Search

И не введи нас во искушение. Истолкование молитвы Господней

св. Феофан Затворник

Шестое прошение «И не введи нас во искушение»

Тертуллиан. К пополнению столь спасительной молитвы (остави нам) прибавил Господь: не введи нас во искушение, научая нас не о том только молиться, чтоб оставлены были нам грехи наши, но и о том, чтоб они совсем предотвращены были. Не введи нас во искушение значит — не попусти нам быть введенными в искушение тем, кто искушает. Да не будет нам думать, будто Бог искушает,— ни в том смысле, чтоб узнать веру нашу, как бы не знал ее, ни тем паче в том, чтоб порадоваться нашему падению: неведение и злоба суть принадлежности диавола. Бог повелел Аврааму принести в жертву сына не для узнания его веры, а для показания ее, чтоб в нем дать нам образец повиновения повелению Божию, как только оно получено, не ставя дороже Бога самых кровных своих. Господь, попустив быть Себе искушаему от диавола, указал тем, кто председатель и художник всякого искушения. Это подтвердил Он и когда после сказал: молитеся, да не внидите в напасть (Лк. 22:40). Они уже были искушены, потому что оставили Господа (одного молиться), возжелав паче ее (напасти), чем молитвы. Сему соответствует и заключение молитвы: но избави нас от лукавого, истолковывая, кто есть вводящий во искушение.

св. Киприан. Далее Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: «и не введи нас во искушение». Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше. Доказательством служат слова Божественного Писания: прииде Навуходоносор царь Вавилонский на Иерусалим и воеваше нань, и даде Господь в руце его (Дан. 1:1-2). Дается же лукавому власть над нами по грехам нашим, как говорится в Писании: кто даде на разграбление Иакова, и Исраиля пленяющим его? не Бог ли, Емуже согрешиша и восхотеша в путех Его ходити, ни слушати закона Его? И наведе на ня гнев ярости Своея (Ис. 42:24-25). Также о Соломоне, когда он предался и уклонился от заповедей и путей Господних, сказано: и воздвиже Господь противника Соломону (3 Царств. 11:23). Впрочем, власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это сделано было относительно Иова, по ясному указанию Бога, говорящего: се вся, елика суть ему, даю в руку твою, но самого да не коснешися (Иов. 1:12). Также и Господь во время страдания говорит в Своем Евангелии: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин. 19:11). Между тем, когда мы просим, да не подвергнемся искушению, то таковым прошением приводимся к сознанию слабости нашей и немощи с тем, чтобы никто не высокомудрствовал о себе, чтобы никто с гордостью и надменностью не присваивал ничего себе и не приписывал себе славы исповедания или страдания тогда, как сам Господь, поучая смирению, сказал: бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна (Мк. 14:38). Так необходимо предварительно смиренное и покорное сознание и предоставление всего Богу, дабы то, что смиренно испрашивается у Него со страхом Божиим и почтением, даровано было Его благостью.

св. Кирилл Иерусалимский. И не введи нас во искушение, Господи. Ужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть искушаемыми? Как же сказано в другом месте: Иже неискусися, мало весть (Сир. 34:10),— и еще: всяку радость имейте, братья моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1:2). — Но, может быть, войти в искушение значить погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, чрез который трудно перейти. Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и ни мало не увлекаясь ими. А другие не таковы, — входят и погрязают. Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но прогряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. Послушай еще, как в другом месте лик дошедших до совершенства святых благодарит за избавление от искушения: искусил ны ecи, Боже, разжегл ны ecи, яко же разжизается сребро. Ввел ны ecи в сеть: положил ecи скорби на хребте нашем. Возвел ecи человеки на главы наша: проидохом сквозь огнь и воду, и извел ecи ны в покой»(Пс. 65:10-12). Видишь, с каким дерзновением говорят, что прешли искушения и не изнемогли. Сказано: и извел ecи ны в покой. Войти же в покой значит избавиться от искушения.

св. Григорий Нисский. Не введи нас во искушение. Какая, братие, сила сказанного? Господь многообразно и различно именует лукавого (врага нашего), по разности его лукавства называя его многими именами: диаволом (Мф. 13:39), веельзевулом (Мф. 10:25), мамоною (Мф. 6:24), князем мира (Ин. 14:30), человекоубийцею (Ин. 8:44), лукавым, отцем лжи (Ин. 8:44), и другими подобными именами. Посему, может быть, одним из разумеемых о нем имен есть и это: «искушение». И такую нашу догадку подтверждает само словосочинение в сказанном; ибо Господь после слов: не введи нас во искушение, присовокупляет прошение об избавлении от лукавого, как будто тем и другим означается один и тот же предмет. Если кто не входит в искушение (или напасть), тот непременно вне власти лукавого; а кто в искушении (или напасти), тот необходимо бывает во власти лукавого: то следует, что «искушение» (или напасть) и «лукавый» по значению одно и тоже. Что же внушает нам такое учение молитвы?— То, чтоб стать вне того, что усматривается в мире сем, — о чем сказано: мир весь во зле лежит (1 Ин. 5:19). Кто хочет стать вне (подвергающей искушениям области лукавого), тот всеконечно должен выйти из мира сего. Ибо искушению невозможно коснуться души, если враг, подобно приманке, возложив на коварную уду свою прелести мира, не прострет их (пред очами видящих), чтоб возбудить вожделение их. Но гораздо более ясною для нас сделается мысль сия из других примеров. Море не редко бывает страшно своими волнениями, но не для тех, которые живут вдали от него. Огонь истребителен, но только для подложенного в огонь вещества. Война ужасна, но для одних вступивших в воинские ряды. Кто желает избежать бедствий, какие постигают на войне, тот молится, чтобы не впасть в необходимость воевать. Кто боится огня, тот молится, чтоб не быть ему в огне. Кто страшится моря, тот молится, чтобы не было ему нужды пуститься в мореплавание. Так и тот, кто страшится приражений лукавого, пусть молится, чтоб не быть ему в области лукавого (т.е. не быть опутану мирскими суетностями и страстями). Поелику мир во зле лежит и в мирских делах заключаются поводы к искушениям: то молящийся о невнитии в искушение, не другого чего испрашивает, как того, чтобы не быть ему увлечену прелестями мира. Ибо кто избежит сего, тот минует приманки вражией, прикрывающей уду, не повлечет ее к себе, чтоб поглотить, и таким образом не попадет во область уловляющего.

св. Златоуст. И не введи нас во искушение. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов (претерпения скорбного) и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными.

Он же. Не введи нас во искушение. Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бога всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Mф. 8:31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?

св. Кассиан. При сем рождается немаловажный вопрос. Если мы молимся, чтобы мы не подвергались искушению, то как можем доказать твердость своей добродетели, коей требует Священное Писание? Иже не искусися, — говорит оно,— мало весть (Сир. 34:10). И еще: блажен муж, иже претерпит искушение (Иак. 1:12). Итак, слова молитвы: не введи нас во искушение — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении». Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо не даде безумия Богу (Иов. 1:22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя.

блж. Августин. Не Сам Бог вводит в искушение, но попускает быть введенным в него тому, кого лишает Своей помощи, по сокровеннейшим намерениям Своим, потому что он того заслуживает. Иного впрочем и по явным причинам считает Бог достойным Своего оставления и попущения введенным быть ему в искушение. Но иное есть — введенным быть в искушение, и иное—быть искушенным. Без искушения никто не может сделаться испытанным ни сам себе, как написано: иже не искусися, мало весть (Сир. 34:10), ни другому, как Апостол говорит: и искушения моего, еже во плоти моей не уничижисте (Гал. 4:14): ибо из сего Апостол познал, сколь они тверды, когда теми искушениями, какие случались с ним по плоти, они не были отторгнуты от любви к нему. Богу же мы ведомы прежде всяких искушений, потому что Он все ведает прежде события.— Что написано: искушает вас Господь Бог, еже уведети, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею (Втор. 13:3); то здесь слова: «еже уведети», положены вместо: да даст вам увидать подобно тому, как иной день называем мы радостным, потому что он делает нас радостными, холод — ленивым, потому что он делает ленивыми;— и много есть подобных выражений, встречаемых и в простой речи, и в речи ученых, и в Писаниях Святых. Чего не разумея еретики отвращаются от Ветхого Завета, полагая, что словами: искушает вас Господь Бог ваш, приписывается Богу неведение; будто не знают, что в Евангелии написано: о Господе сие же глаголаше искушая его: сам бо видяше, что хощет сотворити (Ин. 6:6). Если Он знал сердце того, кого искушал, то что же хотел увидать, искушая его? Очевидно, что так сделано для того, чтоб сам себя познал тот, кто был искушаем, и осудил свое безнадежие, увидев как из рук Господа несколькими хлебами насытилось такое множество народа тогда, как он думал, что им нечего будет есть.

Молимся же мы не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение: так как например, кто-либо, быв поставлен в необходимость быть испытанным огнем, молится не о том, чтоб не коснулся его огонь, но о том, чтоб не быть сожженным. Сосуды скудельничи искушает пещь; а людей праведных — напасти (подоб. Сир. 27:5). Иосиф искушен был прельщением блудным, но не был введен в искушение. Была искушена Сусанна, но тоже не была введена в искушение. И многие другие обоего пола также были искушены, но не введены в искушение: особенно же Иов. Многих соблазняет то, что сатана просит искусить Иова. Но не написано ли подобное и в Евангелии: се сатана просит вы, дабы сеял якоже пшеницу (Ин. 22:31)?— Этим означается, что сатана никакой не имеет власти искушать кого-либо; и если искушает, искушает по попущению Божию. Божие же попущение бывает или для наказания людей за грехи их, или для обучения их и доставления им опытности. И бывает большая разность, в какое кто впадает искушение. Не в такое впал искушение Иуда, продавший Господа, в какое впал Петр, когда от страха отрекся Христа — Господа. Но каково бы ни было искушение, для всех один закон, как пишет Апостол: верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, иже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10:13).— Этим изречением Апостол ясно показывает, что молиться должно не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение. Введенными бываем мы в искушения, когда случатся с нами такие, которых мы не можем понести. Но как опасные искушения, в которые впадать пагубно; бывают по причине счастья или несчастья в вещах временных: то их тяжестью не бывает надломлен никто из тех, которые не имеют пристрастия ко временному.

Он же. В книге Иова читаем: не искушение ли житие человеку на земли? (Иов. 7:1) О чем же молимся, говоря: не введи нас во искушение? О чем?— Послушайте. Апостол Иаков говорит: никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есть (1:13). Есть искушение на зло, когда кто, быв прельщен, впадает в грех, и подчиняется диаволу. В этом смысле говорит Апостол, что Бог никого не искушает. Но есть другое искушение, которое называется испытанием. О нем написано: искушает вас Господь Бог, еже уведети, аще любите Господа Бога вашего. Это «еже уведети» то же есть, что: да даст вам познать: ибо Сам Он знал то. Таким искушением, чтобы кто прельщен был и пал, Бог никого не искушает. Но бывает, что, по высшим и сокровенным судам своим, Он оставляет иного. И когда оставит кого, тогда искуситель находит возможность сделать ему что-либо: ибо в таком случае он не противоборца уже встречает, а покорного послушника в том, кого оставил Бог. Итак, чтобы не оставлял нас Бог, молимся не введи нас во искушение. — Кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем, говорит тот же Апостол Иаков. Таже похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть (1:14-15). Чему это учит он нас? Тому, чтобы мы боролись с похотью своею. Во святом крещении грехи все прощаются; а похоти остаются чтобы, возрождены быв, вы вели с ними борьбу. Внутрь вас самих остается столкновение. Нечего бояться внешнего врага: себя победи, и — мир побежден. Что может сделать тебе внешний искуситель,— диавол, или слуга диавола? Пусть, например, кто-нибудь предлагает тебе какую выгоду, чтобы прельстить тебя и склонить на худое дело, что он сделает тебе, когда в тебе самом не дано места любостяжанию? Но если в тебе самом дано место любостяжанию; то, увидев прибыль, разгоришься вожделением ее и будешь пленен тенетами грешного яства, каковые тенета попусту пролежать простертыми пред тобою, если ты неподатлив на любостяжание. Пусть также искуситель подведет для искушения тебя красивейшую женщину. Если внутрь тебя водворена любовь к целомудрдию, то ты легко преодолеешь это внешнее нападете, чтобы не пленила тебя приманка красоты жены чуждой, побори внутрь себя свою похоть; не врага своего ощущаешь ты, но свою похоть чувствуешь. Победи внутрь, что там чувствуешь. Борись и победишь. Возродивший тебя — Судия твой: Он предложил тебе состязание,— и готовит венец. Но как без сомнения ты побежден будешь, если не будешь иметь Его помощником себе, когда Он оставит тебя; того ради и взывать научен ты в молитве: «не введи нас во искушение». — Некоторых гнев Судии предал похотям их, как говорить Апостол: предаде их Бог похотям сердец их (Рим. 1:24). Как предал? Не понудив, а оставив их.

Он же. Не введи нас во искушение. Оставь нам грехи наделанные, и не дай нам впасть в другие такие же: ибо кто побеждается искушением, тот впадает в грех.. Апостол Иаков говорит: кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть, заченши раждает грех. Чтобы не быть тебе увлеченным похотью, не соглашайся с нею. Ей не откуда зачать, как от тебя. Согласился: тоже что – поспал с нею в сердце своем. Восстала похоть: откажи ей в себе, не следуй ей. Она непотребна, растленна, срамна, от Бога тебя отчуждает. Не давай ей объятий согласия, чтобы не оплакивать порождение от того: ибо если согласишься, то есть, примешь ее в объятия, она зачнет. Но похоть заченши раждает грех. Не боишься этого? Грех содеян раждает смерть. Хоть смерти побойся. Если не боишься греха, побойся того, куда приводит грех. Сладок грех, но горька смерть. Она — крайнее бедствие людей, для чего грешат они, то, умирая, оставляют здесь, а самые грехи берут с собою. Грешишь из-за денег: здесь оставишь их. Грешишь из-за других стяжаний: здесь оставишь их. Грешишь из-за жены: здесь оставишь ее. И что бы то ни было, из-за чего грешишь, все то, смежая очи на смерть, здесь оставишь, а с собою возьмешь только самые грехи, учиненные тобою из-за того.

св. Максим Исповедник. Поставляя сие прошение в связь с предыдущим, научаемся, что кто не прощает от души согрешающим, против него и не представляет Богу сердца чистым от всякого на других неудовольствия, сияющим светом примирения с ближними, тот лишается Божией благодати и праведно предается искушению от лукавого, чтобы поставлен быв в необходимость свои очищать падения, научился быть снисходительным и к другим. Искушением же называется здесь закон греха, которого не имея пришел в бытие первый человек; а лукавым называется диавол, примешавший его к естеству человеческому тем, что, прельстив человека, увлек его от позволенного перенестись желанием души к запрещенному и нарушить заповедь Божию: плодом чего было лишение дарованного по благодати бессмертия. Или: искушением названо влечение произволения душевного на страсти плотские; а лукавым — действенная причина, возбуждающая такое влечение: от чего праведный судия не избавляет никого, коль скоро кто не оставляет долгов должникам своим, хотя он и просит его о том в молитве; но оставляет такого жестокосердого и непримирительного и оскверняться законом греховным, и побеждаему быть от лукавого, как такого, который страсти бесчестия, коих всеятель есть диавол, предпочел требованиям чистого естества человеческого, коего содетель есть Бог. Равным образом и на страсти плотские склоняться не препятствует Он такому и от действенной причины, побуждающей к такому склонению ее избавляет его, как такого, который неестественные страсти предпочел естеству, лелея первые и знать не хотя последнее: тогда как ему, следуя требованиям естества, надлежало знать что есть закон естества, и что — тиранство страстей, привзошедшее чрез уклонение произволения от естества, а не естественно в нем сущее; и первый (закон естества) лелеять, удовлетворяя естественным его требованиям, а последнее (тиранство страстей) подальше гнать от произволения, и действием ума охранять естество, которое само в себе чисто и непорочно, понуждая произволение сшествовать естеству, и ничего не привносить такого, чего не требовал бы закон естества, чтобы таким образом, не допуская в себе гнева и никакого разделения с соестественниками своими, бывать ему услышиваему, когда возносит молитву Господню, и вместо одной двоякую получал от Бога благодать — оставление прилучившихся уже прегрешений и охранение и избавление от будущих, чрез непопущение внити в искушение и недопущение порабощену быть лукавым,— за одно от всего сердца оставление долгов ближним своим.

Итак, если желаем быть избавленными от лукавого и не внити в искушение, поверим Богу и оставим долги должникам нашим: ибо аще не отпущаете, говорит, человеком согрешения их, ни Отец наш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6:15); чтобы таким образом не только получить отпущение прегрешений, но и закон греха победить, не будучи попускаемы внити в искушение его, и попрать родителя его — змия лукавого, об избавлении от коего молимся,— под воеводством Христа Господа, мир победившего, законами заповедей во всеоружие нас облекающего, отложение страстей в свой чин естество наше восставляющего и ненасытное в нас возбуждающего стремление к себе, яко ко хлебу жизни, премудрости, ведения и правды, чрез исполнение воли Отца Небесного сослужителями Ангелов делающего нас, благоподражательно являющих небесную в устроении нравов своих жизнь, благоугодную Богу, а оттуда (от ангелоподобия) возводящего на крайнюю степень восхождения к божественному,— к Отцу светов,— и соделывающего нас общниками божественного естества чрез причастие благодати Духа, коею бываем чадами Божиими, неописанно облекаясь в самого Содетеля сей благодати, Сына Отчего по естеству, из Коего, чрез Коего, и в Коем имеем и будем иметь бытие, движение и жизнь.

К сему-то таинственному обожению, как к последней цели, да будет устремлена молитва наша, да явим, из каких какими соделало нас снисхождение во плоти Единородного, откуда и куда вознесла нас мощная десница Человеколюбивого,— нас в низшие всего области ниспадших под тяжестию греховною,— и паче возлюбим столь премудро уготовавшего нам таковое спасение, делом показывая, что молитва исполняется на нас и возвещая своим состоянием что воистину имеем Отцем Бога, а не лукавого, посредством страстей всегда покушающегося тирански деспотствовать над нами, и вместо жизни в смерть низводящего: ибо каждый из сих властителей (т.е. Бог и диавол) тем, кои предают себя им, обычно передают свое: Один жизнь вечную подает любящим Его, а другой смертию напаяет отдающихся ему произвольно под действием искушений.

Искушений, по Писанию, два рода: одни бывают чрез то что приятно, а другие чрез то что скорбно и болезненно; одни произвольные, другие невольные. От тех рождается грех, и о невнитии в них-то повелено нам молиться, по заповеди Господа, преподавшего нам говорить в молитве: и не введи нас во искушение, и внушавшего: бдите и молитеся, да не внидите в напасть (Мф. 26:41). А эти суть казнители. греха, наказующие грехолюбивое расположение наведением невольных тяжелых прискорбностей, каковые, если кто претерпит,— особенно из тех; кои не крепко пригвождены гвоздьми греха,— к себе найдет приложимыми слова великого Иакова, который взывает: всяку радость имейте, братья моя, егда во искушения впадаете различа, ведяще, яко искушение вашея веры соделывает терпение: терпение же дело совершенно да имать (Иак. 1:2-3). За обоими такими искушениями злоумышленно подсматривает лукавый, и во время первых ухищряется, посредством всеяния и возбуждения плотских сластей, соблазнить душу отстать от боголюбивого настроения, а во время вторых покушается обманом склонить душу, подавляемую тяжестию скорбей и бед, принять помыслы ропота и возведения неправды на Создавшего.

Мы же, зная козни лукавого, при вольном искушении, будем молиться, да не дано будет нам отпасть от боголюбивого настроения; а когда попустит Бог найти на нас искушению невольному, будем мужественно претерпевать его, да явим, что естеству (изнемогающему под тяжестию скорби) предпочитаем Создателя естества. Буди же всем нам, призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа, здесь не увлекаться прелестными сластьми лукавого, в будущем веке избавиться тамошних мук и причастниками явиться неизреченных благ, кои отчасти лишь прозреваем в самом Христе Господе нашем, от всей твари славимом со Отцем и Святым Духом.

блж. Феофилакт. Не входить в искушение значит не порываться на искушения. Ибо нам должно молить Бога не о том, чтоб Он наслал на нас искушение, но о том, чтобы отвратить оное: а если постигнет, должно с мужеством переносить оное. Нужно сказать, что искушений два вида. Одни произвольные, например: пьянство, убийство, прелюбодяние, и прочие страсти. Ибо сим искушениям мы сами подпадаем произвольно. Другие искушения—невольные, коим подвергают нас владыки и сильные. От произвольных-то искушений, т.е. от страстей нам должно убегать, молиться об избавлении от них и говорить: не введи нас, не попусти нам впасть во искушение, т.е. в произвольную страсть.

Он же. Мы люди слабые, посему не должны подвергать себя искушениям; но если впали во искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас и чтобы Бог даровал нам помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден: но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцев и славы.

Симеон Солунский. И не введи нас во искушение. Ибо много наветников, полных зависти и всегда враждебных, и много искушений от демонов, от людей, от тела, от невнимания души, которые встречают всех,— и ревностно подвизающихся и нерадивых,— только искушения праведных обращаются им во благо, служа к испытанию их и преспеянию. И праведные терпения имут потребу (Евр. 10:36); потому что дух бодр, плоть же немощна (Mф. 26:41). От искушений же таких, презришь, например, брата, или обидишь его, или скорбь ему причинишь, божественное что презришь, или понерадишь о нем,— кто бывает свободен?— Почему молясь о прощении того, в чем погрешаем против Бога и брата, потому что сами прощаем и милуем, праведно молимся и о том, да не внидем в искушение. Будь и праведен кто, не должно ему дерзать о себе; ибо смиряться, миловать и прощать и есть праведность.

Святитель Тихон. Искушение бывает нам к добру, или ко злу. Искушение к добру от Бога есть, которым искуситися Давид и прочии святии просят. Искуси мя Боже: и увеждь сердце мое, и стяжи мя, и разумей стези моя (Пс. 138:23). Так искушаем был Авраам (Быт. 22 гл.). Не о сем искушении зде слово.— Искушение ко злу, или прельщение, бывает или от диавола, который всяким образом ищет нас уловить, прельстить, ко греху привести и погубить; или от плоти, которая страстьми и похотьми борет нас; или от мира, который прелестию, суетою и соблазнами ко злу поощряет нас. О сем искушении есть слово зде. Бог, яко благ, ко злу никого не искушает. Никто же искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есть; Бог бо несть искуситель злым, и не искушает Той никого же. Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем (Иак. 1:13-14).

Сим словом: не введи нас во искушение, молим Бога, чтобы нас от искушения мира, плоти и диавола Своею благодатию сохранил. А хотя и впадем во искушения, о том просим, чтобы не попустил оными быть нам побежденными, но помог бы нам их одолеть и победить. От сего видно, что мы бессильны и немощны сами в себе без Божией помощи. Аще бы сами могли мы противитися искушению, не бы повелено нам было помощи в сем просити. Сим научаемся, коль скоро почувствуем искушение на нас находящее, тотчас Богу молитися и просить от Него помощи. Учимся паки от сего на себе и свою силу не надеяться, но на Бога. Когда молимся: не введи нас во искушение, то не должны сами себе вдавать во искушение. Егда, рече Златоуст святый, влечемся на подвиг, мужественно стоять должно; а не позываемы молчать должны и времени подвига ожидать, да и суетной славы нехотение и мужество покажем.

Публикуется по изд.:

св. Феофан Затворник. Истолкование молитвы Господней словами Святых отцов. М., 1908

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Последователи о. Кочеткова на конференции «Социальное учение церкви и современность»

Представители Свято-Филаретовского института (секта о. Георгия Кочеткова) приняли участие в конференции «Социальное учение церкви и современность». Конференция прошла в Орле и была организована Орловским государственным университетом совместно с Орловско-Ливенским епархиальным управлением. Открыл конференцию и благословил ее работу архиеп. Орловский и Ливенский Пантелеимон.

Католики пожаловались на православного депутата

Римо-католическая община Севастополя написала в городскую прокуратуру заявление на депутата городского совета от КПУ Артема Мальцева. В этом документе депутат обвиняется в разжигании междоусобной вражды, а его выступления на сессиях городского совета квалифицированы как преступление.

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.