Search

митр. Иоанн Пергамский (Зизиулас)

(Зизулас, Зизиулас), John Zizioulas (1931 - 2023) .
митр. Иоанн Пергамский (Зизиулас)

Зизулас, Зизиулас, John Zizioulas (1931 – 2023) – крупный богослов-модернист, экуменист, активный участник экуменического движения.

Титулярный митрополит (Константинопольский Патриархат). Ученик о. Г. Флоровского.

Окончил в 1965 г. Афинский университет. Профессор богословия в университете Глазго и в Kings College (Лондон). Председатель Афинской Академии наук.

Участник комиссии Всемирного совета церквей (ВСЦ) “Крещение, Евхаристия и Служение”. В конце 80-х сопредседатель комиссии по православно-англиканскому “диалогу”. Одна из центральных фигур в экуменических переговорах с католицизмом. Неоднократно публиковался в журнале “Соборность”.

Как богослов и теоретик экуменизма находится под влиянием о. Г. Флоровского, о.Н. Афанасьева и В.Н. Лосского. Ход его мысли целиком укладывается в школу т.н. “Парижского богословия”. М.И.П. базируется на учении о.Н. Афанасьева о Церкви, которое у м.И.П. излагается в метафизических терминах.

Популярность м.И.П. на Западе объясняется тем, что основные мотивы его учения совпадают с постмодернистскими философскими разработками. Прежде всего это отрицание всякой субстанциальности, всех оснований.

М.И.П. утверждает, что необходимо найти путь к преодолению различия между Божеством и человечеством. На путях сущности это невозможно: Бог есть Верховная Сверхъестественная Сущность, Благой Бог-Творец и Промыслитель. А человек – одна из сотворенных сущностей, сотворенных и существующих лишь поскольку Бог дарует им жизнь. Действительно, Бог и человек различны сущностно.

М.И.П. стремится “увязать” в своей псевдосистеме Божество, человечество и Церковь. Это достигается в Христианском вероучении через веру в Бога-Творца и Промыслителя, учение о сущности и благодати. А у м.И.П. это становится сложнейшей проблемой и вызывает к жизни целую метафизическую схему, и схему абсолютно безосновную.

Чтобы слить Бога и человека, м.И.П. подрывает всякие основания бытия. Он указывает на неведомый никому до него разрыв между бытием и общением. Это чисто словесная формула, которая не может иметь никакого метафизического обоснования. И так же чисто на словах м.И.П. “преодолевает” этот разрыв. Он признает бытие и общение тождественными, если они “находятся” в личности.

Почему же не поверить вместе со всеми христианами в Бога как Верховную Сущность, Единого подлинно Сущего? Потому что сущность якобы безлична, а личность безосновна (свободна)! Но поразительным образом м.И.П. считает это преодолимым. Он учит: Бытие Бога соотносительно: невозможно говорить о бытии Бога вне понятия общения. Поэтому, якобы, Его бытие тождественно акту общения. Божественная Сущность по определению носит соотносительный характер (substance possesses almost by definition a relational character). И Церковь для него является соотносительной реальностью (что бы это ни значило).

Хотя м.И.П. и объявляет общение онтологическим понятием, но при этом необъяснимым образом лишает “общение” самодостаточности и экзистенции. И далее м.И.П. уравнивает все элементы его фразы, объявляя бытие – общением, и общение – сущностью личности. Выход из этого уравнения из не сущих подлинно бытия и общения м.И.П. видит в конкретной личности, которая для него ведь тоже подлинно не существует. Общим итогом является признание единственной действительностью конкретную изменчивость и непостоянство бытия в каждый отдельный момент.

В Боге м.И.П. отрицает единство Божественной Сущности, что позволяет расценить его учение как атеистическое. Он критикует западное богословие за то, что в нем единство Бога представлено единой божественной “субстанцией”, или единым Божеством!

Он объявляет Сущностью Троицы – общение, а источником общения – Ипостась Бога-Отца! В контексте учения м.И.П. это лишь внешне совпадает с ложным учением Э. Жильсона, восприняты о.И. Мейендорфом. У м.И.П. Личность Бога-Отца в свою очередь объявляется подчиненной общению, зависимой от общения и конституируемой этим же общением: Любовь как образ бытия Бога “ипостазирует” Его. Что для м.И.П. является источником и сущностью, постичь уже становится невозможно.

В этом ключе м.И.П. решает и вопрос об Истине и бытии, поскольку учит об их совпадении, что напоминает атеизм Спинозы. И это совпадение означает на деле полный произвол по отношению к Истине.

На самом же деле Истина лишь относится к тварному бытию, потому что Бог-Истина судит и милует. Истина в этом смысле накладывается на мир извне, и поэтому Истина не дискуссионна и не диалогична, а выражается догматически. М.И.П. считает, напротив, что Истина совпадает с общением личностей, и, в свою очередь, с бытием. Согласно его постмодернистскому учению, не существует суждений истинных сами по себе. Критерием истины выступает отношение, и если, например, католики и православные вступили в диалог, то он уже приобретает некоторую истинность и фундаментальность. Поэтому ничего более менее прочного в действительности не существует помимо отношений православных между собой и с другими.

М.И.П. обвиняли в том, что вся его метафизика общения ведет к тому, что уничтожаются все безусловно существующие сущности. Для него все, что существует, обусловлено общением, не имея бытия в самом себе. Это обвинение справедливо, с тем уточнением, что и общением в системе м.И.П. можно объявить, что угодно, и признать за ним любой угодный статус. Что он прекрасно демонстрирует в своей экуменической деятельности.

Учение м.И.П. является экуменическим в своих основах, и в частности, совпадает с философским постмодернизмом в учении о сообществе, как источнике интерпретации (которая в постмодерне заменяет собой Истину). М.И.П. вполне последовательно ищет опору для бытия, человека и Церкви – в словах, древних и современных. Он употребляет, в отличие от о.Н. Афанасьева, философскую терминологию, чтобы затем ее “превзойти”, опять же на словах.

Как же м.И.П. описывает учение о Церкви? Православные никогда не отступят от своего убеждения, что Православная Церковь есть Una Sancta, в силу своей веры в то, что Церковь есть историческая реальность, и в то, что мы не можем искать ее за пределами предания, которое исторически нам было завещано и нами усвоено. До тех пор пока у них нет причин перейти в иную христианскую конфессию или церковь, т.е. до тех пор пока они остаются православными, они будут отождествлять Una Sancta со своей Церковью (выделено нами.- antimodern.ru).

Так как же на самом деле? Правы ли православные объективно, или лишь имеют право на свои исторически обусловленные взгляды, пока у них не появились причины перейти в иную христианскую конфессию или церковь?

В очень удобном для практики экуменизма смысле м.И.П. понимает общение как отношение между личностями. Поэтому уже само отношение равносильно общению, независимо от того, что это за отношение.

Что такое экуменическое движение с точки зрения его участников? Это, учит м.И.П., содружество, посредством которого, т.е. посредством совместного существования, работы, богословской рефлексии, страданий, свидетельства и т.п., и прежде всего – разделения общего видения того, что есть Церковь, они могут достичь не только исповедания Единого Господа, но также и Единой Церкви.

Он подразумевает, что уже сами разговоры о Боге и Церкви имеют церковное и духовное значение независимо от того, согласны ли говорящие друг с другом и в какой мере. Вот для оправдания такого рода практической деятельности по предательству Православия и нужны м.И.П. метафизические тезисы вроде: Потому что мы верим в Бога, Который есть общение как Троица, мы призваны быть личностями в общении.

Во имя оправдания экуменизма м.И.П. изобретает новые нелепые законы: Мы должны различать между Церковью и обладанием экклезиологическим значением, то есть отличать Церковь от ее значения!

М.И.П. признает, что “православные” экуменисты не достигли того, чтобы сделать Символ веры единственным вероисповедным базисом в ВСЦ, но в этой сфере существует некоторый прогресс… Неужели движение в этом отношении не имеет никакого экклезиологического значения?– риторически спрашивает он, потому что самому диалогу придает онтологический статус, хотя это ничем не обосновано и не может быть обосновано.

Безосновательные утверждения м.И.П. вызвали резкий протест со стороны архиеп. Стилиана Австралийского (Константинопольский Патриархат): Тактика митр. Пергамского вызывает у меня ярость, когда он объявляет себя богословом-систематиком, и в то же время смеет утверждать, что униатство не стоит на повестке дня в переговорах между католиками и православными. Уния – это фальшивка, явный обман с переодеванием. И вот приходит митр. Пергамский и говорит, что “местные Церкви должны сами решать эти практические проблемы”. Где митр. Пергамский нашел эти решения? И к кому он обращается: к неграмотным или безмозглым?

При всем обожествлении “общения” м.И.П. отнюдь не миролюбив к своим идейным противникам. Он готов обвинять своих православных собратьев в духовном терроризме, направленном против экуменизма. Русскую же Церковь он прямо обвиняет в неспособности отвечать на вызовы со стороны современности, причем считает верность Преданию лишь отговоркой, оправдывающей отсталость Русской Церкви.

О нем

28.02.2014 Митрополит Иоанн Пергамский: Спасибо папе Франциску

02.11.2011 Конференция, посвященная модернизму митр. Иоанна (Зизиуласа)

18.06.2011 Заседание рабочей группы Смешанной католическо-православной комиссии на Крите

25.11.2009 Митр. Пергамский Иоанн (Зизиулас): предательство Православия будет продолжаться

Основные труды

Being as Communion: Studies in Personhood and the Church (1985). изд. Свято-Владимирской семинарии.  Русский перевод: Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви / Предисл. прот. Иоанна Мейендорфа; Пер. с англ. Д.М. Гзгзяна. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт (2006)

Preserving God’s Creation: Three Lectures on Theology and Ecology,” King’s Theological Review 13 (1) (1990), 1-5

Поместная Церковь с точки зрения Евхаристии. Православный взгляд // Афанасьевские чтения (материалы богословской конференции, проведенной МВПХШ. М.,1994.

Учение о Боге Троице сегодня: предложения для экуменического изучения // Страницы, журнал Библейско-богословского института. 1997. №1

Евхаристия и Царство Божие // Страницы, журнал Библейско-богословского института. 1997. №2

Самопонимание православных и их участие в экуменическом движении / Православие и экуменизм. М.:МФТИ, 1999

Eucharist, Bishop, Church: The Unity of the Church in the Divine Eucharist and the Bishop During the First Three Centuries (2001)

Личностность и бытие / Пер. с англ. С. А. Чурсанова // Богословский сборник. М., 2002, вып. X

Remembering the Future: An Eschatological Ontology (2009)

Lectures in Christian Dogmatics (2009)

Церковь и Евхаристия. Килемарская Богородице-Сергиева пустынь, 2009

Источники

Is the Theologian Ioannis Zizioulas proclaiming Orthodoxy? // Italia Ortodossa

Companion Encyclopedia of Theology / ed. by Peter Byrne and Leslie Houlden. Routledge, 1995

Historical dictionary of the Orthodox church / by Michael Prokurat, Alexander Golitzin, and Michael D. Peterson. Scarecrow Press, Inc. Lanham, Md., & London, 1996

The modern theologians : an introduction to Christian theology since 1918 / ed. by David F. Ford with Rachel Muers. 3rd ed. Blackwell Publishing,2005

Orthodox and Catholics together to respond to the world’s challenges, says Bartholomew I

Archbishop Stylianos of Australia. Mitsotakis and Simitis – Victims of Chrysopigi // TO VEMA October, 2006

Theo Hobson. An eye for the other. The Tablet. 25 August 2007

The theology of John Zizioulas: personhood and the church // Knight, Douglas (ed.). Ashgate Publishing, 2007

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Апологет кощунства извергнут из сана

На заседании Епархиального суда Тамбовской епархии, которое состоялось 12 сентября 2012 года в соответствии с п. 4 ст. 40 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), согласно канонам Святой Православной Церкви было принято решение извергнуть из священного сана заштатного клирика Тамбовской епархии диакона Сергия Викторовича Баранова.

Письмо пятнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные Понеже печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7:10), по апостольскому учению, то в сей нужно нам всегда поучаться и иметь ее,

Стремление изобразить неизобразимое

Таково, на взгляд последователей богословия иконы, “естественное стремление любого православного человека”. Но откроем Евангелие от Иоанна, первую главу, 18 стих. Читайте, пожалуйста. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

По разделам

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.