Игра в бисер. Предисловие

Роман Германа Гессе «Игра в бисер» как попытка решить один из главных вопросов Нового времени.

Я предлагаю рассмотреть роман Германа Гессе «Игра в бисер» (1943) как намеренно не философскую и псевдоэстетическую попытку решить один из главных вопросов Нового времени: как соединить теорию и практику, правомыслие с праводеланием и то и другое – с правильным ощущением.

Христианская политическая философия отвечает, как известно, на тот же вопрос. Поэтому, я считаю, для христианской философии роман Гессе может быть полезен как точка отталкивания.

Вопрос о теории и практике

Вопрос о соединении практики и теории решается очень просто.

Нужно право мыслить и верить в истину, а также поступать в соответствии с истинной верой и правильными мыслями. Все это должно подкрепляться верными чувствами: прежде всего стремлением к ясности, отвращением от неясности и вообще ощущением интеллектуальной бодрости.

Такое решение проблемы должно соединять «деяние с разумом» (св. Андрей Критский. Великий канон), то есть не может быть только мысленным или только деятельным. Не может оно быть и только литературой.

На этом пути мысли, чувства и дела человек призван бесконечно преуспевать в трех добродетелях: вере, надежде и любви. Любовь здесь выступает как совершенство добродетелей, соединяя мысль, дело и чувство, вообще всё, что в нас разделено.

Любовь связует и не дает рассеиваться тому, что есть в нас прекрасного, хотя по природе мы и рассеянны (св. Григорий Богослов).

Даже небольшое нарушение равновесия между мыслью и делом, например, преобладание действия над мыслью или наоборот, уже говорит об ослаблении безграничной любви к Истине (Мф. 22:37).

Понятно, насколько важно это обычное (подчеркиваю это слово) решение проблемы. Так мы понимаем, какое место в жизни занимают вера и мысль, какой путь в жизни избрать, да и вообще, что такое «жизнь».

Разрыв между мыслью и делом

Повторюсь: такое решение проблемы является обычным, непосредственно понятным. Оно всегда рядом, всегда доступно: только руку протяни. Однако в Новое время оно оказывается недостаточным для современного человека. Оно кажется ему чисто литературным и исключительно теоретическим. Но и выпасть в дикую реальность ему тоже не удается, и он до конца так и не понимает, почему это так.

Для нового человека мысль и дело становятся проблематичными в своей отдельности, а уж соединение их в жизни и подавно. В результате, новый человек становится для себя уравнением со всеми неизвестными.

Приходится признать, что разрыв между мыслью и делом – реальная проблема для человека Нового времени, и только для него, как человека необычного. Разрыв между жизнью и мыслью – личный, случайный. В общем и обычном плане такой проблемы не существует.

Новый человек пытается преодолеть разрыв между мыслью и делом

Не будем думать, что новый человек не понимает этой своей личной проблемы. Он ищет ее разрешения. Отсюда такой интерес к личности в Новое время, напряженное изучение себя, которое приводит к самооткровению личности в романтическом творчестве и в массовых идеологиях.

Новый человек хочет жить полной жизнью в полной, а не усеченной реальности. Однако новый человек принимает такие решения, которые делают его ситуацию в мире все менее адекватной. Что бы он ни делал, как бы он ни мыслил, он все дальше от жизни, к которой стремится.

Идеологи Нового времени предлагали различные ответы на вопрос о соотношении теории и практики. В основном эти ответы можно охарактеризовать как социальные и коллективные методы решения этих личных и случайных проблем. Таковы не только социалисты, националисты и либералы. Таковы же и Церковные реформаторы и Церковные революционеры. Все они думают, что массовые и организованные формы жизнедеятельности приближают нас к единству бытия. На этом пути терпит неудачу не только Церковная реформа, но и коммунистический проект, и правые националистические проекты, включая самый радикальный из них – в виде нацистской Германии.

Более проницательные мыслители (или лучше назвать их прямо «гностиками»?): Достоевский, Ницше и в некоторой мере Бодлер, понимают личный, только их собственный, характер проблемы и, соответственно, ее решения.

Одним из опытов решения указанной проблемы стал последний роман немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер», известный также в англоязычном мире как «Magister ludi» («Магистр игры»). После несколько затянувшегося, но необходимого предисловия, мы обратимся к роману, как акту личного и коллективного «жизнедействия», если будет позволено его так назвать.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

О. Кирилл (Говорун) удален из Учебного Синодального комитета

15 марта Священный Синод Русской Православной Церкви произвел кадровые перестановки в Учебном комитете при Священном Синоде: о. Кирилл (Говорун) освобожден от должности первого заместителя председателя Учебного комитета. На эту должность назначен о. Максим Козлов.

2 Responses

  1. Добрый день.
    И что самое интересное Иозеф Кнехт, представитель “делающего” лагеря одерживает победу над Плинио Дезиньори, который предпочитает схоластику, либеральный путь.

    Все же ядро книги – в победе сердца, идеального чистого сотворенного на придуманным, рациональным, скептическим.

    Лично меня, эта книга побудила за несколько лет до возвращения в Церковь – успокоиться от исканий. Выдохнуть в том, что Идеал есть, и Он – не хаос. И дальше милостивый Бог Сам ведёт и открыл, что Имя Его – Христос – Сын Божий.

  2. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
    Евр. 13:9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.