«Рече безумен в сердце своем: несть Бог».
Псалом 13.
1. Взрыв в голове
У безумного нет мысли. «Несть Бог» – это не мысль, так как имеющий мысль принуждается к признанию своего Творца врожденными понятиями и разумными выводами из них.
Это наваждение, властный приказ со стороны не имеющего власти над человеком, сиречь дьявола. То есть имитация приказа. Враг «берет на пушку», провоцируя в малодушных страх перед Богом данным умом и отказ от мысли.
И если этот малодушный принимает вражий помысл до конца, в нем происходит радостный переворот, связанный с мнимым, но кажущимся безумцу полным освобождением от власти Бога и мысли о Нем.
Если бы это была просто патологическая цепь рассуждений (мысль не бывает патологической), она бы произвела отчаяние и отказ от самой жизни. Но это и не мысль и не рассуждение, это сочетание с помыслом, отказ от ума.
Так Раскольников обрадовался, решив убить проценщицу.
Так Ницше обрадовался, «осознав» нечто у скалы над озером, а именно: «Бог умер».
Так радовались наши предки, снимая с себя крестильный Крест и записываясь в комсомол.
2. Вожделенный, но неосуществимый компромисс
Модернист ищет компромисса между неподвижным содержанием тех песнопений и тропарей, которые он произносит в Церкви и пантеоном «святости» Нового времени, которому он принадлежит.
Тот же Достоевский не может быть им отвергнут как религиозный авторитет. Не могут быть лишены в его сознании высшей санкции ни Нобелевская премия, ни «архетип русского», ни «будущее человечества», ни «миссионерская практика», ни «социальное служение», ни «героизм рядом с нами», ни «чудо человеческого общения» – все эти артефакты «очень хорошего» прочно заняли место Единого на потребу и слились в его сознании с верой Церкви.
На самом деле это несовместимо и не может соединяться ни в какой пропорции.
Верой Церкви и Ее единственной радостью является Христос Избавитель, принесший Себя во искупление наших грехов и неизбежной для каждого вечной смерти. И даровавший нам своею смертью Жизнь Вечную.
Эта Жизнь Вечная ждет нас не здесь,а за гробом.
А начинается она здесь – не экзистенциально, не органически, не душевно — а духовно, через веру и сверхъестественную благодать Божию, укрепляющую верующих.
Любовь к Вечной Жизни оскудела в Христианах. И оскудела поэтому любовь ко Христу Жизнодавцу.
И они решились, как Раскольников, на освобождение от скреп и пут «слишком сухой», «средневековой», «безжизненной», схоластической веры в Первое Пришествие во плоти Сына Единородного ради Искупления нас от грехов, и освобождения нас от страха смерти и вечной муки за гробом — с заменой ее на веру в воплощение Бога в мире, соединение Бога с этим наличным миром, безразличное обожение всей твари, «воплощение Бога в нас» — наших общинах и обществах. Эта «радость узнавания себя во Христе» вместо радости узнавания истины Воплощения моего Спасителя от Духа Свята и Марии Девы и есть тот взрыв в голове и сердце Ницше и Раскольникова, о котором сказал Псалмопевец.
Этот взрыв, произойдя однажды в головах Бухарева и Соловьева, Флоренского, Гапона, Храповицкого и Введенского — сдетонировал в миллионах слабодушных крещеных, взорвав и уничтожив в них начатки старого благочестия и сделав их гражданами земного града,
носящими имя Христиан. В отличие от открытых атеистов, они принадлежат к Церкви.
Но имеют при этом иммунитет к Христианству. Временный, короткий как жизнь земная, иммунитет.
3. Мнимый иммунитет
Конечно, этот иммунитет мнимый. Он дает его носителю ощущение безопасности от Христа Бога. Так, Розанов мог смеяться над Церковью и поносить Спасителя мира. Так и зверь Апокалипсиса имееет «одну из голов как бы смертельно раненой, но эта смертельная рана исцелела» (Откр. 13:3.) Но был брошен живым в озеро огненное, не устояв в сражении с Сидящим на белом коне Верным и Истинным и параведно Судящим.
Никто не может иметь иммунитет к Христианской вере. Ею нельзя «переболеть» и остаться живым человеком. Принимая Христианство, «заражаясь» и болея им до конца жизни, человек обрекает себя на смерть в этом мире, умирает для мира. В этом причина готовности Христиан на безвестную смерть, на поражение в правах, на земную разлуку ради Царства Небесного по смерти.
Враг не смог победить Христианскую веру и изобрел вакцину против нее: «ослабленную» «веру в добро», «веру в человека»,
«веру в будущее».
Но Христианская вера не терпит «ослабления». Бог не терпит манипуляций с Им данной верой. Он забирает ее всю, полностью. Неповрежденная и защищенная от профанации вера возвращается к ее Подателю. Следует караблекрушение. Принявшие вакцину от Христианства умирают для Жизни Вечной.
Или полное покаяние в модернизме , или конец Ницше.
И так как взрыв отозвался эхом в каждом из нас, каждый да убьет в себе Раскольникова.
Протоиерей Владимир Переслегин
5 Responses
Мне кажется Создатель заложил в человеке веру в будущее. “Плодитесь и разиножайтесь, наследуйте землю и властвуйте над нею”. “Властвуйте” значит не сливайтесь с естесством, стройте цивилизацию.
Нет. Это не “вера в будущее”, а вера Господу Богу. Это Заповедь Божия, а не призыв в думать о не принадлежащем нам будущем.
Как и все Заповеди, она направлена на настоящее. Ее соблюдение является проявлением любви к Богу в настоящем времени. Это то, что должен делать человек (в Раю — Адам) сейчас и здесь в предстоянии Вечному Богу, в руках Которого наше дыхание и наша судьба. Будущее не принадлежит нам ни в Раю, на сейчас. Собственно в присвоении себе будущего, в “вере в будущее” и состояло грехопадение. Не оправдывайте его. Человек не призван к будущему. Человек призван к Богоугождению в настоящем, и только. Бог дает благословение, имеющее раскрыться во времена и сроки. Но не от людей зависит исполнить его. Только верность Господу в настоящем привлекает благодать и дает исполниться благословениям, относящимся к будущим временам. Например, в Таинстве Венчания. За неверность же в настоящем Бог отнимает благословения, как это произошло и с Адамом и с Израилем.
Отнимется от вас Царство Небесное и дастся языку, таврящему плоды его
Спасибо
Аминь!
Отец Владимир, благословите!
Каково Ваше отношение к крещальной литургии?
Владыка крестит новорождённого у настоятель храма?