Гностицизм Нового времени имеет много сторон, и каждая из них претендует на право называться гностицизмом. Все эти стороны внутренне мотивированы ненавистью к истине.
Гностицизм совмещает в себе ложное знание, набор лжеощущений, мечту об управлении сознанием с помощью пропаганды, а также предполагает деятельность ради изменения мира.
Гнозис справедливо считают особого рода знанием, это его главная сторона. Он есть знание, и притом теоретическое. И это знание, которое неизменно представляет себя не знанием, а делом. Это тайное знание, возвещаемое во всеуслышание и доступное только посвященным.
Наконец, гнозис это такое знание, которое вооружает для революционного или эволюционного изменения мира.
Гнозис как умозрение
Политический гнозис, от марксизма до православного модернизма, горячо протестует против умозрения. Он называет любую теорию схоластикой, “всего лишь теорией”, рационализмом, абстракцией и т.п.
Поэтому большим конфузом оказывается то, что идеи гностицизма так же умозрительны, как и любые другие. Достаточно вспомнить такие концепты, как “богочеловеческий процесс”, “синергия”, “теократия” и т.п. Даже, казалось бы, практическая идея Церковной реформы существует вовсе не как жизнь, а как произвольная мысль, хотя энергично пропагандируемая и еще более энергично реализуемая.
Но тщетно гностик мечтает “выпасть” из умозрения в живую жизнь. Он никогда не встанет на твердую почву, он всегда будет ходить в садах своей мечты. Его слово не становится делом, а в области мысли он сталкивается с обычными для теоретика проблемами. Как каждый мыслитель, он должен честно ответить на вопрос о том, как он переходит от идеи к действительности. И вот это оказывается для гнозиса непосильной задачей.
Результат умозрения
Впрочем, каким-то результатом гностическое познание все-таки завершается: происходит познание лжи.
Если бы гнозис был только мыслью, пусть и ложной, он бы оказался в мире идей. Тогда можно было бы сравнить гностическую теорию с другими, проверить ее методы и выводы, найти и разоблачить ошибку. Для этого и была нужна антитеоретическая полемика: никто не должен сметь сравнивать “жизненную” теорию с “нежизненными”.
Гностицизм создает себе средства для того, чтобы исключить возможность проверки. Этим средством оказывается создание нового мира. Гностик создает вымышленный мир, где успешно разрешает все проблемы теории и практики. Там, в мире утопии, гнозис осуществляет свои цели, немыслимые в мире, созданном и управляемым Богом.
Образец гнозиса
Позволю себе привести один пример. Проф. Осипов борется с Православием как религией Живого Бога-Судии. Но он не знает этой религии. Он не мог бы дотянуться до Христианства, даже если бы очень захотел. Тогда для победы над Православием А.И. Осипов изобретает свое ручное “православие” и благополучно побеждает его внутри своей системы. Все это “основное богословие” происходит в области вымысла, а в мире истинном все остается по-прежнему.
Уже само намерение бороться с Православием есть неправда. Познать Православие такой профессор, конечно, не в состоянии. Он не способен как-либо повредить ему. Тогда он создает магическую фигурку “православия” и втыкает в нее свои волшебные иголки.
Это волшебство является бессильным и бесполезным, но не будем обманывать себя: повредить профессор Осипов желает подлинному, а не вымышленному Православию.
Только здесь, в области воли, у гнозиса появляются основания говорить о себе как о жизненном знании. Он демонстрирует все качества ужасной жизни.
Знание ложное
Из приведенного примера видно, что гнозис есть насквозь ложное знание.
Гностик ставит себе ложные цели. И ставит он их из ложного представления о себе и о целях человеческого существования. Он воображает, что всесилен, только потому, что очень сильно хочет перескочить от слова к делу. О человеке (то есть о себе) он мыслит как о спасителе мира, который должен установить окончательную гармонию бытия.
Ложные представления доставляют гностику возбуждающие или успокаивающие лжеощущения. Ему хорошо быть на переднем плане борьбы за обновление мироздания, он гордится этой несуществующей ролью.
С точки зрения метода, гнозис есть познание через смешение, которое символизирует для гностика полноту.
Механизм гнозиса является тайной, то есть непонятно, как двигается рассуждение. Гностик мнимо осмысливает происходящее. Он теоретизирует, но бессознательно и безответственно. Для него такой способ мыслить важен как символ разрыва с Божьим миром.
В результате никакого познания не происходит. Гностик познает только ложь, то есть ничто, и сообщает об этом на нулевой речи.
Основные черты гнозиса как знания
Перечислим на скорую руку основные черты гнозиса как знания.
Гнозис ищет истину, но оставляет при этом ее в небрежении. Это поиск бесцельный, бесполезный, бесплодный (2 Тим. 3:7).
Гнозису свойственно многознание, неумеренная пытливость. Мыслительные приемы гнозиса служат остановке мысли, являются “приемами безмыслия”.
В отличие от здравого сознания гнозис мнит познавать по сущностям, а не по именам и свойствам. Гнозис считает себя познанием практическим и опытным, имеющим дело с жизнью во всей ее полноте.
Гнозис представляет себя как познание коллективное в отличие от частного и личного. Гнозис есть познание без каких-либо руководящих авторитетов. Гностик не считает нужным следовать даже самому себе. Авторитеты если и признаются, то не те, какие надо, не там, где надо, и не так, как надо.
Гностик присно заблуждает сердцем, но ошибается он безошибочно, то есть устраивается в своем мире, где можно безнаказанно говорить глупости.
Гностики мыслят неопределенно, инстинктивно. Они не изучают, а “осмысливают”. Гностические сочинения отличаются мелочной точностью, псевдонаучностью и абсурдной противоречивостью.
Мнение заменяет гностикам истину, а развлечение – внимание. Это знание горячечное, возбуждающее. Чем? Ложными ощущениями власти, полноты, единства, свободы…
О чем это знание?
Наиболее интересен для нас вопрос о предмете гностического знания.
Гностики высшего разряда мыслят об основных вопросах бытия, они познают свою природу.
Гностик – Маркс, Достоевский или Ницше – действительно размышляет о первых вопросах: “кто я?”, “кто меня создал?”. Он ищет ответа на основной вопрос человеческого существования, он устанавливает свое отношение к условиям человеческого существования.
Все это говорит об одном: он в каком-то смысле понимает, что такое человек, то есть он сам. Гностик понимает свою роль в порождении нового человека, для чего создает подобие Церкви.
Рядовые гностики возбуждаются этими (ложными) открытиями гностиков-вождей. Сами они ни над чем не размышляют. Они схватывают готовые формулы, мнимосмысленные концепты, и много-много если добавят к ним какой-либо завиток.
Еще дальше от эпицентра гностического взрыва находится обыденный человек. Он познает не себя, а только несущественное. С барского стола ему достаются лишь пустые скорлупки мыслей.
Самоисследование, познание человеком своей природы, с одной стороны, заповедано и полезно, а с другой стороны, опасно для неутвержденных умов. Именно противозаконное самоисследование было движущей силой в грехопадении Адама.
Гностиков эта опасность неудержимо привлекает. Они бросаются в бездну самоисследования, овладевая, как им кажется, своей судьбой:
“Все счастливы, все прекрасны, все сейчас же бы могли сделать рай… Жизнь есть рай, ключи у нас” (Достоевский).
Тут и мы подходим к краю бездны, которая открывается в тот момент, когда мы понимаем, что гностики тоже люди. Такие же люди, как мы, которых нам запрещено понимать.
Лжеименное знание
Как мы видели, гнозис по-разному атакует истину.
Это знание полное и пустое, тайное и бесстыдно открытое, неопределенно точное, безошибочно ложное. Это методы без методов, теория без теории, погоня за истиной из презрения к ней. Это знание коллективно-частное, практически-теоретическое, новаторски-традиционное.
Политический гнозис – это вообще не способ мыслить, а способ сознательно совершать единичные неповторимые акты воли. Злой воли.
Роман Вершилло
16 Responses
Спасибо.
Как страшно это читать: “Все эти стороны внутренне мотивированы ненавистью к истине.”(((
И как часто те, кто вопрошает “Что есть Истина??” эту Истину знать не хотят…
“Очень верно изобразил первомученннк Стефан болезнь своих современников (Деян.7:51). Ненависть к Святому Духу является от принятия противнаго духа, который может вкрасться неприметно при действии свойственнаго себе слова. ” из писем св. Игнатия Брянчанинова
“Триумф воли”?
Да, именно так.
Есть у гностицизма ещё одна характерная черта.
Он постоянно борется с собой (правые против левых, консерваторы против либералов, красные против белых и т.п.)
Будучи излишне доверчивым к себе, легко незаметно оказаться на одной из сторон этой суетной борьбы.
Постоянно это наблюдаю.
Да, и вся эта борьба мнимая. Когда на горизонте появляется православный, все сразу объединяются против него.
Да, в этом они единодушны.
При этом, красные будут его обвинять в том, что он “контра”, а белые – называть “коммунякой”. Одновременно.
Что такое “ужасная жизнь”?
Это когда духовно больной человек не только мечтает о власти, но и осуществляет свои желания. Это жизнь Ленина, Сталина, церковных реформаторов…
Дорогой и уважаемый Роман. Вы излагает свои мысли философским языком, а сейчас конкретная экуменическая ересь пожирает души как харибда. Прошу Вас дублировать свои статьи на общедоступном языке. Время борьбы со сциллой уже прошло.
Я буду стараться писать как можно понятнее.
Решение проблемы экуменизма лежит не в той плоскости, где его большинство привыкло видеть.
В себе нужно искоренять гностические метастазы, которые мы получили из школы, из культуры, из СМИ, и лежащие под ними греховные страсти. Это тяжёлая работа, особенно учитывая, что у нас все понятия в голове перемешаны тем же гностицизмом. Роман по-своему пытается указать на эту проблему и распутать клубок.
А у нас многие всё ждут, пока им пальцем укажут, кого хаять, кого непоминать, куда на митинг выходить и какую ленточку привязывать. Это, может быть, и проще осуществить, но к спасению оно не ведёт.