Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы

Ин, 27 зач., 7, 37-52; 8, 12

Ин, 27 зач., 7, 37-52; 8, 12

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Те, которые слушают божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: “блажени алчущии и жаждущии правды” (Мф. 5:6). И здесь Христос говорит: “аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет”. Эти слова означают: Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю. Но почему евангелист заметил, что (это было) “в последний день великий”? Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними большею частью проводимы были в увеселениях. Почему же говорит: “в последний”? Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день, Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит, частью для того, чтобы показать Свое дерзновение, частью по причине большого многолюдства. А чтобы показать, что Он говорит о питии духовном, присовокупляет: “веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы”. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: “и закон Твой посреде чрева моего” (Пс. 39:9). Но где сказано в Писании: “реки от чрева его истекут воды живы”? Нигде. Что же значат слова: “веруяй в Мя, якоже рече Писание”? Здесь надобно поставить точку, так чтобы слова – “реки от чрева его истекут” – были изречением самого Христа. Так как многие говорили: “Сей есть Христос” (ст. 41), и еще: “Христос, егда приидет, еда больше знамения сотворит” (ст. 31), то Он показывает, что должно иметь правое познание и убеждаться не столько чудесами, сколько Писанием. Действительно, многие, хотя и видели Его чудодействовавшим, однако же не принимали за Христа, а напротив готовы были сказать “не Писание ли рече, яко от семене Давидова Христос приидет” (Ин.7:42)? Поэтому Христос весьма часто обращался к Писанию, желая показать, что не избегает доказательств от Писания; поэтому же и теперь отсылает их к Писаниям. Итак, выше Он говорил: “испытайте Писаний” (Ин. 5:39), и еще: “есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом” (Ин. 6:45), также: “Моисей на вы глаголет” (Ин. 5:45). Равным образом и здесь говорит: “якоже рече Писание, реки от чрева его истекут”, указывая этими словами на богатство и изобилие благодати. Это же самое Он и в другом месте выражает словами: “источник воды, текущия в живот вечный” (Ин. 4:14), т.е. (верующий в Него) будет иметь великую благодать. Итак, в том месте Он называет ее животом вечным, а здесь водою живою. Живою же называет ее потому, что она всегда действенна. Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками, – не одною рекою, но бесчисленными. А в том месте (Ин. 4:14) обилие Он представил под образом течения. И всякий ясно увидит истину сказанного, если представит себе мудрость Стефана, язык Петра, силу Павла, – как ничто их не останавливало, ничто не удерживало, ни ярость народная, ни восстания тиранов, ни козни демонов, ни ежедневные смерти, и как, напротив, они, подобно рекам, несущимся с великим стремлением, все увлекали вслед за собою. “Сие же рече о Дусе,- говорит,- Егоже хотяху приимати верующии: не у бо бе Дух Святый” (Ин. 7:39). Как же пророки пророчествовали и творили бесчисленные чудеса? Апостолы изгоняли (демонов) не Духом, но властью, полученной от Христа, как Он сам говорит: “аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят” (Мф. 12:27)? А это Он говорил с тем. чтобы показать, что прежде креста не все изгоняли (демонов) Духом, но полученною от Него (Христа) властью. Потому-то, когда Он хотел послать их, то сказал: “приимит Дух Свят” (Ин. 20:22), как и в другом месте сказано: “прииде» на них «Дух Святый” (Деян. 19:6), и тогда стали творить чудеса.

А когда посылал их (прежде страдания), тогда не сказано, что Он дал им Духа Святаго, но – “даде им власть”, говоря: “прокаженныя очищайте, бесы изгоняйте, мертвыя воскрешайте, туне приясте, туне дадите” (Мф. 10:1,8). Относительно же пророков всеми признано, что они имели дарование Святаго Духа; но эта благодать оскудела, отступила и иссякла на земле с того дня, как сказано было: “оставляется дом ваш пуст” (Мф. 23:38). Впрочем, и прежде этого дня, она уже начала становиться редкою. Ведь у них (иудеев) не было уже пророка, и благодать не осеняла их святыни. Итак, поелику Дух Святый был отнят, а между тем впоследствии Он имел излиться обильно, и это излияние началось после креста, не только с обилием, но и с большими дарованиями [да и действительно чудеснее был дар, когда, например, сказано: “не весте, коего духа есте” (Лк. 9:55); и опять: “не приясте бо духа работы, но приясте Духа сыноположения” (Рим. 8:15); древние, хотя сами и имели Духа, но другим не сообщали; напротив, апостолы исполнили Духом бесчисленное множество], – поелику, говорю, (верующие) имели получить такую благодать, но она не была еще дарована, то и сказано: “не у бо бе Дух Святый”. Итак, указывая на эту-то благодать, евангелист сказал: “не у бо бе Дух Святый”, т.е. не был еще дарован, “яко Иисус не у бе прославлен” (Ин. 7:39), – называя славою крест. Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу; а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас жертве, разрушиться вражде во плоти, и нам сделаться друзьями Божиими, и тогда уже получить этот дар. Если так было при обетовании, данном Аврааму, то тем более при благодати. Показывая это, Павел говорит: “аще бо сущии от закона наследницы, испразднися вера… закон бо гнев соделовает” (Рим. 4:14-15). Слова его значат следующее: обетовал Бог Аврааму и семени его дать землю; но потомки сделались недостойными этого обетования и не могли благоугодить собственными трудами. Поэтому пришла вера – дело не трудное, чтобы привлечь благодать и чтобы не отпали обетования. “Сего ради от веры,- продолжает Апостол,- да по благодати, во еже быти известну обетованию” (Рим. 4:16). Потому – “по благодати”, что не могли (стяжать этого) делами.

св. Иоанн Златоуст

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

О. Димитрий Смирнов: У меня есть друзья раввины

Евгений Ямбург: У нас есть задача. Не только воцерковления, задача межконфессионального глубокого диалога. Прот. Димитрий Смирнов: У нас идеальные отношения. У меня есть друзья раввины. Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.