée Conception (1857-1858)

Исповедание веры Григория XIII, предписанное грекам (1858)

Любопытные свидетельства о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы (1858)

К русским римским католикам (1859)

Tendances catholiques dans la société russe (1860) русский перевод “Католические тенденции в русском обществе” // Символ. 1994

De la réunion de l’Église orientale avec l’Église romaine, discours prononcé le 27 jan. 1860 dans l’église de Notre-Dame de Victoire (1860)

L’avenir de l’Église grecque-unie (1862) русский перевод “Будущее греко-униатской Церкви” // Символ. 1994

La Primauté de St. Pierre et les livres liturgiques de l’Église russe (1863) русский перевод “Примат ап. Петра и богослужебные книги Русской Церкви” // Символ. 1994

Constitution et situation présente de toutes les Églises de l’Orient (1865)

La mission des jésuites en Russie, 1804-1824 (1865)

Les hymnes de l’Église grecque (1868)

L’Église catholique en Russie et en Orient (1869)

Le clergé russe (1871)

L’Église russe et l’Immaculée Conception (1876)

Vie du P. Marc Follope de la Companie de Jésus (1877)

L’empereur Paul et le père Gruber (1879)

Письмо Ю. Ф. Самарину // Символ. 1979. № 1. С. 168-174

Наша цель // Символ. № 8. C. 247-251

Дневник. Записки о моей жизни. Переписка (1996)

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

2 Responses

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.