Search

«Верую… в инославие»?

Экзарх всея Беларуси все верно сказал, то есть в полном соответствии с официальным учением в «отношении к инославию».

Такая прибавка к девятому члену Символа веры (вроде «филиокве») приходит на ум по прослушивании проповеди митрополита Минского и Заславского Павла (9:38), в которой Патриарший экзарх всея Беларуси оправдывает входящие в местный церковный обиход поминовения на проскомидии католиков, то есть, по сути, благословляет делать это и впредь в своем экзархате («не смущайтесь, друзья»).

Заявление Высокопреосвященного является более серьезным церковным событием, чем может показаться на первый взгляд. Владыка Павел – постоянный член Священного Синода. Но дело даже не в том, что никто из равных ему по положению в Русской Церкви его не поправил и ему не возразил, так что, получается, сказанное является не его частным богословским мнением, но официальной позицией. Очевидно, что мы имеем здесь дело с пароксизмом известной экклезиологии всех современных Поместных Церквей, кстати, декларированной в документах недавно прошедшего Всеправославного собора; с очередной вехой революционного сближения Православия с Римом и вообще «инославием», которое глупо уже отрицать; с новым «расширенным» представлением о «границах Церкви» (по о. Георгию Флоровскому и иже с ним), когда положение «остального христианского мира» вероучительно не определено однозначным образом и никто толком вам не скажет, как к ним теперь следует относиться с канонической точки зрения (то, что уже можно на литургии в Беларуси, того еще нельзя «где-нибудь в Вологде»). Поэтому ничего другого, как подобных унылых «диалектических» словес, оставляющих самое тягостное впечатление, ждать от наших честных отцов по этому вопросу, увы, не приходится и в будущем.

Поэтому экзарх всея Беларуси все верно сказал, то есть в полном соответствии с официальным учением в «отношении к инославию». Если не еретики, но «такие же христиане», «так же воспитанные», просто «иной традиции», то им церковно (сакраментально) ВСЁ можно. Если же все-таки еретики, то тогда тот, кто не считает еретиков еретиками, сам, выходит, еретик. И это уже точно. Кто не считает ересь ересью (но, например, «инославием»), тот догматически верует противно тем, кто определил ересь ересью, то есть Священному Преданию, святым соборам, тем святителям и преподобным отцам, кого поминает вместе с еретиками на проскомидии… Если же считаешь ересь ересью, но только не называешь «в миссионерских целях», то лукавишь, намеренно обманываешь себя и других. А там, где лукавство, там тоже нет Духа Божия, как и в ереси… Но в том-то и дело, что по всему видно, что не лукавят, но «искренно веруют»… в «инославие» еретиков. То есть, сами не знают во что.

«Еще два дня», говорит, «и точно стал бы» (сопровождавший их «ортодоксальный еретик» «в Чили, в Венгрии» и еще где-то) «православным». Но не стал, ни тот, ни другой, ни третий… Потому что им, согласно самой этой «резиновой» экклезиологии, и не нужно никем становиться: они и так уже «такие же христианине» и в церковных таинствах участвуют (и у себя «одной ногой», и у нас – другой, где их на проскомидии поминают сразу после святых). Из подобных противоречий и самоотрицаний и соткана вся проповедь митрополита, выстроенная в русле религиозной политики президента Беларуси и богословского суемудрия наших «парижан» и ленинбуржцев… «Еще немножко», еще чуть-чуть, «и стал бы православным»… Либо (палка о двух концах) того и гляди – сам станешь еретиком. О каком «соблазне» речь, если это «Господь Христос-Спаситель говорил, Основатель нашей Церкви»? Получается, исполнение заповеди Божией в храме Божием нынешних белорусских христиан может соблазнить? Вот когда «еще чуть-чуть» и погонят православных с Беларуси (кроме тех, кто поклонится папе), как это уже происходит на Украине, тогда узнают минские романтики, «враги» им католики или «такие же христиане».

«Главное, чтобы семья была едина». Это, конечно, основная мысль. Резюме проповеди. Человечность прежде всего. Руководствуясь именно этой приоритетностью, в «инославном мире» теперь, где тоже много «смешанных браков» (только по половому признаку), содомия не является каноническим препятствием для участия в таинствах и самому священнодействию, ведь «у Бога столько любви»…

«Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего… уча учениям, заповедям человеческим»?

Александр Буздалов

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

7 Responses

  1. Александр, я не услышал, что владыка сказал слово “Проскомидия”. Он сказал “у жертвенника”, при этом не назвал даже на какой службе и сказал, что в записках ставят пометки, если человек инославный. Из этого нельзя заключить, что он благословил поминать инославных на Проскомидии.
    Лично я не против молитвы за еретиков. Пусть за них молятся те, кому они дороги: матери, жены, дети. Блаженная Моника молилась за своего сына-еретика и он стал Блаженным Августином. Плохо то, что на самом деле сказано как-то не внятно и не точно. И можно так и расценить, как вы написали, но тогда владыка прямо нарушает каноны. Но это только кажущееся нарушение. Конкретики нет и обвинять не в чем.

    1. В том-то и дело, что он ничего не нарушает, потому что “конкретики нет” в самой доктрине… На всякий случай, в РПЦ нынешнего созыва есть канон, разрешающий даже причащать католиков, не то, что поминать на проскомидии. Правда, его действие временно приостановлено ради все тех же «немощных верой»… Но, не ровен час, «могучие верой» мораторий этот разморозят и тогда, о. Михаил, как говорится, помяните мя, грешнаго…

  2. Владыка, кажется, хотел сказать на “проскомидии”, но применил: у жертвенника…по логике нашего служения: что делает поп у жертвенника? В самом деле: вынимает частицы за православных. За иных – не имеет права… Это – уровень “Закона Божия” для детей.
    Молиться за кого бы то ни было мы все должны в той или иной конкретной ситуации. С этим нельзя не согласиться. Пример для нас: наши новомученики из Царской Семьи и их сродники.
    Но создается впечатление (sic!), что владыка Павел призывает отстраниться от “устаревшей методы” поминовения в алтаре…получается, что частицы теперь можно вынимать за католиков в Беларуси, за шаманов – в Африке, за мусульман в Египте, за иудеев в Израиле и т.д.
    При этом: жалко, весьма скорбно за тех же шаманов, иудеев и католиков… Но законы, положеннные Святыми Соборами, не от человеков, а от Пресвятой Троицы…
    Мне тоже по жизни приходится встречаться с представителями самых разных религий. Но не я должен стать в ряды их религий, а они от меня должны отойти Православными… Не угождая, а умоляя, увещевая…горя скорбью за заблуждших, а не устраивая скоморошества… скорбь в том, что не приносят они плодов своего Покаяния ради спасения своих душ…

  3. Подумалось, что использование подобных противоречивых, двусмысленных формулировок уже само по себе является конкретным злом, а именно вариантом мошенничества, направленного на присущее людям свойство ошибаться.

    Однотипными беззаконными деяниями являются, к примеру: распространение (и информационная защита) лёгких наркотиков; деятельность микрофинансовых организаций; строительство дорожной инфраструктуры, требующей от участников движения повышенного внимания.

    Общее свойство здесь в том, что человек внимательный и рассудительный может, вообще говоря, избежать для себя негативных последствий от сосуществования с указанными явлениями. Но не все люди таковы, а аккуратные могут иногда оступаться.

    Поэтому когда защитники подобных формулировок начинают в своё оправдание говорить что-нибудь в стиле: «смотрите, тут всё можно (и какбы стоит) понять правильно» — это обман, попытка направить внимание на рассмотрение некоего идеального человека и не дать вниманию увидеть реального человека, потенциальную жертву этих формулировок.

  4. Вот, оказывается, кого поставили митрополитом Коломенским и Крутицким. Спаси Христос, Александр, просветили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.