(1929-2011) – советский пропагандист атеизма, в постсоветские годы занимавшийся идеологическим обслуживанием тоталитарных сект.
Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета по специальности «преподаватель диалектического и исторического материализма» (1953). В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию «Философские и логические взгляды А.И. Галича», в 1970 – докторскую диссертацию «Идеология современного православия».
В 1953-1957 гг. – учитель средней школы в г. Ленинграде.
В 1957-1967 гг. преподавал в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте.
С 1967 – в Ленинградском государственном пединституте (ныне РГПУ): в 1967–1971 гг. доцент кафедры научного атеизма, этики и эстетики, в 1971–1996 гг. – профессор и заведующий кафедрой научного атеизма, преобразованной в 1990 г. в кафедру истории религии и атеизма. С 1996 г. – профессор кафедры религиоведения факультета социальных наук РГПУ. Почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена (1997).
Председатель университетского совета по направлению «Человек, среда, общество» (с 1972 г.). Руководитель научно-педагогической школы «Роль религии в современном обществе» в ЛГУ. Член редсовета серии «Философия» журнала «Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина»
С 1996 г. действительный член печально известной “Международной академии информатизации” вместе с В.Г. Ажажей и Г.П. Грабовым и др.
Почетный председатель научно-методического совета по религиоведению общества «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Читал атеистические лекции по истории Русского Православия, священным книгам религий мира, православной культуре. Председатель Санкт-Петербургского городского отделения Российского объединения исследователей религии (РОИР).
Сотрудничал с Институтом научного атеизма, ведущий научный сотрудник Музея истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии). Принимал участие в работе «Российского гуманистического общества».
Н.Г. был награжден медалями: «За освоение целинных земель» (1958); «В память 250-тилетия Ленинграда» (1958 г); «За доблестный труд. К 100-летию В.И. Ленина» (1970 г.), «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2004 г.), а также значком «Отличник просвещения СССР» и знаком «За отличную работу» (1975 г.).
По мнению Ассоциации защиты семей и лиц от негативных информационно-психологических воздействий:
Наш город продолжает оправдывать известное всей России название «Сект-Петербург» и тем, что наш губернатор не только не считается с мнением 10000 граждан, требующих запретить строительство 4-го Центра Свидетелей Иеговы в парке «Удельный», но и тем, что подписал распоряжение об Экспертном совете по взаимодействию с религиозными объединениями, состоящем полностью из яростных защитников сектантства под руководством Порецкиной Э.Н. Это председатель Экспертного совета профессор Гордиенко Н.С., который по его же собственным словам всю жизнь писал против православия. Теперь он служит культам, видимо, хорошо оплачивающим его работу на всех проводимых в городе пресс-конференциях в защиту сект и на презентациях «прогрессивных» учений каждой секты, которые Гордиенко Н. С. устраивает на ежемесячных заседаниях Гуманитарного Центра общества «Знание» в присутствии Порецкиной Э.Н.
Выступал в качестве эксперта-сектозащитника во время судебного слушания в Головинском районном суде Северного АО г. Москвы по делу секты «Свидетели Иеговы» (2002-2003 гг.).
Принял участие в устроенном 15 марта 2006 г. московской организацией саентологов круглом столе «Влияние религии в современном обществе».
Выступил с докладом 4 июля 2008 г. на Международной научно-практической конференции «Реализация Всеобщей декларации прав человека в России», проходившей в Санкт-Петербурге под эгидой «Международной ассоциации религиозной свободы» (МАРС).
12 февраля 2009 г. принял участие в проходившей в Арт-гостиной при Союзе художников Санкт-Петербурга выставке «Фотоописание жизни и работ Л.Рона Хаббарда». По поводу выставки сказал: Я имел возможность побывать в том месте, где жил и работал Рон Хаббард в Сент-Хилле, в Англии, и убедиться в том, как много людей посещают это место, приобщаются к его гуманистическим идеям и образу жизни. И поэтому крайне желательно, чтобы как можно больше людей знакомились с его идеями и использовали их в своей жизни и деятельности.
Принял участие в VIII международной научно-практической конференции «Россия XXI века: свобода совести, религии и церкви», где совместно с М.И. Одинцовым презентовал седьмое издание сборника РОИР «Свобода совести в России: современный и исторический аспекты». Первый раздел сборника посвящен 25-летию образования саентологической группы в России, статьи об основателе саентологии Л. Роне Хаббарде, экспертизы по саентологии, ее истории в России, и прочее.
К 100-летию Л. Рона Хаббарда прислал поздравление руководству секты:
Глобальность личности Л. Рона Хаббарда и его повсеместная известность бесспорны и очевидны. Он смог совместить в себе дар незаурядного писателя, способности выдающегося мыслителя и философа и талант радикального религиозного реформатора, что удается лишь единицам, которых мы вправе воспринимать как гениев даже в тех случаях, когда не во всем с ними согласны.
Выступил с докладом «Философское осмысление свободы совести и способов ее реализации в современной России» на проходившей 25-26 сентября 2009 года в Санкт-Петербурге конференции «Свобода совести и вероисповедания: правовые аспекты».
Участник сектантского фестиваля “Свет Рождества” (2009 г.), организованного саентологами, мормонами и “новоапостольской церковью”. В приветственной речи Н.Г. сказал:
Я рад, что не только разногласия существуют в христианской среде, но когда люди с разными оттенками одной и той же веры осознают свою общность, происходит единение, сплочение. Сегодняшнее мероприятие как раз это и демонстрирует, демонстрирует силу души, которая особенно нужна в условиях разъединенного, современного мира. Любые проявления солидарности и сплоченности стабилизирует нашу жизнь и общество. Поздравляю с Рождеством и желаю, чтобы такие мероприятия проходили как можно чаще.
______________
«Научным» методом Н.Г. является марксистская схоластика диамата и истмата. Так, он следует положению К. Маркса бытие определяет сознание, согласно которому религиозные верования всегда полностью соответствуют породившей их эпохе. Н.Г. доказывает: Поскольку христианизация Древней Руси — явление прежде всего политическое и идеологическое, то и повлияло оно прежде всего и главным образом на духовную жизнь древнерусского общества. Поэтому для сопоставления дохристианского и христианского периодов истории Древней Руси было бы достаточно рассмотреть общественно-политическую сферу и область духовной культуры. Но так как идеологические отношения детерминированы условиями материальной жизни общества, то, чтобы их правильно понять и объяснить, необходимо выявить ту социально-экономическую базу, на которой они выросли и сформировались.
Когда же Н.Г. обслуживает интересы саентологов, то следует противоположному тезису: сознание определяет бытие, также возникающему уже у Маркса и Энгельса. Н.Г. доказывает, что секта саентологов обладает типологическими признаками, которые органичны для любой церкви. Какими же? Наличие у членов упомянутого объединения признания в существовании чего-то запредельного, трансперсонального, сверхъестественного, чаще всего именуемого Богом. Далее Н.Г. признает, что представления саентологов о Боге, по их собственному признанию, недостаточно определенны. Как же доказать, что отсутствие понятия о Боге делает саентологов «церковью»? Очень просто: сами саентологи утверждают, что «как и члены других религий… имеют доктрины, определяющие понятие Бога». Т.о., никакого научного метода, позволяющего определять религиозные явления, у Н.Г. нет, а есть лишь желание принять слова саентологов на веру.
Интересно, что вывод из тезиса «бытие определяет сознание» и обратного ему у Н.Г. получается один и тот же. В советское время Н.Г. утверждал, что вера в Троицу ничуть не ближе к истине, чем язычество, а православное богослужение точно так же не помогает верующему решать его жизненно важные проблемы, как и волхование. В постсоветское же время Н.Г. доказывает, что саентология не хуже Церкви.
По мнению историка Н.А. Кривовой:
Крупные теоретические работы философов-атеистов непосредственно не освещали тему истории отношений власти и церкви, но в специальных разделах своих работ об эволюции этих отношений определяли методологические позиции, которые легли в основу советской историографии проблемы. Философы, как правило, вели исследования без взаимосвязи с другими учеными, в том числе историками, без опоры на архивные источники, не использовали новый фактический материал, а повторяли известные по историографии предыдущих десятилетий факты и схемы. Практически во всех трудах этого направления характер государственно-церковных отношений и история самой православной церкви были грубо искажены. Особо ярким образцом таких исследований являются многочисленные работы доктора философских наук Н.С. Гордиенко, в которых рассматривается проблема эволюции отношений между государством и церковью.
По словам П.Г. Проценко,
Гордиенко Николай Семенович принадлежит к тем, кто при советской власти своими «учеными» трудами непосредственно участвовал в гонениях на верующих. Его книгами были забиты полки по научному атеизму и стенды по «контрпропаганде» в библиотеках страны. Этот псевдоученый, «автор более 20 книг», специализировался по «разоблачению» православия, установлению его исконно антисоветской сущности (а это уже где-то рядом с формулировками советского УК). Вот характерные названия его произведений: «Атеизм советского школьника: Сборник научных статей» , 1974 (здесь, правда, Гордиенко выступает редактором), «Идеология современного православия», 1969 г., «Основы научного атеизма», 1978 г., «Политиканы от религии: Правда о “Русской Зарубежной Церкви”», 1975 г. (в соавторстве), «Православные святые: кто они?», 1979 г. и т.д., и т.п. О связях советских дипломированных атеистов с КГБ общеизвестно, как вполне очевидно и то, за что получали они свои немаленькие зарплаты, удостаиваясь огромных тиражей в партийных издательствах. Многие годы Гордиенко клеветал на верующих, на христианские церкви, оправдывая (косвенно или прямо) репрессии, которым они подвергались со стороны советских карательных органов. Без устали писал он об «антисоветской деятельности православного духовенства», об антисоветчике патриархе Тихоне, о крестных ходах «антисоветской направленности», об антикоммунистических планах и идеологических диверсиях, вынашиваемых зарубежным русским духовенством. Впрочем, лучше всего процитировать аннотацию к одной из его книг, уже перестроечного времени: «Книга преследует… контрпропагандистские цели. В ней на материале современного русского православия разоблачаются клеветнические измышления клерикально-буржуазной антикоммунистической пропаганды о нарушениях свободы слова в СССР…» (Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987. Тираж 100 тысяч экз.)
Основные труды
Вопросы борьбы с теизмом в «Истории философских систем» А. И. Галича // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. 1960. № 4. СС. 239-247
Современное православие и его идеология. М.: Академия наук СССР, 1963; в соавторстве с др. Носовичем В.И., Харахоркиным Л.Р.
Современное православие // М.: Мысль, Институт научного атеизма, 1968
Либерально-обновленческое движение в русском православии начала ХХ в. // Вопросы научного атеизма. 1969. Вып. 7. СС. 313-340; в соавторстве с Курочкиным П.К.
Современный экуменизм: движение за единство христианских церквей. М.: Наука, 1971; 1972 на чешском яз. 1977
Экуменические влияния в современном русском православии // Общественная жизнь и религия. 1972. Вып. 1
Критика новых тенденция современного православия. Л.: Общество «Знание» РСФСР, 1974
Научный атеизм // М.: Политиздат, 1974: в соавторстве с Гараджой В.И. и др.
Политиканы от религии. Правда о «русской зарубежной церкви» М.: Мысль, 1975; в соавторстве с Комаровым П.М., Курочкиным П.К.
Чему учат с амвона. Л.: Лениздат, 1975
Особенности модернизма современного русского православия. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1978; в соавторстве с Комаровым П.М., Курочкиным П.К.
Православные святые: кто они? Л.: Лениздат, 1979; на укр. яз. Киев: Политвидав, 1983
Современная идеологическая борьба и религия. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1980; в соавторстве с Новиковым М.П.
Творческое развитие научного атеизма в теории и политике КПСС. Л.: Общество «Знание» РСФСР, 1980
Мистика на службе современного русского православия. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1981; на укр. яз. 1983
Атеизм и религия в современной борьбе идей: критика клерикального антикоммунизма. Л.: Лениздат, 1982
Никольский Н.М. История Русской Церкви // науч. ред., авт. вступ. ст. и коммент. Н.С. Гордиенко. М.: Политиздат, 1983
Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Полемические заметки. Л.: Лениздат, 1984; переизд. 1986
Эволюция русского православия (20 — 80-е гг. ХХ ст.). М.: Знание, 1984
Мировоззренческая оценка процесса христианизации Древней Руси. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1984
Идеология русского православия: Критический анализ. Киев.: Политиздат Украины, 1986; в соавторстве с Лобовик Б.А., Красников Н.П. и др.
Современное русское православие. Полемические заметки. Л.: Лениздат, 1987; переизд. 1988
Введение христианства на Руси: домыслы буржуазно- клерикальной пропаганды. М.: «Знание», 1987
Об атеизме и религии / Библиотечка политинформатора. Л.: Лениздат, 1987; в соавторстве с Андриановым Н.П., Воронцов Г.В., Кузин О.С.
Обреченные. О русской эмигрантской псевдоцеркви. Л.: Лениздат, 1988; в соавторстве с Комаровым П.М.
Основы научного атеизма. М.: Просвещение, 1988 (на 15 языках народов СССР)
Русская православная церковь X-XX вв. (1988) на английском и итальянском языках, 1990 г. – на японском языке
Православие: Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1988
Православие // статья в Большой советской энциклопедии
Православие в советском обществе. Основные этапы эволюции // Русское православие: вехи истории. М.: Издательство политической литературы, 1989
Переосмысление: за и против // Наука и религия. 1989. № 8
Кто такой Иоанн Кронштадтский. СПб.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1991
Новые православные святые. Киев, 1991
Основы религиоведения. СПб, 1994
География религий. Сборник авторских программ для 10-11 кл. профильных школ. М.: Просвещение, 1994; в соавторстве с Гладким Ю.Н.
Сущность религии и ее исторические формы. СПб., 1995
Национальные религии. СПб., 1995
Новые религиозные культы. СПб., 1995
Школьный философский словарь. «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995, переизд. 2005
Бахаизм. Новые религиозные культы. Религия в системе духовной культуры: Пособие для преподавателей. СПб.: Учебно-методический центр «Веды», 1995 37 с. 21 см,
Основы религиоведения. СПб.: ЛГОУ, 1997
Экспертное заключение по религиозной организации «Свидетели Иеговы». СПб., 06.04.1998
Религиоведческий анализ. СПб., 1998; в соавторстве Никитиным В.Н., Кудряшовым В.М.
Основы научного атеизма. М.: Просвещение, 1999
Памяти В. П. Тугаринова // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. СС. 21-22
Русская православная церковь в постсоветской России // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. Учен. запис. T. V. (Вып. 2). СПб., 2000
Российские свидетели Иеговы: история и современность. СПб., 2000
Религия в системе университетского образования и воспитания // V Царскосельские чтения. СПб., 2001. Т. 1. СС. 25-29
Поликонфессиональный Санкт-Петербург в прошлом и настоящем // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: материалы международной научной конференции, 9-10 декабря 2002 г. СПб., 2002. СС. 34-37
Религиоведческая характеристика саентологической церкви или церкви саентологии. СПб., 2002
Мнение о Свидетелях Иеговы (из фильма «Верные в испытании. Свидетели Иеговы в Советском Союзе») 2003 г.
Религиоведческая экспертиза на книгу «Человечество в поисках бога». 2006
Социо-гуманитарное исследование 24 выпусков журнала Свидетелей Иеговы за 2006 год и 12 номеров «Пробудитесь!» за 2006 год. (22 марта 2007 г.)
Религия в системе этносов и межэтнических отношений // Национально-культурное пространство и проблемы коммуникации. Часть 1. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2007. СС. 29-31
Источники
Кривова Н.А Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997
Обращение Ассоциации защиты семей и лиц от негативных информационно-психологических воздействий №28 от 15 июля 1998 г. к губернатору Санкт-Петербурга Яковлеву В.А.
Проценко П.Г. Перевертыши // Экспресс-хроника. 1999. № 33 (588). 13.09. С. 2.
Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002
Состоялся межконфессиональный фестиваль «Свет Рождества» // Пресс-релиз. 10.01.2009
Биобиблиографический словарь РОИР
Скончался видный религиовед // РелигиоПолис
Гордиенко Николай Семенович // Научно-методический совет по религиоведению общества «Знание Санкт-Петербурга и Ленинградской области»