Search

Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых

Из переписки с кн. Сергием братья узнали, что он, вслед за архим. Фотием, не хочет принимать буквальный смысл богословских учительных и символических книг Православной Церкви, а вкладывает в них какой-то особый неочевидный смысл

Трое братьев князей Ширинских-Шихматовых: Алексий, Павел и Сергий, после смерти родителей стали преобразовывать жизнь свою и своих крестьян в православном духе. В частности, организовали обучение, занимались благотворительностью, а сами стали вести чрезвычайно набожный и благочестивый образ жизни. Они выписывали все православные богословские книги, выходившие в России, а затем вместе изучали их.

Однако такую благообразную картину нарушило то, что один из братьев, кн. Сергий, попал под влияние известного архимандрита Юрьевского Фотия и, покинув братьев, переселился в монастырь, где и был пострижен в начале 30-х гг. XIX века с именем Аникита.

Из переписки с кн. Сергием братья узнали, что он, вслед за архим. Фотием, не хочет принимать буквальный смысл богословских учительных и символических книг Православной Церкви, а вкладывает в них какой-то особый неочевидный смысл:

Ты отрицаешься по приглашению нашему исповедать все, без изъятия, догматическое церковно-классических книг учение слово в слово и держась того смысла, который очевиден по свойству языка и по разумению всех учащих и учащихся по сим книгам,- читаем в одном из писем.

Далее ты говоришь, что мало еще принимать слово в слово заключающееся в церковно-учебных книгах учение о вере, но и с разумением православным. Но таковых необъясненных мест, оставленных читателю самому избирать правое оных разумение, не находится вовсе в богословских наших книгах. Все в них до того истолковано, что предостаточно будет верой принимать оное слово в слово – все исчезли затруднения, все ложные понятия ниспровергнуты…

Смысл церковно-учебных книг так ясен и прост, что еще не приходило никому в голову сказать, что они заключают в себе какое-либо важное непонимание, которое бы до того изменяло смысл, что опасно литерально исповедать оное. Такое представление что бы иное значило, как не прямую недоверчивость, как не подрывание коренного богословского учения?

С удивлением и страхом повторяем, что [как учил архим. Фотий и подражал ему кн. Сергий] сие учение – слово в слово исповедывать – недостаточно, неправославно, без одушевления оного содержимым в уме православным разумением? Стало быть, оно есть, по такому мнению, бездушное мертвое тело, и только оживляется от тех, которые имеют силу сообщать оному душу в православном их разумении, которого, следовательно, не имеется в сем веровании, ибо вербальное оного исповедание, по мнению тому, не живо, не достаточно. Вот какое новое учение! Где же оно и кем написано? Кем сочинено, кем утверждено?

Мы и не смеем думать, чтобы объяснениям богословским давать наше или чье-либо разумение; напротив, богословией церковной поверяем все наши о вере понятия и разумения, веруя несомненно, что они заключают в себе полное и предостаточное, в вербальном их приятии, все апостольское учение (Письмо кн. Алексия к кн. Сергию. 1829. г.).

Вот тебе слово в слово, что значится в чиноположении архиерейском: “Клянуся и еще Всемогущим Богом, что вся сия [церковное о вере учение], мною ныне обещаваемыя, не инако толкую во уме своем, яко провещаваю устами моими, но в той силе и разуме, яковую силу и разум написанные зде слова чтущим и слышащим являют” (Письмо кнн. Алексия и Павла к кн. Сергию 1830 г.).

По книге:

о. Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия. СПб. 1890

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Формула жизни

Слово Истины бесконечно шире тварного мира со всей его жизнью и смертью.

По разделам

6 Responses

  1. Неужели у архим. Фотия(Спасского)и правда были модернистские воззрения? Ведь он был одним из главных борцов с масонством, сектантством, вообще мистицизмом разного рода, считался ревнителем благочестия. Недавно про него была статья в “Благодатном огне” более чем в положительном ключе-
    http://www.blagogon.ru/digest/45/

    1. Тут следует говорить не о модернизме, а об ошибке, которая потом получила развитие в модернизме и в борьбе с модернизмом! Архим. Фотий несомненно ненавидел все нововведения, но это не значит, что ему удалось найти истинные способы борьбы с ними. По общему убеждению, св. Филарет Московский – вот подлинный образец борьбы с модернизмом.
      Ведь ошибка здесь очень глубокая: получается, что Православное исповедание есть бездушное мертвое тело, и только оживляется от тех, которые имеют силу сообщать оному душу в православном их разумении, которого, следовательно, не имеется в сем веровании, ибо вербальное оного исповедание, по мнению тому, не живо, не достаточно. Вовсе нет, и этим самым отрезается отговорка модернистов: “мы понимаем так, а вы иначе”. Нет, сама формулировка православных догматов осуждает модернистов в неправоверии, потому что догматы можно понимать неправославно только путем насилия над их очевидным смыслом.

  2. Архим.Фотий(Спасский),если проследить его биографию,фигура яркая и неоднозначная,судя по слухам,как позитивным, так и негативным, которые окружали церковную деятельность архимандрита.Данное учение о его неприятии буквального смысла учительских богословских книг и символических книг Православной Церкви имеются ли в оригинальном виде,изложенным именно самим архим.Фотием? Мог ли такой ревнитель,консерватор,молитвенник,постник в борьбе за чистоту Православия так глубоко ошибаться?Если такого его личного учения нет и делаются выводы об этом только из переписки князей,то имееют ли здесь быть серьезные основания для обвинения архим.Фотия? Ведь тот же кн.Сергей и кн.Павел могли переиначить мысли архим.Фотия по своему.Ведь фигура архим.Фотия для консервативных православных должно быть очень значимая,и в наше современное время могла быть достойным примером для подражания в борьбе против всяких бесчинств,происходящих в лоне нашей Церкви,скорее всего статьями о нем в журнале “Благодатный огонь” и “Русская линия” и ставили отчасти такую цель.

    http://www.rusk.ru/analitika/2005/06/01/filosofsko-religioznye_vzglyady_obwestvenno-politicheskaya_i_cerkovnaya_deyatel_nost_arhimandrita_fotiya_spasskogo/

    Но ваш сайт преследует немного другую цель.Если есть такое учение,которое как пишет Роман Вершило:”Тут следует говорить не о модернизме, а об ошибке, которая потом получила развитие в модернизме и в борьбе с модернизмом”,почему тогда это не рассмотреть отдельно,потому что признаюсь мне удивительно,что архим.Фотий мог волей неволей дать пищу для врагов Церкви модернистов.

    1. Я нахожу в этой переписке больше положительное учение, чем обвинение архим. Фотия в чем бы то ни было. Сейчас не припомню точно где, но я и сам писал что-то подобное: что мало исповедовать устами, надо вкладывать в слова православный смысл. Кажется, что все правильно, но на самом деле нет, и св. Филарет Московский, думаю, не сказал бы так. Мы все несколько заморочены модернистами. Нет, не мы вкладываем смысл в Православное исповедание, а напротив, должны с верой принимать сказанное!

  3. Согласна, что только с верой без всяких примесей умствований, которые исходят от гордыни.Просто меня удивил этот факт учения ” о воодушевлении православным разумением слов Православного исповедания”, которые исходят от архим.Фотия, который был сильный ревнитель Православия, поэтому я и поинтересовалась,если где-то в его трудах это учение.Сама переписка достойна внимания и несет безусловно положительное учение,чем обвинение архим.Фотия,и все-таки в самой статье упоминается об архимандрите не в очень положительном ключе,что и понятно,если такое учение имело быть у него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.