Search

Икона для “Геликон-оперы”

Отец Петр (Еремеев) освятил икону святого Георгия Победоносца для "Геликон-оперы".

Отец Петр (Еремеев) освятил икону святого Георгия Победоносца для “Геликон-оперы”

23 марта в историческом здании “Геликон-оперы” на ул. Большая Никитская в Москве состоялась торжественная церемония передачи в дар театру иконы святого Георгия Победоносца, написанной специально для нового оперного зала.

Икона для "Геликон-оперы"
Перед иконой – Дмитрий Бертман, худрук “Геликон-оперы”.

Новый зал “Геликон-оперы” действительно построен на месте исторического здания усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. В ходе работ были снесены здания XVIII-XIX вв. и исторический усадебный двор. Главный дом был надстроен новым этажом, при этом снесена теремковая кровля, венчавшая центральную часть дворового фасада.

Чин освящения иконы совершил ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев). Артисты хора “Геликон-оперы” под управлением главного хормейстера Е. Ильина исполнили духовные сочинения и фрагменты “Всенощного бдения” Сергея Рахманинова.

Икона была подарена «Геликон-опере» президентом Финансовой корпорации «Уралсиб» Н.А. Цветковым от имени Фонда просвещения «МЕТА».

Неповторимый стиль “Геликон-оперы”

Икона для "Геликон-оперы"
Дмитрий Бертман.

За давностью забылось, что “Геликон-опера” (художественный руководитель – Дмитрий Бертман) возникла и возросла на эпатаже и провокации, которую признает даже апологетическая диссертация:

Вокальное интонирование учитывает эстетическую допустимость таких средств, как эмансипация диссонанса, освоение новых ритмов, увлечение инструментальными мелодическими линиями в вокале, использование непривычных сочетаний тембров в операх современных композиторов. В сценических версиях театра иной раз поражает крайняя разнородность стилевых истоков, вызывающее сталкивание разных жанровых признаков, элементов оперной буффонады и мягкой грусти, лирики и пародии, изящных сценических аксессуаров и эстетики рок-стиля. Однако, вероятно именно такая «провокация» нужна режиссеру для привлечения самых разных слоев зрителей, желающих зрелища, а не «музыкальных раритетов».

Дмитрий Бертман об опере “Тангейзер” в Новосибирске

Я, к сожалению, не видел постановку новосибирского «Тангейзера», поэтому не могу досконально оценить художественную логику продуманной авторами спектакля концепции. Но могу сказать одно: у режиссера есть право на свое прочтение художественного произведения. Тем более, если речь идет не о новичке, а о признанном режиссере нового поколения (которых совсем не много) Тимофее Кулябине… Мне, например, не приходилось работать в условиях, когда мои спектакли утверждались Минкультом или соответствующим отделом ЦК КПСС. И я надеялся, что такие времена в моей стране не вернутся никогда. Ситуация, когда церковный владыка, не видевший спектакля, может подать на его создателей в суд, потому что ему не понравилась концепция режиссера, или не понравилась какая-то одна сцена или элемент сценографического решения, кажется мне абсурдной.

Это похоже на возвращение цензуры, причем, что называется, оттуда, откуда не ждали.

Дмитрий Бертман об опере вообще

Опера — не искусство для избранных, это народное искусство, попсовое. Самые большие здания в мире — оперные театры, это говорит о том, что опера — для массы людей. Опера знакомит публику с содержанием классических произведений. Это не элитарное занятие! Главные герои оперы — куртизанки и иже с ними, сериальные герои. Откуда, думаете, пошел термин «мыльная опера»? На конкурсе попсы опера занимает первое место. Конечно, это место, куда приходит элита общества, но где же еще ей встречаться, не в супермаркете же?

Опера — искусство будущего, она объединяет все виды искусства. Синтез живописи, симфонической и вокальной музыки, сценического, хореографического, циркового искусства. Это кино можно посмотреть и в другой раз, а театр — он сегодня в семь вечера и больше никогда. Это живое, неповторимое искусство, энергетический обмен. А оркестр своими вибрациями придает всему и сексуально-физиологические ощущения.

Источники

Бертман: на моей опере будет не заснуть // Postimees.ru. http://rus.postimees.ee/214968/bertman-na-moej-opere-budet-ne-zasnut 22.01.2010

«Вандалы». Новый проект «Геликон-Оперы». Флигель в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской снесли с санкции Росохранкультуры и под присмотром Москомнаследия // FLB.ru. http://flb.ru/info/48683.html 30.03.2011

Буданов Анатолий. Становление театра “Геликон-Опера” // кандидатская диссертация. кафедра истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств Российской академии театрального искусства – ГИТИС, Москва, 2011. http://cheloveknauka.com/stanovlenie-teatra-gelikon-opera

Бертман Дмитрий. О суде над спектаклем ‘Тангейзер’ // Эхо Москвы. http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1507742-echo/ 09.03.2015

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Один ответ

  1. “Дмитрий Бертман об опере вообще”
    Наибольшую тревогу вызывает то, что все эти высказывания мы слышим не из уст дилетанта, послушавшего пару опер на досуге, а из уст человека, работающего непосредственно с этим жанром много лет. Как, например, слушая на протяжении многих лет оркестр, можно дать ему такое упрощённо-фрейдистское толкование? Дилетанту тут, пожалуй, могли бы помочь учебник оркестровки Римского-Корсакова и слушательская практика (лучше – лицом в партитуру, если есть такая возможность). Но что может помочь здесь? Совершенно непонятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.