Search

Горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое

Так как они оскорбляли пророков и называли обманщиками, а лжепророков почитали, и таким образом извращали порядок вещей, то он возвещает им «горе» за превратное суждение.
Горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое.

Горе привлачающым грехи своя яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющым: скоро да приближатся, яже сотворит Бог, да видим, и да придет совет Святаго Исраилева, да разумеем (Ис. 5:18-19). Тогда как пророки постоянно угрожали и предсказывали бедствия, лжепророки, проповедуя угодное народу и расслабляя его, уверяли, что слова тех ложны, а их слова истинны. Таким образом многие, будучи обольщаемы, не верили и самым речам. Так как пророчества исполнялись не вдруг после того, как были изрекаемы, – потому что природой пророчества служило предсказание имеющего исполниться спустя долгое время, – так как пророки постоянно говорили о голоде, заразах и войнах, а на самом деле этого еще не было, то многие из обольщенных, находя в самом замедлении бедствий повод к неверию, говорили: пусть исполнится сказанное; если вы говорите правду, то пусть наступят такие события; покажите нам на деле определение Божье. Потому, так как они делали для себя долготерпение Божье поводом к неверию, и чрез то умножали грехи свои, как неверием, так и большею беспечностью от неверия, – пророк справедливо оплакивает их, говоря: вы как бы длинною веревкою привлекаете к себе гнев Божий, и увеличиваете свою порочность; если вы не верите сказанному, то теперь остается вам испытать это на самом деле; таким образом, вы сами навлекаете на себя бедствия, не веруя сказанному. Потому он говорит: Горе привлачающым грехи своя, то есть воздаяние за грехи. Яко ужем долгим, говорит, вы издалека привлекаете к себе определенное за ваши грехи наказание, и яко ига ремнем юницы сущей под игом, – выражая этим их усилие, старание. Как если бы кто крепкою веревкою привлекал к себе что-нибудь, так и вы своим неверием привлекаете на себя гнев Божий. Далее говорит и о том, каким образом они привлекали: глаголющым: скоро да приближатся, яже сотворит Бог, да видим. В этом укоряет их и другой пророк: Увы люте желающим дне Господня! Вскую вам сей день Господень? Сей бо есть тма, а не свет, и мгла, не имуще света своего (Амос. 5:18-20). Так и эти неверующие говорили: когда придет день наказания и мучения?

Горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающим тму свет, и свет тму, полагающим горькое сладкое, и сладкое горькое (Ис. 5:20). Опять он говорит о том же. Так как они оскорбляли пророков и называли обманщиками, а лжепророков почитали, и таким образом извращали порядок вещей, то он возвещает им «горе» за превратное суждение. Горе,- говорит,- глаголющим лукавое доброе, то есть лжепророчество, и доброе лукавое, то есть пророчество, полагающим тму свет, и свет тму, полагающим горькое сладкое, и сладкое горькое. Хотя и тяжки, говорит, слова пророков, но нет ничего слаще их, так как они словесными угрозами избавляют от испытания (бедствий) на деле; и хотя сладки слова лжепророков, но нет ничего горче их, так как они прелестью слов навлекают действительную угрозу.

Вот так мудро пророк перетолковал их суждение. Так как они словам одних не внимали, как изрекающим весьма горькое, а словам других внимали, как весьма благосклонным и заключающим в себе великую сладость, то он сказал, что, напротив, великая сладость – у пророков, а великая горечь – у лжепророков. В том же смысле нужно нам понимать и слова о свете и тьме. Одни вели к заблуждению, а другие руководили к истине; одни, почти связав руки, передавали мраку плена, а другие принимали все меры, чтобы привести к свету свободы. Потому, так как слушатели имели об этом превратные и ненадлежащие понятия, пророк справедливо вразумляет их, говоря: полагающим тму свет, и свет тму. Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумны (Ис. 5:21). Не мал и этот недостаток, когда кто считает себя мудрым и во всем полагается на свои суждения: отсюда и происходит вышесказанное, то есть что называют доброе злым, а злое добрым и проч. За это и Павел осуждал языческих философов, когда говорил: Глаголющеся быти мудры, объюродеша (Рим. 1:22). И писатель Притчей также говорит: Видех мужа, непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его (Притч. 26:12). И в другом месте Павел осуждает это, когда говорит: Не бывайте мудри о себе (Рим. 12:16); и еще: Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1 Кор. 3:18). Пусть не надеется, говорит, на собственную мудрость и на свои собственные суждения, но, смирив их, пусть передаст свою душу наставлению Духа. Так как и между иудеями были такие люди, которые презирали пророков, как пастухов и приставников стада, желая считать мудрыми самих себя, что было основанием гордости их и пренебрежения возвещаемого им, то пророк справедливо оплакивает их, говоря: Горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни. Горе крепким вашым, вино пиющым, и вельможам растворяющим сикер (Ис. 5:22).

св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию // Творения. СПб.: СПбДА, 1900. Т. 6. Кн. 1. С. 69-71

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.