Роман Вершилло
Перед лицом великой силы и глубины Христианского вероучения надо ли говорить о защите веры? Если еретики или неверующие хотят победить Истину, то это невозможно: Она безгранично сильна. Если хотят уловить Ее в сети хитросплетений и лжи, то Она бесконечно глубока и недостижима для злых рыболовов.
Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити
Безумная вражда против Истины не оставлена без внимания Истиной. Грех ереси столь велик именно потому, что неправду в высоту глаголаша (Пс. 72:8). Отсюда многочисленные обличения, которые мы находим в Священном Писании. Отсюда выступления против неверующих и еретиков – в Священном Предании. Достаточно указать, что каждая строка Символа веры направлена против того или иного заблуждения. Отчего же так? От бранчливости и наклонности к словопрениям, как говорили о православных греках западные их оппоненты? Нет, такая агрессивность (если ее можно так назвать) происходит из самой природы истины. Истина есть свет и нет в ней никакой лжи, поэтому, каким бы способом ни излагали Истину, она всегда осуждает ложь, и делает это совершенно непримиримо.
Поэтому нет никакого противопоставления “положительной” и “полемической” проповеди. Если возвещается Истина, то тем самым и в тот же самый момент осуждается ложь.
Особенно странно слышать о “положительной” проповеди от протестантов, якобы излагающих прямо учение о спасении в Боге. И это говорят те, чье учение во всех деталях представляет собой грубейшую полемику с Церковным Христианством!
“Православные” модернисты также объявляют себя сторонниками положительной проповеди Христианства, и будто бы отказываются от уклонения в споры по частным вопросам. Однако сказать так можно, а исполнить – невозможно. Кто читал сочинения митр. Антония (Блюма), о. Кураева или о. Петра (Мещеринова), знает, насколько полемичны и резко критичны их высказывания в адрес Православия и православных.
Помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Как это описано в Писании, модернисты хотят небывалого и стремятся к недостижимому: не заострять внимание на различиях и, в то же время, непрерывно бомбардировать положения Православной веры.
От православного христианина требуется одно: быть верным. И тогда становится праздным вопрос – должны ли мы защищать Истину. Истина борется за нас, Она уже победила вместо нас.
И все-таки нас возмущает и страшит ложь еретиков и богохульство безбожных. Но не потому чтобы мы боялись заразиться их ложью и безумием. Такой опасности не существует. Как сказал древний мудрец: Здравый рассудок у всех общий, но глупец живет так, как если бы у него был особенный.
Я не могу отвлечься от того, что передо мной такой же человек. Я испуган и повышаю свой голос, когда встречаю безумие там, где должен быть здравый рассудок.
А человеческое безумие безусловно страшнее звериной жестокости.
2 Responses
Согласна полностью!Быть верныи и защищать Истину,даже если получаешь отпор,обязательно нужно.А тогда,как сохранить то,что является дорогим и главным,если не будешь противостоять осквернителям и предателям.И человеческое безумие пугает иногда,хотя со временем привыкаешь уже сталкиваться с ним.Но как писал блаженный Феофилакт Болгарский:
“Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28); мудрости, когда говорит: будьте мудры, как змеи (Мф. 10, 16); правде, когда учит: кик хотите, чтобы с вами поступали люди. так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31); целомудрию, когда сказывает: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нет в сердце своем (Мф. 5, 28).”
Надо быть мужественными и мудрыми….мудрыми,и искать праведные пути к защите Истины.
Очень метко автор сформулировал суть проблемы. Огромное спасибо!