(1932) – публицист модернистского направления, последователь о. Александра Меня, борец с Православием во имя толерантности.
В 1955 г. окончил Московский историко-архивный институт (1955). Сотрудник Издательства восточной литературы (1957-61). Старший научный сотрудник Института социологии РАН.
Председатель политического дискуссионного клуба “Московская трибуна”, основанного А.Д. Сахаровым, Ю.Ф. Карякиным, Е.Г. Боннер и др. Эксперт Московского бюро по правам человека. Член Комиссии по помилованиям при Президенте РФ (до декабря 2001).
Вошел в круг о.А. Меня в середине 70-х гг. XX в. Председатель правления Общества культурного возрождения им. Александра Меня. Общество возникло в 1988 г. с целью воспитания интернационализма у населения. Учредителями выступали Б. Окуджава, Ф. Искандер, С. Капутикян. Зам. председателя – Е.Ю. Гениева, директор ВГБИЛ. Среди лекторов общества были: о.А. Мень, С.С. Аверинцев, Алла Латынина. Общество провело первый в СССР вечер памяти Н.А. Бердяева.
В.И. вел передачу “Дискуссии на тему” на модернистской католической радиостанции “София” (ранее “Христианский церковно-общественный канал”). Был постоянным автором католического журнала “Истина и жизнь”. Книги В.И. выходят в “независимом издательстве “ПИК”, редактор – Валентин Оскоцкий.
Дебютировал как поэт в 1978 г. в журнале “Юность”. Автор графоманских “сатирических” стихов. Автор альманаха “Апрель”.
Цитаты
В России скинхедов в разы больше, чем во всем мире. Мы, очевидно, сегодня самая расистская страна в мире.
Я должен сказать, что значительная часть православных священников и мирян стоит на вполне здоровых, нормальных позициях. Они вовсе не разделяют человеконенавистнических нацистских воззрений.
В Русской Православной Церкви существует сильнейшее течение, которое является духовным оплотом и союзником русских нацистов.
Мне уже приходилось напоминать слова отца Александра Меня в его последнем интервью о том, что “произошло соединение русского фашизма с русским клерикализмом и ностальгией церковной. И эти настроения разделяют очень многие служители Церкви”.
“Протоколы сионских мудрецов”… стали настольной книгой для значительной части православного клира.
Церковь забыла о своей роли духовной закваски в мире, о том, что ее первостепенная задача – этическое и духовное просвещение. В Православии стали доминировать обрядоверие, ритуализм, мертвая буква. Произошло разведение Церкви и культуры, они оказались как бы на разных полюсах. Русская Православная Церковь стала восприниматься как антикультурный, реакционный институт, полностью подчиненный интересам государства, равнодушный к нуждам простого человека и заинтересованный в сохранении status quo.
Духовное возрождение – это духовное восхождение, вверх, по лествице духа, от земли к небу, все более соединяя земное и небесное. Духовное возрождение – это свободное творчество, сотворчество. Это не слепое продолжение традиции, а ее творческое продолжение и преображение. (К тому же не каждая традиция достойна продолжения: одна из главных наших традиций – традиция неуважения к человеку.) Отец Александр Мень писал: “Жизнь духа целостна. В ней нет отдельных изолированных участков. Ось ее – служение. Высшему и людям. Это и в добре, и в творчестве. Поэтому творчество священно”.
[По мнению православных] абсолютная истина находится у них в кармане, все лучшее сосредоточено в одной-единственной конфессии, действительно духовно богатой, действительно ставшей фундаментом для расцвету культуры, однако не вмещающей в себя всю Полноту христианства. Полнота истинная – в единой христианской Церкви. И нападки на экуменизм следует расценивать как нарушение заповедей Христовых, главная из которых – единство в любви.
Русская Православная Церковь или Римско-католическая Церковь – части наднационального единства. Они, конечно, самоценны, если не абсолютизировать эту самоценность.
Основные труды
К вопросу о формировании классового самосознания пролетариата Азии // Рабочий класс и антиимпериалистическая революция в Азии, Африке и Латинской Америке: материалы международной научной конференции “50-летие Октября и международный рабочий класс”. М.: Наука, 1969. С. 177-182
Иоанн Бар-Кашовский. Священная война (сказание) // Литературные вести. 1995. №11
Русский фашизм и религия // Диа-Логос. 1998-1999
Жизнь и смерть во Христе // Известия. 27 января 1999
Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе // Континент. 1999. № 100
Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе. М.: “ПиК”, 2000. издание выпущено при поддержке Института “Открытое общество” (Фонд Сороса)
Ксенофобия, национализм, фашизм. Лики русского неонацизма (2005)
составитель
Вокруг имени отца Александра. М.: “ПиК”, 1993
Нужен ли Гитлер России?: по материалам Международного форума “Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе: идейные основы, социальная база и политическая активность”., 20-22 янв. 1995. М.: “ПиК”, 1996
Источники
В России скинхедов в разы больше, чем во всем мире — эксперт
Paul Goble. Window on Eurasia: Russia is the ‘Most Racist Country’ in the World, Researcher Says