Наибольший интерес, возражения и понимание вызывают предложенные нами понятия Государство и Антигосударство. Заметно, что усвоению этих понятий довольно сильно мешают идеологии. Ими, незаметно для себя, заражены даже многие православные христиане.
Но высока и ответственность за ошибку в таком вопросе!
Значит, надо эти мысли сделать для себя заметными, уделить внимание тому, что такое государство и антигосударство.
Падение гражданственности
Допустим, что все современные государства – это, собственно, антигосударства. Из этого вроде бы вытекает, что христиане свободны от долга перед ними и могут поступать в своей повседневной жизни как угодно радикально или компромиссно.
Такое отношение к государству не похоже на то, о котором учило Писание и Святоотеческое Предание. Оно больше похоже на обычное либеральное с его лозунгами: «Политика грязное дело» и т.п.
Государство или Церковь
Мы бы ошиблись, думая, что отрицание гражданственности у христиан вытекает непременно из унижения государства. К тому же приводит и слишком возвышенный взгляд на государство. Уже славянофилы и Достоевский смотрели на государство и «народ» (миф о народе) как на своего рода «церковь». Причем Церковь эти мыслители понимали в модернистском ключе, и это неправильное понятие переносили на государство.
Из этого возникает большая путаница в головах. Одни мыслят о государстве как о Церкви, а о народе – как богоносце. Другие понимают, что двух церквей (если государство тоже «церковь») быть не может, и избирают безгосударственное существование.
До поры до времени это не вызывает никаких проблем, потому что христиане в основном не нарушают законов, и поэтому не вступают в конфликт с государством. Христиане вообще, к сожалению, несильно отличаются от граждан либерального государства.
Так как это глубоко неверно с христианской точки зрения, то нам нужно будет разъяснить понятия Государство и и Антигосударство и то, как ими пользоваться.
Гражданин, христианин и государство
Что такое Государство, мы узнаём, начав с понятия о Гражданине. А что такое Антигосударство, мы поймём, сравнив его с Новым человеком.
Христианин и гражданин
Христианин всегда поступает одинаково праведно при порядке и беспорядке. Но и гражданин при любой власти тоже поступает всегда одинаково справедливо, во время порядка или смуты. Таким образом, у них есть много общего даже тогда, когда они не совпадают в одном лице. Они сталкиваются с одинаковыми трудностями:
Первое затруднение состоит в том, что вокруг них все поступают как попало, то справедливо, то несправедливо. Христианин страдает от одиночества, то есть от того, что в обществе нет государственной дружбы. Она нужна и заповедана, но невозможна. Христианин чувствует свою ответственность за раздор в обществе, но не может его исправить.
Второе затруднение состоит в том, что наше время ставит вопросы, на которые простому человеку трудно ответить.
Вопросы всегда одни те же, и очень важные: Справедливо ли поступает правитель? Справедливо ли поступаю я сам? За кого воевать? Справедливая война или нет?
Раньше, до падения Православного царства, на эти вопросы отвечали богоустановленные власти. У простого человека вопрос о лояльности решался с самой высшей, Божественной, санкции.
Для отдельного человека эти вопросы чрезмерно сложны и тяжелы. Но отвечать них приходится и сегодня: гражданину – перед обществом, а христианину – пред Богом.
Пути христианина и «простого человека» расходятся
Из нашего изложения видно, что здесь пути христианина и частного человека расходятся.
У частного человека необходимость отвечать на нерешаемые вопросы вызывает стресс. Тогда человек теряет свой ум и обращается за объяснением к идеологии. Идеологии всегда готовы это сделать и совершают это, скрывая от человека ужасную реальность (полностью или частично). Простой человек благодарен за это, и со своей стороны готов на все. Свои преступления человек совершает теперь без чувства вины.
Так идеология скрепляет людей, и она делает это крепче, чем можно и нужно. Возникают тирания и рабство, где идеолог – победивший бунтарь, а простой человек – раб.
Христианин и гражданин в антигосударстве поступает так же, как в государстве. Он послушен, но гоним. Он говорит, но его никто не слышит. Он носит в себе залог государственной дружбы, но находится в вынужденной изоляции.
Государство
Государство соответствует миропорядку. Оно устроено так же, как Бог устроил весь мир и как Он устроил душу.
Но государство не Церковь, даже если, как в Древней Руси и Средневековой Европе, все граждане – христиане.
В государстве нет полной справедливости. По слову блж. Августина:
Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель которой – Христос, если и эту последнюю угодно называть республикой, так как нельзя отрицать, что и она – народное дело… Истинная справедливость существует только в том Граде, о котором Святое писание говорит: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86:3).
Никогда не бывает, чтобы в государстве все были хорошими. Со своей несовершенной справедливостью оно объединяет хороших и плохих, сильных и слабых, верующих и неверующих, граждан и преступников.
Порядок же здесь состоит в том, что хорошие правят плохими, сильные защищают слабых, верующие поучают неверующих, граждане наказывают преступников.
Итак, справедливость государства не в том, что все судят справедливо, а в том, что справедливые и несправедливые находятся каждый в подобающем ему месте. Вот это и есть власть, а все прочее – безвластие.
Новый человек
Теперь подойдем к антигосударству тем же способом, каким мы подошли к государству.
Что такое новый человек?
Сравнив его с образцом человека, мы видим, что Новый человек – это не реальный человек, а миф, ложь. Например, на самом деле нет никаких «коммунистов», «вождей мирового пролетариата» и «классиков марксизма-ленинизма». Существуют только лица, которые почему-то так называются.
Природа человека никак не меняется, и поэтому никакого расчеловечивания в прямом смысле слова никогда не происходит. Родившийся человеком будет оставаться им, несмотря на болезнь, утрату памяти и даже рассудка.
То же можно сказать о грехе. Человек становится грешником, но не перестает быть человеком, и в этом качестве предстанет вместо со всеми на суд Христов.
Беспорядок в душе – личное дело каждого, его грех. В упорядоченном государстве это так и есть, но во времена смуты беспорядок транслируется вовне, в человеческое общество. Теперь личная развращенность правителя и народа начинает образовывать новое государство.
Новое государство
Антигосударство похоже на государство тем, что объединяет граждан и преступников. Однако новое государство соединяет их уже не в порядке, а в беспорядке, то есть противно созданному Богом миропорядку.
Что же тогда такое антигосударство? По аналогии с новым человеком можно сказать, что оно есть миф. А миф, как мы видели, лишь лжет о реальности, но ее не отменяет.
«Красная Москва» – все та же Москва, что в предыдущие века, но ее правители и простые граждане сошли с ума.
Было Царство, стала Советская Россия, но от этой выдумки сама Россия не перестанет существовать. Просто о ней думают и в ней поступают, как будто это не Россия, а «Царствие рабочих и крестьян, которому не будет конца».
Точно так же на самом деле нет никакого Евросоюза или Украины и других антигосударств.
Как новый человек обычно имеет те или иные гражданские добродетели, так и новое государство не всегда творит зло. В нем действуют законы и обычаи, отчасти новые и несправедливые, но во многом старые и справедливые.
Антигосударство наследует культуру предшествующего государства. Оно творит довольно много добра, как это делали СССР или США. Такое добро тоже разрушительно для личности, для ее самостоятельности и гражданственности.
Вывод
Мы пришли к тому, что как гражданин связан с государством, так и новый человек связан с антигосударством.
Гражданин видит вещи такими, каковы они есть, и поступает всегда одинаково: в государстве или антигосударстве.
Новый человек живет внутри мифа, и он убеждает других обманом, страхом или насилием войти в этот миф. Он всегда поступает беспринципно. При любом порядке он бунтовщик и раб.
Россия
В той мере, в какой мы хорошие христиане и граждане, мы должны защищать Россию. Но при этом нам совершенно не нужно иметь какую-либо «российскую» идеологию, тем более что время идеологий прошло.
Сейчас идет духовная война, в которой выясняется, что у нас в России: антигосударство или государство граждан.
Пусть же победит гражданин, который после долгих блужданий вернулся к сути вещей:
Вот мой дом, и я его защищаю.
2 Responses
Политическая система русской цивилизации делится на две основные части: нравственный мир и гностический (материалистический) мир.
Нравственный мир состоит из людей, которые исповедуют веру (имеют мировоззрение) в божественное устройство мира. Они не всегда отдают себе в этом отчёт, но главное, что отличает их от гностиков, это то, что они уверены в неизменности и безусловности нравственных законов. Спектр взглядов нравственных людей изменяется от агностиков до ортодоксов. Всё, что знают агностики, это то, что Бог есть, он дал нравственные законы и потому есть объективное понимание того, что такое истина и ложь, добро и зло, красота и уродство. По мере возрастания углублённости в познании конкретной религии возрастает понимание тонкостей действия нравственных законов.
Гностический мир состоит из людей, верящих в то, что неизменными и безусловными являются только физические законы, а нравственные законы формируются или на основе инстинктов, или случайно, или по человеческому произволу. Следствием этой веры является гуманизм гностиков, то есть уверенность, что историю определяет воля людей, а не Воля Бога. Спектр взглядов гностиков распределяется от «правых» до «левых».
Правые гностики ближе всего к нравственному миру, они колеблются между желанием опираться на «традиционные ценности» и желанием самим творить историю. В итоге «правые» исключают всякое понятие о Боге-Творце из своих «ценностей» и начинают выводить свои «ценности» из расы, нации, «крови», могут даже из религии, но очень примитивно понимаемой (например, исламизм). Мир для правых гностиков становится чёрно-белым, делится на «наших» и «не наших». «Традиционные ценности» становятся лишь ширмой для безнравственной морали, опирающейся на гордость и ненависть.
Левые гностики в своём стремлении утвердить волю людей доходят до того, что возводят потребности людей в абсолютные принципы. Эти принципы становятся важнее людей, уже не потребности для людей, а люди для потребностей. Таким образом рождается новая не только не божественная, но и нечеловеческая мораль. Казалось бы, кому нужна такая безнравственная мораль? Но главным базовым желанием всех гностиков является стремление к абсолютной власти. Безнравственная мораль позволяет находить подходящие под неё меньшинства людей (а если их нет, то и создавать) среди изгоев нравственного общества. Этим «меньшинствам» (пролетариям, ЛГБТ, «цветным», мигрантам и т.п.) дают власть терроризировать нравственное большинство за их несоответствие принципам безнравственной морали (генеральной линии партии).
«Центр» между «левыми» и «правыми» занимают либералы, которые на фоне своих соседей выглядят вполне приемлемо, поэтому они легко присваивают себе право выступать от имени молчаливого большинства, то есть от нравственного мира. Но, как и все гностики, они не имеют к нравственному миру никакого отношения. В отличие от правых гностиков либералы хорошо сознают свою отдельность от нравственного общества, считая его отсталым и зашоренным. Им непонятно самоограничение нравственного общества, его нежелание бежать за техническим прогрессом и новыми удовольствиями. При этом либералы не хотят конфликтовать с нравственным большинством, предпочитая манипулировать им при помощи политтехнологий. Как все гностики либералы делят мир на «наших» и «не наших», «наши» для них все успешные, прогрессивные, целеустремлённые, коммуникабельные, «раскомплексованные» (не имеющие устойчивой морали) и духовно безграмотные до цинизма. Постоянно демонстрируя опасность своих ручных псов слева и справа, либералы создают впечатление, что только они могут быть защитой от этого зла. Это позволяет им контролировать системы образования, культуры, здравоохранения и массовой информации, транслируя через них свои взгляды, а также даёт возможность создавать впечатление, что иной системы политического устройства, чем та, что сложилась в капиталистической Европе в Новое время, быть не может.
Но так ли это?
Особенностью русской цивилизации является то, что основой нравственности является православная христианская религия, которая исключает гностическое стремление к абсолютной власти. Поэтому в России как-то особенно заметно отдельное существование гностической власти и нравственного общества.
У нас даже не прилично разговаривать на политические темы. Причём, не потому что у людей нет гражданской позиции, а потому что ещё в 90-е сформировалось ясное понимание того, что мире гнозиса найти решение проблем России невозможно. Русский народ готов чувствовать своё единство с армией, с государем (верховным правителем), но не желает марать душу, причисляя себя к гностическим партиям, одержимыми жаждой власти. Даже к русской церкви народ начинает относиться с подозрением, если чувствует в ней дух казёнщины, любоначалия и корыстолюбия.
Гностический мир не является природно русским и, если его полностью устранить из политической жизни России, русская культура не почувствует никакого урона. Но в начале русская власть должна признать существование нравственного мира и начать выстраивать институты управления на нравственной основе.
Хотелось бы добавить, что антигосударства распространённые ныне имеют в своей сути и своими законами – ранее утвердившиеся злые, увы, богомерзкие, греховные обычаи, до этого вошедшие в привычку, затем получившие силу будто бы естественной природы, и наконец прописанные людьми неразумными как человеческий гражданский закон…Итог: Государство со лживыми и богопротивными в той или иной степени законами, чьи плоды видны сегодня всюду. У христианских государств и совесть под стать.
Это на слова Писания: всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1 Ин3:4), и на учение святых отцов о добрый и злых обычаях и как христианам положено к ним относится и с какой силой искоренять. И для понимания нового для христиан термина-веяния под названием антигосударство.