Предисловие
Я начал писать эту книгу в первые дни спецоперации России на Украине. Мною двигало желание понять, что это событие значит для России и Русской Православной Церкви.
Расширение НАТО на карте
В свете военных действий стало видно, что граждане России страдают глубоким недоверием к власти. Они должны, но не могут стать гражданами в полном смысле слова. Для нас это только надежда и задача на будущее.
Россия может стать не идеологическим государством, а государством граждан, то есть людей, соединенных долгом и честью. В таком государстве не нужен ни советизм, ни монархизм, ни даже российский патриотизм. Нужна государственная дружба, ее непрестанное возгревание в разумном и нравственном диалоге.
Довольно многое из того, что мы видели и слышали в последнее время, можно считать шагами в правильном направлении. Но государство нельзя создать и укрепить бессознательно и случайно. Чувство долга пред государством нельзя симулировать и трудно стимулировать. Ему даже нельзя научить, но ради него надо намеренно бороться против одурачивания и идеологической слепоты.
В своей книге я исследую такие феномены, как государство, антигосударство, нигилизм, взаимное непонимание, демоническая закрытость политиков и простых людей.
Ситуация в Русской Православной Церкви, как в увеличительном стекле, демонстрирует проблемы нашего общества. По этой причине значительную часть книги занимает разбор православного модернизма и того, как он связан с политикой.
Константин Леонтьев в 1880 году писал:
Великая вещь – война! Прав был тот, кто назвал войну – «божественным учреждением». Это огонь пожирающий, правда, но зато очистительный!
Да, так устроена человеческая история последних времен: чем больше хорошего, тем больше плохого, как о том знает внимательный читатель Откровения (Откр. 22:11).
Скачать книгу
Вершилло Роман Алексеевич. Государство и антигосударство: Россия и Украина. М.: Антимодернизм.Ру, 2022. 50 с.
4 Responses
Можно добавить еще, служением вместо “лидерства”.
Да!
Константин Леонтьев удивил. “Пусть сильнее грянет буря!” – из той же области?
Но великий, вне всякого сомнения, Пушкин, который в пику своего же высказывания был не ленив и любопытен (в хорошем смысле), исследовавший бездну пороков в своих произведений (“Гнездятся клубом в нас пороки..”)
выдал одну из замечательных формул:
“Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю..” и вложил ее в уста пирующих во время чумы.
А в Евангелии сказано: “Не искушай Господа Бога Твоего напрасно”.
Константин Леонтьев, конечно, не исповедовал принцип “Чем хуже, тем лучше”. Он считал нужным прославлять войну и военных людей, как одну из красок цветущей сложности.