Сегодня совпали по времени публикации проповедь на Покров Божией Матери еп. Сергия Барнаульского и интервью митр. Тира и Сидона Илии (Кфури).
Религиозный индифферентизм Сидона
В беседе с Надеждой Кеворковой, проходившей в ливанском Сидоне, митр. Илия (Антиохийский Патриархат) не скрыл своих либеральных взглядов на магометантство:
Обидно и больно, что похищения совершают те иностранцы, кто вошел в Сирию. Якобы, они мусульмане. Но то, что они совершают, они делают против установлений Ислама. Эти люди — не настоящие мусульмане. Они похитили верующих людей, которые несут любовь и мир. Это же не военные! Эти люди похищают и простых граждан, христиан и мусульман, паломников.
“Мусульмане и христиане – братья”
На вопрос журналистки: В западном мире каждое похищение или убийство христиан в Сирии, как прежде в Ираке, считают доказательством того, что Ислам воюет против Христианства, митрополит уверенно отвечает:
Мусульмане и христиане — братья. Об этом можно много говорить, в Коране написаны хорошие слова о христианах, и мусульмане знают об этом. Но эти мусульмане-иностранцы не знают Ислама. Коран говорит о христианах самыми лучшими словами. Пророк Мохаммад отправил своих людей к королю Эфиопии Хабаши, чтобы сказать ему, что его люди — верующие, что они не будут вас убивать, не причинят вам вреда. А этих иностранцев посылают воевать и убивать, и обеспечивают оружием. Они сжигают церкви, они отдают крест на поругание.
Митр. Илия известен своими добрыми отношениями с магометанством. В частности, он был одним из тех, кто в 2010 г. участвовал в церемонии прощания с основателем “Хезболлы” шиитским шейхом Мухаммадом Хуссейном Фадлаллой.
Религиозный индифферентизм Барнаула
Еще одна проповедь на сходную тему прозвучала в Барнауле. Ее произнес еп. Сергий, прославившийся своей запоздавшей на полтора года поддержкой кощунства в храме Христа Cпасителя. Напомним, что 29 августа 2013 г. еп. Сергий заявил буквально следующее:
Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot. Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования. Громкими процессами не укрепить авторитета ни Церкви, ни людей, от ее лица создавших такой прецедент. Видимо, в прецеденте-то все и дело, кому-то хотелось его создать. Воздержусь от более жестких высказываний.
Вот и теперь кажется, что Праздник Покрова Богородицы трудно использовать для продвижения идей религиозного индифферентизма. Но вы ошибаетесь.
Покров Божией Матери как повод к равнодушию
Еп. Сергий предлагает следующее поучение:
Не надо думать, что верующие только в храмах. Это великое заблуждение, которым наши церковные враги все время тыкают нам в глаза. В храме здесь сегодня может быть и тысячи человек не наберется. А верующих в нашей стране миллионы. Мы все прославляем Господа Творца. Безусловно, не все могут прийти в храм в одно и то же время. Не все могут открыто исповедовать свою веру по разным причинам – и психологическим, и объективным. Но в душе у каждого человека есть понимание того, что над нами есть Бог и Его спасительная сила. Для нас важно, чтобы этих людей было как можно больше. И они никогда не будут против нас, путь и не ходят с нами.
Христос сказал ученикам: «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 39-40). В этом некое повеление нам, что нельзя хулить инославных, иноверцев, если они живут по правде Божией, то они не вскоре обратятся против веры, Истины и против нас, православных христиан и с ними нужно дружить, ладить. Не в том смысле, чтобы перенимать их обычаи и веру, нет, надо твердо держаться наших законов и обычаев православных. Но Покров Божией Матери простирается не только на предстоящих и молящихся в храме.
Неверующие суть равнодушные
Здесь удивляет скорее не та неочевидная мысль, что есть верующие вне Церкви, а тот печальный факт, что после этих слов православным миссионерам придется доказывать обратное: как же так случилось, что неверующие есть и в Церкви, а не только вне ее.