в миру Юлия Николаевна Рейтлингер (1898-1988) – иконописец. Была близка к модернистским кругам в эмиграции, а затем в СССР.
Училась в школе “Общества поощрения художеств”. С 1921 г. жила в Праге, где познакомилась с о. Сергием Булгаковым и стала его духовной дочерью, позднее переехала в Польшу. В это же время начинает писать иконы (пройдя предварительное обучение у К. Каткова, иконописца старообрядческой традиции). Поиски модернистского языка “творческой иконы” сблизили ее с кругом русских религиозных мыслителей: Николая Бердяева, Бориса Вышеславцева, Георгия Федотова, о. Василия Зеньковского, Владимира Ильина, и с матерью Марией (Скобцовой).
В 1925 г. переехала в Париж. Жила при Свято-Сергиевском подворье в Париже. Обучалась в мастерской художника Мориса Дени. В 1932 г. расписывала церковь св. Иоанна Воина в г. Медон (Франция), в 1934 г. писала одноярусный иконостас в храме Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Лурмель в Париже. В 1935 г. Ю. Рейтлингер была пострижена митр. Евлогием (Георгиевским) в рясофор и избрала в качестве послушания “свободное творчество”. В 1938 г. создала триптих для храма преп. Сергия Радонежского и св. Албания при богословском колледже в г. Мерфилд, на севере Англии; в 1945-1946 гг. расписывала часовню при доме Содружества преп. Сергия и св. Албания в Лондоне. Участница “Лиги православной культуры”. Член общества “Икона” в Париже (до 1946 г.).
Основные принципы “иконной живописи” с. Иоанны, выражены ею в дневниковой записи: В иконе изумительно должна сочетаться правомерная декоративность с внутренним большим содержанием экспрессии. … Мне хочется жизни! В 30-е годы ее творческие задачи разделяет и учится у нее о. Григорий (Круг), ставший впоследствии о. Григорием. В 1946 г., после кончины о.С. Булгакова переехала в г. Прагу.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. расписывала храмы в Восточной Словакии, выполняла частные заказы на религиозные картины, портреты, пейзажи. В 1955 г. вернулась в Россию. Проживала в Ташкенте. В 1960-х гг. временами приезжала в Москву и в Ленинград. В 1973 г. познакомилась с о. Александром Менем. В последние 15 лет ее жизни он стал ее духовным отцом. Вернулась к иконописи, писала иконы по его заказам.
О ней
07.05.2011 Софиология в диалоге с «богословием иконы»
Источники
Выставка работ Юлии Рейтлингер (Буклет Библиотеки-Фонда “Русское Зарубежье”).
Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве. М.; Париж: Русский путь; YMCA-PRESS, 2000
Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество “Икона” в Париже: В 2 томах. М.; Париж: Прогресс-Традиция, 2002
4 Responses
Женщина не должна писать иконы.это модернизм,большой вред душе и Церкви.и какая такая нужда?и в каком житие святых найдёте чтобы кто из женского лика: девственниц,преподобных,праведных были иконописками?Вышивка для раки преподобного,облачение это да,вышивали,но это не иконопись для иконостаса и не роспись фресок.
Роман Алексеевич! Отец Владимир!
Вы тоже считаете что женщины не должны писать иконы – это модернизм, большой вред душе и Церкви?
знала что многих обижу.это мои выводы. Зачем смущаться ,раз благословляют ,но бывает ,что не нужда заставляет,а :Икономия,Экумения и Феня.деньги,тоже.Может,наверно, быть исключение для Ангельского чина,да и то это новшество [иконопись в ж.мон].конца 19века.св Матрона М пригласила написать икону Богородицы кого?-мужчину,тяжкого грешника,он покаялся,поговел и написал икону,не ахти как, но написал ,он не был талантливым.Неужели благочестивых ,молитвенных,талантливых женщин художница не нашлось?но в то время и на ум не приходило -поручить нашей сестре иконопись.т.к мы немощны и душой и телом.это дело мужей.И это очень важно.Есть Феофан грек,Антоний Сийский ну и.т.д,а вот если бы писали сарафаны,был бы другой дух,женственной,как сейчас.Но это конечно мой бред,не стоит расстраиваться.Ещё гордость борет иконописок больше,чем иконописцев,т.к мы слабее,а иконопись дело сильных духом и умом.
Икона “Аз Есмь с вами и никтоже на вы” написана по благословению святого праведного отца Иоанна Кронштадтского монахинями Леушинского монастыря…