Идеологическая фантастика на страницах журнала «Фома»
Журнал «Фома» публикует путаную статью своего сотрудника В. Каплана «Сырье для намека». В ней Каплан пытается построить Теодицею на повести Стругацких «Трудно быть богом», что является заведомо невозможным.
Понятно, что журнал «Фома» не ставит и не решает вопросов веры, а лишь блуждает в кругу либеральных и модернистских идеологем типа «абсолютной свободы» и «безусловной ценности» человека. Этим легко объясняется выбор идеологической писанины братьев-фантастов в качестве исходной точки для нравоучений.
В. Каплан считает, что Теодицея должна объяснить существование зла в мире. Всемогущий Бог не может, по мнению Каплана, исправить зло мира, потому что личность для Бога – безусловная ценность.
Каплан приводит следующую мудрость атеистов Стругацких, где житель планеты обращается к «земному богу» Румате:
Будах тихо проговорил:
— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
— Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.
Каплан теоретизирует: Зло в человеческих взаимоотношениях произрастает из внутреннего несовершенства человека. Недостаточно изменить внешние условия, чтобы люди перестали друг друга мучить. Именно потому Бог и не может справиться со злом, просто наказав негодяев и установив справедливые порядки.
Заметно, что Каплан рассуждает тоже как неверующий, поскольку его «оправдание Бога» ограничивается земной жизнью, в рамках которой к тому же не действует Промысел Божий. Это укладывается в модернистский миф об «абсолютно значимом человеке», но представляет собой серьезно искаженную версию Христианства.
В мире Каплана Бог может быть и не всемогущ, как не всемогущ Румата. В этом же ключе мыслил и Н. Бердяев, который признавал Благого, но не Всемогущего Бога. Оно и понятно, поскольку наряду с Богом модернизм всегда воздвигает еще одного «творца и промыслителя» в лице человека. К этому приходит и автор «Фомы»: Невозможно запрограммировать волю человека, оставив при этом её свободной.
Согласно Каплану, зло мира объясняется очень просто: есть злая воля человека, а за нее Бог не несет ответственности. Каплан продолжает: Бог не может,- якобы,- сохранить людям свободу воли, лишив их свободы действий. А ведь все варианты принудительного осчастливливания предполагают именно лишение человека свободы, то есть — если смотреть на это с богословских позиций — вынимание из человека образа Божия.
Можно сказать сразу, что с Христианством данное учение не связано, хотя в наши дни успешно распространяется под Его видом.
Во-первых, человек возник не сам собой, а сотворен Богом из ничто, и следовательно, абсолютно невозможно ограничить Божественную власть и Его ответственность за человека.
Человек уже был «принудительно осчастливлен», потому что бытие лучше небытия. Отсюда следует также, что человек не может быть безусловно ценен и абсолютно свободен: Получившему начало бытия путем изменения нельзя, конечно, быть неизменным, – говорит св. Григорий Нисский.- Ибо перехождение из небытия в бытие есть уже некоторого рода изменение, потому что тут небытие Божественной силой прелагается в бытие.
Бог уже сотворил человека совершенным, вселив в него любовь к истине. Поэтому св. Григорий Нисский говорит о человеке, что его воля и разум уже «запрограммированы» на то, чтобы поступать согласно природе: Существа, которые сотворила из ничего несозданная Природа, как начавшие бытие прямо с перемены, всегда шествуют путем изменения, то если они поступают по природе, изменение в них всегда клонится к лучшему, а если совращаются с правого пути, то такое стремление приводит их к злу.
Проявлением свободы является только следование добру, поскольку человеку дан светильник разума, который указывает ему на то, чего требует его Богосозданная природа. Уклонение же ко злу есть проявление несвободы и порабощения человека тем, чему не должно подчиняться: ложью и страстями. Если все это и упраздняет мнимую свободу человека, тем лучше.
Правда, в вечной жизни за гробом будет установлен порядок, который Каплан вместе со Стругацкими осуждает как невозможный, несправедливый и тоталитарный, потому что, будто бы, нельзя сохранить людям свободу воли, лишив их свободы действий.
Человек и в земной своей жизни весьма ограничен в свободе действий и в свободе выбора своей посмертной участи, потому что есть Суд Божий, и в конце времен, кто не был записан в книге жизни, будет брошен в озеро огненное (Откр. 20:14-15). Это относится даже и к праведникам, потому что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).
Каплан устраняет из своей «Теодицеи» Божий суд, вечные награды праведным и наказания грешных. А именно и только Божий суд и устанавливает тот благой и совершенный миропорядок, который должен составлять суть философской Теодицеи.
Когда человек поступает вопреки природе, это ни в коей мере не искажает Богоустановленный порядок, Или, говоря словами блж. Августина: Богом, Творцом и Промыслителем вселенной устроено все прекрасно. И эта красота всего сотворенного остается неприкосновенной, благодаря следующим трем: осуждению грешников, воспитанию праведников и совершенству блаженных.
Этот прекрасный миропорядок кажется несовершенным и несправедливым с точки зрения гностической идеологии, что достаточно ясно свидетельствует об ее духовной сущности.
Роман Вершилло
Добавить комментарий