в миру Валерий Николаевич Новик (1946-2010) – автор модернистского направления, популяризатор философских и социальных идей В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, о. С. Булгакова, С.Л. Франка, Г.П. Федотова. “Христианский демократ”, экуменист.
После окончания Радиополитехникума служил в рядах Советской Армии. В 1976 г. окончил Ленинградский Политехнический Институт им.М.И. Калинина. Несколько лет работал инженером в области “автоматизированных систем управления производством”.
В конце 70-х приходит в Православную церковь. В 1989 г. рукоположен во иеромонаха. В 1992 г. возведен в сан игумена.
По окончании ЛПДА в 1987 г. преподавал там же в течение 10 лет. В 1992-1994 гг. инспектор Академии. Кандидат богословских наук.
В 1997 г. уволен из ЛПДА из-за несогласия с законом “О свободе совести и религиозных объединениях”. 25 августа 1997 года игум. В. направил в администрацию президента письмо, в котором указывал, что новый закон о свободе совести и религиозных объединениях нарушает права человека. Изучал социальное учение церкви в Италии (2 семестра) и в США (1 семестр). В 1998 г. изучал права человека в Колумбийском Университете (Нью-Йорк). Публиковался в журналах “Континент”, “Посев”, “Вопросы философии”, газетах “Московские новости”, “Общая газета”, “Русская мысль”.
Находился за штатом и занимался преподавательско-научной и публицистической деятельностью в Санкт-Петербурге. Преподавал в Библейско-богословском институте дисциплину “Церковь, государство, общество (социология)”. Составитель и научный редактор хрестоматии “Права человека и религия” (издание Библейско-богословского института, 2001). Преподавал с 1995 г. в католической семинарии “Мария – Царица Апостолов”.
Член Смешанной богословской комиссии по православно-католическому диалогу (с 1990 г.).
В октябре 2003 г. участвовал в первом “паломничестве христиан России” в поддержку Израильской агрессии в Палестине. Спонсор поездки – фонд Михаила Черного.
Осудил как антиправовые действия “погромщиков” выставки “Осторожно, религия” в 2003 г., отметив при этом, что они были вызваны антиправовыми действиями художников.
Участник секции “В защиту свободы совести и светского характера государства” V Внеочередного съезда Всероссийского гражданского конгресса 28–29 июня 2008 г. Сопредседателями ВГК являются Гарри Каспаров и осужденный за организацию богохульной выставки “Осторожно, религия” Юрий Самодуров.
Сторонник обновленческих изменений Православного Богослужения, замены церковнославянского языка в Богослужении. Подписал Обращение от 10 апреля 1994 г. с призывом к дискуссии по вопросу богослужебного уклада.
6 декабря 2008 г. принимал участие (не приехал, прислал доклад) в экуменической встрече в Хельсинки: “Выжить в ХХI веке: религиозный ответ на угрозу глобальной войны”.
Цитаты
При существующем религиозном и культурном разнообразии невозможно полное единодушие, и радикальная бескомпромиссность приведёт к войне всех со всеми. Людям следует признать свою ограниченность, смирить свои притязания, отказаться от абсолютистских проектов. Только Бог, всеведущий и всесильный, мог бы установить на земле единый образ жизни (порядок), но Он по только Ему известным причинам этого не делает, предоставив людям самим благоустраиваться. Известно также, что “худой мир лучше доброй ссоры”.
Богословски обосновать необходимость экуменизма не просто, но все же возможно… Не все ещё известно, не всё ещё открылось. Апофатика указывает на ограниченность людей (их сознания), на необходимость их смирения друг перед другом в богопознании. Никто не должен претендовать на монополию на истину в последней инстанции.
Основные труды
Православие, христианство, демократия (1999)
Один ответ
Несчастный игумен Вениамин (Новик) заблудился в дебрях гностицизма, пытался увидеть дорогу к свету в извращенных многоликих изотерических словоблудиях запада, не понял лживоть лозунга “демократия”, стучался в тупиковую дверь икуменизма, променял ортодоксальность на вседозволенность, духовно метался по дудку соблазнителя. Надеемся, что его примером Бог преподал урок другим сомневающимся гностикам, пытающимся познать, то что непознаваемо, то есть уничтожить понятие “веры”. Глупость высомерных гностиков иллюстрируется простой истиной- знания имеют границы, незнание его не имеет.