Гностические понятия, которые я предложил называть «концептами», весьма интересный и малоисследованный объект. С их помощью мы получаем возможность обратиться к тотально фальсифицирующему сознанию гностика.
Концепт – “опытное познание”, например – не просто неверная мысль. Концепт чаще всего утверждает ложь фактическую, но это только одна из его сторон. Гораздо важнее то, что концепт возникает из гностического способа мыслить.
Насколько мы можем судить, гностик действует и говорит бессознательно. Его мыслительная деятельность, зачастую очень продуктивная, не является сознанием в собственном смысле, то есть сознанием себя пред Богом. В патологическом сознании мысли и воля к действию существуют отдельно от сознания. Как пишет Апостол: «Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2).
Патологическое сознание время от времени сталкивается со здравыми понятиями. Оно может отвергнуть их, надругаться над ними, может использовать их во зло, но понять не в силах.
Аналогия между разумным и патологическим сознанием
Как мы видим, концепты кое-что сообщают нам о патологическом сознании. Но не стоит рассчитывать, что концепты позволят нам заглянуть в глубины больного сознания. Там внутри ничего нет, нет ничего похожего на разумное сознание.
Как митр. Антоний (Блум) совмещает мысли о полном бессилии человека с учением о продолжающемся творении? Как он сочетает веру во Христа и неверие в Бога? Если нас это ставит в тупик, значит мы все еще думаем, что патологическое сознание аналогично здравому уму. На самом деле между ними нет никакого сходства.
Мы можем знать все о концептах данного гностика, но прямого знания о его сознании мы все равно не получим. Патологическое сознание связано со своими концептами совсем не так, как ум и его понятия.
Здравый ум подчиняется здравым понятиям, то есть предоставляет истине судить самое себя. В этой открытости пред Богом и состоит свобода человека. Здесь, в истине, человек находит общее, ум общий для всех.
Гностик, напротив, владеет своими концептами, и он лелеет их. Они ему нравятся. Он подбирает их по утилитарному принципу, использует в качестве орудия для достижения своих целей.
Это отношение гностика к своим идеям носит бессознательный характер. Концепты овладевают человеком, они начинают двигаться сами по себе, перетекают друг в друга и в итоге составляют так называемый “оригинальный” ум. Такой ум отделен от Бога и живет своей демонически замкнутой жизнью.
Признаки концептов
Концепты – это представления синтетические, аффективные, иррациональные, коллективные, наглядные, практические.
Концепты – это синтетические представления, в которых действуют мысль, чувство и действие, слитые воедино. Именно в этом нерасчлененном, недоанализированном виде концепты передаются и усваиваются. Слово становится делом, действие наполняется смыслом, чувство непосредственно перетекает в слово и т. д.
Концепты – представления аффективные. Они вызывают сильные чувства радости, горя, отвращения. Одиночество человека или, напротив, его мнимое растворение в массе вызывает переживания, гораздо более острые, чем вообще бывают у здравого сознания.
Гностику нравятся его концепты, нравится играть с ними, вращать их в голове. Они его раздражают и развлекают. Мысль о «единстве» вызывает эйфорию, экстаз. Мысль о разрыве, неполноте, компромиссе – это «черное солнце», мнимая трагедия.
Концепты – представления иррациональные, противоречивые. Это не теоретические и не фактические знания, не система знаний. За счет этого они не могут быть опровергнуты.
Концепты – представления коллективные, политические. Лицо, которое излагает концепты, не чувствует себя ответственным за сказанное. Идеолог говорит не от себя лично, а изнутри традиции. Как пишет о коллективных представлениях Л. Леви-Брюль:
Они передаются в ней (внутри социальной группы. – В.Р.) из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности.
В гностическом обществе концепты играют важную роль. Концепты складываются в светские символы веры и в этом качестве служат для сплочения гностической общины. Благодаря концептам модернисты, например, осознают себя Церковью.
Концепты – представления наглядные, они создают в сознании образы, целые картины, которые сильно действуют на невнимательных. Концепт – это продукт воображения и обращен к воображению.
Практические представления. Концепты не описывают никакую общественную реальность, а создают ее. Поэтому истинность концепта проверяется не умом, а делом: «Работает ли идея?».
Как образуются концепты
Патологический ум образует понятия не логически, а через светскую мистику, то есть магически.
Ум гностика посещает множество фантазий и мнимых умозаключений, но не каждый такой фантом становится концептом. Есть внутренние качества, которые делают концепт концептом. Концепт должен обозначать самые общие переживания, результаты ложного познания человеком своей природы. Концепты – это неверные ответы на основные вопросы бытия.
В концептах можно различить историческое содержание. Например, в дарвиновской теории эволюции содержатся предшествующие идеи: социальной эволюции (выживание сильнейших в либерализме), самосовершенствования человека и древняя гностическая идея эволюции.
Концепты среди других концептов
Гностические “понятия” связаны с другими “понятиями” не как идеи с идеями, а как вещи с вещами. Это означает, что любой концепт сочетается с любым другим. Не мешают же друг другу лежащие рядом книга и нож! Вот и здесь, в мировоззрении гностика, антиюридизм не мешает концепту “прав человека”.
Гностик может нанести удар по любому здравому понятию с помощью любого из своих концептов. Если вдуматься, то и синергия, и эволюция, и абсолютная ценность человека – все они разрушают веру в Бога и каждый из христианских догматов по отдельности.
Отдельные концепты или группы концептов могут переживать периоды популярности, когда православных, и не только модернистов, охватывает мода на идеи, вопросы, лица.
Распространение концептов
Концепты распространяются как духовная зараза (2 Тим. 2:16-18). Стоит Вл. Соловьеву запустить в православную среду какую-нибудь “идею”, как ее начинают передавать уже вне связи с Соловьевым и его учениями, а под видом собственно Православия.
Достаточно вспомнить о Халкидонском догмате в изложении В. Соловьева. Сто лет назад это был фантом, ужасная фантазия, а сегодня это ортодоксия, без которой не обходится, полагаю, никакое оглашение.
Ложные идеи буквально витают в воздухе и ими можно заразиться, не читая ни строки Соловьева, Бердяева и Булгакова. Когда гностик вдруг открывает Соловьева, то находит там свои собственные мысли.
Вот Ганс Франк в тюрьме перед казнью вспоминает о своих впечатлениях от первой встречи с Гитлером.
“Все шло у него от сердца, и трогало сердца всех нас. Он произносил то, что было в сознании всех присутствующих, и связывал общие переживания с ясным пониманием и общими желаниями тех, кто страдает и ждет программы действий. В том, что он говорил, определенно не было ничего оригинального, но он был призван стать голосом народа”.
Такой механизм научения оставляет свободным и учителя, и ученика. Учитель может говорить, что ему угодно, а ученик понимать учителя, как попало.
Место концептов в нашем проекте
Концепты легко встраиваются в общую картину гностической цивилизации. Мы обнаруживаем типические концепты и в массовой культуре, и в идеологиях, и в православном модернизме.
Через концепты можем легко вывести список основных идей автора, направления, поколения гностиков.
Для нас важно и то, что мы разрубаем связь патологической речи и патологического сознания. В результате, мы описываем патологическое сознание совне, без психологизмов.
Роман Вершилло
Один ответ
Судя по всему, статистические методы и нейронные сети тоже генерируют концепты…