св. Филарет Московский
Се тьма покрывает землю, и мрак на языки (Исх.60:2). Народы христианские, или, чтобы говорить определеннее, люди, которым попущено быть языком сих народов, представителями и провозгласителями их мудрования, направителями их деятельности, большею частью не то что не знают, но, что гораздо хуже, не хотят знать христианства; царства земные не ищут, не признают Царствия Божия и менее обращают внимания на оное, нежели на царство последнего из соседей, делают для себя новые постановления, не основанные на постановлениях божественных, с такою прочностью, какая свойственна зданиям без основания: постановления их рушатся в их глазах; однако они не примечают, в чем недостаток, и воздвигают другие, не более надежные.
Сии строители нового Вавилона трудятся для того, чтобы все привести в смешение, чтобы, опровергнув принятые общественные понятия, утвержденные на самой истине вещей или упроченные обычаем и древностью, кончить тем, чтобы не понимать друг друга. Они хотят царей не освященных Царем царствующих; правителей порабощенных своим подданным; напротив того, приписывают царскую и самодержавную власть народу, то есть рукам или ногам предоставляют должность головы, и сия должность у них царствует мятежами, крамолами, разбоями, грабежами, сожигательствами, и достойный сего мнимого самодержавия народного плод есть отсутствие общественной и частной безопасности. Так шатаются языцы, потому что поучаются тщетным, потому что в своих неблагословенных сборищах собираются на Господа и на Христа Его. Но за то и Господь уже мятет их яростию своею; яко сосуды скудельничи сокрушает их (Пс.2:9) и не престанет сокрушать, дондеже взыщут оставшиися человецы Его и Его царствия (Ам.9:12)…
Поспешим вполне воздать неотъемлемую славу Царю Небесному на земле, еще взирающей к вечному Востоку, еще не объятой мраком Запада, еще не примесившейся к новому смешению Вавилонскому.
Публикуется по изд.:
св. Филарет Московский. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича. 1830 г. // Творения. Слова и речи в 5-ти т. М.: Новоспасский монастырь, 2006. Т. 3. СС. 461-462
5 Responses
“Они хотят царей не освященных Царем царствующих”
Что означают эти слова святого?
Каковы признаки царей, освященных Царем Небесным?
Помазание Св. Мирром. “Не прикасайтеся помазанным Моим”.
1. Чин помазания на царство был в Христианской Европе не с самого начала, и нам сложно уверенно утверждать, что в Константинополе чинопоследование появилось ранее второго тысячелетия.
Тем не менее, Святые Отцы говорили как о помазанниках и о царях первого тысячелетия.
Уже по этой причине мы не можем говорить как об освященных Свыше только о прошедших Чинопоследование помазания на царство.
2. Если трон захвачен явным самозванцем, удалившим законного царя в заключение или изгнание, видимое совершение над самозванцем Чинопоследования помазания на царство тоже не означает его законность.
Следовательно и в этом случае совершение Чинопоследования помазания на царство не является признаком помазанничества.
3. Исторически Чинопоследование помазания на царство совершалось над главой государства по достижении им совершеннолетия или спустя некоторое время после наследования им – хотя бы к тому времени уже совершеннолетним – трона.
Можем ли мы считать, что до совершения над главой государства Чинопоследования помазания на царство он в глазах святого Филарета не был освящен Свыше?
4 Святой Филарет говорит о современных ему христианских народах, среди которых в то время (1830 год) был только , один народ, над чьим главой было совершено православное Чинопоследование помазания на царство (Российская Империя)
Другие христианские главы государств были или католики, или протестанты.Соответственно Последование помазания над их королями совершали не православные.
Можем ли мы считать, что святой Филарет считал действительным и действенным Последование помазания на царство, которое было хотя бы у католиков?
Потому что он говорил о народах, а не о народе.
Также Ваш критерий, отец Владимир, не учитывает, кто объективно является царем независимо от того, собрались ли епископы для совершения Чинопоследования помазания на царство или по каким-то причинам этого не сделали.
Отсутствие совершения чинопоследования помазания на царство еще не означает, что не пошедший это Чинопоследование законный глава государства не является помазанником и что он тем более не должен обладать в глазах граждан страны неприкосновенностью и личной неответственностью перед ними.
Полагаю, что нам стоит озаботиться изысканием иных критериев.
В противном случае мы рискуем не распознать того, кому подобает почитание за маестат, а может даже и одобрить его смещение, повторив предательство 1917 года.
Отвечу вам кратко. Медведев не является Помазанником Божиим несмотря на данную ему от Бога государственную власть.