И вознесется Господь един в день оный (Ис. 2:17)

По совершении чудной победы, после славных и дивных трофеев, бесы будут обличены, идолы поруганы, лжепророки принуждены молчать, господство иноплеменников разрушено, всякие уста, противоречащие Богу, заграждены.
И вознесется Господь един в день оный (Ис. 2:17)

Прежде, нежели сказал о войне, пророк говорит о том, что произойдет от нее, повелевая войти в камни и скрыться под самую землю, не с тем, чтобы они действительно сделали это, но чтобы таким образом убедились, как невыносим гнев, который тогда покажет Бог. Скрыйтеся,- говорит,- в землю от страха Господа и от славы величия Его, егда востанет сокрушити землю. Не сказал просто: «от крепости Его», но: «от славы крепости». Таковы именно дела Божьи и таковы победы Его; в них – великая слава и знаменитость. Здесь, мне кажется, пророк указывает на победу, бывшую при Езекии, называя «землею» множество народа, «сокрушением» – поражение, а «восстанием» – явление Его на помощь. Потому и Давид говорит так: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (Пс. 67:2); и еще: воскресни, Боже, суди земли (Пс. 81:8), – означая делами и положениями людей действия Божьи.

Очи бо Господни высоцы, человек же смирен (Ис. 2:11). Чтобы никто из тогдашних слушателей не сомневался в сказанном, – ведь случившееся для многих было невероятным и превышающим всякое чаяние, – он прибегает к могуществу Совершающего и слабости подвергающихся Его действию. Нет ничего, говорит, выше Бога, и ничего – слабее людей. Итак, не сомневайся, может ли столь Великий и Сильный внезапно так унизить слабых. Хорошо сказал он: Очи Господни высоцы. Не сказал: «сила», но: «очи Господни», так как и одного воззрения Божьего достаточно для ниспровержения всего противного. То же и Давид говорил в другом месте: Призираяй на землю, и творяй ю трястися (Пс. 103:32); и еще другой пророк: И воззрю к нему, и премогу ему (Осия 11:4).

И смирится высота человеческая. И вознесется Господь един в день оный (Ис. 2:11). По совершении чудной победы, после славных и дивных трофеев, бесы будут обличены, идолы поруганы, лжепророки принуждены молчать, господство иноплеменников разрушено, всякие уста, противоречащие Богу, заграждены. Потому он и говорит: И вознесется Господь един. Никто уже не будет противоречить и сомневаться в могуществе Божьем, когда дела представят такое яснейшее доказательство. Высота существа Божьего постоянна, никогда не начиналась и всегда существует; возвышение же разумеется в мысли людей, когда противоречащие и противодействующие, убедившись доказательством самых дел, покорятся и вознесут приличное славословие. День бо Господа Саваофа придет на всякаго досадителя горделивого, и на всякаго высокаго и величаваго и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякую стену высокую и на всякий столп высок, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный (Ис. 2:12–17). Здесь стеною, кедром, холмом и дубом он называет сильных людей, высотою этих дерев иносказательно означая власть их; а названием корабля и видения доброты кораблей указывает на богатейших из них.

Он хочет сказать следующее: всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда уничтожится и прекратится, и ничто не поможет им избежать гнева Божьего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска, и ничто другое подобное.

св. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исаию // Творения. СПб.: СПбДА, 1900. Т. 6. Кн. 1. С. 36-38

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Аббаты в Русской семинарии во Франции

С 16 по 18 марта Русскую православную духовную семинарию во Франции посетили трое высокопоставленных бенедиктинцев: аббат Филипп Пирон (Франция), аббат Бернард Савицкий (Польша) и ксендз Ришард Корзеньский (Венгрия).

Лжерелигия как политика

Если вера утрачена, то основанием для человеческого существования становится “дело” и политика.

XV-е собеседование c евангелическо-лютеранской церковью Финляндии

Со стороны Русской Православной Церкви в собеседовании также принимают участие ректор СПбДАиС еп. Гатчинский Амвросий, о. Ианнуарий (Ивлиев), о. Кирилл (Говорун), о. Владимир Шмалий, о. Димитрий Сизоненко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.