Радиостанция “Радонеж” предоставила место для “прославления” Яна Гуса. Статья быв. митрополита Православной церкви Чешских земель и Словакии Христофора так и называется “Святой мученик Ян Гус”.
Ранее было известно, что память одного из основателей протестантизма Яна Гуса чтят так называемая “Моравская церковь”, “Чехословацкая гуситская Церковь” , а также епископалы и евангелики США. Из статьи митр. Христофора следует, что Гуса почитал не только св. Николай (Велемирович), но и Кипрская православная церковь и Православная церковь Чешских земель и Словакии. Больше того: в святости Яна Гуса нет никаких сомнений и у других Православных Церквей.
Больше того, магистра Яна Гуса и Иеронима Пражского чтили как святых мучеников Констанса, с тех пор, когда в 1452 году принял Константинопольский Патриархат в семью православных церквей чешских Утраквистов. В их святости, не было сомнения, хотя они принадлежали к римско-католической церкви. Мученичество, смерть огнем означают крещение святости, как и в случае мучеников первых веков, которые часто еще не получили святое крещение.
Для почитания Яна Гуса и Иеронима Пражского “Радонеж” публикует их икону, торпари и кондаки. И это несмотря на то, что Ян Гус не был официально ни православным, ни католиком, ни протестантом, как признается митр. Христофор и в то же время надеется, что Крещение огнем смоет недостатки его католической мысли, потому что он не имел возможности ознакомиться с православным учением.
Поскольку информация о якобы древнем почитании Яна Гуса в Православной Церкви является вымышленной (см. статью в Православной энциклопедии и обзор Laura Ronchi de Michelis. Hus et le mouvement hussite, de la condamnation de l’hérésie à sa réévaluation slave au milieu du XIXe siècle // Cahiers du Monde russe et sovietique. 1988. V. 29. № 3–4. P. 323–336), то мы остановимся лишь на некоторых из воззрений Яна Гуса.
Несмотря на осуждение католич. Церковью Г. как еретика, именно ее он исповедовал единой Церковью Христовой.
Г. вводит понятие «истинная принадлежность к Церкви». «Не следует,- предупреждал Г.,- что все те христиане, которые [находятся] в Церкви… принадлежат к Церкви. Скорее наоборот, часть их принадлежит к Церкви, а часть просто есть в Церкви». «Предопределенными» являются «истинные сыны [Божии], которые есть подобие Божие и по установленному зову святы, ибо были избранными». «Предведенные» – это те, кто находятся в Церкви Христовой временно, к-рые отпадут от нее как «члены диавольские». На вопрос, что же делает человека принадлежащим к Церкви Христовой, Г. отвечал, что «…ни одно место или народное избрание не делает человека членом Святой Церкви Вселенской, скорее Божественное предопределение, и это распространяется на каждого, кто настойчиво следует за Христом в любви». Т. о., «Святая Церковь Вселенская есть одна единственная и является совокупностью предопределенных, [начиная] от первого праведника, [и] учитывая того последнего, который должен быть однажды спасен. [Церковь] включает в полном количестве всех, которые должны быть спасены. Всеведущий Бог, Который «все в меру, на вес и на счет упорядочил», наперед установил,- делал вывод Г.,- сколько людей должно быть в конце спасено» .
Традиционно в Православной Церкви Гус считался опасным и даже “величайшим” еретиком, последователем Джона Уиклефа и духовным отцом Лютера и Кальвина. Густынская летопись характеризует Гуса как еретика. Потребник 1625 года требует от присоединяемых к Церкви протестантов отречения от еретических учений Уиклефа, Гуса и Лютера.
Роман Вершилло
2 Responses
С Яном Гусом все ясно – древний, почти забытый еретик /даже католики согласны !/ Но Конст. патриархия поступила с ним по пословице ”без меня меня женили” – записали его в православные / а
он даже на католика ”не тянет” и освятили.
Почему же православное , захваленное радио ” Радонеж” в этом участвует?
Интересно, что в русской википедии его же хотели прославить, как сербского святого. Опять же “без меня меня женили”:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение:Гус,_Ян
Видимо, такой вот метод фальсификации.
А на Радонеже статью уже почти удалили, как и полагается для ответственных изданий – почти извинившись и почти разъяснив инцидент.