Search

Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы

Ин, 27 зач., 7, 37-52; 8, 12

Ин, 27 зач., 7, 37-52; 8, 12

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Те, которые слушают божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: “блажени алчущии и жаждущии правды” (Мф. 5:6). И здесь Христос говорит: “аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет”. Эти слова означают: Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю. Но почему евангелист заметил, что (это было) “в последний день великий”? Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними большею частью проводимы были в увеселениях. Почему же говорит: “в последний”? Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день, Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит, частью для того, чтобы показать Свое дерзновение, частью по причине большого многолюдства. А чтобы показать, что Он говорит о питии духовном, присовокупляет: “веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы”. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: “и закон Твой посреде чрева моего” (Пс. 39:9). Но где сказано в Писании: “реки от чрева его истекут воды живы”? Нигде. Что же значат слова: “веруяй в Мя, якоже рече Писание”? Здесь надобно поставить точку, так чтобы слова – “реки от чрева его истекут” – были изречением самого Христа. Так как многие говорили: “Сей есть Христос” (ст. 41), и еще: “Христос, егда приидет, еда больше знамения сотворит” (ст. 31), то Он показывает, что должно иметь правое познание и убеждаться не столько чудесами, сколько Писанием. Действительно, многие, хотя и видели Его чудодействовавшим, однако же не принимали за Христа, а напротив готовы были сказать “не Писание ли рече, яко от семене Давидова Христос приидет” (Ин.7:42)? Поэтому Христос весьма часто обращался к Писанию, желая показать, что не избегает доказательств от Писания; поэтому же и теперь отсылает их к Писаниям. Итак, выше Он говорил: “испытайте Писаний” (Ин. 5:39), и еще: “есть писано во пророцех: и будут вси научени Богом” (Ин. 6:45), также: “Моисей на вы глаголет” (Ин. 5:45). Равным образом и здесь говорит: “якоже рече Писание, реки от чрева его истекут”, указывая этими словами на богатство и изобилие благодати. Это же самое Он и в другом месте выражает словами: “источник воды, текущия в живот вечный” (Ин. 4:14), т.е. (верующий в Него) будет иметь великую благодать. Итак, в том месте Он называет ее животом вечным, а здесь водою живою. Живою же называет ее потому, что она всегда действенна. Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками, – не одною рекою, но бесчисленными. А в том месте (Ин. 4:14) обилие Он представил под образом течения. И всякий ясно увидит истину сказанного, если представит себе мудрость Стефана, язык Петра, силу Павла, – как ничто их не останавливало, ничто не удерживало, ни ярость народная, ни восстания тиранов, ни козни демонов, ни ежедневные смерти, и как, напротив, они, подобно рекам, несущимся с великим стремлением, все увлекали вслед за собою. “Сие же рече о Дусе,- говорит,- Егоже хотяху приимати верующии: не у бо бе Дух Святый” (Ин. 7:39). Как же пророки пророчествовали и творили бесчисленные чудеса? Апостолы изгоняли (демонов) не Духом, но властью, полученной от Христа, как Он сам говорит: “аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят” (Мф. 12:27)? А это Он говорил с тем. чтобы показать, что прежде креста не все изгоняли (демонов) Духом, но полученною от Него (Христа) властью. Потому-то, когда Он хотел послать их, то сказал: “приимит Дух Свят” (Ин. 20:22), как и в другом месте сказано: “прииде» на них «Дух Святый” (Деян. 19:6), и тогда стали творить чудеса.

А когда посылал их (прежде страдания), тогда не сказано, что Он дал им Духа Святаго, но – “даде им власть”, говоря: “прокаженныя очищайте, бесы изгоняйте, мертвыя воскрешайте, туне приясте, туне дадите” (Мф. 10:1,8). Относительно же пророков всеми признано, что они имели дарование Святаго Духа; но эта благодать оскудела, отступила и иссякла на земле с того дня, как сказано было: “оставляется дом ваш пуст” (Мф. 23:38). Впрочем, и прежде этого дня, она уже начала становиться редкою. Ведь у них (иудеев) не было уже пророка, и благодать не осеняла их святыни. Итак, поелику Дух Святый был отнят, а между тем впоследствии Он имел излиться обильно, и это излияние началось после креста, не только с обилием, но и с большими дарованиями [да и действительно чудеснее был дар, когда, например, сказано: “не весте, коего духа есте” (Лк. 9:55); и опять: “не приясте бо духа работы, но приясте Духа сыноположения” (Рим. 8:15); древние, хотя сами и имели Духа, но другим не сообщали; напротив, апостолы исполнили Духом бесчисленное множество], – поелику, говорю, (верующие) имели получить такую благодать, но она не была еще дарована, то и сказано: “не у бо бе Дух Святый”. Итак, указывая на эту-то благодать, евангелист сказал: “не у бо бе Дух Святый”, т.е. не был еще дарован, “яко Иисус не у бе прославлен” (Ин. 7:39), – называя славою крест. Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу; а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас жертве, разрушиться вражде во плоти, и нам сделаться друзьями Божиими, и тогда уже получить этот дар. Если так было при обетовании, данном Аврааму, то тем более при благодати. Показывая это, Павел говорит: “аще бо сущии от закона наследницы, испразднися вера… закон бо гнев соделовает” (Рим. 4:14-15). Слова его значат следующее: обетовал Бог Аврааму и семени его дать землю; но потомки сделались недостойными этого обетования и не могли благоугодить собственными трудами. Поэтому пришла вера – дело не трудное, чтобы привлечь благодать и чтобы не отпали обетования. “Сего ради от веры,- продолжает Апостол,- да по благодати, во еже быти известну обетованию” (Рим. 4:16). Потому – “по благодати”, что не могли (стяжать этого) делами.

св. Иоанн Златоуст

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.